Программа дополнительного образования "Занимательная математика" 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Садовая средняя общеобразовательная школа»
Занимательная математика
Программа дополнительного образования детей 9-10 лет
Срок реализации 1 год
Разработали Лукьянова Л.В.
Введение.
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
- «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
- Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
- Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
- Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика(включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цель и задачи программы
Цель:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы;
- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе
Принципы программы:
- Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
- Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты.
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
- успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач
- оформление математических газет
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа в парах, в группах
- творческие работы
- экскурсия
Основные требования к уровню математической подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Основной программный материал курса математики в начальных классах
Учащиеся должны уметь:
Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
- Выпуск математических газет
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол час | Виды деятельности |
1 | Что дала математика людям? Зачем её изучать? | 1 | решение задач и ребусов |
2 | Старинные системы записи чисел. | 1 | решение задач и ребусов |
3 | Иероглифическая система древних египтян. | 1 | решение задач и ребусов |
4 | Римские цифры. | 1 | решение задач и ребусов |
5 | Как читать римские цифры? | 1 | решение задач и ребусов |
6 | Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы. | 1 | составление математических ребус конкурс на лучший математический ребус |
7 | Пифагор и его школа. | 1 | работа с информацией презентации, викторина |
8 | Бесконечный ряд загадок. | 1 | конкурс на лучшую загадку |
9 | Архимед. | 1 | работа с информацией презентац |
10 | Умножение. | 1 | решение задач и ребусов |
11 | Конкурс знатоков. | 1 | решение нестандартных заданий |
12 | Деление. | 1 | решение задач и ребусов |
13 | Делится или не делится. | 1 | решение задач и ребусов |
14 | Решение логических задач. | 1 | схематическое изображение задач |
15 | Проектная деятельность «Газета любознательных» | 1 | конкурс на лучшую математическую газету |
16 | Математический КВН. | 1 | работа в группах |
17 | Старинные меры длины. | 1 | работа с информацией презентации |
18 | Задачи – смекалки. | 1 | решение задач и ребусов в парах |
19 | Решение олимпиадных задач. | 1 | решение заданий повышенной трудности |
20 | Экскурсия в компьютерный класс. | 1 | экскурсия, конкурс рисунков |
21 | Компьютерные математические игры | 1 | решение задач и ребусов |
22 | Время. Часы. | 1 | работа с информацией презентац |
23 | Математические фокусы | 1 | решение задач и ребусов |
24 | Интеллектуальный марафон | 1 | работа в группах |
25 | Открытие нуля. | 1 | исследов. работа «Почему так?» |
26 | Решение задач и ребусов. Международная игра «Кенгуру». | 1 | решение нестандартных заданий |
27 | Денежные знаки. | 1 | работа с информацией презентац |
28 | Решение задач повышенной трудности. | 1 | схематическое изображение задач |
29 | КВМ «Царица наук» | 1 | работа в группах |
30 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | решение заданий повышенной трудности |
31 | Решение задач повышенной трудности. | 1 | решение заданий повышенной трудности |
32 | Игра «Смекай, решай, отгадывай». | 1 | работа в группах |
33 | Час занимательной математики. | 1 | работа в группах |
34 | Круглый стол «Подведём итоги». | 1 | кол-я раб. по сост. отчета |
Всего: | 34 |
Список литературы
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
- Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
- Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
- Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2000г
- «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
12.Кенгуру -2010 . Задачи, решения, итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
автор Семёнова Т.Е. Программа дополнительного образования для класса мальчиков "Справочная (служба) для мальчиков -1 класс"
Программа "Справочная для мальчиков" разработана как дополнение к традиционной системе воспитательной работы на начальной ступени образования. Программа решает выжные задачи воспитания, развития мальч...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Памятки математика3 класс
Материал содержит памятки по математике для 3 класса...
Рабочая программа дополнительного образования 3 класс (углубление) немецкий
Данная рабочая программа представляет собой курс немецкого языка в 3 классе по УМК "Мозаик"....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Рабочая программа, Дополнительная программа «Занимательный русский язык», 3 Б класс.
Рабочая программа, Дополнительная программа «Занимательный русский язык»,3 Б класс....