Программа дополнительного образования экологического направления "Юный эколог" для 1 класса
рабочая программа (1 класс)
ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Юный эколог" предназначен для 1 класса. Программа расчитана на один учебный год по 1 уроку в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_ekolog_1_klass.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
ДЛЯ 1 КЛАССА
.
г. Артём
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества
и человека. - Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
- Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
- Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
- Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения
и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы. - Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной
практической деятельности по охране окружающей среды.
9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Программа «Юный эколог» - авторская, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Левин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из трех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 380 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения- «Экология моего дома» (33 часа: теория - 26 ч; практика - 7 ч);
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин в первом полугодии и 45 минут во втором полугодии.
Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «Открывая мир» - авт. В. Самкова, «Экология» - авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течение трех лет), личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
- Земля - единая экосистема.
- Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
- планета Земля — наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
-влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- работать с гербарием;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным по ступкам и действиям;
- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-й год обучения
№ урока п | Количесво | Тема | Дата | ||
часов | план | факт | |||
Введение 2 | |||||
1 | 1 | Что такое экология? | |||
2 | 1 | Экскурсия на улицу «Краски осени» | |||
Мой дом 5 | |||||
3 | 1 | Наша одежда и обувь | |||
4 | 1 | Практическая работа. Одежда | |||
5 | 1 | Моя квартира. Бытовые приборы в квартире. | |||
6 | 1 | Гигиена класса | |||
7 | 1 | Гигиена школы. Экскурсия по школе. | |||
Мой дом за окном 7 | |||||
8 | 1 | Мой дом | |||
9 | 1 | Деревья твоего двора | |||
10 | 1 | Птицы нашего двора. | |||
11 | 1 | Разнообразие растений и семян. | |||
12 | 1 | Практическое занятие «Изучение гербария» | |||
13 | 1 | Откуда берется и куда девается мусор? | |||
14 | 1 | Совместный проект «Вторая жизнь мусору» | |||
Я и мое окружение 6 | |||||
15 | 1 | Соседи-жильцы | |||
16 | 1 | Дом моей мечты | |||
17 | 1 | Комнатные растения в квартире, в классе | |||
18 | 1 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | |||
19 | 1 | Животные в природе. | |||
20 | 1 | Животные в доме. Кошка и собака – друзья человека. | |||
Вода - источник жизни 5 | |||||
21 | 1 | Вода в моем доме и в природе | |||
22 | 1 | Вода в жизни растений и животных. | |||
23 | 1 | Вода и здоровье человека | |||
24 | 1 | Личная гигиена | |||
25 | 1 | Практическое занятие «Загрязнение воды и ее очистка» | |||
Солнце и свет в нашей жизни 5 | |||||
26 | 1 | Солнце, Луна, звезды - источники света | |||
27 | 1 | Отношение к свету и теплу различных животных | |||
28 | 1 | Отношение к свету и теплу различных растений | |||
29 | 1 | Откуда приходят свет и тепло в мой дом. | |||
30 | 1 | Телевизор в моём доме. | |||
Воздух и здоровье 3 | |||||
31 | 1 | Воздух и здоровье человека. | |||
32 | 1 | Практическое занятие «Если хочешь быть здоров | |||
33 | 1 | Итоговое занятие. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения
№ п/п | Перечень разделов и тем | Кол-во часов | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов |
Введение | 2 | Теория - 2 часа | |||
1-2 | Что такое экология? | 2 | Знакомство детей с целями и задачами занятия, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология — наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома — планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров. Прогулка. Наблюдение за осенними изменениями в природе. | Беседа. Беседа. Рассказ. Диалог. Игра «Живое - неживое» | Рисунок «Дуб и все вокруг него» |
Мой дос | 5 | Теория - 3 часа, практика 2 часа. | |||
3 | Наша одежда и обувь | 1 | Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход | Беседа | Рекомендации |
4 | Практическая работа Одежда | 1 | Изучение разных видов ткани. Знакомство с экологической проблемой: Кладбище одежды. Определение тканей, производство которых не наносит вред природе. Создание памятки с рекомендациями по уходу за одеждой. | ||
5 | Моя квартира. Бытовые приборы в квартире | 1 | Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации | Беседа. Эксперимент | Инструктажи |
6 | Гигиена класса | 1 | Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными | Беседа. Диалог | Рисунок «Школа будущего» |
7 | Экскурсия в школьную кухню | 1 | Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов | Беседа | Правила безопасности. Описание «Кухня в моей квартире» |
Мой дом за окном | 7 | Теория - 6 часов, практика -1 час | |||
8 | Мой дом | 1 | Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе | Рассказ. Диалог. Игра | Рисунок «Мой дом». Рассказ «Я живу в городе», «Я живу в селе» |
9 | Деревья твоего двора | 1 | Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев? | Беседа. Загадки. Кроссворд «Листья». Игра «Узнай листок» | Рисунок «Вид деревьев зимой» |
10 | Просмотр кинофильма о птицах | 1 | Просмотр сюжетов «Почему птицы улетают», «Осёдлые и перелётные птицы». | Беседа. Игра «Узнай птицу» | Рисунок знакомой перелётной или осёдлой птички. |
11 | Птицы нашего двора | 1 | Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: о самых маленьких (колибри); самых крупных (страус, пингвин, индюк); самых быстрых и т. д. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой | Беседа. Рассказ. Сказки-шутки. Игра «Где живет птичка» | Рисунок «Птицы нашего двора». Веселые и интересные случаи поведения птиц |
12 | Разнообразие растений и семян | 1 | Знакомство с разнообразием растений и их семенами. Просмотр диска. | Беседа. Просмотр диска. | Рисунок растений и их семян |
13 | Практическое занятие «Изучение гербария» | 1 | Рассматривание растений. | Рисунок | |
14 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | Выясняем, откуда берется и куда девается мусор | Беседа. Эксперимент «Что будет, если каждый из учащихся бросит бумажку» | Рисунки «Что нужно сделать, чтоб наш класс, наш дом, наш город были чистыми» |
Я и мое окружение | 6 | Теория -5 часов, практика -1 час. | |||
15 | Соседи-жильцы | 1 | Доброжелательные отношения с ними. Все мы - соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа | Диалог. Рассказ. Игра «Что я люблю и чего не люблю» | Рассказ «Интересные люди рядом» |
16 | Дом моей мечты | 1 | Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? | Диалог. Игра | Рисунок |
17 | Комнатые растения в квартире, в классе | 1 | Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к.условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями | Беседа. Игра «Угадай по описанию». Игра «Угадай по силуэтам». Опыт. Наблюдение. Эксперимент | Зарисовка комнатных растений. Составление паспорта комнатных растений. Алгоритм выполнения операций. Сообщение о комнатных растениях. Подбор стихов, загадок, пословиц |
18 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 1 | Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после произведённых работ | ||
19 | Животные в природе | 1 | Знакомство с разнообразием животных. Условия обитания в природе. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки | Беседа. Рассказ. Наблюдение. Диалог | Забавные истории о домашних животных. |
20 | Животные в доме. Кошка и собака – друзья человека. | 1 | Знакомство с домашними животными. Цель содержания животных. Кошка и собака - друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль - меры предупреждения их появления | Беседа. Рассказ. Наблюдение | Рисунок «Мое домашнее животное». Сделать фотоальбом «Я и мой друг». Наблюдение за поведением животных в доме. Сообщения |
Вода - источник жизни | 5 | Теория - 4 часов, практика -1 час | |||
21 | Вода в моем доме и в природе | 1 | Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду? | Беседа. Опыт по очистке воды. Ситуации/ Игры с водой | Рисунок «Охрана воды». Придумать экологические знаки |
22 | Вода в жизни растений и животных | 1 | Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? | Опыт по влиянию полива на состояние комнатных растений Беседа. Наблюдение | Обобщающая беседа |
23 | Вода и здоровье человеку | 1 | Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? | Беседа | Рисунок |
24 | Личная гигиена | 1 | Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды | Беседа, ;. Опыт измерения температуры воды | Продолжи сказку: «Жил-был мальчик, он не любил купаться...» |
25 | Практическое занятие «Очистка воды» | 1 | Наблюдение за экспериментом по очистке воды с помощью песка, угля и т.д. | Беседа | |
Солнце и свет в нашей жизни | 5 | Теория - 5 часов. | |||
26 | Солнце, Луна, звезды - источники света | 1 | Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток | Беседа. Эксперимент. Наблюдение | Рисунок «Небо» |
27 | Отношение к свету и теплу различных животных | 1 | Выяснить, как животные относятся к свету и теплу. Роль солнечного и лунного света в жизни животных | Опыт. Наблюдение | Обобщающая беседа |
28 | Отношение к свету и теплу различных растений | 1 | Выяснить влияние света и тепла на растения. Роль солнечного и лунного света в жизни растений | Опыт. Наблюдение | Обобщающая беседа |
29 | Откуда приходят свет и тепло в мой дом | 1 | Знакомство с ТЭЦ, АЭС, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты | Беседа | |
30 | Телевизор в моем доме • | 1 | Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра | Диалогическая беседа | Рассказ «Как работа телевизора сказывается на здоровье человека?». Правила просмотра телевизора |
6 | Воздух и здоровье | 3 | Теория -2 час, практика -1 час | ||
31 | Воздух и здоровье человека | 1 | Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики | Опыт. Наблюдение вдоха и выдоха воздуха. Беседа. Игра с воздушными шариками | Рассказ «Что ты можешь предложить людям, которые курят?» |
32 | Практическое занятие «Если хочешь быть здоров» | 1 | Знакомство с правилами здорового образа жизни, правилами закаливания. | Диалогическая беседа | Рисунок-памятка |
33 | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов изученного материала. | Беседа | Выставка |
ЛИТЕРАТУРА
- Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 / М. Аксенова, С. Исмаилова. -М.: Аванта+, 2016.
- Баранникова, Л. А. Комнатные растения в интерьере школы / Л. А. Баранникова // Школа и производство. - 2015. - № 12. -С. 25-28.
- Благосклонов, К. Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки / К. Н. Благосклонов. - М., 2016.
- Божья коровка / англ. текст Джилла Бейли. – Волгоград Кооператив «Книга», 2014. - (Природа вокруг тебя).
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М: Эгмонт Россия Лтд, 2015.
- Бочкарева, Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся / Н. Ф. Бочкарева. - Калуга, 2013. - С. 122.
- Брем, А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - М.: Терра-Terra, 20
8.Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова.-М., 2015. -С. 35—42
9.Ганичкин, А. Любимые домашние цветы / А. Ганичкин, О. Ганичкина. - М.: Оникс, 2017.
- Грехова, Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. - М: Илекса; Ставрополь, 2015. - С. 286.
- Дежникова, Н. С. Воспитание экологической культуры у детей подростков / Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова и др. - М., 2017.-С. 64.
\5.Дыбина, О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М.: Сфера, 2014.
- Егоренков, Л. И. Основы начального экологического воспитания: учебное пособие / Л. И. Егоренков. - М.: Прометей, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Занимательная математика" 3 класс
Внеурочная деятельность...
Программа дополнительного образования учащихся 1-4 классов "Основы музыкальной культуры"
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной ...
Рабочая программа дополнительного образования "Азбука вязания" 4 класс
Рабочая программа дополнительного образования "Азбука вязания"4 класс...
Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Рост» 1 класс
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Рост» 2 класс
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, ж...
Программа дополнительного образования «Экологическая тропа»
Программа дополнительного образования «Экологическая тропа» Направление: социальное, 3 класс...