Программа по курсу "Мы познаем мир"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа состоит из: пояснительной записки, календарно-тематического планирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_poznaem_mir_peredel.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа «Мы познаем мир» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года, составлена в соответствии с нормативными документами различного уровня по социальному направлению развития личности.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Готовность учителя оказать помощь в становлении социальной позиции - важный показатель выражения гуманизма педагога по отношению к школьнику.
Актуальность создания программы «Мы познаем мир» продиктована необходимостью обращения прежде всего к личности учащегося и максимального использования образовательных, развивающих и воспитательных возможностей гуманитарных предметов. В связи с этим хотелось бы отметить особые возможности такого нужного предмета, как история. У римлян была поговорка: «История – наставница жизни». Это очень верное высказывание. Обращаясь к истории, можно найти ответы на многие вопросы, в том числе, связанные с воспитанием и обучением детей. История – это действительность в ее развитии, движении; совокупность наук, изучающих прошлое, и вместе с тем, настоящее человеческого общества. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащемуся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин. В курсе начального обучения истории необходимо сформировать первоначальные представления о связи личного, национального и общечеловеческого. Формируемые начальные знания служат в дальнейшем основой для приобретения более обобщенных и отвлеченных знаний, так и последующего расширения самих знаний.
«Мы познаем мир» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету истории, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, социологии. Кроме этого, одним из центральных понятий программы является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (т. е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка.
Цель программы
Достижение оптимального общего развития каждого школьника через развитие способности устанавливать межпредметные связи, связи между близкими науками и областями жизни и умение видеть взаимосвязь между далекими, а также через социализацию. Формировать позитивные черты личности младшего школьника, которые соответствуют требованиям современной экономической, политической, религиозной, социальной, нравственной, культурной обстановке в стране.
Задачи программы:
- дать представление о истории возникновения имен и фамилий; помочь изучить свою родословную; показать, что история страны пишется через историю семьи, а семья – частичка общества;
- дать представление об истории, историческом времени и пространстве, исторических источниках; погрузить детей в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные исторические эпохи, описание памятников архитектуры, рассказы о конкретных событиях и их участниках;
- формировать системные знания о природе страны, родного края; о экологических проблемах страны и мира; о версиях становления человека; формировать ценностное отношение к природе, как основы существования человека и развития общества в целом;
- познакомить с правилами безопасного поведения дома, в школе, на улице;
- способствовать общему культурному росту личности;
- создать условия для адаптации ребенка к определенным образцам поведения; изменения поведения детей в соответствии со школьными и общественными нормами;
- научить адекватной оценке результатов своей деятельности; снять психологическое и социальное напряжение;
- формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;
- развивать кругозор, эрудицию, логическое мышление, последовательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать; гибкость ума, его практичность и активность;
- воспитание позитивных черт характера: стремление к прогрессу, личностному росту, самостоятельность, уважение к многовековому созидательному труду людей;
- воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.
Место учебного предмета в учебном плане.
Общий объём времени, отводимого на изучение предмета во2 классе, составляет 34 часа. Во 2 классе урок проводится 1 раза в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут.
Основными организационными формами являются: тематический классный час, урок – викторина, урок – путешествие, урок – исследование, урок – дискуссия, урок – сказка, компьютерные презентации, экскурсии. Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д. Учитель проводит тестирования и анкетирования с целью закрепления изученного материала и подготовки к изучению нового.
Структура.
№ | Название разделов и тем | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | |
1 четверть | |||||
1 | Я—моя страна—мой мир. | 1 | 1 | ||
Я и семья. | |||||
2 | Семья-это то, что с тобою всегда | 1 | 1 | ||
3 | Доброе семя- добрый всегда | 1 | 1 | ||
4 | Традиции моей семьи | 1 | 1 | ||
5 | Самый счастливый день в моей семье | 1 | 1 | ||
Кто я? | |||||
6 | Умеем ли мы общаться? | 1 | 1 | ||
7 | Что такое культурный человек? | 1 | 1 | ||
8 | Что такое интеллигентность? | 1 | 1 | ||
9 | Как стать счастливым? | 1 | 1 | ||
2 четверть | |||||
10 | Игра-путешествие «Ты+ Мы» | 1 | 1 | ||
С книгой по жизни | |||||
11 | О книге и библиотеке | 1 | 1 | ||
12 | Хорошая книга твой друг на всю жизнь! | 1 | 1 | ||
13 | Б. Заходер «Моя вообразилия» | 1 | 1 | ||
14 | Планета детства Н.Носова | 1 | 1 | ||
15 | Уральские сказитель Божев | 1 | 1 | ||
16 | Викторина откуда пошла сказка | 1 | 1 | ||
3 четверть | |||||
17 | Шоу-программа «Сказочный денек!» | 1 | 1 | ||
18 | Мы- юные читатели! | 1 | 1 | ||
19 | Весёлая грамматика | 1 | 1 | ||
Всё обо всем | |||||
20 | Как работает радио и телевидение? | 1 | 1 | ||
21 | Что такое сон? | 1 | 1 | ||
22 | Почему небо голубое? | 1 | 1 | ||
23 | Почему звезды маленькие? | 1 | 1 | ||
24 | Как путешествует письмо? | 1 | 1 | ||
25 | Как летают на воздушном шаре? | 1 | 1 | ||
26 | Обычаи и традиции масленицы | 1 | 1 | ||
4 четверть | |||||
27 | Города- это лица России | 1 | 1 | ||
28 | Мое любимое Раменье. | 1 | 1 | ||
29 | Игра-викторина «Я люблю тебя Россия» | 1 | 1 | ||
30 | Давайте поговорим о войне | 1 | 1 | ||
31 | Веди себя правильно! | 1 | 1 | ||
32 | Поговорим о доброте. | 1 | 1 | ||
33 | Ежели вы вежливы? | 1 | 1 | ||
34 | Час веселого настроения! | 1 | 1 | ||
Итого: 34 часа |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Я—моя страна—мой мир. | Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | ||
Я и семья. | ||||
2 | Семья-это то, что с тобою всегда | Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Слушать и понимать речь других.Проговаривать последовательность действий. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. | ||
3 | Доброе семья- добрый всегда | Учиться наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять. Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. | ||
4 | Традиции моей семьи | Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | ||
5 | Самый счастливый день в моей семье | Проговаривать последовательность действий. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. | ||
Кто я? | ||||
6 | Умеем ли мы общаться? | Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Проговаривать последовательность действий | ||
7 | Что такое культурный человек? | Учиться исследовать свои качества и свои особенности. Учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми | ||
8 | Что такое интеллигентность? | Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Организовать свое рабочее место под руководством учителя. Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях. | ||
9 | Как стать счастливым? | Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | ||
10 | Игра-путешествие «Ты+ Мы» | Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Проговаривать последовательность действий | ||
С книгой по жизни | ||||
11 | О книге и библиотеке | Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Организовать свое рабочее место под руководством учителя. Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях. | ||
12 | Хорошая книга твой друг на всю жизнь! | Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | ||
13 | Б. Заходер «Моя вообразилия» | Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Организовать свое рабочее место под руководством учителя. Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях. | ||
14 | Планета детства Н.Носова | Учиться исследовать свои качества и свои особенности. Учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми | ||
15 | Уральские сказитель Божев | Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | ||
16 | Викторина откуда пошла сказка | Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Проговаривать последовательность действий | ||
17 | Шоу-программа «Сказочный денек!» | Учиться исследовать свои качества и свои особенности. Учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми | ||
18 | Мы- юные читатели! | Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Организовать свое рабочее место под руководством учителя. Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях. | ||
19 | Весёлая грамматика | Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | ||
Всё обо всем | ||||
20 | Как работает радио и телевидение? | Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Проговаривать последовательность действий | ||
21 | Что такое сон? | Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | ||
22 | Почему небо голубое? | Учиться исследовать свои качества и свои особенности. Учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми | ||
23 | Почему звезды маленькие? | Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Организовать свое рабочее место под руководством учителя. Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях. | ||
24 | Как путешествует письмо? | Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | ||
25 | Как летают на воздушном шаре? | Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Проговаривать последовательность действий | ||
26 | Обычаи и традиции масленицы | Учиться исследовать свои качества и свои особенности. Учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми | ||
27 | Города- это лица России | Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | ||
28 | Мое любимое Раменье. | Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Организовать свое рабочее место под руководством учителя. Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях. | ||
29 | Игра-викторина «Я люблю тебя Россия» | Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Проговаривать последовательность действий | ||
30 | Давайте поговорим о войне | Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | ||
31 | Веди себя правильно! | Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Организовать свое рабочее место под руководством учителя. Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях. | ||
32 | Поговорим о доброте. | Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | ||
33 | Ежели вы вежливы? | Определение плана выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Проговаривать последовательность действий | ||
34 | Час веселого настроения! | Учиться толерантному отношению к другому мнению. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | ||
Всего: 34 часа |
.
Личностные и метапридметные результаты
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | •формирования у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | Организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
Регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентирыдействия в новом учебном материалев сотрудничестве с учителем; •планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; •преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Познавательные | • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. •добывать необходимые знания с их помощью , проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Коммуникатинвные | • Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика) • умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числев ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, втом числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться: •видеть проблемы; •ставить вопросы; • выдвигать гипотезы; •давать определение понятиям; • классифицировать; • наблюдать; •проводить эксперименты; • делать умозаключения и выводы; • объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); • Целеполагать (ставить и удерживать цели); • Планировать (составлять план своей деятельности); • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; • Вступать в коммуникацию ( взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Список литературы
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Ростов н /Д., БАРО - ПРЕСС, 2003
- Круглов Ю Г. Русские народные пословицы, поговорки, загадки. М., Просвещение, 1990
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Б. Новые 135 уроков здоровья… М., Просвещение, 2008
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Компьютер, электронная доска, проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Я познаю мир"
Программа дополнительного образования для дошкольников...
Программа воспитания "Я познаю мир!"
Программа воспитания "Я познаю мир!" расчитана для учащихся 1-4 классов...
Программа кружка "Я познаю мир"
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...
Программа кружка "Я познаю мир"
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...
Программа кружка "Я познаю мир"
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...
Программа кружка "Я познаю мир"
ФГОС предполагает создать учащимся условия для полноценного освоения школьниками универсальных учебных действий. Прежде чем организовать исследовательскую и проектную деятельность в учебном проц...
Программа внеурочной деятельности "Познай себя"
программа внеурочной деятельности "Познай себя" 1-3кл....