Программа летнего пришкольного лагеря "Спортивная команда", 2021
рабочая программа

Солодовникова Светлана Николаевна

На   данный момент    не все   дети   нашего села имеют возможность отдохнуть в загородных лагерях, выехать к родственникам в города области и страны. Большой   процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это натолкнуло на создание тематической спортивно-оздоровительной программы «Спортивная команда» летнего пришкольного лагеря «Радуга».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lpl_sportivnaya_komanda_-_2021.docx288.68 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

Руководитель отдела по образованию, опеке и попечительству администрации Богучарского муниципального района Воронежской области

______________ И.В. Ткачев

«     » мая 2021г.

Утверждаю.

Директор МКОУ «Лофицкая ООШ»

______________ Н.И. Талыкова

 Приказ №      от «     » мая 2021 г.

Программа

летнего пришкольного лагеря «Радуга»

с дневным пребыванием

«Спортивная команда»

2021 г.

 «Забота о здоровье – важнейший труд воспитателя»

            А.В. Сухомлинский

  1. Пояснительная записка

На   данный момент    не все   дети   нашего села имеют возможность отдохнуть в загородных лагерях, выехать к родственникам в города области и страны. Большой   процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это натолкнуло на создание тематической спортивно-оздоровительной программы «Спортивная команда» летнего пришкольного лагеря «Радуга».

Выбор такой тематики обусловлен неслучайно. Данное направление является приоритетным в учебно-воспитательном процессе. Все дети школы любят спорт, занятия физической культурой, 92 % учащихся посещают различные секции и клубы, функционирующие на базе школы и ДЮСШ г. Богучар, которые возглавляют опытные, высокопрофессиональные педагоги и тренеры.  Поэтому для создания единого образовательного пространства в лагере за основу было решено взять физкультурно-спортивное направление.

Новизна данной программы в том, что она предполагает игровую модель проведения смены, богатую разноплановыми досуговыми, спортивно-оздоровительными мероприятиями и делами, проектной и творческой деятельностью.

Актуальность программы определяется современными требованиями общества и государства к новым образовательным стандартам. Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Каникулы являются благоприятным временем для развития у воспитанников личностных качеств: способности к самореализации, любознательности, умения общаться в группе, формирование нравственно-патриотических чувств, любви к родному краю, ответственности за свои поступки, соблюдение правил и норм ЗОЖ, безопасного поведения.

Программа лагеря с дневным пребыванием «Спортивная команда» является одним из средств достижения данного результата воспитания и развития ребенка.  Она является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены продолжительностью 21 день.  Общее число участников за смену – 20 человек. Основной состав лагеря – это учащиеся МКОУ «Лофицкая ООШ», возраст детей от 7 до 10 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям-сиротам, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.                                                                                                  

Цель: Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала на основе включения в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение в коллективе.

Задачи: 

1Обеспечить активный отдых воспитанников, используя различные виды физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

2. Организовать процесс оздоровления детей в ходе санитарно-просветительской работы, соблюдения санитарно-гигиенического режима, организации здорового питания.

3.  Развитие умений и навыков заботы о своем здоровье, стремления к ЗОЖ, способствовать осознанию ценности здоровья.

4. Формирование нравственно-эстетических, гражданско-патриотических чувств, общечеловеческих ценностей, воспитание любви к Родине средствами физкультурно-оздоровительной работы (патриотизм, гордость за Россию, спортивные достижения страны).

5. Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления через кружковую работу, проектную деятельность.

6. Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

7. Формировать у ребят навыки общения и толерантности в условиях разновозрастного отряда.

В основу программы положены следующие принципы отбора содержания:

- принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры, личности;

- принцип гуманности (общечеловеческая культура, построение всех отношений на основе уважения и доверия к воспитаннику, на стремлении привести его к успеху);

- принципы гражданственности (формирование гражданина, включение детей в творчески – развивающую деятельность);

- принцип инновации и практики.

Основной формой  организации деятельности детей в лагере является физкультурно-спортивная работа. Во время групповых занятий используются разнообразные методы и приемы: планирование и анализ, игра, конструирование дел и мероприятий (КТД, акции, викторины), социально-педагогическое проектирование, трансляция ценностей (беседы, встречи с интересными людьми, заочные экскурсии), личный пример, поощрение.  Кроме физкультурно-спортивной работы в программе предусмотрены мероприятия по художественному, социально-педагогическому, естественнонаучному направлениям и туристско-краеведческая работа.

Реализация цели и задач программы «Спортивная команда», посвященной Олимпийскому движению в России, осуществляется в форме ролевой игры. Вся смена лагеря - это Олимпийская деревня, в которую съезжаются «спортсмены» разных  «стран» для участия в  олимпийских играх. В лагере это 2 страны - отряда по 10 человек. Каждая группа курируется волонтером – старшеклассником, который помогает  воспитателям в организации жизни микрогруппы. Олимпийская деревня живет по особому расписанию (Приложение 1), которое включает в себя ежедневные режимные моменты (зарядка, пробежки, тренировки), а также соревнования и воспитательные мероприятия. Вся игра делится на три этапа: организационный, основной и итоговый.

Организационный этап «Открытие Олимпийских игр» характеризуется запуском игрового момента, происходит знакомство ребят с предполагаемой игровой деятельностью, основными этапами игры, с традициями, законами лагеря,  педагогическим коллективом. Проходит презентация команд. Дети сами придумывают название страны, флаг, песню, герб (эмблему).                               

Основной этап смены – это «Олимпийские игры», самый большой по времени период смены. Здесь развивается сюжет игры. Основным механизмом реализации деятельности являются спортивные игры и соревнования на свежем воздухе.

Игры делятся по тематике: 

  1. Легкая атлетика. Отдельные соревнования выделены как «ГТО», «День прыгуна», «День спринтера», «День марафонца», «День метателя» и др. После каждого соревнования победителям на пьедестале вручаются олимпийские медали.
  2. Игровые виды спорта. Проведены турниры по различным подвижным и спортивным играм. Сохраняя вышеизложенный принцип, это день пионербола, мини-футбола, баскетбола и др. Проводить соревнования по игровым видам спорта целесообразно в один день.
  3. Интеллектуальные состязания. В нее входят состязания, где на первом плане не физическая подготовка, а способность грамотно и быстро мыслить. Это шашечный и шахматный турниры, олимпийская викторина, конкурс на лучшего знатока истории олимпийских игр.
  4. Туризм.

Заключительный этап «Закрытие Олимпийских игр» характеризуется подведением итогов всей игры, в ходе которого оценивается работа каждого члена отряда, происходит торжественное награждение самых активных творческих воспитанников, самых результативных спортсменов и команд-победителей.  

В рамках смены предполагается проведение не только спортивных, но и творческих, интеллектуальных, туристских состязаний.  Ребята посещают детскую летнюю площадку при сельском Доме культуры, где в течение смены для воспитанников организуются экспресс-курсы по различным направлениям: флэш-моб, театральное, юмористическое, проводятся занятия кружка «Музыкальный калейдоскоп».

Организация воспитательной деятельности в лагере построена на принципах соуправления и самоуправления, строгого подчинения олимпийским правилам взаимного уважения (Приложение 2). Атрибутика лагеря соответствует настоящей олимпиаде: флаг с изображением олимпийских колец, олимпийский огонь, бронзовые, серебряные и золотые медали. В лагере действуют олимпийские законы, соблюдаются олимпийские традиции: ежедневный подъем и спуск флага, открытие и закрытие олимпиады, награждение и чествование победителей соревнований.

Воспитатели учитывают свою работу по итогам дня (это выражается в цветовой гамме). В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение («радуга» впечатлений). Красный цвет – классный день. Желтый – очень хороший день. Зеленый – день как день. Голубой – скучный день.

Основной темой смены лагеря является улучшения здоровья молодого поколения посредством занятий спортом, физкультурой, отказа от вредных привычек, бесцельного времяпровождения.

  1. План смены

Дата, тематика дня

Наименование мероприятия,  КТД

1 день

«Здравствуй, лагерь!»

1.Организационные мероприятия заезда в «Олимпийскую деревню».

2. Подготовка визиток отрядов на открытие лагеря.

3.  Акция «Безопасное лето» (инструктаж по ТБ).

4.  Огонёк знакомства «Расскажи мне о себе».

2 день

«День открытия

Олимпийских игр»

1. Открытие лагеря и летних Олимпийских игр школьников.

2. Спортивные состязания «Быстрее! Выше! Сильнее!».

3. Акция «Будь здоров!».

3 день

«О, спорт, ты – мир!»

1. Заседание Клуба любознательных «Олимпийские игры – история и современность».

2. Заочное путешествие на Олимпийском поезде.

3. Защита проектов «Олимпийские игры в древности и современности».

4 день

Всемирный день охраны окружающей среды

«День эстафет»

1. День эколога и туриста. Игра «Экологическая паутина».

 2. Операция «Экологическая тропинка».

3. Турпоход «Азбука молодого туриста», соревнование – эстафета на местности.

4. «Красная книга» - конкурс рисунков.

5 день

Пушкинский день

«День прыгуна»

1. Викторина по произведениям Пушкина.                 

2. Конкурс театралов «У Лукоморья дуб зеленый…».

3. Соревнования по легкой атлетике – прыжки.

6 день

день безопасности

«День марафонца»

1. Занятие по ОБЖ «Один дома не воин». Проведение обучающей эвакуации детей.

2.  Соревнования по легкой атлетике –   марафонская дистанция.

3. Квест-игра «Лето».

7 день  

день улыбок и смеха

«День спринтера»

1. Конкурс на самую красивую улыбку.

2. КВН «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»

3. Соревнования по легкой атлетике – спринтерская дистанция.

8 день

день рекордсменов

«День метателя»

  1. Книга рекордов Гиннеса лагеря.                             
  2. Творческая презентация «Минута славы» (презентация рекордов).
  3. Соревнования по легкой атлетике – метание.
  4. Игра «По тропе индейцев».

9 день    

3D: День Добрых Дел

«День многоборца»

1. КТД «3D: День добрых дел».

2. Соревнования по многоборью (стрельба, гимнастика, перетягивание каната, подтягивание на перекладине, отжимание и др.).

3. Игра-состязание «Стенка на стенку».

10 день

День России

«День русской лапты»

1. Викторина «По страницам истории государства Российского».

2. КТД «Моя Россия – моя страна».

3. Соревнование по русской лапте.

4. Игровая программа «Я живу в России!», посвящённая Дню России.

11 день

Звездный день

«День пионербола»

1. Видеосалон.  Просмотр фильма «Легенда №17».

2. Соревнование по пионерболу.

3. Интеллектуальная игра «Рекорды животного мира». 

12 день

день ПДД

«День настольного тенниса»

1. Игровой практикум «Правила движения достойны уважения!». Встреча с инспектором ГИБДД.

2. Велопробег «Безопасное колесо».

3. Турнир по настольному теннису.

13 день

день лидера

«День баскетбола»

1. Игра «Угадай мелодию».

2. «Школа лидера».

3. Спортивные соревнования по баскетболу.

14 день

день дублера

«День футбола»

1. День детского самоуправления «Перевертыши».

2. КТД «Аукцион талантов».

3. Спортивные соревнования по футболу.

15 день

«День народных игр»

1. КТД «Игровая поляна» (игры народов мира).

2. Марафон народных игр «Если мы едины – мы непобедимы!».

3. Молодецкие  забавы.

16 день

«День памяти и скорби»

1.Линейка, посвященная Дню памяти и скорби.

2. Фотовыставка «Пусть будет мир на свете!».

3. Акция «Мир во всем мире!».

17 день

 «День здоровья и ЗОЖ»

  1. Конкурс рисунков на асфальте «Молодое поколение - за здоровый образ жизни».
  2. Туристическое путешествие «Собираемся в поход».
  3. КТД «Клуб велосипедистов».

18 день

день дружбы

«День шахматиста»

1. Занятие «Дружба крепкая не сломается».

2. Костёр дружбы, конкурс «Лучшая песня о дружбе».

3. Турнир по шахматам и шашкам.

19 день

«Международный олимпийский день»

1.Час гигиены и здоровья «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».

2. КТД «Наши Олимпийские рекорды».

3. Интеллектуальная игра «Сто к одному».

20 день

«Победа за нами!»

  1. КТД «Клуб танцоров»
  2. Военно-спортивная игра «Зарница».
  3. Спорт-шоу «Я выбираю спорт!»

21 день

«Закрытие

Олимпийских игр»

1. Праздник «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

2.Танцевальное шоу-программа: «Эстафета танцевальных экспромтов».

3. Фотовернисаж «Снимок на память».

3.Условия реализации программы

Кадровое обеспечение. Для успешной реализации программы главным и основополагающим условием является высокий профессиональный уровень педагогов, привлеченных к работе лагеря.

В  течение всей смены коллективом лагеря используются материально-технические ресурсы  МКОУ «Лофицкая ООШ» (площадка, спортивный зал и  инвентарь, компьютеры, мультимедийный проектор, экран, видеотехника, музыкальное оборудование, настольные и развивающие игры и другое), информационные ресурсы Интеренет, библиотечный фонд школы и села, печатные издания научно-методической литературы.

Методические условия реализации программы предусматривают: наличие необходимой документации, программы, плана, должностных инструкций, проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены, подбор методического материала в соответствии с программой лагеря (методические разработки, наглядные и дидактические пособия, сценарии и игры, тесты, кроссворды, викторины, электронные презентации).

Для организации работы по реализации программы смены проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни, здоровья детей, мероприятия по профилактике детского травматизма, ежедневные планерки воспитателей, составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня.

Приложение 1

Режим дня Олимпийской деревни

8.30 – 9.15 – Пришёл с утра – умойся и на линейку дружно стройся!

9.15 – 9.30 – Стройся по порядку быстро на зарядку!

9.30 – 10.00 - Все за стол! Узнать пора, что сварили повара!

10.00 – 10.30 – Отрядная летучка.

1. Инструктаж по технике безопасности.

2. Подготовка к общелагерному мероприятию.

10.30 – 12.30 –Дел у нас невпроворот – разбегаемся, народ!

10.30 – 11.00 – Сюрприз вожатого.

11.00 – 12.00 – Общелагерное мероприятие. Спортивный час.

12.00. – 12.30 –Отрядное время. Занятия по интересам.

12.30 – 13.00 – За столом серьёзный вид! Ну-ка, дружно приналяжем и покажем наш здоровый аппетит!

13.00 – 14.00 - Сто затей для ста друзей! Общелагерное мероприятие, спортивный час, кружки.

14.30 – Линейка. Итоги дня. Общий сбор.

Приложение 2

Законы Олимпийской деревни

Закон дисциплины. Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.

Закон чистоты и порядка. Ни одной сломанной ветки.

Сохраним территорию  лагеря зеленой  и чистой!

Закон правой руки. 

Если поднята правая рука – все замолкают.

Закон ноль-ноль.

Время дорого у нас: берегите каждый час.

Чтобы не опаздывать, изволь выполнять   закон 00.

Закон моторчика.

Долой скуку! Будь расторопным и мобильным!

Закон выносливости.

Будь вынослив, помогай другим быть таким же.

Закон дружбы.

Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!

Закон творчества.

Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!

Закон доброты и толерантности.

По этому закону устанавливаются дружеские, уважительные отношения сверстников, старших и младших. Коллектив осуждает грубость, оскорбления и защищает каждого члена летнего лагеря.

Закон песни.

Знаешь - поешь, не знаешь - слушаешь. Никогда не мешаешь песне разговорами, озорством.

Заповеди Олимпийской деревни

 Даже если трудно, доведи дело до конца.

Один за всех и все за одного.

Дисциплина и порядок – прежде всего.

Каждое дело вместе.

Все делай творчески, а иначе зачем?

  1. Список использованной литературы
  1.  «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград 2003
  2. Вяткин Л.А, Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование- М., 2001
  3. Козырева О.В., Губарева Т.И., Ларионова Н.Н.. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах, плоскостопии.- Ростов н/Д-1999
  4. «Летний оздоровительный лагерь» Нормативно – правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград 2006.
  5. Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 1995
  6. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2002
  7. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками - М, 2002
  8. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития, 2007
  9. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 2001
  10. Cтeпaнoвa О.. Упражнения для профилактики близорукости
  11. Туристическая игротека. Игры, конкурсы, викторины. -М., 2001
  12. Федин С.Н. Веселые игры и головоломки. - М., 2006
  13. Черенкова Е.Ф. Мой любимый день рождения. Как организовать праздник.- М., 2007
  14. «Чтобы увидеть радугу……» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря). – Ижевск, 2001
  15. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. Большое путешествие. - Ярославль, 2007
  16. «Решаем и планируем вместе» (методическое пособие в помощь организатору). – Москва., 1998.
  17. Шмаков С.А. «Лето». – М.,1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего пришкольного лагеря.

Программа летнего пришкольного лагеря "Волшебная планета"...

Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей "Я познаю мир или путешествие на воздушных шарах"

В программе содержатся цели, задачи, пояснительная записка, календарное планирование....

"Большое путешествие по Солнечному городу" - программа летнего пришкольного лагеря

Летние каникулы даны школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки...

ПРОГРАММА летнего пришкольного лагеря дневного пребывания «Солнышко»

Комплексная   краткосрочная   образовательно – досуговая   программа...

Программа летнего пришкольного лагеря "Радуга". Смена "Виртуальный форсаж"

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая  деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Во время к...

Программа летнего пришкольного лагеря "Твои мечты-твои крылья"

Программа «Твои мечты – твои крылья» ориенти­рована на создание  интегративной модели оздоровительной и образовательно-воспитательной деятельности в рамках краеведческо-исследовательской работы ш...

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Радуга".

Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря "Радуга"....