Адаптированная программа воспитания
рабочая программа (1 класс)
Адаптированная программа воспитания для 1 класса II вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 59.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа воспитания для 1 класса II вида разработана с учётом Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральных образовательных стандартов( далее ФГОС) начального общего образования( Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г №286) и программы воспитания «СКОШИ I-II вида».
В 1 «А» классе II вида обучается 8 человек, из них три девочки, пять мальчиков. Все дети инвалиды по слуху: Никита(25.05.2014 г.р.)-СНТ IV степени, аппараты на оба уха; Саша(07.05.2014 г.р.)-Хр.2 стор.СНТ III-IV степени, аппараты на оба уха; Баясхалан(08.09.2014 г.р.)-Хр.2 стор.СНТ IV степени, аппараты на оба уха, Милена(26.10.2013 г.р.)-Хр.СНТ III степени-правое ухо, IV степень- левое ухо; Михаил(09.08.2015 г.р.)- Хр.СНТ III степени, аппараты на оба уха; Люба(14.10.2014 г.р.)-Хр.2 стор.СНТ IV степени пограничная с глухотой, состояние после КИ справа; Толя(24.02.2014 г.р.)-Хр.2 стор.СНТ IV степени, КИ; Кирилл(11.04.2013 г.р.)-Хр.2 стор.СНТ IV степени, состояние после КИ. Шесть учащихся посещали дошкольную группу при ГБОУ I- II вида: Никита, Саша, Миша, Баясхалан, Кирилл, Толя. Две девочки не посещали дошкольную группу, поступили в школу с муниципальных детских садов (п.Кабанск- Милена и п.Усть –Баргузин- Люба).
Место жительства учащихся: в Кабанском районе-1, в Баргузинском районе-1, в Иволгинском районе-2, в г.Улан-Удэ-4. В общежитии проживают следующие учащиеся: Милена, Толя, Баясхалан, Саша. Навыки самообслуживания у всех детей сформированы. Одна семья неполная (Саша), остальные воспитываются в полных семьях. Познавательная активность у детей средняя. У Саши высокая мотивация к учёбе. Милена, Миша- стараются заниматься. У Баясхалана кратковременная память, учёба даётся тяжело. Все забывает. А у Никиты и Толи нет желания учиться. Кирилл справляется с учебной программой, но требуется помощь со стороны взрослого: учителя и тьютора. Люба поступила в нашу школу в октябре, проходит адаптацию. Во внеурочное время дети задействованы в различных кружках: Баясхалан и Миша занимаются в секции по вольной борьбе, Милена, Никита и Саша- в секции дзюдо. В классе соблюдается график дежурств по уборке класса и столовой, учащиеся с удовольствием выполняют все поручения. Родительский комитет участвует во всех классных делах, помогают в решении вопросов воспитания и социализации детей. В классе благоприятная обстановка, конфликтных ситуаций нет. В целом, класс обладает высокой творческой активностью, отзывчивостью к начинаниям, с готовностью выполняют общественные поручения.
«ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ»
Цель: создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Для достижения поставленной цели воспитания школьников с
нарушениями слуха формулируются задачи:
-Создать в классе непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого через содержание образовательных областей и внеурочной деятельности и слухоречевую среду для более полноценного развития и социализации обучающихся, активизации развития их словесной речи (устной и письменной), речевого поведения, навыков устной коммуникации (при пользовании индивидуальными слуховыми аппаратами/ кохлеарными имплантами, а также звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования), ориентации в неречевых звуках окружающего мира.
-Реализовывать воспитательные возможности классных, общешкольных ключевых дел, традиций.
-Вовлекать школьников в дополнительное образование.
-Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление.
-Организовывать для школьников экскурсии, интеграцию в среду слышащих.
-Развивать предметно-эстетическую среду класса и школы.
-Организовать работу с семьями школьников.
-Организовать работу по созданию безопасной среды.
-Формировать экологическую культуру, культуру здорового образа жизни, стрессоустойчивость.
-Формировать познавательные интересы учащихся.
-Формировать нравственные качества личности, чувство гражданственности и патриотизма.
-Развивать индивидуальные творческие способности, самореализацию и самоутверждение.
-Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
Целевые ориентиры результатов воспитания:
Результаты достижения цели и решения задач воспитания представляются в форме целевых ориентиров ожидаемых результатов воспитания по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС на уровнях начального общего образования.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Гражданско-патриотическое:
-Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
-Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении.
-Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам.
-Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
-Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства.
-Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе.
-Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Духовно-нравственное:
-Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.
-Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них.
-Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям. -Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к самоограничению своих потребностей.
-Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
-Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности).
-Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
-Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
-Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
Эстетическое:
-Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре.
-Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства.
-Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.
Физическое:
-Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
-Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и спортом.
-Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей.
-Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
-Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
Трудовое:
-Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства.
-Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений.
-Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
-Проявляющий интерес к разным профессиям.
Экологическое:
-Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы.
-Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды.
-Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
-Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в
соответствии с экологическими нормами.
Познавательное:
-Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
-Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразииобъектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
-Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях.
-Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности.
«ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Реализация цели и задач данной программы осуществляется в рамках следующих направлений-модулях воспитательной работы класса.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия, организуемые педагогами для детей и дела, которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно с детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников вместе с педагогами и родителями в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях принимает участие большая часть школьников.
Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. В классе используются следующие формы работы.
На уровне класса:
-выбор совета класса, наделение каждого ученика поручением;
-участие класса в реализации общешкольных ключевых дел:
На индивидуальном уровне:
-вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер;
-индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
-наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
-при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с ОВЗ. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников с ОВЗ в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Духовно-нравственное развитие. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их духовных и творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков само обслуживающего труда.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Задачи внеурочной образовательной деятельности:
-создание в классном коллективе развивающей предметной среды;
-введение во внеурочную деятельность разные виды детского творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
-развивать творческие способности личности ребенка с нарушением слуха;
-развивать коммуникативные навыки, информационные умения, формировать
средства вербальной и невербальной коммуникации;
-развивать стремление к реализации имеющихся возможностей для полноценной
жизнедеятельности, к достижениям в творчестве, участию в общественной жизни,
социализации и адаптации детей с нарушениями слуха.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На уровне класса:
- классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса класса;
- классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса;
- социальные сети и чаты (Viber, Zoom), в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов, дефектологов, педагогов дополнительного образования.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей).
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
- Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
- Организованные выставки творческих работ, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в классном коллективе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
- Озеленение и уборка пришкольной территории, разбивка клумб, аллей,
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями и воспитателями вместе с обучающимися своих классов;
- событийный дизайн–оформление рекреации (праздников, торжественных линеек, творческих выставок, и т.п.);
Модуль «Безопасность жизнедеятельности»
- Модуль «Безопасность жизнедеятельности» (личная гигиена, культура поведения, пожарная безопасность, дорожная безопасность, информационная безопасность, психологическая безопасность, профилактика экстремизма и терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний) реализуется через систему классных часов, внеклассных общешкольных мероприятий, индивидуальных бесед, работы с родителями.
- Деятельность нашего класса по формированию у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, формированию личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько направлений:
- организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы;
- организация просветительской и методической работы;
- вовлечение учащихся в дополнительное образование (творческие кружки, спортивные секции);
- профилактическая работа с учащимися и родителями.
На уровне класса:
- проведение спортивных соревнований: «Веселые старты», Дни здоровья, легкоатлетический кросс, соревнования по футболу, вольной борьбе, дзюдо, шашкам, шахматам, спортивные эстафеты, праздники; участие в социальных акциях «Всемирный день борьбы со СПИДом», «Весенняя неделя Добра», «Соблюдай ПДД», «Твори Добро» (к Международному дню инвалидов).
- мероприятия по профилактике пожарной безопасности, ПДД;
- психологические тренинги: для первоклассников;
- использование информационных ресурсов сети Интернет, организация онлайн экскурсий, бесед, лекций, круглых столов, организация и проведение экологических праздников и акций;
- тренировочные мероприятия по эвакуации;
- участие в исследовательских проектах экологической направленности.
На индивидуальном уровне:
- индивидуальная работа с учащимися по привлечению к занятиям спортом;
- профилактические акции по ЗОЖ, «Правила безопасного поведения», привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
Модуль «Экскурсии»
Экскурсии помогают обучающимся расширить свой кругозор, пополнение словарного запаса, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков само обслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
-сезонные экскурсии на природу «Осенний сад», «Природа зимой», «Приметы весны»;
-тематические экскурсии: «Школьный двор», «Школа», «Парк», «Магазин», «Аптека».
-экскурсии выходного дня, организуемые в классах им классным руководителем и родителями: в музей, картинную галерею, на предприятия, на природу;
-выездные соревнования, конкурсы, квесты с участием команд, сформированных из педагогов. детей и родителей, включающий в себя различные соревнования.
Модуль «Самоуправление»
Поддержка ученического самоуправления в классе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства; предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
На уровне класса:
- через деятельность выборных активов класса, представляющих интересы класса в общешкольных делах;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса.
Актив класса:
Командир | Селиванова Милена |
Учебный сектор | Руснак Александра |
Спортивный сектор | Баев Михаил |
Редколлегия | Садаев Баясхалан |
Культмассовый сектор | Мясников Никита |
Трудовой сектор | Сергеева Любовь |
Цветовод | Долбак Кирилл |
Медицинский(санитар) | Доржиев Анатолий |
На индивидуальном уровне:
- через реализацию учащимися (активы класса), взявшими на себя соответствующую роль, функцию, ответственность.
Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самоопределению самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности.
Воспитательный потенциал дополнительного образования реализуется в рамках следующих видов деятельности:
- секция по шашкам и шахматам;
- секция «Вольная борьба» (Баясхалан, Миша);
- секция «Дзюдо» (Саша, Милена, Никита).
Модуль «Социальное партнёрство»
Воспитательныйпотенциал социального партнерства реализуется в рамках следующих видов деятельности:
- участие представителей организаций партнеров в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы;
- проведение на базе организаций-партнеров занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
- социальные проекты, и совместно разрабатываемые и реализуемые учащимися, педагогами с организациями партнерами благотворительной, экологической, патриотической и т.д. направленности, ориентированные на воспитание учащихся, преобразование окружающего социума, позитивные воздействие на социальное окружение;
Наши социальные партнеры:
- республиканский спортивно-адаптивная школа;
- библиотека им.Н.Г.Дамдинова;
- Улан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие»;
-детский подростковый центр «Олимп».
«Самоанализ воспитательного процесса»
Основным направлением анализа воспитательного процесса является:
результаты воспитания, социализации и саморазвитие школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика уровня воспитанности обучающихся 1а класса II вида.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение,
анкетирование.
Календарно-тематический план воспитательной работы
на 2022-2023 учебный год для 1«а» класса II вида
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | ||||
Дата | Тема, цель | Направление | Форма проведения | Речевой материал |
21.11-25.11 | Конкурс рисунков ко Дню матери «При солнышке-тепло, при матери-добро» | Духовно-нравственное Художественно-эстетическое | конкурс | Мама, бабушка, сестра, я люблю маму, добрая, красивая, ласковая |
05.12-07.12 | Акция «Покорми птиц!». Изготовление кормушек к Международному дню добровольцев в России | Духовно-нравственное Художественно-эстетическое | акция | Зима, холод, птицы, корм, кормушка |
05.12-09.12 | Конкурс рисунков ко Дню инвалидов | Духовно-нравственное Художественно-эстетическое | конкурс | Инвалид, болезнь, особенный, коляска, помогать |
«Новогодняя мастерская Деда Мороза» 1 доп. кл, 1а, 1б- символ года 2023 г 2а, 2б- новогодняя елочка 3а, 3б-новогодняя открытка 4 кл-новогодняя игрушка 5а, 5б-новогодняя гирлянда | Духовно-нравственное Художественно-эстетическое | выставка | Новый год, Дедушка Мороз, Снегурочка, подарок, ёлка | |
Новогодний утренник | Духовно-нравственное Художественно-эстетическое | утренник | Новый год, Дедушка Мороз, Снегурочка, подарок, ёлка |
Модуль «Внеурочная деятельность» | |||||
Понедельник | |||||
Дата | Тема, цель | Направление | Форма проведения | Речевой материал | |
07.11. | «Все мы разные!» Цель: воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей и вероисповеданий | Духовно-нравственное | Презентация беседа | Национальность, вероисповедание, Россия, Бурятия, Улан-Удэ, бурят, русский | |
14.11. | «Неделя добра». Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к животным | Духовно-нравственное экологическое | Чтение художественной литературы Беседа | Животные, собака, кошка, хомяк, любовь | |
21.11. | День Матери Цель: воспитывать уважение к маме, бабушке, сестре | Духовно-нравственное | Презентация беседа | Мама, бабушка, сестра, я люблю маму, добрая, красивая, ласковая | |
28.11. | Герб России Цель: воспитывать чувство гордости за свое Отечество | Патриотическое Духовно-нравственное | Презентация беседа | Россия, герб, Родина, Отечество, Москва | |
05.12. | День инвалидов Цель: воспитывать толерантное отношение к людям особенностями | Духовно-нравственное | Презентация беседа | Инвалид, болезнь, особенный, коляска, помогать | |
12.12. | Зимушка – зима Цель: расширять представления о зиме, как времени года | Экологическое | Презентация беседа | Зима, холод, снег, мороз | |
19.12. | Животные зимой Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к животным | Экологическое | Презентация беседа | Зима, холод, снег, корм, домашние, дикие | |
Модуль «Организация предметно – эстетической среды» (вечернее время) | |||||
Понедельник | |||||
Дата | Тема, цель | Направление | Форма проведения | Речевой материал | |
07.11. | «Все мы разные!» Цель: воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей и вероисповеданий | Духовно-нравственное | Презентация Беседа, рисование | Национальность, вероисповедание, Россия, Бурятия, Улан-Удэ, бурят, русский | |
14.11. | «Неделя добра». Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к животным | Духовно-нравственное экологическое | Беседа, рисование | Животные, собака, кошка, хомяк, любовь | |
21.11. | День Матери Цель: воспитывать уважение к маме, бабушке, сестре | Духовно-нравственное | Презентация Беседа. рисование | Мама, бабушка, сестра, я люблю маму, добрая, красивая, ласковая | |
28.11. | Герб России Цель: воспитывать чувство гордости за свое Отечество | Патриотическое Духовно-нравственное | Беседа, аппликация | Россия, герб, Родина, Отечество, Москва | |
05.12. | День инвалидов Цель: воспитывать толерантное отношение к людям особенностями | Духовно-нравственное | Беседа, рисование | Инвалид, болезнь, особенный, коляска, помогать | |
12.12. | Помощь зимующим птицам Цель: приучать детей заботиться о птицах | Экологическое | Презентация Беседа Разукрашивание | Птицы. Кормушка, холодно, корм, семечки, сало | |
19.12. | Зимние забавы детей Цель: продолжить знакомство с зимними явлениями в природе, забавами детей | Экологическое | Презентация Беседа Лепка | Зима, зимние месяцы, игры, забавы, коньки, лыжи, санки |
Модуль «Экскурсии» | ||||
Вторник | ||||
Дата | Тема, цель | Направление | Форма проведения | Речевой материал |
08.11 | Экскурсия «Школьный двор» Цель: расширять представления о деревьях, растущих на школьном дворе | экологическое | экскурсия | Тополь, береза, сосна, деревья, школьный двор |
15.11 | «Неделя добра». Цель: учить лепить животных, передавать пропорции тела | Экологическое Художественно-эстетическое | Беседа Практическое занятие | Лепить, пластилин, туловище, голова, лапы, хвост |
22.11 | Экскурсия в школьную библиотеку на выставку ко Дню Матери | Художественно-эстетическое Духовно-нравственное | Экскурсия | Мама, бабушка, сестра, я люблю маму, добрая, красивая, ласковая, библиотека |
29.11 | Аппликация «Герб России» Цель: продолжать учить детей вырезать, правильно располагать детали на листе | Художественно-эстетическое Патриотическое | Практическое занятие | Россия, герб, Родина, Отечество, Москва Ножницы, клей, образец |
06.12 | Выход в театр кукол «Ульгэр» Цель: вызвать интерес детей к театральному искусству | Художественно-эстетическое Духовно-нравственное | Просмотр спектакля | Инвалид, болезнь, особенный, коляска, помогать |
13.12 | Мастерская Деда Мороза Символ года | Художественно-эстетическое | Практическое занятие | Новый год, Дедушка Мороз, Снегурочка, подарок, ёлка |
20.12 | Выход в русский драм. театр им. Н.А.Бестужева | Художественно-эстетическое Духовно-нравственное | Просмотр спектакля | Театр, Новый год, Дедушка Мороз, Снегурочка, подарок, ёлка |
Модуль «Профориентация» (вечернее время) | ||||
Вторник | ||||
Дата | Тема, цель | Направление | Форма проведения | Речевой материал |
08.11 | Экскурсия «Школьный двор» Цель: утренняя встреча одноклассников | экологическое | Сюжетно-ролевая игра | Привет! Как дела? Как учишься? |
15.11 | «Неделя добра». Цель: учить говорить ласковые слова своему питомцу | Экологическое Художественно-эстетическое | Беседа Сюжетно-ролевая игра | Хороший, добрый, верный |
22.11 | «День Матери» Цель: поиграть в СРИ «Семья» | Художественно-эстетическое Духовно-нравственное | Сюжетно-ролевая игра | Мама, бабушка, сестра, я люблю маму, добрая, красивая, ласковая, семья |
29.11 | «Школа» Цель: поиграть в СРИ | Художественно-эстетическое | Сюжетно-ролевая игра | Школа, директор, учитель, воспитатель |
06.12 | Выход в Театр кукол «Ульгэр» Цель: вызвать интерес детей к театральному искусству | Художественно-эстетическое Духовно-нравственное | Сюжетно-ролевая игра | Артист, куклы, театр |
13.12 | Мастерская Деда Мороза Символ года | Художественно-эстетическое | Практическое занятие | Новый год, Дедушка Мороз, Снегурочка, подарок, ёлка |
20.12 | Касса в русском драм. театр им. Н.А.Бестужева Цель: поиграть в СРИ | Художественно-эстетическое Духовно-нравственное | Сюжетно-ролевая игра | Театр, Новый год, Дедушка Мороз, Снегурочка, подарок, ёлка |
Модуль «Организация предметно – эстетической среды» | |||||||
Среда | |||||||
Дата | Тема, цель | Направление | Форма проведения | Речевой материал | |||
09.11 | «Настоящий друг» Цель: учить детей помогать друг другу, сопереживать | Духовно-нравственное | Чтение, беседа | Друг, помогать, любить, ценить | |||
16.11 | «Настоящий друг» Цель: учить детей помогать друг другу, сопереживать | Духовно-нравственное | Чтение, беседа | Друг, помогать, любить, ценить | |||
23.11 | В.Осеев «Динго» Цель: познакомить детей с произведением | Духовно-нравственное | Чтение, беседа | Динго, дружить, добрая, искренняя | |||
30.11 | В.Осеев «Динго» Цель: познакомить детей с произведением | Духовно-нравственное | Чтение, беседа | Динго, дружить, добрая, искренняя | |||
07.12 | Акция «Покорми птиц!» | Духовно-нравственное | Изготовление кормушек | Зима, холод, птицы, корм, кормушка | |||
14.12 | Произведения детских писателей про зиму, Новый год Цель: познакомить детей с новыми произведениями | Художественно-эстетическое Духовно-нравственное | Чтение, беседа | Зима Новый год, снег, холодно, вьюга | |||
21.12 | Произведения детских писателей про зиму, Новый год Цель: познакомить детей с новыми произведениями | Художественно-эстетическое Духовно-нравственное | Чтение, беседа | Зима Новый год, снег, холодно, вьюга | |||
Модуль «Внеурочная деятельность» (вечернее время) | |||||||
Среда | |||||||
Дата | Тема, цель | Направление | Форма проведения | Речевой материал | |||
09.11 | Уборка в классе | Художественно-эстетическое | Бытовой труд | Уборка, чисто, выжми тряпку | |||
16.11 | Найди отличие! | Художественно-эстетическое | Дидактическая игра | Одинаковые, разные | |||
23.11 | «Овощи и фрукты» | Духовно-нравственное | Дидактическая игра | Овощи, фрукты, | |||
30.11 | Продолжи ряд! | Художественно-эстетическое | Дидактическая игра | Красный, оранжевый, желтый… | |||
07.12 | Уборка в раздевалке | Художественно-эстетическое | Бытовой труд | Уборка, чисто, выжми тряпку | |||
14.12 | Хлопни в ладоши! | Художественно-эстетическое | Дидактическая игра | Хлопать, животные | |||
21.12 | «Что из чего приготовлено?» | Художественно-эстетическое | Дидактическая игра | Мука, хлеб, хлопок, рубашка |
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» | |||||
Четверг | |||||
Дата | Тема, цель | Направление | Форма проведения | Речевой материал | |
10.11 | Средства личной гигиены Цель: формировать умения соблюдать правила личной гигиены | Здоровьесберегающее | Презентация беседа | Зубная паста, зубная щетка, мыло, полотенце | |
17.11 | Культура поведения в столовой | Духовно-нравственное Здоровьесберегающее | Презентация беседа | Столовая, нельзя баловаться, кричать, толкаться | |
24.11 | Пешеходный переход | Духовно-нравственное Здоровьесберегающее | Презентация беседа | Пешеходный переход, светофор, осторожно, внимательно | |
01.12 | Спички – детям не игрушка! | Здоровьесберегающее | Презентация беседа Дидактическая игра | Спички, огонь, нельзя | |
08.12 | Содержи вещи в чистоте и в порядке! Цель: учить детей ухаживать за вещами | Духовно-нравственное Здоровьесберегающее | Презентация беседа | Ухаживать, следить, вещи, аккуратно | |
15.12 | Культура поведения в общественных местах Цель: ознакомление с правилами поведения в общественных местах | Духовно-нравственное Здоровьесберегающее | Презентация беседа сюжетно-ролевая игра | Театр, транспорт, столовая, актовый зал | |
22.12 | Правила безопасного поведения на катке, на льду Цель: ознакомление с правилами безопасного поведения | Духовно-нравственное Здоровьесберегающее | Презентация беседа сюжетно-ролевая игра | Лёд, каток, скользко, аккуратно, падать | |
Модуль «Безопасность жизнедеятельности» (Этикет) (вечернее время) | |||||
Четверг | |||||
Дата | Тема, цель | Направление | Форма проведения | Речевой материал | |
10.11 | Что такое этикет? | Здоровьесберегающее | Презентация беседа | Этикет, нельзя, можно | |
17.11 | «Утреннее приветствие» | Духовно-нравственное Здоровьесберегающее | Презентация беседа | Привет! Как дела? | |
24.11 | «Вежливая просьба» | Духовно-нравственное Здоровьесберегающее | Презентация беседа | Пожалуйста, спасибо | |
01.12 | «В гостях» | Здоровьесберегающее | Презентация беседа | Привет! Нельзя: Можно: | |
08.12 | «Разговор с незнакомыми людьми на улице» | Духовно-нравственное Здоровьесберегающее | Презентация беседа | Нельзя разговаривать, подходить, уходить | |
15.12 | «Поздравления и пожелания» | Духовно-нравственное Здоровьесберегающее | Презентация беседа | Поздравляю! Желаю: | |
22.12 | «Прощание перед сном» | Духовно-нравственное Здоровьесберегающее | Презентация беседа | Спокойной ночи! Сладких снов! |
Программа предполагает в конце года усвоение воспитанниками таких знаний и умений:
- речевое общение с опорой на остаточный слух;
- знающий и любящий свою малую родину, свой край;
- имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении;
- сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам;
- сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
- усвоение необходимой лексики, обеспечивающей во время самоподготовки и внеклассных занятий общения учащихся с воспитателем, друг с другом;
- закрепление новых знаний и применение их;
- формирование самостоятельного выполнения домашнего задания;
- умение делать уборку помещения и пришкольного участка, выполнение обязанностей в классе, в столовой;
- освоение норм социального поведения в магазине, аптеке, парке; освоение норм общения с окружающими;
- Воспитанники должны уметь:
- называть членов семьи, имена членов семьи, воспитателя и учителя;
- знать вежливые слова и уметь употреблять в речи по ситуации;
- соблюдать правила речевого этикета (благодарность, извинения), выражать просьбу, желание;
- знать основные правила пожарной, дорожной безопасности;
- знать название инвентаря трудовой деятельности, уметь отчитываться о проделанном;
- уметь ухаживать за собой, следить за внешним видом, знать названия туалетных принадлежностей;
- знать названия школьных принадлежностей, бережно относиться к мебели, к личному и школьному имуществу;
- соблюдать режим дня и уметь сообщать о событиях дня, комментировать свои действия;
- уметь выражать свое отношение к происходящему.
Список литературы:
1.Багрова И.Г. "Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух", М., Просвещение, 1990г. стр.79
2. Выготская Г.Л. "Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм ". -М.: Просвещение, 1975.
3. Карапетян К.Г. "Дидактическая игра как средство формирования словарного запаса дошкольников с нарушениями слуха"/ Коррекционная педагогика.-2014.-М№3.-с.39-41.
4. Колтуненко И.В. "Развитие речи детей с недостатком слуха". Москва, 1980г.
5.Коробова Н.М. "Формирование пространственных представлений у детей с нарушением слуха средствами игры"/ Коррекционная педагогика. - 2014.-М№ 3.-с.42-47
6. Крылова К.Л., Писарева И.Б., Ефремова Л.Г. "Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи", М.:Просвещение, 1993, стр. 144.
7. Назарова Л.Н. "Методика слуховой работы в школе слабослышащих", М., Просвещение, 1981 г., стр. 114
8. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Авторы: Зыкова Т.С., Носкова Л.П. и др.
9. Рау М.Ю. "Изобразительная деятельность учащихся с нарушением слуха", Москва, Просвещение, 1989 г.
10. Хотеева Э.Н. "Игры на развитие слухового восприятия во внеклассное время", журнал "Дефектология", 1976г..М:6.
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...
Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №2 «Дружная семейка»
Пояснительная записка. Политика управления образования, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в учреждениях государственного воспитания определяется Программой развития образо...
Адаптированная программа образования по предмету «Адаптированная физкультура» 3 класс
Данная программа составлена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) по предмету «Адаптированная физкультура» 3 класс...
Адаптированная рабочая программа воспитания
Важным средством воспитания в школе-интернате является следование сложившимся традициям воспитания, накопленный позитивный практический опыт коллективно-творческой деятельности с воспитанниками, имеющ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ) с КАЛЕНДАРНЫМ ПЛАНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа с календарным планом предназначены для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённ...
Адаптированная рабочая программа воспитания
Адаптированная рабочая программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГО...
Адаптированная программа воспитания для обучающихся 2 класса
Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в классе, определяет ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, пр...