Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Корнеева Елена Александровна

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе пособия для обучающихся общеобразовательных учреждений  «Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения» (Автор    М.Н.Корепанова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ШКОЛА  № 1055

Дополнительная образовательная программа

Направленность: общеинтеллектуальная

“Школа грамотеев”

на 2017-2018 учебный год

4 класс “Б”

Педагог- Корнеева Е.А.

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 10-11 лет  

                                              Программа принята

                                              педагогическим советом

                                              ГБОУ Школы № 1055

                                              Протокол № от ______________2017 года

                         

                                                     Москва   2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе пособия для обучающихся общеобразовательных учреждений  «Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения» (Автор    М.Н.Корепанова). 

Актуальность

  Задача развитие личности ребёнка привела к необходимости организации в начальной школе регулярных занятий развивающей направленности, где дети с разным уровнем готовности к обучению, решая нетиповые и нестандартные задачи, не связанные с учебным материалом, будут совершенствовать свои интеллектуальные возможности.

   Курс «Школа грамотеев» разработан как дополнение к курсу «Русский язык» в начальной школе, способствует общеинтеллектуальному развитию младших школьников. Он позволяет закрепить, дополнить и углубить знания по основным разделам русского языка: синтаксис и пунктуация, лексика, морфемика, морфология, орфография.

Основная цель курса: углубление в сущность предмета «русский язык», воспитание интереса к его закономерностям, формирование творческой, активной и свободомыслящей личности.

Курс призван решать следующие задачи:

 развивать языковую культуру и формировать речевые умения: чётко и ясно излагать свои мысли, давать определение понятий, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

 развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
 формировать и развивать коммуникативные умения: общаться и

-взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнения других, объективно оценивать свою работу.

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию средствами курса «Школа грамотеев» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; — развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.

Курс «Школа грамотеев» представлен в программе разделами:

синтаксис и пунктуация; лексика;
морфемика; морфология; орфография.

Содержание курса представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи.

Программа курса предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций и осознанию словарного богатства русского языка, необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).

Место курса «Школа грамотеев» в учебном плане

Курс «Школа грамотеев» относится к учебные занятиям для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов (русский язык). Курс «Школа грамотеев» в 4 классе рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Школа грамотеев»

В процессе изучения курса «Школа грамотеев» у учащихся формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяет результаты обучения по другим школьным предметам.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

В результате освоения программы курса «Школа грамотеев» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

 •овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

 •формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

её реализации, определять наиболее эффективные способы

достижения результата;

 •использование знаково-символических средств представления

информации;

 •активное использование речевых средств и средств для решения

коммуникативных и познавательных задач;

 •использование различных способов поиска (в справочных

источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и

интерпретации информации;

 •овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

 •овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 •готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

 •определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 •готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

 •овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием курса «Школа грамотеев»;

 •овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

 •умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием курса «Школа грамотеев».

Предметные результаты деятельности


      Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

 •находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его

значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова

учителя;

 наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать

синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

 иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в

предложениях и текстах омонимов;

 иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов);

приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

 наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника,

осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

 пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач;

 осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его

использования в устной и письменной речи;

 подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

 выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

Состав слова (морфемика)  

 владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

 различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

 различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями,

однокоренные слова и синонимы;

 находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,

основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

 •выделять нулевое окончание;

 •подбирать слова с заданной морфемой;

 •образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать

значение новых слов.

- •находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

 узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них

корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных

словах;

 сравнивать, классифицировать слова по их составу;

 соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из

предложенных слов слово, соответствующее заданной модели,

составлять модель заданного слова;

 осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками

(простые случаи);

 наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или

суффикса);

 разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

 подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

 распознавать части речи на основе усвоенных признаков;

 распознавать имена существительные; находить начальную форму имени

существительного; определять грамматические признаки (род, число,

падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

 распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени

прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам;

 распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

 распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

 узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

 подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

 производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных

частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в

учебнике;

 наблюдать над словообразованием частей речи;

 замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в

употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

 различать предложение, словосочетание и слово;

 выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их

границы;

 определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные,

вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

 различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

 находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены

предложения (без деления на виды);

 устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении;

отражать её в схеме;

 соотносить предложения со схемами, выбирать предложение,

соответствующее схеме;

 •различать распространённые и нераспространённые предложения,

составлять такие предложения;

 •отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

 •разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

 •устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при

помощи вопросов;

 •выделять в предложении основу и словосочетания;

 •опознавать простое и сложное предложения, определять части

сложного предложения;

 •выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом

разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

- применять ранее изученные правила правописания, а также:

 •непроизносимые согласные;

 •разделительный твёрдый знак (ъ);

 •непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с

удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

 •гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

- применять правила правописания:

 •соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

 •запятая между частями в сложном предложении;

Содержание курса

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Представление о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Разбор слова по составу.

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Словообразование имён существительных.

Морфологический разбор имён существительных. Значение и употребление в речи имени прилагательного. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Значение и употребление в речи глагола. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• разделительные ъ и ь;
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая между частями в сложном предложении.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.

Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,

корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты дополнительной образовательной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение   школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Итоговый контроль в формах

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • викторины;
  • конкурсы “Знатоки русского языка”, конкурсы “Эрудиты”
  • мини-олимпиады, олимпиады.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

  • Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Повторение изученного в 1-3 классах

2

6

2

Предложение

1

3

3

Слово в языке и речи

2

6

4

Имя существительное

3

7

5

Имя прилагательное

4

10

6

Личные местоимения

1

3

7

Глагол

6

12

8

Олимпиады

2

                                                       

19

49

Итого:68

Календарно-тематическое планирование курса

Кол-во

часов

Тема занятия

Формы организации деятельности

Повторение изученного в 1-3 классах (8 часа)

1-2

2

Как прекрасна наша речь

1 трим.

Анализировать высказывания о русском языке.Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста.

Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь. Называть «волшебные» слова русской речи: слова- приветствия, слова- прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога.

Писать правильно слова: «человек», «пожалуйста»

Творческие задания.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера

Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности

3-4

2

В стране Сочинителей

1 трим.

Составлять из каждой группы слов предложение.

Составлять из слов предложения

Творческие задания.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. Самооценка на основе

критерия успешности

5-6

2

Искусство красноречия

1 трим.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Писать правильно слова: «хозяин», «хозяйство»

Творческие задания.

Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

7-8

2

Выбор друзей в Стране Слов

1 трим.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепе

Находить главные и второстепенные члены предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения

Конкурс «Знатоки русского языка»

Планирование своих действий при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма

Предложение (4 часа)

9-10

2

К несметным сокровищам Страны Слов

1 трим.

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение

Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления

Кроссворды.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

11-12

2

В Страну Говорящих Скал.

1 трим.

Сравнивать простые и сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы.  Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного

Различать простое и сложное предложения Ставить запятые между простыми предложениями,

входящими в состав сложного.Писать правильно слово «прекрасный»

Конкурс «Эрудиты»

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью

выделения признаков (существенных, несущественных) Планирование своих действий при постановке знаков препинания в сложном предложении на основе заданного алгоритма

Слово в языке и речи (8 часов)

13-14

2

В царстве смыслов много дорог

1 трим.

Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Объяснять принцип построения толкового словаря.Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Писать правильно слова: «библиотека», «библиотекарь»

Лабиринты, кроссворды.

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

15-16

2

Тайны фонемы

1 трим.

Работать с памяткой «Звуко- буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-

буквенный разбор слов

Выполнять звуко- буквенный анализ слова. Писать правильно слова:

«вокзал», «пассажир», «пассажирский»

Загадки-шутки.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

17-18

2

Поговорим о всех приставках и суффиксах сразу

1 трим.

Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

Объяснять написание приставок и суффиксов

Викторина.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

19-20

2

Незнакомые слова в русском языке.

2 трим.

Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия.

Определять роль наречий в предложении и тексте

Находить в тексте наречия. Писать правильно слова: «впереди», «медленно»

Конкурс «Знатоки русского языка»

Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Имя существительное (10 часов)

21-22

2

Строительная работа морфем

2 трим.

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.

Подбирать примеры существительных 1-го склонения

Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Писать правильно слова: «беседа», «беседовать»

Развивающая игра.

Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

23-24

2

Ваши старые знакомые

2 трим.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных

Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению.Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

 Задания на смекалку.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

25-26

2

Как и почему появляются новые слова?

2 трим.

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова

Кроссворды.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

27-28

2

Об одном и том же - разными словами.

2 трим.

Указывать падеж и склонение имён существительных

Определять падеж имён существительных в единственном числе

Игра-соревнование

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

29-30

2

Волшебное средство – «самоинструкция»

2 трим.

Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу

Выполнять

морфологический разбор имени существительного. Формирование мотивации к проведению исследовательской работы

Аукцион знаний.

Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Имя прилагательное (14 часов)

31-32

2

Занимательное словообразование.

2 трим.

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе».

Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на – ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения

Изменять по падежам имена прилагательные в единственном числе. Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного

Игра.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации

33-34

2

Занимательное словообразование. 2 трим.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного

Называть падеж имён прилагательных, выделять окончания имён прилагательных

Ребусы.

Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

35-36

2

В королевстве ошибок

2 трим.

Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?»

Ставить имена прилагательные в нужном падеже

Игра.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму

37-38

2

В королевстве ошибок

2 трим.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице

Склонять имена прилагательные женского рода.Называть окончания имён прилагательных в каждом из падежей. Писать правильно слово «экскурсия»

Викторина.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

39-40

2

Встреча с зарубежными друзьями

2 трим.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного

Называть пропущенные окончания имён прилагательных женского рода

Головоломки.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму

41-42

2

Слова, придуманные писателями

2 трим.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями

Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах. Определять падеж имён прилагательных множественного числа. Писать правильно слово «ботинки»

Загадки-шутки.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

43-44

2

Слова, уходящие и слова – новички

3 трим.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями

Писать правильно слово «богатство». Сравнивать окончания родительного и предложного падежей имён прилагательных. Определять падеж имён прилагательных множественного числа

Мини-олимпиада

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Личные местоимения (4 часа)

45-46

2

В королевстве ошибок

3 трим.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.

Определять лицо, число и падеж местоимений

Игра-соревнование.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирова-ние в сотрудничестве разных  

позиций

47-48

2

В королевстве ошибок

3 трим.

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом

Выполнять морфологический разбор местоимения
Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

Конкурс «Знатоки русского языка».

Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Глагол (18 часов)

49-50

2

Чудесные превращения слов

3 трим.

Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола

Называть глаголы в неопределённой форме. Образовывать временные формы от глагола в неопределенной форме Образовывать формы глагола с помощью приставок и суффиксов. Писать правильно слова: «везде», «свитер»

Кроссоврды, лабиринты.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму

51-52

2

Новые слова в русском языке

3 трим.

Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов»

Понимать, что глаголы одного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе.

 Загадки-шутки.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

53-54

2

Новые слова в русском языке

3 трим.

Работать с таблицами спряжений глаголов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов»

Понимать, что глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени.

Писать правильно слова: «назад», «вперёд»

Кроссворды и лабиринты.

Подведение под  понятие; делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных

55-56

2

Об одном и том же - разными словами

3 трим.

Определять спряжение глаголов

Называть личные окончания глаголов I и II спряжений

Мини-олимпиада.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений

57-58

2

Об одном и том же - разными словами

3 трим.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола

Называть систему личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений. Понимать, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок.

Занимательные упражнения.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму

59-60

2

В царстве глаголов много дорог

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов

Объяснять, почему окончания глаголов единственного числа в форме прошедшего времени называют родовыми.

Кроссворды.

 

Объяснять, почему окончания глаголов единственного числа в форме прошедшего времени называют родовыми

61-62

2

В царстве глаголов много дорог

3 трим.

Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы

Называть суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени. Писать правильно слова: «свобода», «здесь»

Головоломки.

Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

63

1

КВН по русскому языку

3 трим.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

Различать язык и речь. Называть виды речи. Объяснять назначение речи

Игра-соревнование..

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

64

1

Конкурс знающих

3 трим.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Разбирать предложение по членам. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации

Объяснять, что такое предложение. Находить границы предложений. Определять тип предложения

Ребусы.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

65-66

2

К словам разнообразным, одинаковым, но разным

3 трим.

Знание всех орфограмм, изученных в 4 классе

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

 Конкурс «Знатоки русского языка».

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

67-68

2

Олимпиады в течение  года

Книгопечатная продукция

Горецкий В.Г. , Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы.

Рабочие тетради (Русский язык) «Школа Грамотеев». М. Н. Корепанова. Рабочая тетрадь в 2 частях. 2015г.

Методические пособия

О. И. Дмитриева.

Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М.: ВАКО, 2014г.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык : 34класс/Сост. О.И. Крылова– М.: ВАКО, 2015г.

Русский язык. Тесты. 2-й, 3-й, 4-й классы. Тренировочная тетрадь. Тренинг, контроль, диагностика, портфолио: учебное пособие /под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011г.

Ушакова О.Д.Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. 4 класс. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015г.

Печатные пособия

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособий по русскому языку.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Компьютер. Мультимедийный проектор.

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Канакина В.П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронные пособия: «Уроки Кирилла и Мефодия» 4 класс;   «Русский язык.Тренажёр.» 4 класс; «Олимпиадные задания» 2-4 классы. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Интернет-ресурсы.

http://pedsovet.org/ - всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;

http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;

http://catalog.iot.ru – каталог  интернет-ресурсов по образованию;

http://nsportal.ru/  - социальная сеть работников образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс УМК школа 2100

Рабочая программа  по математике в 4 классе составлена на основе авторской программы "УМК школа 2100" из расчета 4 часа в неделю....

Рабочие программы для 2-го класса начальной школы по УМК "Школа России". ФГОС

Рабочие программы составлены для 2-го класса по УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС. Содержат пояснительные записки, тематическое планирование по предиетам русский язык, литературное чтение, мате...

Рабочая программа дополнительного образования для учащихся начальной школы "Я и компьютер"

Программа дополнительного образования для учащихся начальной школы...

Рабочая программа дополнительного образования 3 класс (углубление) немецкий

Данная рабочая программа представляет собой курс немецкого языка в 3 классе по УМК "Мозаик"....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс ГБОУ Школа №879 УМК "Школа России"

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс  ГБОУ Школа №879 УМК "Школа России"...

Рабочая программа дополнительного образования "Азбук здоровья" начальная школа

Данная программа предназначена на  формирование у детей установки на жизнь как высшую ценность, обучение бережному отношению к себе и своему здоровью, стремлению творить свое здоровье, применяя з...