ПРОГРАММА летнего пришкольного лагеря дневного пребывания «Солнышко»
рабочая программа на тему
Комплексная краткосрочная образовательно – досуговая
программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya_2012.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Бобровская СОШ»
ПРОГРАММА
летнего пришкольного лагеря дневного пребывания
«Солнышко»
( комплексная краткосрочная образовательно – досуговая
программа )
Участники программы: дети и подростки в возрасте от 6 до 15 лет
Срок реализации: 1 смена летнего оздоровительного сезона 2012 года
Форма реализации программы:
- 1 смена - игровая программа краеведческого направления, посвящённая юбилею села «Бобровке-250»
Автор: Брылева Наталья Сергеевна
(педагог-организатор МКОУ «Бобровская СОШ»)
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков
Педагогические проблемные факторы:
1. Индивидуально – личностное развитие каждого ребенка (а их в лагере 145) требует как можно большего числа дополнительных образовательных услуг.
Программа позволит предложить детям максимальную линейку предложений в данном направлении с помощью включения в дополнительную образовательную деятельность не только руководителей кружков и секций, но и вожатых и воспитателей, владеющих навыками в той или иной творческой деятельности и передающих свои знания и умения детям в «Часы Творчества».
2. Многие дети из года в год посещают лагерь каждое лето и нужно сделать так, чтобы им было интересно каждый раз.
Основной организационно – педагогической спецификой лагеря является то, что в лагерь ежегодно посещают более 80 % одних и тех же детей. Поэтому перед педагогическим коллективом и, в первую очередь, перед разработчиками программы лагеря, стоит важная задача сделать так, чтобы все разрабатываемые программно - методические материалы, вся деятельность лагеря, способствовали как формированию традиционных основ деятельности (они способствуют формированию системы воспитательной работы с детьми и педагогическим коллективом и т.д.), так и ежегодному инновационному содержательному наполнению его концептуальной модели, что позволяет организовывать деятельность лагеря в режиме развития, а не функционирования.
Исходя из обозначенных проблем, определяются следующие цели:
- оптимизация процесса отдыха, оздоровления, воспитания и дополнительного образования детей средствами программно – методического и кадрового обеспечения
- создание максимально благоприятных условий в лагере, способствующих раскрытию гражданско – патриотического, духовно – нравственного, психо - физического, интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка – участника программы
В соответствии с этим предстоит решить следующие задачи:
- осуществить подбор квалифицированных педагогических кадров и провести предлагерное обучение вожатского состава в творческом объединении «Школа вожатых»;
- проводить корректировку программно – методического обеспечения деятельности лагеря;
- разработать программу психолого – педагогического сопровождения и осуществить ее реализацию;
- организовать деятельность детей и взрослых на основе соуправления;
- включать в ежедневную деятельность как отдельной группы по месту размещения, так и в целом, лагеря, формы работы, максимально организуемые на свежем воздухе и соответствующие возрасту, интересам и потребностям детей;
- предоставить участникам программы для индивидуального выбора максимальное количество направлений деятельности дополнительного образования детей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года Истории» и юбилейным годом для села Бобровка, летом 2012 года в рамках программы лагеря будет проведена соответствующая работа по проведению мероприятий в рамках проводимого в Российской Федерации Года Истории. С января месяца в школе проходило КТД «Бобровке -250». В лагере мы продолжим работу по изучению истории села и России, благоустройству территории Бобровки. Таким образом, реализация программы лагеря будет осуществляться через участие детского и педагогического коллектива лагеря в игре краеведческого направления «Бобровке – 250».
Адресат программы - дети от 6 до 15 лет. Основной состав участников – учащиеся МКОУ «Бобровская СОШ».
География участников программы – с. Бобровка, Троицкого района
Количество участников программы – 120 человек
Сроки проведения программы – июнь 2012 года.
Количество смен – 1 смена - 18 дней.
Тип лагеря – летний пришкольный лагерь дневного пребывания.
Программа будет осуществлена на базе МКОУ «Бобровская средняя общеобразовательная школа» с привлечением Бобровского Дома Культуры и Бобровской сельской библиотеки.
Общие положения программы:
1.Организатором смены лагеря является МКОУ «Бобровская средняя общеобразовательная школа»;
2.Организатор смены лагеря несёт ответственность за:
- обеспечение жизнедеятельности детей;
- создание условий, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья детей;
-качество реализуемой программы смены лагеря;
-соответствие форм, методов, средств целям и задачам занятий;
- соблюдение прав и свобод детей.
3. Смена лагеря организуется для учащихся с 6 до 15 лет на период летних каникул на базе школы.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать о том, что программа лагеря будет носить следующий характер:
1.По уровню разработки – программа летнего пришкольного лагеря дневного пребывания «Солнышко»
2.По направленности – комплексная, так как объединяет различные направления отдыха, оздоровления, воспитания и дополнительного образования детей и другой деятельности детского временного коллектива.
3.По продолжительности – краткосрочная, так как реализуется только в ходе одной смены летнего сезона 2012 года.
4.По целевой направленности – образовательно – досуговая, так как предусматривается работа не только по организации отдыха и оздоровления, но и дополнительного образования детей.
Игра.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности
В.А. Сухомлинский
Программа лагеря - это непрерывный поиск вариантов, позволяющих ребенку расширить как пространство внешнего взаимодействия в среде детского оздоровительного лагеря, так и раздвинуть границы пространства собственного мироощущения; а взрослому, педагогу, понять и яснее увидеть проблемы детей сегодняшнего дня и помочь каждому ребенку – участнику программы в решении его проблем. Чтобы сформировать свое ценностно – смысловое пространство ребенок должен жить в мире общечеловеческих ценностей, таких как: Добро и Справедливость, Честность и Порядочность, Патриотизм и Гражданственность, Любовь к Родине и Любовь к своей Семье, Мир и Культура и многих других. И здесь на помощь приходит игра – универсальное педагогическое средство.
Игровые технологии являются и сегодня актуальными. Ориентируясь на интересы детей (а они выявляются каждое лето в ходе проведения входящей и итоговой диагностики), а так же на потребности социума, автор разрабатывает новые, инновационные формы игровой деятельности и наполняет их новой тематикой и нестандартным содержанием. Разработка осуществляется на летнюю оздоровительную смену.
Все дни проживания ребенка в лагере объединяются определенным сюжетом ролевой игры. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры и др.) – создает условия для индивидуально – личностного развития ребенка в той сфере, которая наиболее полно позволяет раскрыть и реализовать его способности и возможности. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.
Содержание.
1 смена игровая программа краеведческого направления, посвящённая юбилею села «Бобровке-250»
Программа смены представляет собой игру, основными целями которой является улучшение здоровья детей, приобщение к спорту, развитие творческих способностей, изучение истории своего села Бобровка.
Участники смены совершают увлекательное путешествие по истории села Бобровка и становятся её жителями. В День открытия смены для детей проводится устный журнал по истории села «Моё село - Бобровка». На протяжении всей смены учащиеся встречаются с интересными людьми села, посещают школьный музей, участвуют в экологических акциях по благоустройству Бобровки, создают исследовательские проекты «Старые фотографии рассказали».
В летнем ЛАГЕРЕ на 18 дней все ОТРЯДЫ становятся улицами села со своими названиями, девизами, символикой и атрибутикой, которая обсуждается, выбирается и изготавливается детьми.
Каждая улица составляет свой план изучения истории села Бобровка.
Взрослые и дети – жители села.
Каждая улица выбирает главу улицы, который входит в состав ШТАБА лагеря (орган соуправления).
Воспитатели и вожатые, а так же иной педагогический персонал являются ОРГАНИЗАТОРАМИ всех дел.
Дни смены | Мероприятия |
1-й день(4 июня) День детства. Знакомство | - Линейка, посвящённая открытию 1 смены. - «Огоньки знакомства» (вожатые в отрядах) -Беседы и инструктажи по технике безопасности. -Операция «Уют» в отрядных комнатах. - Игровая программа в Д/к -Взвешивание ребят (шк. медик) -Анкетирование шк. психолога. |
2- день(5 июня) Открытие смены «Бобровке – 250» | - Устный журнал по истории села «Моё село – Бобровка» -Оформление отрядных уголков. - «Старты надежд» (Физрук) - Викторина «Золотой ключик» ( для младших) в Д/к - Проведение конкурсов творческих работ (рисунков, фотографий, поделок из природного материала, стихов, сочинений на тему «Село моё родное»». |
3-день (6 июня) День сказок | -Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки» (для старших) в Д/к - Праздничное театрализованное представление «В царстве славного Салтана» (для младших) в с/библиотеке. - Сказочные эстафеты (в отрядах проводят вожатые) |
4 день ( 7 июня) День сюрпризов | -КТД «Танцевальное ассорти» (для всех) - В отрядах конкурс «Мисс отряда» (вожатые) - Познавательная конкурсная программа «Язык цветов» (для старших) в Д/к -Соревнования по шашкам между отрядами. |
5-день (8 июня) День экологии | - Познавательно-развлекательная программа «Берегите природу!» (для старших) в Д/к - Игра-путешествие «В царстве Берендея» (для младших) в Д/к - В отрядах «Зоологические забеги» (вожатые) - Экологические акции по благоустройству села |
6-день (9 июня) День экологии | - Экологическая сказка «Красная Шапочка» в Д/к -В отрядах экологические викторины «Знай и люби свой край» (вожатые) - Подвижные игры на свежем воздухе (физрук) |
7-день (11 июня) День здоровья | - Игра - «вертушка» - «Секреты здоровья» - Беседы с мед. работником «Хочешь быть здоровым? Будь!» - Спортивный праздник «О спорт, ты - мир!»(Физрук) - Викторины «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья!» (вожатые по отрядам) |
8-день ( 12 июня) День России | - Познавательная КИП «Русь величавая» ( по отрядам) в Д/к - Викторина, посвящённая войне 1812 года (организатор) - Товарищеская встреча по футболу, посвящённая Дню России |
9-день (13 июня) День девочек | - Конкурс «Мисс лагеря» - Конкурсно - игровая программа «Про мальчишек и девчонок» (для старших) в с/библиотеке - Игровая программа «Шкатулка» для младших в Д/к - Игра «Найди пакет» по отрядам (вожатые) |
10-день (14 июня) День спортивных достижений, посвящённых 250-летию Бобровки | - Соревнования по лёгкой атлетике (бег, прыжки, метание, подтягивание, отжимание…) - Конкурс «Мистер отряда» по отрядам (вожатые) - ИП «Чудетство» (для младших) в Д/к - Викторина «Бобровка – село моё родное» по отрядам. |
11-день (15 июня) День игр | - КИП «Сухопутный круиз» для старших в Д/к - Подвижные игры «Играем вместе» (для младших) в с/библиотеке - Игровая программа «Смак» по отрядам (вожатые) - Встречи с интересными людьми ( по отрядам) |
12-день (16 июня) День мальчиков | - Конкурсная программа « Самый, самый» по отрядам (вожатые) - Конкурс «Мистер лагеря» - КИП «Воздушная фантазия» (для младших) в Д/к - КИП «Проказы Тома» (для старших) в Д/к |
13-день ( 18 июня) День самоуправления. | - Соревнования по пионерболу. - Конкурс вожатского мастерства «Лучшая вожатая 2012 года». - КИП «Весёлое домино» (для младших) в Д/к - Экскурсии в школьный музей «История села Бобровка» ( по отрядам) |
14-день (19 июня) День приятных неожиданностей | - Праздник «В гостях у тёти Кошки» в Д/к для всех -Чемпионат лагеря по шахматам. -Интеллектуальные игры по отрядам «Бобровские умники и умницы»(вожатые) - Подведение итогов конкурсов творческих работ (рисунков, фотографий, поделок из природного материала, стихов, сочинений на тему «Село моё родное»). |
15 день ( 20 июня) День села | -Защита исследовательских проектов «Старые фотографии рассказали» -Экскурсии в школьный музей «История села Бобровка» (по отрядам) - Конкурс рисунков на асфальте «Бобровке-250!» - Встречи с интересными людьми села (по отрядам) -ИП «Необыкновенный концерт» (для старших) в Д/к |
16 день (21 июня) День смеха | - «Звёздное шоу» - (пародии на современных артистов и танцевальный марафон) - Командные соревнования «Круг друзей» (для старших) в с/библиотеке - ИП «Ладушки» для младших в Д/к -Взвешивание детей (шк. медик) |
17 день ( 22 июня) День памяти | -Митинг, посвящённый Дню памяти и скорби «Будем помнить!» совместно с Д/к - Марафон, посвящённый Дню памяти (физрук) - Экологический десант, посвящённый Дню памяти. - Просмотр х/ф про ВОВ. |
18 день ( 23 июня) День закрытия лагеря | - Шоу - программа «Бобровские звёздочки» -Почта «Я вам пишу». - Операция «Порядок» - Анкетирование шк. психолога «Уровень удовлетворённости» |
Прогнозируемые результаты реализации программы
В процессе реализации программы будут формироваться, в первую очередь, ценностные ориентации детей и подростков. Сюжетный, тематический замысел смены будет способствовать формированию у участников программы социально – значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе.
Реализация программы сделает реальными следующие результаты:
- формирование коллектива единомышленников - детей и педагогов, взаимодействующих в психологически комфортном климате лагеря на принципах содружества, сотрудничества и сотворчества
- рост у детей чувства защищенности со стороны педагогов и иного персонала лагеря; повышение доверия к педагогическому коллективу; осознание важности профессии педагога: учителя, воспитателя, вожатого и др.
- психо - физическое оздоровление детей через ежедневные занятия физкультурой и спортом, через усвоение ими санитарно – гигиенических правил и норм, привычек здорового образа жизни, несовместимых с применением психо – активных и др. вредных для здоровья веществ, ежедневные занятия физкультурой и спортом
- получение дополнительных знаний, умений и навыков в том или ином направлении или виде деятельности дополнительного образования детей
- освоение, усвоение и присвоение детьми и подростками традиций лагеря: Добра и Справедливости, Дружеской Помощи и Поддержки, Патриотизма и Гражданственности, Игры и Романтики и др.
- мотивацию на дальнейшее творчество и познавательную деятельность по окончании летней смены
Механизм управления программы
Механизм реализации программы. Этапы реализации программы
Подготовительный этап
(Апрель – май)
Разработка программы на летний оздоровительный сезон. Подготовка програмно-методической документации( программа, календарно –тематический план, игровые технологии и др.)
Подбор и подготовка кадров для работы в ДОЛ. Оформление пакета документов на каждого педагога для приема на работу. Предлагерное обучение вожатых в творческом объединении «Школа вожатых. Прохождение кадрами медицинского обследования и оформление санитарных книжек.
Установление интеграционных связей с учреждениями образования, культуры и др., с общественными объединениями и организациями и др. с целью материально - технической, информационно – методической поддержки и иной поддержки.
Определение контингента участников смены и налаживание информационного контакта с ними.
Определение ожиданий от смены (эмоциональная настройка ребенка и взрослого на предстоящую смену). Психологическая и практическая подготовка к лагерю.
Подготовка (оформление, обустройство и др.) воспитателями и вожатыми мест отдыха детей (игровых комнат, спортзала и др.), места питания группы в столовой. Подготовка внутренней педагогической среды лагеря (спортивной площадки, комнаты для кружковой работы и др.) Проведение организационных совещаний, планерок и др.
Организационный этап смены. Запуск игровой модели
(с 1 по 2 день смены)
Встреча детей. Диагностика интересов, потенциала, лидерских, организаторских, творческих и др. способностей детей и подростков. Запуск игровой модели. Игровое знакомство участников смены. Закладка основ временного детского коллектива. Знакомство с правилами жизнедеятельности, законами, традициями лагеря. Формирование органов соуправления. Выявление лидеров. Открытие смены.
Основной этап смены. Реализация игровой модели
(с 3 по 16 день смены)
Реализация основных принципов и идей игровой модели. Организация деятельности органов соуправления. Корректировка ценностно – мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности. Корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий.
Разворачивание деятельности кружков развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей. Включение детей в различные виды коллективно – творческой деятельности (привлечение детей в различные объединения: кружки, секции и др.). Проведение дополнительной образовательной деятельности. Проведение тематических дней, ролевых, деловых и др. игр, соревнований, конкурсов и др. в соответствии с календарно – тематическим планом работы лагеря и игровым замыслом. Показ детских достижений через разные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, трудовые акции и др. Показ знаний, умений и навыков, полученных в работе кружков. Анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разных видах деятельности.
Заключительный этап смены. Подведение итогов смены
(с 17 по 18 день смены.)
Итоговая диагностика. Оценка и самооценка участниками смены личностно – значимых результатов участия в программе. Групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений. Создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены. Подведение итогов смены. Награждение и поощрение участников и активистов. Анализ предложений и рекомендаций детей, родителей, персонала и др. Выработка перспектив деятельности. Закрытие смены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»
Данная программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря....
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания "Солнышко"
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его ...
Программа "Фантазия"летнего пришкольного лагеря дневного пребывания
Данная программа стала победителем в конкурсе вариативных программ....
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «СОЛНЫШКО»...
Программа оздоровления летнего пришкольного лагеря дневного пребывания
Основная идея программы ЛДП «Солнышко» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общест...
Конспект внеклассного занятия по английскому языку «Поем по-английски» в летнем пришкольном лагере дневного пребывания
laquo;История одной песни» (“My Bonnie Lies Over the Ocean.”)Задачи мероприятия:а) основные (коммуникативные):1) научить умению высказываться на заданную тему на уровне фразы, монол...
Презентация программы летнего пришкольного лагеря дневного пребывания "Солнечная страна"
Хотим мы сделать этот мир добрей,Мы команда хороших и активных детейПояснительная запискаЛагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная ...