Программа дополнительного образования «Экологическая тропа»
рабочая программа (3 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

Программа дополнительного образования «Экологическая тропа» Направление: социальное, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ekologicheskaya_tropa.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»

Направление: социальное

3 класс

Составитель:

 учитель начальных классов

Никитенко В.Н.

2016 г. Лабытнанги

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Экология для младших школьников» является составной частью системы начального естественно-научного и экологического образования. Она разработана как дополнение к курсу начальной школы и вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.

Это программа предусматривает не только углубление и усвоение знаний о природе родного края, но главным образом приобретение постепенно усложняющихся от класса к классу самостоятельных умений познавать окружающий мир и его взаимосвязи.

В настоящее время охрана природной среды является объективно обусловленной необходимостью. Важнейшей частью экологического воспитания школьников является природоохранная работа. Она включает в себя ознакомление младших школьников с растениями и животными Красной книги, воспитание у детей правил и норм поведения в природе, работу по охране природы своей местности.

Становление гуманного отношения к живой и неживой природе, осмысление неразрывности связи человека с окружающей средой, ориентация на ценности природы составляют актуальность данной программы.

Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников.

Цель программы: создание условий для социального и культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребенка в результате системного освоения природоведческих знаний.

Задачи:

– сформировать гуманное отношение учащихся к живой и неживой природе;

– систематизировать сведения о живой и неживой природе ближайшего окружения (школы, родного края);

– воспитывать чувство необходимости бережного отношения к своей малой родине;

– вызвать у детей стремление к непосредственному участию в охране природы родного края.

В решении  этих  задач  данная  программа  опирается  на основные  п р и н ц и п ы  экологического образования:

– принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства всех составляющих окружающего мира;

– принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь элементов окружающего мира;

– принцип непрерывности, дающий возможность использовать для  обучения каждый возрастной период воспитанников;

– принцип направленности, способствующий развитию практической деятельности и гармоничных отношений с окружающей средой.

Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется по следующим направлениям: эколого-просветительская деятельность; исследовательская деятельность; организация работы по формированию здорового образа жизни.

Место программы в учебном плане.

Программа рассчитана на 1год:  3 класс – 35 занятий  (1 час в неделю);

При реализации дополнительной образовательной программы используются следующие  м е т о д ы  и  м е т о д и ч е с к и е  п р и е м ы :

– стимулирование обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые игры, занятия-сказки, викторины, КВНы, праздники, рефераты обучающихся);

– развитие творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседы, наблюдения, опыты, демонстрации);

– развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения);

– вовлечение обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (организация экологических троп, защита природы от загрязнения окружающей среды, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, конференции).

Результаты изучения дополнительной образовательной программы.

Личностными результатами являются социально значимые качества, индивидуально-личностные позиции и ценностные установки, раскрывающие отношение к окружающему миру, систему норм и правил общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами являются универсальные знания по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Предметными результатами являются:

1-й уровень:

– овладение теоретическими понятиями в области экологии;

– знание основополагающих принципов экологического воспитания младших школьников.

2-й уровень:

– умение ориентироваться в изучаемых объектах окружающей среды;

– умение рационально использовать природные ресурсы.

3-й уровень: освоение способов решения задач для реализации проектов в сфере экологии, использование различных способов информирования, умение представлять собственные разработки.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

– составление буклетов, памяток, реклам по охране окружающей среды;

– проведение выставок работ учащихся в классе, школе, СДК;

– участие в ежегодных районных, областных конкурсах «Я – исследователь» и т. д.;

– участие в районных и городских конкурсах проектов, исследовательских работ, конференциях и фестивалях.

Содержание программы.

1. Что такое экология? Организм и окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи между обитателями живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между человеком и природой. Разъяснение сущности и значения экологии на основе практических примеров.

2. Учимся распознавать растения и животных родного края. Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей). Использование с этой целью имеющихся в распоряжении учителя и обучающихся атласов-определителей.

3. Изучение способов охраны природы. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных.

4. Изучение связей в живой природе. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания (или пищевая сеть). Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, горький вкус полыни, защитная слизь слизня, раковина улитки, иглы ежа, панцирь черепахи).

5. Знакомство с охраняемыми растениями и животными. Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений. Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Охраняемые животные, особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности данных животных и меры их охраны.

6. Мастерим домики для птиц. Практическая работа по изготовлению искусственных гнездований для птиц.

7. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (отчистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке без применения, и т. д.).

8. Обсуждаем примеры загрязнения окружающей среды. Практическая работа на местности.

9. Отходы в доходы. Изготовление поделок из бросового материала.

10. Подводим итоги работы за год. Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практических дел по дополнительной образовательной программе.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Номер

занятия

Тема занятия

Всего часов

Дата

теория

практика

зачетное
мероприятие

Что такое экология?

2

1

Законы об охране природы

1

2

«Зеленые» – кто они? Международные и национальные объекты охраны

1

Учимся распознавать растения и животных родного края

2

1

1

3

Экскурсия. «Растения нашего  края».

1

4

Животные нашей местности.

1

5

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

1

6

Праздник «Мир природы»

1

Изучаем способы охраны природы

1

1

7

Национальные парки.

1

8

Викторина «В мире животных»

1

Изучаем связи в живой природе

2

1

9

Сеть питания.

1

10

Познавательная игра «Кто что ест?»

1

11

Защитные приспособления у животных как проявление тесной связи организмов с окружающих их средой (защитная слизь слизня, раковина улитки)

Познавательная игра «Кто что ест?»

1

Знакомимся с охраняемыми растениями и животными

2

4

12

Лесные лекарственные травы.

1

13

Практическая работа «Составление Красной книги нашего края»

1

14

Выпуск сборника «Лекарственные растения»

1

15

Жертва  стужи.

1

16

Изготовление кормушек. Акция «Покорми птиц зимой».

1

17

Зимующие птицы.

1

Мастерим домики для птиц

1

3

1

18

 Пернатые друзья.

1

19

Изготовление кормушек из разного материала.

1

20

Акция «Покормите птиц зимой!»

1

21

Экскурсия. Вывешивание кормушек и подкормка птиц

1

22

Праздник «Наши пернатые друзья»

1

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека

1

2

2

23

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека

1

24.02

24

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека

2

02.03

25

Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

2

09.03

Обсуждаем примеры загрязнения окружающей среды

3

26

Исследовательская работа «Утилизация бытовых отходов»

1

16.03

27

Исследовательская работа «Утилизация бытовых отходов»

1

23.03


Отходы –  в доходы

1

2

28

Инструктаж по ТБ при работе с разными материалами. Изготовление поделок из пластика «Бабочки на лугу»

1

29

Изготовление поделок из пластика

30

Изготовление поделок из киндер-яиц «На пасеке»

1

31

Изготовление поделок из киндер-яиц

32

Изготовление поделок из ячеек шоколадных конфет «Цветочная поляна»

1

33

Изготовление поделок из природного материала.

34

Экскурсия. Наблюдение за весенними изменениями в природе.

Подводим итоги работы за год

1

35

Итоговое тестирование учащихся. Выставка творческих работ

1

Итого                                              35 часов

Литература:

1. Бекетова, Т. И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях / Т. И. Бекетова // Начальная школа. – 2004. – № 8.

2. Бианки, В. В. Лесная газета / В. В. Бианки. – Л. : Детская литература, 1983.

3. Брылеев, В. А. Родники и реки Волгоградской области / В. А. Брылев, Н. А. Самусь. – Волгоград, 2007.

4. Веденеев, А. М. Красная книга Волгоградской области / А. М. Веденеев [и др.]. – Волгоград, 2006.

5. Здоровье и экология : журн. – 2006. – № 3.

6. Здоровье и экология : журн. – 2009. – № 3.

7. Литвинова, Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников : основные аспекты, сценарии мероприятий : 5–11 классы / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. – М., 2005. – 208 с. –  (Методическая библиотека).

8. Природа и мы. Экология от А до Я :  познавательный журнал для  девочек и мальчиков. – 2004. – № 5.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.

10. Чижевский, А. Е. Я познаю мир : детская энциклопедия : экология / А. Е. Чижевский ; под общ. ред. О. Г. Хинн. – М. : АСТ, 1998.

11. Шамхалов, Ф. И. Экономическая энциклопедия регионов России. Волгоградская область / Ф. И. Шамхалов. – М. : Экономика, 2005.

Электронные ресурсы:

1. Живая природа : видеоэнциклопедия. – infj@cvart.ru

2. Красная книга Волгоградской области. – 1 эл. опт. диск (CD).

3. Педсовет : электронные приложения к журналу, 2009–2011.

Материально-техническое обеспечение программы:

1. Компьютер, проектор, экран.

2. Музыкальный центр.

3. Фотоаппарат.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

Программа дополнительного образования детей "По тропинкам Югры"

Программа  состоит из двух блоков: краеведческого и этнокультурного. Срок реализации - 3 года. Рассчитана на детей 7-10 лет....

Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Экознайка» (подготовительная группа) на 2018-2019 учебный год.

Программа «Экознайка» предназначена для работы с детьми шести- семи лет . Программа построена на принципах и подходах развивающего образования и направлена на развитие ...

Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности " По тропам Тамбовского края"

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА1. Учреждение:Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Ю.А.Гагарина»2. Полное название программы: «По т...

Программа дополнительного образования экологического направления "Юный эколог" для 1 класса

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Юный эколог" предназначен для 1 класса. Программа расчитана на один учебный год по 1 уроку в недел...