Программа по воспитательной работе "Лестница успеха" на 2020-2024 учебный год
методическая разработка
В данной работе предоставлена программа по воспитательной работе для учащихся 1-4 классов. Цель, задачи, классные часы и система работы с классом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по воспитательной работе "Лестница успеха" на 2020-2024 учебный год | 203.5 КБ |
Классный час "День знаний" | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Программа
по воспитательной работе
« Лестница успеха»
Составила
классный руководитель
Слободскова Н.М.
Пояснительная записка
Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях,
то она должна прежде узнать
его тоже во всех отношениях.
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.
У – учеба
С – социализация
П – позитивность
Е – единство
Х – харизма
Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.
Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.
Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.
Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Данная программа рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Она не противоречит и перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
- помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- формирование классного коллектива как воспитательной системы;
- организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
- воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- формирование здорового образа жизни школьника;
- воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
- гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
- совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
- совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в самоуправлении класса и школы;
- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через систему дополнительного образования;
- через систему КТД и традиционных дел ОУ;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
- через сотрудничество с детскими общественными организациями;
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, ДШИ, ДК);
Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами
Функции классного руководителя в начальной школе.
1. Забота о развитии каждого ребенка.
2. Помощь в решении возникающих проблем.
3. Организация разнообразной деятельности в классе.
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно разделить на 5 групп.
I Организация деятельности классного коллектива.
Обязанности учителя:
1. Изучение личных дел учащихся и ведение классного журнала.
2. Организация деятельности класса: распределение поручений в классе, организация работы дежурных, работа с активом класса, организация внеклассных мероприятий.
3. Забота о внешнем виде учащихся.
4. Организация питания учащихся.
5. Организация деятельности родительского комитета класса.
II Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.
1. Систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков.
2. Организация помощи в учебе часто болеющим учащимся, организация посещения учащихся на дому, сообщение больным учащимся домашних заданий.
3. Воспитание в учащихся класса чувства заботы о больных одноклассниках.
4. Создание обстановки, способствующей благоприятному освоению учащимися учебного материала.
5. Координация сотрудничества педагогов, работающих в классе.
6. Работа с дневниками учащихся: проверка дневников, выписывание отметок учащихся в дневник, анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю.
7. Создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (кружки, олимпиады, конкурсы, марафоны, смотры, экскурсии, выставки)
8. Развитие индивидуальных качеств личности учащихся с помощью школьного психолога и социального педагога, библиотекаря.
9. Изучение отношения учащихся к чтению (сотрудничество с семьей, изучение отношения самого ученика к чтению, сотрудничество с работником библиотеки.).
III Организация жизни класса во внеучебное время.
1. Создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.
2. Развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением.
3. Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов, с привлечением всего класса и отдельных учащихся.
4. Вовлечение учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия.
5. Организация просвещения учащихся по преодолению вредных привычек.
6. Охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность. Организация походов, секций внутри школы и вне её.
7. Помощь в деятельности учащихся класса в различных детских общественных организациях.
8. Организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических классных часов.
9. Изучение методической литературы с целью поиска новых форм проведения внеклассных мероприятий и определение целесообразности и содержания каждого проводимого в классе внеклассного мероприятия.
IV – Изучение личности и коррекция в воспитании.
1. Привитие санитарно-гигиенических навыков и навыков бережного отношения к собственному здоровью.
2. Привитие навыков работоспособности и воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности.
3. Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся.
4. Воспитание гражданственности.
5. Изучение личности учащихся с помощью педагогической и психологической диагностики и организации коррекционной работы с учащимися.
6. Работа с характеристикой класса и отдельных учащихся.
V Работа с родителями.
1. Изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.
2. Индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование.
3. Проведение тематических родительских собраний (один раз в четверть).
4. Привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности.
5. Влияние на общение родителей с детьми.
6. Работа с родительским комитетом класса.
Принципы построения воспитательной работы
1.Принцип открытости.
2. Принцип привлекательности будущего дела.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип свободы участия.
5. Принцип обратной связи.
6. Принцип сотворчества.
7. Принцип успешности.
Ожидаемые результаты:
-активная жизненная позиция школьника;
-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-патриотическое и гражданское самосознание;
-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-соблюдение народных традиций;
-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Приоритетные направления Программы «Лестница успеха»
Приоритетные направления работы
- интеллектуально-познавательная деятельность “Малая Академия наук”
- спортивно-оздоровительная деятельность “Гармония здоровья”
- духовно-нравственная деятельность “Свеча надежды”
- творческо-эстетическая деятельность “Созвучие юных сердец”
- гражданско-патриотическая деятельность “Колокола времён”
- работа с семьёй “Кладезь семейной мудрости”
1 направление “Малая Академия наук”
Гибкость ума может заменить красоту.
Стендаль
Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
- Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования;
Виды деятельности:
- Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
- Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
- Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.
2 направление “Гармония здоровья”
Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ
Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
- Формирование здорового образа жизни школьника;
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Виды деятельности:
- сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города, поселка, деревни с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
- сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
- сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
- сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
- формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
- организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Содержание физического воспитания:
- совершенствование организма человека, предполагающее развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека;
- просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
- формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
- разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
- индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.
3 направление “Свеча надежды”
Высшая мудрость – различать добро и зло.
Сократ
Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
- формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
- Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Виды деятельности:
- развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
- знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
- воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Содержание нравственного воспитания:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Экскурсии.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
4 направление “Созвучие юных сердец”
Доброта – это то, что может услышать глухой
и увидеть слепой.
Марк Твен
Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой.
Эразм Роттердамский
Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Задачи:
- Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
Виды деятельности:
- Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;
- Изучение и способностей к общению каждого ученика;
- Эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
- Художественное воспитание;
- Воспитание творческих потребностей и способностей.
Содержание эстетического воспитания:
- экологические проекты;
- конкурсы рисунков;
- КВН, викторины, игры, беседы, праздники.
- презентации:
- формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала;
5 направление “Колокола времён”
Неуважение к предкам есть
первый признак безнравственности.
Пушкин
Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
- обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
- Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
- Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Виды деятельности в направлении “Гражданин”:
- изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Содержание гражданско-патриотического воспитания:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Экскурсии.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
6 направление “Кладезь семейной мудрости”
Будущее нации – в руках матерей.
Оноре де Бальзак
Семья – один из шедевров природы.
Д. Сантаяна
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель — ученик - родитель”.
Виды деятельности в направлении “Семья”:
- сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
- поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Содержание работы семейного воспитания:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, День матери, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, юбилей школы) экскурсии, викторины.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
- Читательские конференции по проблемам семьи.
Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.
Организация работы с одаренными детьми
Отличительные особенности одаренных детей
- Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
- Имеют доминирующую, активную, познавательную потребность.
- Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей.
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми.
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Работа с детьми «группы риска»
Цели и задачи
- Своевременное выявление возникающих проблем у учащихся, устранение причин, порождающих их.
- Обеспечение комфортной атмосферы для учащихся в коллективе.
- Привлечение ребят к организации и участию в школьных и классных мероприятиях.
Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую - все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.
При поиске причин появления трудностей в поведении я пытаюсь найти ответы на такие вопросы:
- Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?
- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть самостоятельно?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей?
- Какую помощь может оказать общественность?
- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?
- Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?
Для ответов на эти вопросы планирую использовать следующие формы работы с детьми «группы риска»:
- посещение семей;
- индивидуальные беседы с детьми и родителями;
- педагогическая диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение);
- привлечение к беседам социального педагога, администрацию школы;
- привлечение учащихся к посещению объединений дополнительного образования.
План работы с учащимися группы риска
Форма и вид деятельности | Сроки |
Составление социального паспорта класса | сентябрь |
Составление характеристик на детей группы «риска» | сентябрь |
Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | сентябрь |
Распределение поручений и обязанностей в классе | сентябрь |
Контроль соблюдения режима школы (правил поведения) | постоянно |
Вовлечение в кружки (предметные и по интересам) | сентябрь-октябрь |
Активное участие в различных делах класса, школьных мероприятиях, конкурсах | в течение года |
Контроль выполнения домашних заданий | ежедневно |
Проведение профилактических бесед | в течение года |
Посещение уроков с целью наблюдения за детьми | в течение года |
Посещение учащихся на дому с целью проверки условий жизни, соблюдения режима дня, выяснения причин пропусков занятий или невыполнения домашних заданий | в течение года |
Беседы по технике безопасности | в течение года |
Встречи с психологом, социальным педагогом | в течение года |
Контроль за успеваемостью | еженедельно |
Индивидуальные беседы с родителями | в течение года |
Контроль за посещением родителями собраний | 1 раз в четверть |
Анкетирование | 1 раз в четверть |
Внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т. д.
Принципы организации внеклассной воспитательной работы:
- добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
- систематичность в организации;
- личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
- создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
- сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
- сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Добро, Истину, Красоту.
Программа рассчитана на четыре года. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
Основные направления воспитательной работы
I. Здоровье – защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья ученика.
1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы.
2. Консультации для родителей учащихся и учителей.
3. Организация просветительской работы с учащимися.
4. Воспитание позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.
II. Нравственность - воспитание у учащихся уважительного отношения к себе и к другим людям.
1. Воспитание интереса ученика к самому себе, развитие таких качеств, как самопризнание себя как личности, управление самим собой, уважение чужого мнения, любознательность и вовлеченность в деятельность.
2. Воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
III.Экология- развитие экологической культуры у учащихся;
IV. Семья – просвещение семьи и сотрудничества с родителями.
1. Изучение семей учащихся.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.
3. Совместное проведение досуга.
V. Интеллект - развитие интеллектуальных умений учащихся класса.
1. Изучение особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией.
2. На основе диагностики интеллектуальных умений учащихся определить приемы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и во внеурочное время.
3. Изучать и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
4. Организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.
VI. Общение - передача детям опыта социального общения.
1. Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками.
2. Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения.
3. Организация просвещения и консультирование родителей по данной проблеме
Классное ученическое самоуправление.
Самоуправление в классном коллективе – это действие детей, осуществляемые как самостоятельно, так и совместно со взрослыми членами классного общества ( классный руководитель, родительский комитет ) по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для развития духовно богатой личности каждого учащегося, для оптимального общения друг с другом.
Отряд: ВЕСНУШКИ
Девиз: Конопатым и курносым, никогда не вешать носа.
Работа классного самоуправления распределена по следующим станциям:
1. Станция Патриотическая. Предназначена для формирования у учащихся гражданских качеств личности, отношения к патриотизму как к высокой нравственной категории.
Функции:
- планирует вместе с классным руководителем проведение мероприятий на патриотическую тему,
- занимается подготовкой и непосредственным проведением данных мероприятий;
- организует акции посильной трудовой помощи ветеранам;
2. Станция Образовательная. Предназначена для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.
Функции:
- организует и планирует совместно с классным руководителем познавательные дела;
- помогает педагогам в подготовке и проведении олимпиад, интеллектуальных марафонов, предметных недель;
- ведет учет и разрабатывает систему поощрений лучших учащихся;
- ведет учет пропусков уроков;
- образует помощь в учебе нуждающимся учащимся;
- совместно с классным руководителем проводить на классных часах пятиминутки «Мир вокруг нас»;
3. Станция Оздоровительная. Предназначена для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту и физкультуре, развития уважения к себе, своему здоровью, здоровью окружающих.
Функции:
- планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;
- помогает в подготовке и проведении школьных спортивных соревнований,
- праздников, Дней здоровья; отвечает за комплектование команд;
- ведет учет и пропаганду спортивных достижений учащихся класса;
- выпускает стенгазету «Наши достижения»;
- заботится о проведении физкультминуток на уроках;
- совместно с классным руководителем проводит беседы и классные часы о пропаганде здорового образа жизни;
4. Станция Культурная. Предназначена для приобщения учащихся к эстетическому восприятию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям; для координации действий при проведении классных и школьных мероприятий.
Функции:
- планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия;
- ведет подготовительную работу и отвечает за участие класса в школьных мероприятиях;
- предоставляет информацию о проводимых выставках, концертах, организует посещение музеев;
- организует поздравления учащихся с днем рождения, с призовыми местами на конкурсах, соревнованиях;
- проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи, быта и т. д.);
- помогает классному руководителю в проведении бесед, диспутов по нравственным вопросам и вопросам этика и гуманизма;
5. Станция Правоохранительная. Предназначена для формирования сознательной дисциплины учащихся и их правовой культуры.
Функции:
- отвечает за дежурство по классу;
- следит за соблюдением правил поведения учащихся на уроках, переменах, во время проведения классных и школьных мероприятий;
- совместно с классным руководителем проводит классные часы и беседы по правовым вопросам.
За работой станций следит Мэр.
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации ;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания.
2020 - 2021
Состав родительского комитета
1 | Панкова Татьяна Ивановна |
2 | Морогова Татьяна Анатольевна |
3. | Полякова Алёна Сергеевна |
4. | Крапивка Марина Александровна |
дата | Родительское собрание | Предметные консультации | Совместные мероприятия детей и родителей |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1.Знакомство родителей с нормативно-правовыми документами гимназии. 2.Круглый стол: «Проектная деятельность в школе» 3. Здоровье гимназиста | Экскурсия в музей истории ремёсел | |
О К Т Я Б Р Ь | Русский язык математика | Проект «Осеннее настроение» (стихи, рисунки, поделки, осенний букет) | |
Н О Я Б Р Ь | английский язык окружающий мир | Праздник «День Матери». Проект «Моя мама самая лучшая на свете» (рисунки, фото, стихи для мамы, презентации) | |
Д Е К А Б Р Ь | 1.Праздник «Презентации портфолио» 2.Новогодние праздники, новогодние подарки. | Новогодние праздники. Акции «Новогодняя игрушка», «Новогодняя открытка». |
дата | Родительское собрание | Предметные консультации | Совместные мероприятия с детьми |
Я Н В А Р Ь | Литературное чтение математика | ||
Ф Е В Р А Л Ь | Вечер вопросов и ответов «Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников? Полезные советы на каждый день» | чтение английский язык | Приглашение родителей на мероприятия посвящённые «Дню Защитников Отечества» |
М А Р Т | окружающий мир | Мероприятия, посвящённые 8 Марта. | |
А П Р Е Л Ь | 1.«Итоги учебной деятельности обучающихся». 2.Анализ воспитательной работы за год. | ||
М А Й | Праздник по окончанию учебного года |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Слободскова Надежда Михайловна
Классный час «День знаний» 3 класс.
Цели: Настроить детей на учёбу, школьную жизнь. Способствовать сплочению классного коллектива. Создать благоприятную атмосферу в классе. Расширить знания обучающихся об истории школьных вещей. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде, в паре.
Ход мероприятия
Учитель: Я очень рада видеть вас, ребята. Вы очень выросли за лето и повзрослели. Школьная дорога привела вас в 4 класс. Это выпускной класс начальной школы. Еще совсем недавно вы были первоклассниками, а сегодня в начальной школе вы - самые старшие. Сегодня у нас радостный праздник - первый школьный день после каникул. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания умножить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу.
Школьная жизнь - как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь всё выше и выше - от одной ступеньки к другой, более трудной.
Этот год - очень ответственный. Вы должны приложить максимум усилий, чтобы достичь самых лучших результатов. Надеюсь, все трудности мы преодолеем с вами вместе. Будем учиться не только наукам, но и будем учиться дружить.
Сейчас мы и узнаем скрытые подробности о каждом из вас. А поможет нам в этом ваша активность.
Встает только тот, кто …( только честно)
- рад встрече с друзьями;
- нисколько не соскучился по школе;
- с радостью пошёл в школу;
- прочитал всё, что задавали на лето;
- настроился закончить год на “4” и “5”;
- отлично провел лето
- уже ждёт ближайших каникул;
- хочет спать и ни о чём другом думать пока не может;
- встал не с той ноги;
- уже побаивается предстоящих уроков
- кому не хватило лета
Молодцы! Вы были очень активны.
Учитель: Проучившись вместе 3 года, вы должны понимать друг друга с полуслова. Я предлагаю это проверить. Давайте поиграем. Игра называется "Пойми меня". Главное условие: не называя слова, рассказать о задуманном предмете. Тема игры - школа и всё, что с ней связано.
1 конкурс «Доскажи словечко».
Кто шагает с сумкой книг утром в школу? /ученик/
Чтобы было, где писать, в школе вам нужна… /тетрадь/
Веселятся Коля, Лена, это значит… /перемена/
Если всё ты будешь знать, то получишь в школе… /пять/
Кто альбом раскрасит ваш? Ну, конечно,… /карандаш/
Я сижу, едва не плача, очень трудная… /задача/
В коридоре топот ног, то зовёт всех в класс… /звонок/
2 конкурс «Объясни словечко». Один человек должен суметь объяснить слово, которое записано на карточке, не называя его вслух. Если знает команда, может отвечать. А также можно вести диалог с представителем команды, задавать уточняющие вопросы.
Участникам команд предлагаются карточки со словами:
доска
журнал
пенал
тетрадь
(После того, как слово отгадали, подготовленные дети рассказывают всем остальным обучающимся сведения из истории школьных вещей.)
(Доска).
В старину у школьников вместо тетрадей были маленькие доски в деревянной рамке. Сколько в те времена было школьников, столько и досок. Буквы на них выводили грифелем, стирали тряпочкой. Ничего не скажешь, хороша была доска - тетрадка: писать легко. Одно плохо - невместительная. С той поры прошло много лет. Взгляните на классную доску. Это ведь тоже доска - тетрадка! Только теперь она вон, какая громадная! На ней пишут не грифелем, а мелом.
(Пенал).
У каждого ученика есть небольшой деревянный или пластмассовый сундучок, в котором хранятся бесценные сокровища школьников. Настоящее имя сундучка известно всем: это пенал. Вначале в сундучке хранили перья, а по-латыни "перо" будет "пена", отсюда и название - пенал.
(Тетрадь).
Почему тетрадка зовётся тетрадкой? Её имя произошло от греческого "тетро", что значит "сложенный вчетверо". Ведь бумажный лист как раз и складывали в несколько раз, но теперь уже вовсе не вчетверо. А тетрадка так и называется по-прежнему тетрадкой.
Сейчас проверим, осталось ли у вас в головах что-то после летнего отдыха, не растеряли ли вы свои знания. Каждый из вас в порядке очередности выходит к доске, выбирает любую букву и зачёркивает её. Вам будет задан вопрос –связанный со школьной жизнью. У вас есть подсказка – слово начинается с той буквы, которую вы выбрали.
А. Буквы, построенные для переклички (алфавит)
Б. То, что учат писать «тонким перышком в тетрадь» (буквы)
В. Математическое действие, происходящее с карманными деньгами ученика, покупающего булочку в школьном буфете (вычитание)
Г. Новый учебный предмет, который вы начнете изучать в этом учебном году (география)
Д. Традиционное место в классе, откуда ученики делятся своими знаниями с учителями и одноклассниками (доска)
Е. Официальное название отметки, которая стоит «колом» (единица)
Ж. Коллективное досье, которое составляют учителя на учащихся каждого класса (журнал)
З. Если непосильная, то безответная (задача)
К. Лучшее, но очень короткое время в жизни учеников и учителей (каникулы)
Л. Традиционное построение учащихся в начале учебного года. (линейка)
М. Белый камешек растаял, на доске следы оставил (мел)
Н. Часть лица, которую иногда вешают ученики, получив «двойку» (нос)
О. Время года, когда начинается новый год для учеников (осень)
П. Дедушка современных ученических рюкзаков (портфель)
Р. На стене висит, сколько и каких уроков говорит (расписание)
С. Единственное место в школе, где ученикам разрешают прыгать, бегать и скакать (спортзал)
Т. Минус в русском языке (тире)
У. Можно приготовить, да нельзя съесть (уроки)
Ф. Школьный предмет, который и летом продолжается на стадионе. (физкультура)
Х. Ученик, нарушающий дисциплину и порядок в школе (хулиган)
Ц. Их называют арабскими, хотя впервые появились в Индии (цифры)
Ш. Учреждение, куда принимают неграмотных (школа)
Э. Испытание, которое проходит каждый ученик по окончании школы (экзамен)
Я. Ученик, который всем на всех жалуется (ябеда)
3 конкурс «Ассоциация». Какие слова вам приходят в голову при произнесении каких-либо слов. Например, когда говорят слово "перемена", я вспоминаю: весело, шум, отдых и т.д. 2 человека от каждой команды выйдут из класса, а командам я сообщу слова, к которым они подберут по 5 слов - ассоциаций.
каникулы.....школа
Учитель: Молодцы! Вы хорошо и дружно поработали! Но думаю, что за этот год вы станете ещё дружнее. А помогут этому дела, которые будем проводить в классе.
Учитель открывает доску. На доске изображен стебель цветка и его серединка.
Учитель: Посмотрите, на доске распустился цветок наших дел. Что ему не хватает? (Лепестков).
Дети, разделившись на четыре группы, на выданных лепестках пишут список дел, которые предлагают провести в классе.
Учитель: Но цветок наших дел не вырастет, если его не согреет солнце нашей доброты.
Над цветком учитель прикрепляет солнце без лучей, лучи раздает командам.
Дети на лучах пишут добрые слова, которые помогут нам в совершении добрых дел и наш цветок расцветет.
Учитель: А закончим мы наш урок клятвой учеников 3 класса. Я буду читать начало, а вы будите заканчивать словом КЛЯНЕМСЯ.
Мы ученики 3в класса в день начала учебного года клянёмся:
Никогда не ходить в школу….. /учитель/ с невыученными уроками.
Никогда не здороваться с учителями…/учитель/ набив рот жвачкой.
Никогда не носить сменную обувь… /учитель/ в одном пакете с бутербродами.
Никогда не открывать учебник… /учитель/ грязными руками.
Никогда не решать задачи… /учитель/ списывая их у соседа.
Никогда не открывать двери в класс… /учитель/ ударом ноги.
Никогда не приглашать родителей на родительское собрание… /учитель/ за 5 минут до его начала.
Никогда не заканчивать четверть… /учитель/ с плохими отметками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитательной работе "Лестница успеха"
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.К.Д. Ушинский...
план самообразования на 2020 - 2024 гг
План самообразования на 2020-2024 год "Использование кейс-технологий на уроках в начальной школе"...
Программа по самообразованию на 2020-2024 учебный год
Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов, как средство познавательной активности учащихся на уроках...
План самообразования на 2020-2024 учебные годы
план самообразования...
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы 2020-2024
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы 2020-2024...
План самообразования учителя начальных классов на 2020-2024 учебный год
План саообразования учителя начальных классов на 2020 -2024 учебный год...
Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов Куклевой Галины Федоровны МАОУ г. Нягани «СОШ №14» на 2020-2024 учебные годы
В соответствии со стратегией развития образования ХМАО-Югры, стратегией развития школы, поставлена цель моей профессиональной деятельности: предоставление качественного образования,достижения максимал...