Программа дополнительного образования «Экологическая тропа»
рабочая программа (3 класс)
Программа дополнительного образования «Экологическая тропа» Направление: социальное, 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologicheskaya_tropa.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»
Направление: социальное
3 класс
Составитель:
учитель начальных классов
Никитенко В.Н.
2016 г. Лабытнанги
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Экология для младших школьников» является составной частью системы начального естественно-научного и экологического образования. Она разработана как дополнение к курсу начальной школы и вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.
Это программа предусматривает не только углубление и усвоение знаний о природе родного края, но главным образом приобретение постепенно усложняющихся от класса к классу самостоятельных умений познавать окружающий мир и его взаимосвязи.
В настоящее время охрана природной среды является объективно обусловленной необходимостью. Важнейшей частью экологического воспитания школьников является природоохранная работа. Она включает в себя ознакомление младших школьников с растениями и животными Красной книги, воспитание у детей правил и норм поведения в природе, работу по охране природы своей местности.
Становление гуманного отношения к живой и неживой природе, осмысление неразрывности связи человека с окружающей средой, ориентация на ценности природы составляют актуальность данной программы.
Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников.
Цель программы: создание условий для социального и культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребенка в результате системного освоения природоведческих знаний.
Задачи:
– сформировать гуманное отношение учащихся к живой и неживой природе;
– систематизировать сведения о живой и неживой природе ближайшего окружения (школы, родного края);
– воспитывать чувство необходимости бережного отношения к своей малой родине;
– вызвать у детей стремление к непосредственному участию в охране природы родного края.
В решении этих задач данная программа опирается на основные п р и н ц и п ы экологического образования:
– принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства всех составляющих окружающего мира;
– принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь элементов окружающего мира;
– принцип непрерывности, дающий возможность использовать для обучения каждый возрастной период воспитанников;
– принцип направленности, способствующий развитию практической деятельности и гармоничных отношений с окружающей средой.
Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется по следующим направлениям: эколого-просветительская деятельность; исследовательская деятельность; организация работы по формированию здорового образа жизни.
Место программы в учебном плане.
Программа рассчитана на 1год: 3 класс – 35 занятий (1 час в неделю);
При реализации дополнительной образовательной программы используются следующие м е т о д ы и м е т о д и ч е с к и е п р и е м ы :
– стимулирование обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые игры, занятия-сказки, викторины, КВНы, праздники, рефераты обучающихся);
– развитие творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседы, наблюдения, опыты, демонстрации);
– развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения);
– вовлечение обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды (организация экологических троп, защита природы от загрязнения окружающей среды, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, конференции).
Результаты изучения дополнительной образовательной программы.
Личностными результатами являются социально значимые качества, индивидуально-личностные позиции и ценностные установки, раскрывающие отношение к окружающему миру, систему норм и правил общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами являются универсальные знания по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Предметными результатами являются:
1-й уровень:
– овладение теоретическими понятиями в области экологии;
– знание основополагающих принципов экологического воспитания младших школьников.
2-й уровень:
– умение ориентироваться в изучаемых объектах окружающей среды;
– умение рационально использовать природные ресурсы.
3-й уровень: освоение способов решения задач для реализации проектов в сфере экологии, использование различных способов информирования, умение представлять собственные разработки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
– составление буклетов, памяток, реклам по охране окружающей среды;
– проведение выставок работ учащихся в классе, школе, СДК;
– участие в ежегодных районных, областных конкурсах «Я – исследователь» и т. д.;
– участие в районных и городских конкурсах проектов, исследовательских работ, конференциях и фестивалях.
Содержание программы.
1. Что такое экология? Организм и окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи между обитателями живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между человеком и природой. Разъяснение сущности и значения экологии на основе практических примеров.
2. Учимся распознавать растения и животных родного края. Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей). Использование с этой целью имеющихся в распоряжении учителя и обучающихся атласов-определителей.
3. Изучение способов охраны природы. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных.
4. Изучение связей в живой природе. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания (или пищевая сеть). Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, горький вкус полыни, защитная слизь слизня, раковина улитки, иглы ежа, панцирь черепахи).
5. Знакомство с охраняемыми растениями и животными. Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений. Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Охраняемые животные, особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности данных животных и меры их охраны.
6. Мастерим домики для птиц. Практическая работа по изготовлению искусственных гнездований для птиц.
7. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (отчистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке без применения, и т. д.).
8. Обсуждаем примеры загрязнения окружающей среды. Практическая работа на местности.
9. Отходы в доходы. Изготовление поделок из бросового материала.
10. Подводим итоги работы за год. Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практических дел по дополнительной образовательной программе.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
Номер занятия | Тема занятия | Всего часов | Дата | ||
теория | практика | зачетное | |||
Что такое экология? | 2 | ||||
1 | Законы об охране природы | 1 | |||
2 | «Зеленые» – кто они? Международные и национальные объекты охраны | 1 | |||
Учимся распознавать растения и животных родного края | 2 | 1 | 1 | ||
3 | Экскурсия. «Растения нашего края». | 1 | |||
4 | Животные нашей местности. | 1 | |||
5 | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» | 1 | |||
6 | Праздник «Мир природы» | 1 | |||
Изучаем способы охраны природы | 1 | 1 | |||
7 | Национальные парки. | 1 | |||
8 | Викторина «В мире животных» | 1 | |||
Изучаем связи в живой природе | 2 | 1 | |||
9 | Сеть питания. | 1 | |||
10 | Познавательная игра «Кто что ест?» | 1 | |||
11 | Защитные приспособления у животных как проявление тесной связи организмов с окружающих их средой (защитная слизь слизня, раковина улитки) Познавательная игра «Кто что ест?» | 1 | |||
Знакомимся с охраняемыми растениями и животными | 2 | 4 | |||
12 | Лесные лекарственные травы. | 1 | |||
13 | Практическая работа «Составление Красной книги нашего края» | 1 | |||
14 | Выпуск сборника «Лекарственные растения» | 1 | |||
15 | Жертва стужи. | 1 | |||
16 | Изготовление кормушек. Акция «Покорми птиц зимой». | 1 | |||
17 | Зимующие птицы. | 1 | |||
Мастерим домики для птиц | 1 | 3 | 1 | ||
18 | Пернатые друзья. | 1 | |||
19 | Изготовление кормушек из разного материала. | 1 | |||
20 | Акция «Покормите птиц зимой!» | 1 | |||
21 | Экскурсия. Вывешивание кормушек и подкормка птиц | 1 | |||
22 | Праздник «Наши пернатые друзья» | 1 | |||
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека | 1 | 2 | 2 | ||
23 | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека | 1 | 24.02 | ||
24 | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека | 2 | 02.03 | ||
25 | Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | 2 | 09.03 | ||
Обсуждаем примеры загрязнения окружающей среды | 3 | ||||
26 | Исследовательская работа «Утилизация бытовых отходов» | 1 | 16.03 | ||
27 | Исследовательская работа «Утилизация бытовых отходов» | 1 | 23.03 |
Отходы – в доходы | 1 | 2 | |||
28 | Инструктаж по ТБ при работе с разными материалами. Изготовление поделок из пластика «Бабочки на лугу» | 1 | |||
29 | Изготовление поделок из пластика | ||||
30 | Изготовление поделок из киндер-яиц «На пасеке» | 1 | |||
31 | Изготовление поделок из киндер-яиц | ||||
32 | Изготовление поделок из ячеек шоколадных конфет «Цветочная поляна» | 1 | |||
33 | Изготовление поделок из природного материала. | ||||
34 | Экскурсия. Наблюдение за весенними изменениями в природе. | ||||
Подводим итоги работы за год | 1 | ||||
35 | Итоговое тестирование учащихся. Выставка творческих работ | 1 | |||
Итого 35 часов |
Литература:
1. Бекетова, Т. И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях / Т. И. Бекетова // Начальная школа. – 2004. – № 8.
2. Бианки, В. В. Лесная газета / В. В. Бианки. – Л. : Детская литература, 1983.
3. Брылеев, В. А. Родники и реки Волгоградской области / В. А. Брылев, Н. А. Самусь. – Волгоград, 2007.
4. Веденеев, А. М. Красная книга Волгоградской области / А. М. Веденеев [и др.]. – Волгоград, 2006.
5. Здоровье и экология : журн. – 2006. – № 3.
6. Здоровье и экология : журн. – 2009. – № 3.
7. Литвинова, Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников : основные аспекты, сценарии мероприятий : 5–11 классы / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. – М., 2005. – 208 с. – (Методическая библиотека).
8. Природа и мы. Экология от А до Я : познавательный журнал для девочек и мальчиков. – 2004. – № 5.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
10. Чижевский, А. Е. Я познаю мир : детская энциклопедия : экология / А. Е. Чижевский ; под общ. ред. О. Г. Хинн. – М. : АСТ, 1998.
11. Шамхалов, Ф. И. Экономическая энциклопедия регионов России. Волгоградская область / Ф. И. Шамхалов. – М. : Экономика, 2005.
Электронные ресурсы:
1. Живая природа : видеоэнциклопедия. – infj@cvart.ru
2. Красная книга Волгоградской области. – 1 эл. опт. диск (CD).
3. Педсовет : электронные приложения к журналу, 2009–2011.
Материально-техническое обеспечение программы:
1. Компьютер, проектор, экран.
2. Музыкальный центр.
3. Фотоаппарат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ( дополнительное образование ) "Тропинками своего Я "
Развивающее занятие для уч-ся 7-8 лет......
"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет
"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...
Программа дополнительного образования детей "По тропинкам Югры"
Программа состоит из двух блоков: краеведческого и этнокультурного. Срок реализации - 3 года. Рассчитана на детей 7-10 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (дополнительное образование) "Тропинками своего Я ".
(развивающие занятия для учащихся 7-8 лет)...
Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Экознайка» (подготовительная группа) на 2018-2019 учебный год.
Программа «Экознайка» предназначена для работы с детьми шести- семи лет . Программа построена на принципах и подходах развивающего образования и направлена на развитие ...
Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности " По тропам Тамбовского края"
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА1. Учреждение:Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Ю.А.Гагарина»2. Полное название программы: «По т...
Программа дополнительного образования экологического направления "Юный эколог" для 1 класса
ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Юный эколог" предназначен для 1 класса. Программа расчитана на один учебный год по 1 уроку в недел...