Образовательная программа дополнительного образования детей «Рост» 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Рост» 1 класс
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП НОО). Программа разработана с учетом особенностей первого уровня общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторики и т. п., обеспечивает реализацию внеурочной деятельности обучающихся.
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная.
Содержание деятельности обучающихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 1-х классов: 33 учебные недели.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.
Цели курса:
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса:
- Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
- Формирование положительной «Я - концепции».
- Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
- Развитие навыков рефлексивных действий.
- Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
- Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Содержание курса программы «РОСТ»
В первом классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
- динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
- познавательно-логические;
- коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Календарно – тематический план
№ занятия | Количество часов | Содержание занятия и развиваемые способности | Даты прохождения |
1 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок | |
2 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | |
3 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций | |
4 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления | |
5 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | |
6 | 1 | Изготовление работ в технике рваной аппликации | |
7 | 1 | Творческая работа в технике рваной аппликации | |
8 | 1 | Совершенствование воображения | |
9 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций | |
10 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | |
11 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления | |
12 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | |
13 | 1 | Изготовление объёмных поделок из бумаги | |
14 | 1 | Творческая работа по изготовлению новогодних украшений из бумаги | |
15 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций | |
16 | 1 | Совершенствование воображения | |
17 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | |
18 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления | |
19 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций | |
20 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | |
21 | 1 | Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток | |
22 | 1 | Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги | |
23 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций | |
24 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | |
25 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления | |
26 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | |
27 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций | |
28 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Совершенствование воображения | |
29 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления | |
30 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций | |
31 | 1 | Конструирование. Изготовление простейших многогранников | |
32 | 1 | Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур | |
33 | 1 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года | |
Итого: 33 часа |
Планируемые результаты
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Критерии оценки результатов обучения
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (выявляются ошибки и обсуждаются успехи в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
- через отчётные смотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- примерная рабочая программа курса;
- поурочные разработки для учителя;
- рабочие тетради для ученика.
- материалы для оформления и детского творчества;
- наличие канцелярских принадлежностей – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей по информатике, 3 класс
В нашей школе при внедрении стандартов «Нового поколения» одним из направлений во внеурочной деятельности была выбрана проектная деятельность на уроках информатики. Была разработана прогр...

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)
Образовательная программа дополнительного образования детей « Куклы вокруг нас» содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Рост» 2 класс
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, ж...