Духовно-нравственное воспитание школьников
консультация
В статье раскрываются понятия нравственность, духовность, семья. Даются советы по духовно-нравственному воспитанию школьников, а так же рекомендации по воспитанию детей для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное воспитание школьников | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников
В последнее время очень много говорим о нравственном воспитании. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Современный темп жизни, стремление к материальному благополучию ведет к тому, что мы не имеем сил для удовлетворения духовного общения друг с другом, со своими детьми. Сегодня остро встает вопрос возвращения к духовно-нравственным ценностям. Что же такое нравственность? Нравственность-это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения. Духовность- это та ценность, которую нельзя потерять, ибо потеряв духовность, человек перестает быть Человеком!
Духовно-нравственное воспитание человека начинается с раннего возраста в семье. Именно в окружении родных ребенок учится познавать мир, совершает поступки, опираясь на полученные в семье знания и опыт. Семья-колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка- все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Огромное значение для воспитания имеет семейный уклад. «Воспитание – это обучение нравственной жизни, утверждал известные педагог- Симон Соловейчик. В русском языке заложен глубокий смысл привычных, обыденных слов. Так и с привычным для всех словом «СЕМЬЯ», т.е. семь «Я»: первое я – ребенок, а остальные шесть – это мама, папа и их родители. Очень важно, какие взаимоотношения в семье между всеми её членами. Отрицательные эмоции, мысли, даже невидимые действия и отношения, и то, что внутри нас и только нам видно, воздействуют на нас самих и на наших детей, неся болезни и несчастья. Почитание и любовь к родителям – необходимое условие, чтобы жить долго и счастливо, а здоровье человека и его жизнь напрямую зависят от отношения к родителям, к своим корням. Духовно-нравственное воспитание-это непрерывный процесс. Будьте готовы, что ребенок не с особым удовольствие будет слушать ваши нравоучения. В этом могут помочь художественная литература, добрые мультфильмы и сказки, беседы, соблюдение семейных традиций.
Немецкий философ Эрих Фромм писал: «Характер и нравственное поведение ребенка-это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение». Ребёнок- это зеркало характера и поведения своих родителей. Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкретные условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций. Семья - это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребѐнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Гармоничные отношения отца и матери, их забота друг о друге, о детях, стремление избежать ссор и предупредить конфликт, трудолюбие уважение друг к другу - все это важные предпосылки того, что- выросшие дети в такой обстановке создадут прочную, счастливую семью.
Традиционными источниками нравственности являются:
-патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
-социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
-гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
-семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
-труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
-наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); - традиционные российские религии.
Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям:
1) для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;
2) воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;
3) в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;
4) чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:
активно «слушать» его переживания и потребности;
безусловно принимать ребёнка;
проводить время вместе (читать, играть, заниматься);
не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется;
помогать, когда просит;
поддерживать успехи;
делиться своими чувствами (значит доверять);
конструктивно разрешать конфликты;
использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, «Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший…», - обнимать ребёнка как можно чаще;
5) немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной
деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Доклад на районном семинаре учителей начальных классов/...
Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника
Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Планирование воспитательной работы с учащимися класса....
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...
«Ключевая фигура учителя в формировании и воспитании духовно- нравственной культуры младшего школьника в условиях преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
Выступление на Августовском совещании учителей начальных классов...
Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»
I. Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников...