РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ) с КАЛЕНДАРНЫМ ПЛАНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа
Рабочая программа с календарным планом предназначены для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vr_2023-2024_-_1-4.docx | 48.37 КБ |
kalendarnyy_plan_vospitatelnoy_raboty_1_4_klass_na_2023_2024_uchebnyy.docx | 37.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЙПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ )
г. Сочи, 2023 год
- Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. на 2023-2024 учебный год начального общего образования (далее – Программа воспитания) разработана на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
- Федеральный закон РФ от 04 сентября 2022 года №371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021года № 400)
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 372 от 18 мая 2023 года «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 370 от 18 мая 2023 года «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30 сентября 2022 года «Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»;
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11 декабря 2020 года «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022 г. № 3/22).
- Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
- Программа воспитания:
∙ предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н.;
∙ разработана и утверждена с участием коллегиальных органов управления МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н.;
∙ реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
∙ предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
∙ предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
1.3. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
- Целевой раздел
- Содержание воспитания обучающихся в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
- Воспитательная деятельность в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Современный российский национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственности за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
- Цель воспитания обучающихся НОО в школе:
∙ развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
∙ формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человека труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде
- Задачи воспитания обучающихся НОО в школе:
• усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
• формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
• приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
• достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО.
- Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:
• осознание российской гражданской идентичности;
• сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
• готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
• наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
• сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом
Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
2.6. Направления воспитания.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважении к другим народам России; исторического просвещения, формирования российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирования традиционных российских семейных ценностей; воспитания честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
2.7. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО установлены ФГОС НОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования:
Гражданско-патриотическое воспитание:
- знающий и любящий свою малую родину, свой край;
- имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении;
- сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам;
- сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
- понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства;
- имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве;
- понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Духовно-нравственное воспитание:
- понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;
- умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них;
- доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям;
- понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к сознательному самоограничению;
- владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий;
- знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности);
- сознающий и принимающий свой половую принадлежность, соответствующие ему психологические и поведенческие особенности с учетом возраста;
- владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- испытывающий нравственные эстетические чувства к русскому и родному языкам, литературе;
- знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
Эстетическое воспитание:
- проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, других народов России;
- проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства;
- способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей
Физическое воспитание:
- соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
- ориентированный на физическое развитие, занятия спортом;
- бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей;
- владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Трудовое воспитание:
- сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства;
- проявляющий уважение к труду, людям труда, ответственное потребление и бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений;
- выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности;
- проявляющий интерес к разным профессиям.
Экологическое воспитание.
- понимающий зависимость жизни людей от природы, ценность природы, окружающей среды;
- проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
- выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм
Ценности научного познания:
- выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании;
- обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании;
- имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знаний.
3. Содержательный раздел.
3.1.1. Уклад МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик и репутацию МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. в окружающем образовательном пространстве, социуме.
3.1.2. Ниже приведён перечень основных и дополнительных характеристик, значимых для описания уклада, особенностей условий воспитания в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н.
3.1.3. Основные характеристики: Свою историю школа начинает с 1967 года, со строительства четырехэтажного здания, в котором располагались четыре классные комнаты, приспособленные для организации учебного процесса.
В МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. численность обучающихся на 1 сентября 2023 года 1350 человек. Со дня своего основания и по настоящее время школа –социокультурный центр микрорайона.
На территории ОУ находятся:
⮚ четырехэтажное здание литер А, (построено в 1967 году) - учебный корпус;
⮚ одноэтажное здание литер О (2004 год) - столовая;
⮚ газовая котельная;
Всего в четырехэтажном учебном здании литер А, общей площадью 4800 кв.м., функционируют 9 кабинетов начальной школы, 23 кабинета для обучающихся 5 – 11 классов.
Учебный процесс организован в 2 смены.
Образовательное пространство представлено светлыми, комфортными и уютными кабинетами с автоматизированными рабочими местами учителя и всем необходимым техническим и лабораторным оборудованием.
Для организации внеурочной деятельности на территории школы обустроены зоны отдыха и самореализации: комплекс уличных тренажёров, турники, элементы «полосы препятствий».
В школе в течение многих лет работает стабильный педагогический коллектив единомышленников.
Учебно-воспитательный процесс обеспечивают 47 сотрудников. Из них – 30 педагогов, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, учитель-логопед, 3 заместителя директора по УВР.
МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. (далее школа) - общеобразовательное учреждение, расположенное на территории Адлерского района г. Сочи Краснодарского края. На сегодняшний день в школе реализуются программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. За все эти годы главной миссией школы было развитие учащихся, их талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме. И в последнее десятилетие школа достигла достаточно высоких результатов. Школа оборудована кабинетами для проведения учебных занятий, имеет свою библиотеку, спортивный зал и спортивные объекты на территории. В школе организовано горячее питание для учеников, соблюдаются условия охраны здоровья обучающихся, имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, а также имеются электронные образовательные ресурсы для обеспечения образовательного процесса.
На основании решения межведомственной топонимической комиссии МОБУ СОШ № 27 г. Сочи присвоено имя генерал-лейтенанта, начальника Черноморской береговой линии Раевского Николая Николаевича.
В рамках воспитательной работы МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. реализует проекты Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников» (далее РДШ), является первичным отделением РДШ. Также, в школе функционируют объединение волонтеров «Пламя», юнармейский отряд.
Программа воспитания учитывает многонациональный состав семей обучающихся. Для удовлетворения потребностей учеников в расширении социальных связей активно используем онлайн-платформы и ресурсы: «Электронный дневник и журнал», «Учи.ру», «Российская электронная школа», АИС «Навигатор», единая система электронного обучения https://educont.ru/profile. Различная информация для обучающихся, педагогов, родителей и законных представителей публикуется на официальном сайте образовательного учреждения - http://школа27.рф/
Воспитательное пространство школы представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - обучающимися, педагогами, родителями. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учились бабушки, дедушки, родители, внуки, выпускники возвращаются в школу в качестве сотрудников и педагогов. Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, т.к. способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию всех участников образовательных отношений (родители, учащиеся, учителя). В небольшом коллективе интенсивнее и быстрее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. Дети активно взаимодействуют не только со своими сверстниками, но и с ребятами других возрастов, а также со всеми учителями и сотрудниками школы.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
-соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;
-ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого;
-реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
-организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
-системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. Сочи являются следующие:
- в течении года реализуются основные школьные дела, через которые осуществляется интеграции воспитательных усилий педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- коллективные разработка, планирование, проведение и анализ результатов ключевых дел и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.
Основу воспитательной системы МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. составляют наиболее значимые школьные события, традиционные дела, мероприятия, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов: Еженедельная Церемония поднятия Государственного Флага Российской Федерации, «День знаний», классные часы «Разговоры о важном», «День учителя», день самоуправления, выборы Совета школы, творческие фестивали, посвященные Дню матери, Новому году и Рождеству, марафоны добра, мероприятия военно-патриотической направленности (Уроки мужества, Дни воинской славы, смотр строя и песни, фестиваль агитбригад) патриотические, благотворительные и экологические акции , спортивные мероприятия, Последний звонок и др.
Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых школа планирует принять участие в 2023-2024 учебном году:
- РДДМ «Движение первых».
- Всероссийский проект «Самбо в школу», «Шахматы в школу».
- Федеральный профориентационный проект «Билет в будущее».
- Федеральный проект «Орлята России».
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка».
Основные традиции воспитания в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н.:
• в течение года реализуются основные школьные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; • важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
• педагогические работники школы ориентируются на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
∙ важное место в воспитательной работе отводится педагогическому сопровождению одарённых детей;
• ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Традиции и ритуалы: в школе проводится еженедельная организационная линейка с поднятием Государственного флага РФ и выносом школьного знамени; посвящение в первоклассники, участие в социально значимых акциях и проектах, экологических акциях.
Школа имеет свою символику: эмблему, стиль. Разработаны и выполняются нормы этикета обучающихся (правила поведения в школе).
Важную роль в развитии, совершенствовании условий воспитания, воспитательной деятельности играют взаимодействие с социальными партнерами.
3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
3.2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
3.2.2. Воспитательная работа МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. представлена в рамках основных (инвариантных) модулей: «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Классное руководство», «Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Организация предметно-пространственной среды», «Взаимодействие с родителями (законными представителями)», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Профориентация», «Социальное партнерство».
3.2.3. Модули описаны последовательно по мере уменьшения их значимости в воспитательной системе МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н.
3.2.4. Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, ауди-торных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
• максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
• включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;
• включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; • выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
• применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
• побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
• организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.
3.2.5. Модуль «Внеурочная деятельность».
Внеурочная деятельность обучающихся НОО школы реализуется в различных формах (кружки, спортивные секции, клубы, студии) и осуществляется через формирование детско-взрослых объединений, вовлечение школьников в интересную и полезную деятельность с целью самореализации, приобретения социально значимых знаний, а также личностного развития
В МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. модель плана внеурочной деятельности с преобладанием учебно-познавательной деятельности.
Каждому обучающемуся предлагается до 6 программ в неделю. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий по следующим направлениям:
∙ Спортивно-оздоровительное направление
∙ Общекультурное направление
∙ Общеинтеллектуальное направление
∙ Духовно-нравственное направление
∙ Социальное направление
Для всех обучающихся проводятся курс патриотической, гражданско-патриотической, направленности: «Разговор о важном», направленный на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимый ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе и курс по профориентационной и просветительской направленности .
В целом, внеурочная деятельность направлена на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
В рамках спортивно-оздоровительной направленности и деятельности школьного спортивного клуба «Высшая лига» в школе проводятся занятия по направлениям: «ОФП», «Шахматы в школу».
3.2.6. Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
• планирование и проведение классных часов целевой воспитательной тематической направленности (не реже 1 раза в неделю):
- классные часы, посвящённые значимым событиям страны, города и региона; посвящённые юбилейным датам, Дням воинской славы России;
- классные часы, направленные на развитие формирование здорового образа жизни, сплочение ученического коллектива;
- организационные классные часы по подготовке коллективного творческого дела и др;
• инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
• организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
• сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование (с возможным привлечением педагога-психолога), внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
• изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
• доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и др.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
• индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения (по желанию);
• регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
• инициирование/проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
• организацию и проведение регулярных родительских собраний (не реже 1 раза в четверть), информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
• создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе;
• привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе; • проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.
3.2.7. Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
• общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы: День знаний, День учителя, День матери, День защитника Отечества, День Победы, Праздник последнего звонка и др. Данные мероприятия организованы в том числе с учётом календаря памятных и знаменательных дат;
• участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире: акции «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Блокадный хлеб», «Георгиевская лента», «Сад памяти», «Окна Победы» и др.
• торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в образовательной организации, обществе: «Последний звонок», церемония вручения аттестатов, «Посвящение в первоклассники» и др.;
• церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, федеральной территории (еженедельные линейки с чествованием победителей и призёров конкурсов, олимпиад, соревнований: фестиваль «Созвездие талантов», «Президентские состязания» и др);
• социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности (Экологический квест-конкурс «Черное море», проект «Я помню! Я горжусь!», акции «Чистый берег», «Посылка солдату», «Письмо солдату», «Помоги птицам зимой», «Георгиевская ленточка» и др.);
• вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
• наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми
3.2.8. Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
• общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами образовательной организации;
• внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, модулям: Предметные недели, праздник «Прощание с букварём» и др.;
• экскурсии, походы выходного дня (в музей, театры, спортивные мероприятия, выставки и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
• литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историкокультурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
• выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
3.2.9. Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
• оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школу государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб);
• организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации;
• размещение карт России, региона, федеральной территории (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
• подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
• оформление и обновление стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и др.;
• подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
• поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при образовательной организации;
• разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
• создание и поддержание в вестибюле и/или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
• деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории;
• разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
• разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.2.10. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает:
• создание и деятельность в школе, в классах представительных органов родительского сообщества (общешкольный родительский комитет, родительский комитет класса), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения;
• проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, а также получать консультации психологов, врачей, социальных работников, обмениваться опытом;
• организацию интернет-сообщества, группы с участием педагогов с целью обсуждения интересующих родителей вопросы, согласование совместной деятельности;
∙ организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских уроках, собраниях на актуальные темы воспитания и образования детей;
• участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
• привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий;
∙ участие родителей в деятельности Родительского патруля (профилактика ДДТТ), комиссии родительского контроля организации и качества питания обучающихся.
3.2.11. Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в школе на уровне НОО предусматривает:
- организацию и деятельность органа ученического самоуправления.
- Совет класса;
- реализацию и развитие деятельности «Орлята России»;
- совместные мероприятия с классным руководителем, которые освещаются в социальных сетях, в том числе в группе ВКонтакте и Телеграм Канале.
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Основная цель модуля «Самоуправление» заключается в создании условий для выявления, поддержки и развития управленческих инициатив обучающихся. Участие в школьном самоуправлении – это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодолеть трудности, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.
3.2.12. Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в Школе предусматривает:
• организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в Школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности (Всероссийские недели и акции безопасности; месячник безопасности дорожного движения; социально-психологическое тестирование; школьная служба медиации и т.д.);
• проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.): Мониторинг деструктивных проявлений обучающихся, а также мониторинг страниц обучающихся в социальных сетях с целью выявления несовершеннолетних, вовлечённых в активные деструктивные сообщества;
• разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия;
• вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в Школе и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и др.);
• организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
• профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, благотворительной, художественной и др.);
• предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
• профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, обучающиеся с ОВЗ и др.)
3.2.13. Модуль «Социальное партнерство».
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
• участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.);
• участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
• проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
• проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования, региона, страны;
• реализацию социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
3.2.14. Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации предусматривает:
• проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
• профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;
• совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
4. Организационный раздел.
4.1. Кадровое обеспечение.
Воспитательный процесс в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. обеспечивают специалисты:
Должность | Количество | Функционал |
Директор | 1 | Осуществляет контроль развития системы организации воспитания обучающихся, в том числе организации питания в образовательной организации, взаимодействуют с общешкольным родительским комитетом. |
Заместитель директора по УВР | 3 | Осуществляет контроль реализации в основной и старшей школе воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности, организует работу с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися и их родителями (законными представителями), учителями предметниками. Организует методическое сопровождение и контроль учителей-предметников по организации индивидуальной работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися, одаренными учащимися, учащимися с ОВЗ, из семей «группы риска». |
Заместитель директора по ВР | 1 | Организует воспитательную работу в образовательной организации: планирование, реализация плана, контроль реализации плана, анализ реализации плана. Курирует деятельность социально-психологической службы, советника директора по воспитанию, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, ученического самоуправления, объединений дополнительного образования, Школьного спортивного клуба |
Советник директора по воспитанию | 1 | Осуществляет анализ и организует участие в планировании деятельности различных детских общественных объединений, направленных на укрепление гражданской идентичности, профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, вовлечение детей и молодёжи в общественно полезную деятельность; организует деятельность по созданию 28 социальных инициатив, а также социальных проектов учащихся школы |
Социальный педагог | 1 | Организует работу с обучающимися, родителями (законными представителями), классными руководителями, учителями предметниками по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия. Проводит в рамках своей компетентности коррекционно-развивающую работу с учащимися «группы риска» и их родителями (законными представителями). Является куратором Школьной службы медиации. Организует разработку плана ИПР (при наличии обучающихся категории СОП), обеспечивает его реализацию, подготовку отчетов о выполнении. |
Педагог-психолог | 3 | Организует психологическое сопровождение воспитательного процесса: проводит коррекционные занятия с учащимися, состоящими на различных видах учёта; консультации родителей (законных представителей) по корректировке детско-родительских отношений, обучающихся по вопросам личностного развития. Проводит занятия с обучающимися, направленные на профилактику конфликтов, буллинга, профориентацию др. |
Педагог дополнительного образования | 3 | Разрабатывает и обеспечивает реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. |
Классный руководитель | 30 | Организует воспитательную работу с обучающимися и родителями на уровне классного коллектива. |
Учитель предметник | 30 | Реализует воспитательный потенциал урока. |
4.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Управление качеством воспитательной деятельности в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты:
∙ Рабочая программа воспитания
∙ Календарные планы воспитательной работы по уровням НОО, ООО.
∙ Планы ВР классных руководителей
• Положение о классном руководстве.
• Положение о дежурстве.
• Положение о школьном методическом объединении.
• Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
• Положение о Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
• Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся.
• Правила внутреннего распорядка обучающихся
∙ Положение о ППк.
• Положение об организации дополнительного образования.
• Положение о внеурочной деятельности обучающихся.
• Положение о школьном спортивном клубе.
∙ Положение о Штабе воспитательной работы (ШВР).
∙ Положение об ученическом самоуправлении.
∙ Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых».
∙ Положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
∙ Порядок о средствах мобильной связи.
∙ Положение об организации питания обучающихся.
∙ Положение о родительском контроле организации качества питания обучающихся.
Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте школы.
4.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
4.3.1. На уровне НОО обучается 10 обучающихся с ОВЗ. Для данной категории обучающихся в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. созданы особые условия.
На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.
4.3.3. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
4.3.4. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями школа ориентируется:
• на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
• создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога;
• личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.
4.4.1. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. 4.4.2. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
соответствия процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другое);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
4.4.3. Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, др.
4.4.3.1. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями), фиксирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в конкурсах).
Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
4.4.4. Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н., о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах награждения размещается на сайте школы и ее странице в социальных сетях.
4.5. Анализ воспитательного процесса.
4.5.1. Анализ воспитательного процесса в МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях образования. 4.5.2. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
4.5.3. Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план воспитательной работы.
4.5.4. Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
• взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
• приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
• развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
• распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
4.5.5. Основные направления анализа воспитательного процесса:
4.5.5.1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с начальником отдела по воспитательной работе и дополнительному образованию ( педагогом-психологом, социальным педагогом ) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение, диагностика с использованием различного диагностического инструментария. Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
- какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год;
- какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
- какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
Диагностический инструментарий: диагностика «Достижения школьников» (оформляется сводной таблицей).
4.5.5.2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно-насыщенной и личностно-развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится начальником отдела по воспитательной работе и дополнительному образованию (педагогом-психологом, социальным педагогом при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Метод анкетирования направлен на выявление уровня организации воспитательной деятельности школы: качество организации внеурочной деятельности; деятельность классного руководителя; качество проводимого дополнительного образования.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации воспитательного потенциала:
− урочной деятельности;
− внеурочной деятельности обучающихся;
− деятельности классных руководителей и их классов;
− проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
− внешкольных мероприятий;
− создания и поддержки предметно-пространственной среды;
− взаимодействия с родительским сообществом;
− деятельности ученического самоуправления;
− деятельности по профилактике и безопасности;
− реализации потенциала социального партнерства;
− деятельности по профориентации обучающихся.
4.5.6. Итоги самоанализа воспитательной работы МОБУ СОШ № 27 г. Сочи им. Раевского Н.Н. оформляются в виде отчёта, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД | |||||
Начального общего образования | |||||
Модуль «Ключевые общешкольные дела» | |||||
Дела | Классы | Дата | Ответственные | ||
Общешкольная линейка, посвященная «Первому звонку – 2023 года. День знаний | 1-4 | 1 сентября | Зам. директора по ВР | ||
Классный час «Россия, устремленная в будущее» | 1-4 | 1 сентября | Классные руководители | ||
Подъем Флага РФ и исполнение Гимна РФ | 1-4 | каждый понедельник | Зам. директора по ВР Педагог - организатор | ||
«Разговоры о важном» | 1-4 | каждый понедельник | Классные руководители | ||
День окончания Второй мировой войны. День солидарности в борьбе с терроризмом | 1-4 | 3 сентября | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Международный день распространения грамотности | 1-4 | 8 сентября | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Международный день памяти жертв фашизма | 2-4 | 10 сентябрь | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
100 лет со дня рождения советской партизанки Зои Космодемьянской (1923-1941) | 1-4 | 13 сентября | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Конкурс рисунков «Мы за ЗОЖ» | 1-4 | с 15 сентября | Классные руководители | ||
Конкурс чтецов | 1-4 | 20 сентября | Классные руководители | ||
День работника дошкольного образования. День туризма | 1-4 | 27 сентября | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Международный день пожилых людей. Международный день музыки. | 1-4 | 1 октября | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День защиты животных | 1-4 | 4 октября | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
день учителя. | 2-4 | 5 октября | Зам. директора по ВР | ||
День отца в России | 1-4 | 15 октября | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Международный день школьных библиотек | 1-4 | 25 октября | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День народного единства | 1-4 | 4 ноября | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России | 1-4 | 8 ноября | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День начала Нюрнбергского процесса | 1-4 | 20 ноября | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День матери в России | 1-4 | 26 ноября | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День Государственного герба Российской Федерации | 1-4 | 30 ноября | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Мастерская Деда Мороза: Изготовление новогоднего оформления | 1-4 | декабрь | Классные руководители Актив РДДМ | ||
День неизвестного солдата | 1-4 | 3 декабря | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Международный день инвалидов | 1-4 | 3 декабря | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День добровольца (волонтера) в России | 1-4 | 5 декабря | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Международный день художника | 1-4 | 8 декабря | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День Героев Отечества | 1-4 | 9 декабря | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День прав человека | 1-4 | 10 декабря | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День Конституции Российской Федерации | 1-4 | 12 декабря | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации | 1-4 | 25 декабря | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Новогодние Ёлки | 1-4 | 23-29 декабря | Зам. директора по ВР Кл. рук | ||
Мероприятия к 23 февраля (по отдельном плану) | 1-4 | 19-21 февраля | Классные руководители | ||
80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января 1944) | 1-4 | 27 января | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста. | 1-4 | 27 января | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве | 1-4 | 2 февраля | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День российской науки, 300-летие со времени основания Российской Академии наук (1724) | 1-4 | 8 февраля | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, 35 лет со дня вывода советских войск из Республики Афганистан (1989) | 1-4 | 15 февраля | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Международный день родного языка | 1-4 | 21 февраля | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День защитника Отечества | 1-4 | 23 февраля | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Мероприятия к 8 марта «Международный женский день». | 1-4 | 4-8 марта | Заместитель директора по ВР. Советник директора по воспитанию. Классные руководители. | ||
450-летие со дня выхода первой «Азбуки» (печатной книги для обучения письму и чтению) Ивана Федорова (1574) | 1-4 | 14 марта | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
10 лет со Дня воссоединения Крыма с Россией. | 1-4 | 18 марта | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Всемирный день театра | 1-4 | 27 марта | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Акция «Письмо солдату» | 3-4 | апрель | Классные руководители | ||
Участие в выставке Детского творчества | 1-4 | апрель | Классные руководители Учителя технологии | ||
Всемирный день здоровья | 1-4 | 7 апреля | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День космонавтики | 1-4 | 12 апреля | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны | 1-4 | 19 апреля | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Всемирный день Земли | 1-4 | 22 апреля | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День российского парламентаризма | 1-4 | 27 апреля | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Праздник Весны и Труда | 1-4 | 1 мая | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Мероприятие «По страницам Великой отечественной войны» | 3-4 | 6 мая | педагог-организатор Классные руководители | ||
Участие в акции «Окна Победы», «Георгиевская ленточка», День Победы. | 1-4 | 1-9 мая | Актив класса | ||
Прощание с начальной школой | 4 | май | Классные руководители | ||
Конкурс рисунков на асфальте: «Соблюдая ПДД, не окажешься в беде» | 2-4 | май | Педагог-организатор | ||
Международный день музеев | 1-4 | 18 мая | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День детских общественных организаций России | 1-4 | 19 мая | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День славянской письменности и культуры | 1-4 | 24 мая | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Линейка «Последний звонок -2024» | 1-4 | 23-25 мая | Зам. директора по ВР | ||
Итоговые классные часы | 1-4 | 30 мая | Классные руководители | ||
День защиты детей | 1-4 | 1 июня | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День русского языка | 1-4 | 6 июня | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День России | 1-4 | 12 июня | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День памяти и скорби | 1-4 | 22 июня | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День молодежи | 1-4 | 29 июня | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День семьи, любви и верности | 1-4 | 8 июля | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День Военно-морского флота | 1-4 | 28 июля | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День физкультурника | 1-4 | 10 августа | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День Государственного флага Российской Федерации | 1-4 | 22 августа | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
День российского кино | 1-4 | 27 августа | Советник директора по воспитанию. Классные руководители | ||
Модуль «Классное руководство» (согласно индивидуальным планам классных руководителей) | |||||
Заседание МО классных руководителей | 1-4 | 30 августа | Зам. директора по ВР | ||
Планирование воспитательной работы классов на 2023-2024 учебный год | 1-4 | до 15 сентября | Классные руководители | ||
Проведение классных часов | 1-4 | раз в неделю | Классные руководители | ||
Планирование индивидуальной работы с учащимися: активом, «Группой риска», «ОВЗ» | 1-4 | до 20 сентября | Классные руководители | ||
Организация занятости учащихся во внеурочное время в кружках, секциях, клубах и ДОП (Навигатор) | 1-4 | до 15 сентября | Зам. директора по ВР Классные руководители | ||
Проведение социометрии в классе | 1-4 | до 15 сентября | Классные руководители | ||
Оформление классных уголков | 1-4 | до 15 сентября | Классные руководители | ||
Участие в заседании МО классных рук-ей | 1-4 | ноябрь март | Зам. директора по ВР | ||
Педсовет по воспитательной работе | 1-4 | март | Зам. директора по ВР | ||
Прогноз летней занятости учащихся | 1-4 | март | Классные руководители | ||
Сбор информации о кандидатах на стенд «Аллея спортивной славы» | 2-4 | до 17 мая | Зам. директора по ВР | ||
Анализ ВР с классом за уч. год | 1-4 | до 10 июня | Классные руководители | ||
Организация летней занятости учащихся | 1-4 | май- июнь | Классные руководители | ||
Модуль «Внеурочная деятельность» (согласно утвержденному расписанию внеурочной деятельности) | |||||
Название курса внеурочной деятельности | Классы | Количество часов в неделю | Ответственные | ||
«Разговоры о важном» | 1-4 | 1 | Классные руководители | ||
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» | |||||
Дела | Классы | Дата | Ответственные | ||
Заседания Родительских комитетов классов | 1-4 | в течение учебного года | Председатели родительских комитетов | ||
Взаимодействие с социально- психологической службой школы | 1-4 | сентябрь - май | Социальный педагог | ||
Родительские собрания | 1-4 | 1 раз в четверть | Классные руководители | ||
Раздел «Информация для родителей» на сайте школы, информация для родителей по социальным вопросам, безопасности, психологического благополучия, профилактики вредных привычек и правонарушений и т.д. | 1-4 | в течение года | Зам. директора по ВР | ||
Индивидуальная работа с семьями: в трудной жизненной ситуации, малообеспеченными и многодетными, «Группы риска» | 1-4 | в течение года | Классные руководители Социальный педагог | ||
День открытых дверей для родителей будущих первоклассников | 1-4 | март | Зам. директора по УР | ||
Модуль «Детские общественные организации» | |||||
Дни единых действий РДДМ | 1-4 | в течении года | Советник по воспитанию Классные руководители | ||
Всероссийская акция «Кросс наций» | 3-4 | 16 сентября | Учителя физкультуры | ||
Участие Юнармейцев в патриотических мероприятиях | 2-4 | в течение года | Педагог - организатор | ||
Участие во Всероссийских проектах по активностям РДДМ - https://xn-- 90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai/projects | 1-4 | в течение года | Советник по воспитанию Классные руководители | ||
Участие в благотворительных акциях | 1-4 | в течение года | Классные руководители | ||
Участие в движении «Орлята России» - | 1-4 | в течение года | Советник по воспитанию Классные руководители | ||
Модуль «Профориентация» | |||||
Классные часы «Азбука профессий»,(согласно тематике каждого класса) | 1-4 | 1 раз в месяц | Классные руководители | ||
Тематические экскурсии на предприятия города | 1-4 | в течение года | Классные руководители | ||
Модуль «Профилактика и безопасность» | |||||
Неделя безопасности. Беседы о правилах ПДД, ППБ, правила поведения учащихся в школе, общественных местах. Вводные инструктажи. | 1-4 | 4-9 сентября | Классные руководители | ||
Учебная эвакуация «Угроза теракта», «Пожарная тревога». | 1-4 | начало сентября | Зам. директора по безопасности | ||
Составление с учащимися схемы безопасного пути «Дом-школа-дом» | 1-4 | 4-8 сентября | Классные руководители | ||
Неделя профилактики ДТП Встречи сотрудников ГИБДД с учащимися, беседы по ПДД | 1-4 | сентябрь | Педагог-организатор Классные руководители | ||
Профилактическая акция «Здоровье- твое богатство!» | 1-4 | октябрь | Педагог-организатор Классные руководители | ||
Беседы по безопасности учащихся в период осенних каникул | 1-4 | октябрь | Классные руководители | ||
Неделя правовых знаний | 1-4 | 13-20 ноября | Классные руководители социальный педагог | ||
Беседы по пожарной безопасности, правилах безопасности на водоемах в зимний период, поведение на школьных елках. | 1-4 | декабрь | Классные руководители | ||
Беседы с учащимися по правилам безопасности в период весенних каникул и «Осторожно, гололед». | 1-4 | март | Классные руководители | ||
Месячник по профилактике ДТП | 1-4 | май | Классные руководители | ||
Профилактика безопасного поведения на каникулах. Инструктажи по ПДД, ППБ, поведение на ж/д транспорте, на водоемах в летний период и т.п. | 1-4 | май | Классные руководители | ||
Модуль «Организация предметно-пространственной среды» | |||||
Оформление классных уголков | 1-11 | до 15 сентября | Классные руководители | ||
Оформление тематических выставок рисунков | 1-4 | в течение года | Педагог-организатор | ||
Конкурс «Красота родного края» | 1-4 | с 23 октября | Классные руководители | ||
Тематические выставки в школьной библиотеке | 1-4 | сентябрь -май | Педагог-библиотекарь | ||
Выставка Новогодних плакатов, 1 от класса, формат А3 | 1-4 | с 1 декабря | Классные руководители | ||
Новогоднее оформление кабинетов | 1-4 | с 10 декабря | Классные руководители | ||
Тематическая выставка «М.В. Ломоносов – создатель Российской науки!» | 1-4 | с 15 января | Классные руководители | ||
Фото вернисаж: «Папа, мама, Я и книга – лучшие друзья!» | 1-4 | с 26 февраля | Классные руководители | ||
Выставка рисунков «Мы – Орлята России» | 1-4 | с 10 мая | Классные руководители | ||
Модуль "Внешкольные мероприятия" | |||||
Внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным предметам, курсам, модулям | 1-4 | в течение года | Классные руководители Учителя-предметники | ||
Экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на | 1-4 | в течение года | Классные руководители | ||
предприятие и другое), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) | |||||
Модуль "Социальное партнерство" | |||||
Участие представителей организаций- партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы | 1-4 | в течение года | Зам. директора по ВР Социальный педагог | ||
Участие представителей организаций- партнеров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности. | 1-4 | в течение года | Зам. директора по ВР Социальный педагог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫНА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД на все уровни образования...
План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год...
План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
Подробный план воспитательной рабоы соответствует требованиям ФГОС. В нем отражены все основные цели, задачи воспитательной работы, анализ работы за предыдущий ...
План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
План воспитательной работына 2023-2024 учебный год...
План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год ,ДЮСШ ГБОУ СОШ №1 г.Нефтегорска
План воспитательной работы на 2023-2024 учебный годЦель: развитие личности ребенка, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни, как одному из главных пу...
План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
План воспитательной работы...
План воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
Цель воспитательной деятельности: создание в школе единого воспитательного пространства, направленного на формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего с...
- Мне нравится (1)