Рабочая программа по курсу "Мы познаем мир"
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мы познаем мир". 1класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma-my_poznaem_mir_1_klass.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Количество часов -34, в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе авторской программы И.В. Нефедовой «Мы познаем мир» в соответствии с ФГОСНОО и с учетом дифференциации для одаренных и слабоуспевающих учащихся.
Используемая литература: Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010., Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./, Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва: «Школьная Пресса», 2002г.
Богуславская Н.Е., Купина Н.А.. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. – Флинта: Наука, 2007г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения курса внеурочной деятельности учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- заинтересовываться в развитии своих способностей;
- участвовать в обсуждении и выражать свое отношение к изучаемому вопросу;
- возможность пробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, добывать новую информацию из различных источников;
- развивать познавательную активность, любознательность, расширять общий кругозор и творческое мышление;
- развивать личностные отношения детей (навыки работы в группе, развитие воображения, навыки слушания);
- развивать коммуникативные отношения: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль и навыки сотрудничества;
- формулировать собственное мнение и позицию.
В результате изучения курса внеурочной деятельности учащиеся научатся:
- высказывать своё предположение (версию);
- работать по предложенному учителем плану;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительных источниках информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Содержание курса внеурочной деятельности
Школьный этикет - 10ч.
Ты – ученик.
Занятие-игра. Соревнование двух команд. Игра «Школьники – дошкольники» (найти отличия). Обсуждение ситуаций («В гардеробе», «В столовой», «В спортивном зале», «В библиотеке»). Игра «Назови права и обязанности». Игра на внимание «Знаешь ли ты правила?».
- В гости к нам портфель пришёл.
Занятие-игра. Отгадывание загадок о школьных принадлежностях. Игра «Собери пенал» в командах. Игра «Как Мишка в школу собирался». Игра-соревнование «Собери портфель». Игра-инсценировка «Пропускной пункт».
- Мы пришли на урок.
Занятие-тренинг. Организация «круглого стола» для обсуждения правил поведения на уроке, в классе. Обыгрывание ситуаций в игровой форме. Тренинг «Моё рабочее место». Выведение правил для дежурных. Анализ ситуаций-стихотворений. Игра «Можно-нельзя».
- Зачем нужны перемены?
Беседа с элементами игры. Обсуждение «Зачем нужны перемены». Анализ стихотворения Б. Заходера «Перемена». Анализ стихотворных ситуаций. Выведение правил поведения во время перемены. Выведение положительных и отрицательных моментов в подвижных и спокойных играх. Разучивание игры «Звери, птицы, рыбы».
- Мы – в школьной столовой.
Экскурсия в столовую с элементами беседы. Беседа с поваром. Обыгрывание ситуаций. Выведение правил поведения и обоснование их.
Правила общения - 22ч.
- Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность)?
Исполнение песни «Улыбка». Высказывания детей о песне. Историческая справка слова «вежливость». Игра «Доскажи словечко». Из истории слов. Анализ стихотворений «Невежливая вежливость», «Добрые слова», «Простите».
- Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Обсуждение ситуаций в группах. Анализ четверостиший о невежливых поступках. Игра на внимание «Пожалуйста». Инсценировки ситуаций.
- Вежливый отказ.
Анализ стихотворения А. Шибаева «Не выучил». Сравнение речевых ответов-отказов. Разыгрывание ситуаций. Анализ стихотворения Э. Мошковской «Подарите крокодила».
- Можно и не ссориться.
Разыгрывание ситуаций с использованием мягких игрушек. Анализ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». Тренинг «Закончи предложение». Рассказ «Волшебное слово «стоп»».
- Без друга в жизни туго.
Прослушивание песни «Дружба». Работа со словарём (значение слов «друг», «дружба»). Работа в группах: определение качеств настоящего друга. Анализ стихотворений с различными ситуациями. Работа в группах: выявление причин, по каким дружба может распасться. Коллективное составление правил дружбы.
- Жадность и жадины.
Анализ басни Л. Н. Толстого «Собака и кость». Работа со словарём (толкование слова»жадность»). Работа в группах. Вопросы для анализа. Работа с пословицами. Работа над анализом сказок «Жадный Вартан», «Два жадных медвежонка». Рисуем жадность.
- Мой учитель.
Анализ ситуаций, инсценировки и выведение правил культурного общения.
- Думай о других: сочувствие – как его выразить?
Минутка – размышление «Мой мир и «Я» в этом мире». Работа с пословицами. Изображение-коллаж двух миров. Продолжение фразы «Мне не нравится, когда…». Анализ цитаты из Библии. Инсценировка ситуаций.
- Доброе слово – что ясный день.
Занятие-игра. Анализ ситуаций из сказки «Гуси-лебеди», «Морозко». Анализ пословицы «Доброе слово – что ясный день» в парах. Игры «Ручеёк», «Да-нет», «Комплимент», «Ларец добродетелей», «Корзина добрых дел». Песня «Дорога добра».
- Моя семья.
Устные рассказы о членах семьи. Иллюстрирование.
- Порадовать близких – как это просто.
Стихотворение Благининой «Посидим в тишине» (прослушивание и анализ). Игра с превращениями (инсценировка ситуаций). Разучивание озорного стихотворения и изображение Барабульки.
О трудолюбии - 14 ч.
- О лени и лентяях.
Работа с пословицами. Анализ произведений «Сказка про лень» Л. Зубкова и «Лентяй и солнце» В. Сухомлинского. Групповая работа: советы лентяям. Анализ стихотворений «Кот и лодыри» С. Я. Маршака и «Петя мечтает» Б. Заходера. Изображение в парах лентяя (рисование, лепка). Памятка «Антилень».
- «Терпенье и труд всё перетрут».
Анализ стихотворения В. Брюсова о труде. Работа с пословицами в игровой форме. Анализ притчи, рассказов Л. Н. Толстого, стихотворения И. Токмаковой «Букваринск».
- Что помогает лучше учиться (старательность).
Работа с пословицами. Работа с толковым словарём (старательный, прилежный). Анализ рассказа В. Осеевой «Сыновья» и стихотворения С. Баруздина «О человеке и его часах». Групповая формулировка правил успеваемости.
- Как мы трудимся: в школе и дома.
Рассказы учащихся о поручениях в школе. Рисунки «Я тружусь».
- Твой труд дома.
Просмотр отрывка из мультфильма «Домовёнок». «Ромашка» с историями от Домовёнка (анализ историй). Инсценировка «Ванины карманы». Советы Домовёнка.
- Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).
Соревнование «Кто аккуратнее соберёт пенал (портфель)». Демонстрация аккуратного и бережного отношения к вещам.
- Все профессии важны, все профессии нужны.
Заочная экскурсия. Презентация.
Культура внешнего вида- 9 ч.
- Основные правила Мойдодыра.
Анализ произведения «Мойдодыр». Отгадывание загадок (предметы гигиены). Работа в группах: определение правил Мойдодыра.
- Язык, мимика и жесты.
Анализ легенды о языке. Игра «Актёр». Беседа о жестах, демонстрация жестов. Анализ отрывка из сказки «Крошка Енот…» Игра «Мимика».
- Каждой вещи своё место.
Инсценировка и анализ ситуаций в раздевалке, при переодевании на урок физической культуры, учитывая необходимость переодевания, отношение к одежде дома.
- Во все времена года одежда соответствует погоде.
Занятие-игра с элементами беседы. Одевание кукол.
Внешкольный этикет -12 ч.
- Добро и зло.
Выяснение смысла слов. Прослушивание песни «Доброта».
Анализ кратких рассказов и ситуаций в группах.
- У тебя гости. Ты – в гостях.
Беседа. Инсценировка отрывка из сказки Маршака «Кошкин дом». Разыгрывание сценок с выведением правил.
- Правила поведения на улице, в транспорте.
Экскурсия с элементами беседы и инсценировок.
- «Спасибо» и «пожалуйста».
Игра «Вежливые прятки». Инсценировки на употребление вежливых слов. Нюансы в употреблении слов «спасибо» и «благодарю».
- Школа вежливости.
Работа с пословицами о вежливости. Инсценировка «Самый важный». Анализ стихотворения «О школьнике одном». Игра «Волшебный цветик - семицветик». «Экзамен» на вежливого человека.
- Как применять этикет в жизни.
Занятие-игра. Беседа «Доброе утро». Игры «Мы едем, едем, едем», «Правильная очередь», «Лучший собеседник». Тесты.
Итоговое занятие 1 ч.
- Викторина «Ежели вы вежливы…»
Подготовка и проведение заключительного классного часа.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем |
Школьный этикет -10ч. | |
1 | Тематический классный час «Первый урок – урок «Мира и дружбы». |
2 | Ты – ученик. |
3 | Мой школьный дом. Экскурсия по школе. |
4 | В гости к нам портфель пришёл. Урок – игра. |
5 | Мы пришли на урок. |
6 | Правила поведения в школе. Урок – игра. |
7 | Круглый стол «Правила поведения на уроке, в классе. |
8 | Зачем нужны перемены? |
9 | Мы в школьной столовой. |
10 | Мы в школьной библиотеке. |
Правила общения - 22ч. | |
11 | Классный час «Творите добрые дела!» |
12 | Учись договариваться. Акция «Посади дерево». |
13 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. |
14 | Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность)? |
15 | Правила дружбы. |
16 | Праздник «Посвящение в первоклассники». |
17 | Вежливая просьба. |
18 | Вежливый отказ. |
19 | Правила культурного общения. Практическое занятие. |
20 | Можно и не ссориться. |
21 | Без друга в жизни туго. |
22 | Жадность и жадины. |
23 | Мой учитель. |
24 | «Мой мир и «Я» в этом мире». |
25 | Думай о других: сочувствие – как его выразить? |
26 | Акция «Дети детям». |
27 | Доброе слово – что ясный день. |
28 | Комплимент. Урок вежливости. Практическое занятие. |
29 | Ларец добродетелей. |
30 | Моя семья. |
31 | Конкурс рисунков «Моя семья». |
32 | Порадовать близких – как это просто. |
О трудолюбии -14ч. | |
33 | О лени и лентяях. |
34 | «Терпенье и труд всё перетрут». |
35 | Акция «Птичья столовая» (изготовление кормушек для птиц). |
36 | Что помогает лучше учиться (старательность). |
37 | Правила успеваемости. |
38 | Как мы трудимся: в школе и дома. |
39 | Акция «Сбор макулатуры». |
40 | Твой труд дома. |
41 | Конкурс рисунков «Я тружусь». |
42 | Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). |
43 | Все профессии важны, все профессии нужны. |
44 | Экскурсия на Гжельское производство «Галактика». |
45 | Все профессии важны, все профессии нужны. |
46 | Экскурсия в Историко-художественный музей г. Раменское «ткацкое производство». |
Культура внешнего вида - 9ч. | |
47 | Основные правила Мойдодыра. |
48 | Предметы гигиены. |
49 | Десант чистоты и порядка. |
50 | Язык, мимика и жесты. Праздник «Прощание с Букварем». |
51 | Каждой вещи своё место. |
52 | Разыгрывание ситуаций при переодевании на различные уроки. Практическое занятие. |
53 | Отношение к одежде дома. |
54 | Во все времена года одежда соответствует погоде. |
55 | Занятие – игра «Одевание куклы». |
Внешкольный этикет -12ч. | |
56 | Добро и зло. |
57 | Инсценирование сказок. |
58 | У тебя гости. |
59 | Ты – в гостях. |
60 | Правила поведения на улице, в транспорте. |
61 | Правила поведения в общественных местах. |
62 | Конкурс рисунков. |
63 | «Спасибо» и «пожалуйста». |
64 | Урок-игра «Вежливые прятки». Инсценировки на употребление вежливых слов. |
65 | Школа вежливости. |
66 | Как применять этикет в жизни. |
67 | «Экзамен» на вежливого человека. |
Итоговое занятие 1 ч. | |
68 | Итоговое занятие «Мы познаем мир». Викторина «Ежели вы вежливы…» |
Итого: 68 часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"
Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классе курса "Я познаю мир"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса курса "Я познаю мир"...
Рабочая программа курса "Познай себя" для начальных классов
Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения, а также социальных и коммуникативных умений....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 классов "Черепашка познает мир"
Авторская программа Программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для начального образования в соответствии с требова...
Рабочая программа кружка «Я познаю мир»
Рабочая программа кружка «Я познаю мир»...
Рабочая программа кружка "Я познаю мир"
Цель программы кружка «Я познаю мир» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, воспитание ответственного отношения к окружающей ср...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Познаем сами"
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности«Познаем сами» Рабочая программа составлена на основе:...