Рабочая программа по курсу «Я познаю мир»
рабочая программа (4 класс)
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности « Я познаю мир»
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для работы с детьми 9-10 лет.
Направленность программы: общеинтеллектуальная
Программа предназначена для развития познавательной и интеллектуальной активности школьников, развития их информационной компетентности.
Цель программы:
- расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи программы:
- расширение контактов, учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды;
- изучение природы родного края;
- развитие познавательного интереса учащихся к природе;
- воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Для проведения занятий планируется набор в группу в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Количество детей в группе -25 человек.
Программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, содержание занятий, описания учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, календарно - тематическое планирование, контрольно- измерительные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_poznayu_mir_4_kl._2022-2023_uch.g.docx | 50.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 7
муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Я познаю мир»
на 2022-2023 учебный год
Класс – 4
Количество часов:
всего - 34, в неделю – 1
Учитель Яркеева Айгуль Мухаматдиновна
Программа составлена на основе авторской программы «Что мы знаем про то, что нас окружает»» под редакцией О.И. Лагутенко
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Я познаю мир» для 4 года обучения разработана на основе программы внеурочной деятельности, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Программа курса «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа курса «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Содержание курса «Я познаю мир» направлено на практическую работу, отличающуюся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Общая цель курса «Я познаю мир»:
- расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи курса «Я познаю мир»:
- расширение контактов, учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- изучение природы родного края.
- развитие познавательного интереса учащихся к природе
- воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Виды контроля: итоговый.
Сроки реализации: программа рассчитана на один год.
Структура рабочей программы
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения курса «Я познаю мир»
- Содержание занятий курса « Я познаю мир»
- Описания учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Календарно - тематическое планирование
Планируемые результаты освоения курса «Я познаю мир»
(4 год обучения)
Личностные результаты:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- чувство сопричастности к решению экологических проблем;
- основы для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и её совершенствовании в активной жизнедеятельности;
- приобщение к красоте природы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- учиться высказывать своё предположение (версию);
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- оценивать собственные знания и умения; доводить дело до конца;
- принимать активную роль в учебном сотрудничестве;
- планировать свои действия, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительных источниках информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;
- исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
- определять причины явлений, событий.
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других, вступать в диалог;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края; овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- формирование коммуникативных навыков.
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- умению договариваться, приходить к общему решению;
- строить понятные для партнера высказывания;
- корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
- отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- понимать и принимать цель совместной деятельности, обсуждать и согласовывать способы.
Содержание занятий курса «Я познаю мир»
Темы. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? Энергия. Что происходит при превращении энергии. Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. Солнце - как источник энергии. Цепи питания. Живые участники круговорота веществ. Растения и их роль на Земле. О братьях наших меньших. Рыбы и их многообразие. Человек и его корни. Моя Родина – Россия. Откуда пошла земля Русская! Ледовое побоище. Московский Кремль. Преобразования Петра I. Екатерина Великая. Михаил Васильевич Ломоносов. Отечественная война 1812 года. Император Александр II. Российская Федерация.
Основные виды деятельности:
Приводить примеры веществ
Сравнивать, различать и
характеризовать твёрдые
тела, жидкости и газы
Приводить примеры веществ; сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы; характеризовать место обитания живых организмов; характеризовать круговорот
веществ как пример единства живого и неживого; характеризовать роль Солнца как главного
источника энергии для жизни живых организмов; характеризовать влияние
человека на экосистемы и природные сообщества; характеризовать роль животных в природе и жизни людей; составлять вместе со взрослыми родственниками родословное древо; изготавливать бумажные, пластилиновые и цифровые модели самостоятельно выбранных исторических явлений и событий.
Практическое занятие. Вещи и вещества. Разнообразие веществ. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Лесные заморочки. Игра «Детектив». Час эрудитов «Птичьи имена». Проект «Сохраним красоту природы». Родословное древо. Смутное время в России. Времена Советской власти и СССР. Современная Россия. Проект «Сохраним историю родного края».
Экскурсия. Различные экосистемы и их обитатели. Путешествие в прошлое моей родины. Московское государство.
Описание учебно-методического и материально - технического обеспечения
Литература
1. Занимательные материалы к урокам окружающего мира в начальной школе / сост. Новразашвили Елена Владимировна. / - Вязьма: учитель,2018. – 111с.
2.Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу Рудницкая В.И. – М: Просвещение, 2018
3.Занимательные материалы к урокам окружающего мира в начальной школе / сост. Ю.Ф. Сухарев.- Волгоград: учитель,2018. – 245 с.
4.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя. - М: Просвещение, 2018
5.Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.- М: Просвещение, 2018
6.Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.- М: Просвещение, 2018
Интернет-ресурсы:
http://vneuroka.ru/mathematics.- образовательные проекты портала Вне урока. Окружающий мир.
http://www.develop-kinder.com/ - «Сократ» - развивающие игры и конкурсы.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. сновные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. сновные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. сновные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. сновные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. сновные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. сновные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. сновные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. сновные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. сновные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? | 1 | 06.09 | |
2 | Вещи и вещества. Разнообразие веществ. | 1 | 13.09 | |
3 | Энергия. Что происходит при превращении энергии. | 1 | 20.09 | |
4 | Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | 1 | 27.09 | |
5 | Живая оболочка планеты. | 1 | 04.10 | |
6 | О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. | 1 | 18.10 | |
7 | Солнце - как источник энергии. | 1 | 25.10 | |
8 | Цепи питания. | 1 | 08.11 | |
9 | Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. | 1 | 15.11 | |
10 | Лесные заморочки. Игра «Детектив». | 1 | 22.11 | |
11 | Живые участники круговорота веществ. | 1 | 29.11 | |
12 | Растения и их роль на Земле. | 1 | 06.12 | |
13 | О братьях наших меньших. | 1 | 13.12 | |
14 | Рыбы и их многообразие. | 1 | 20.12 | |
15 | Час эрудитов «Птичьи имена». | 1 | 27.12 | |
16 | Проект «Сохраним красоту природы». | 1 | 17.01 | |
17 | Человек и его корни. | 1 | 24.01 | |
18 | Родословное древо. | 1 | 31.01 | |
19 | Моя Родина – Россия. | 1 | 07.02 | |
20 | Путешествие в прошлое моей родины. | 1 | 14.02 | |
21 | Откуда пошла земля Русская! | 1 | 21.02 | |
22 | Ледовое побоище. | 1 | 28.02 | |
23 | Московское государство. | 1 | 07.03 | |
24 | Московский Кремль. | 1 | 14.03 | |
25 | Смутное время в России. | 1 | 21.03 | |
26 | Преобразования Петра I. | 1 | 04.04 | |
27 | Екатерина Великая. | 1 | 11.04 | |
28 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | 18.04 | |
29 | Отечественная война 1812 года. | 1 | 25.04 | |
30 | Император Александр II. | 1 | 02.05 | |
31 | Времена Советской власти и СССР. | 1 | 16.05 | |
32 | Современная Россия. | 1 | ||
33 | Российская Федерация. | 1 | 23.05 | |
34 | Проект «Сохраним историю родного края». | 1 |
Контрольно- измерительные материалы по курсу «Я познаю мир» для 4 класса.
Проект по темам
Цель: нацелить на выполнение проектной работы по темам.
Спецификация
Назначение проекта: выполнение индивидуального учебного проекта для обучающихся является компонентом текущего контроля в рамках внеурочной деятельности, свидетельствует об уровне достижения обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов. Внеучебный проект представляет собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении определенного периода по выбранной теме, в ходе реализации которой обучающийся-автор проекта получает в качестве результата продукт воплощенного замысла, результат проблемы и опыт применения универсальных учебных действий. Обучающимися могут быть представлены творческие проекты.
Система оценивания проекта.
При оценке проекта используется « принцип сложения», то есть оценивается каждое задание от 0 до 5 баллов, и итоговый результат определяется по сумме набранных баллов.
Общая оценка складывается из следующих оценок:
- за текущую работу;
- за презентацию;
- за защиту проекта
Критерии оценивания: от 15 до 9 баллов выставляется « зачет» с учетом выполнения заданий и определяется на основе максимального балла за всю работу, от 0-8 баллов выставляется « незачет».
Творческие работы могут быть представлены в виде проектов, презентаций и т.д.
Проводится взаимооценка в виде создания и презентации творческих работ.
Результаты подготовки и защиты творческих работ (проектов) могут учитываться при формировании портфолио учеников.
Оценивание успеваемости по курсу предлагаем осуществлять в виде анализа каждой творческой работы по составленным критериям.
Темы проектов:
- Были о пыли
- Бездомные животные – проблема каждого из нас
- Живая вода
- Живи, родник!
- Как спасти нашу реку?
- Какую воду мы пьём
- Каким воздухом мы дышим
- Как мультфильмы влияют на психику ребенка
- Охранять природу - значит охранять мир
- Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
- Экология моего поселка
- Экология нашего водоёма
- Экопродукты моего огорода.
Лист корректировки
№ урока | Дата | Тема урока | Причина изменений в программе | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по курсу "Мы познаем мир"
Программа состоит из: пояснительной записки, календарно-тематического планирования...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я познаю мир"
Программа расчитана на 10 часов в неделю, предполагает вариативный подход в реализации материала. Ключевой формой обучения является проектная деятельность учащихся. Курс расчитан на учащихся второго к...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Я ПОЗНАЮ МИР» 1 класс
Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном...
Рабочая программа по курсу "Мы познаем мир"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мы познаем мир". 1класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» в 1 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления по курсу «Я познаю мир» в 1 классе...
Рабочая программа по курсу "Мы познаем мир" 3класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы познаем мир" 3 класс. Рассчитана на 68 часов....
Программа учебного курса "Я познаю мир"
Рабочая программа составлена для углубления знаний по окружающему миру....