Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
рабочая программа (1 класс) на тему

Фомкина Татьяна Александровна

Планирование воспитательной работы с учащимися класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vr_4_klass_raspechatat.docx342.07 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Бурлинского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Бурлинского  района   Алтайского  края

                                                               

                                                        Рассмотрена на заседании                                                            Утверждаю

                                                        педагогического совета                                                             Директор МБОУ «БС(п)ОШ»

                                                        МБОУ «БС(п)ОШ»                                                                     _____________ Тищенко В.В.

                                                         Протокол №                                                                                Приказ №

                                                         от                                                                                                 от

Программа

духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования

                        Сроки реализации программы: 2011-2015гг

Рабочую программу составила

Фомкина Т.А.,  учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Бурла,2011г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»,  с требованиями ФГОС НОО, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК  «Школа России», в согласии  с Программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования   «Бурлинской С(п)ОШ».

    Программа разработана с учётом культурно-исторических этнических, социально-экономических, демографических особенностей Алтайского края, Бурлинского района, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.

Актуальность программы

        Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.

       Инновационность разработанной мной воспитательной программы  заключается в следующем:

  • использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и  социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;
  • возможность адаптировать традиционные формы работы к современным  требованиям, целям;
  • наличием заинтересованности участников  образовательного процесса в реализации данной программы;
  •  согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу  Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

•формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения

к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

       Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

          Программа согласована с социальными субъектами:

  1. МБОУ «БС(п)ОШ»
  • классный руководитель
  • педагог-психолог
  • социальный педагог
  • учитель-логопед
  • библиотекарь
  • учитель физкультуры
  • учитель музыки
  • школьный фельдшер
  1. Семья:
  • родительский комитет класса и родители
  1. Учреждения дополнительного образования:
  • МДОУ д/с «Одуванчик», МДОУ д/с «Колосок»
  • МДОУ ДОД ДЮСШ
  • Центр детского творчества
  • Школа искусств
  • КГОУ «Центр социальной помощи семье и детям Бурлинского района»
  • МБУК «Бурлинский районный краеведческий музей»
  • МБУК «Бурлинская межпоселенская модельная библиотека»

         Срок реализации программы - 4 года ( 1-4 класс)

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Направления воспитания

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная

Семья

Другие

1. Воспитание гражданствен

ности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

-изучение на учебных предметах;

-правила для учащихся

-сюжетно-ролевые игры гражданско-патриотического содержания;

-беседы

-встречи с ветеранами;

-просмотр фильмов;

-экскурсии;

-проведение народных игр;

-разработка проектов

-экскурсии;

-участие в праздниках

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

-изучение учебных предметов;

-уроки этики

-участие в творческой деятельности(инсценировки);

-выставки ри сунков;

-поделок;

-разработка проектов

-коллективные игры;

-участие в акциях благотворительности;

-творческие проекты

-семейные праздники;

-презентации;

-портфолио выходного дня

3.  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

-уроки технологии;ООМ;

-уроки творчества, ИЗО

-сюжетно-ролевые игры;

-конкурсы;

-общественно-полезный труд

-экскурсии;

-кружковая деятельность

-встречи,

-презентации;

-навыки самообслуживания

4. Воспитание ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ

-через программу учебных дисциплин

-весёлые старты;

-спортивные игры;

-проекты о ЗОЖ

-спортивные соревнования, эстафеты, конкурсы;

-турслёты, походы

-праздники;

-прогулки;

-беседы

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание)

-в ходе изучения учебных предметов

-экскурсии;

-выставки;

-встречи с творческими людьми

-посещение конкурсов, фестивалей, концертов

-чтение книг;

-просмотр фильмов;

-муз.вечера

6.Воспитание ценностного  отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

-изучение учебных предметов

-просмотр учебных фильмов;

-подготовка презентаций;

-выставки;

-разработка проектов

-прогулки;

-турпоходы;

-заочные путешествия

-прогулки;

-походы;

-забота о животных;

-уход за растениями;

-экологические десанты

  «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников» формулирует и раскрывает: основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями.

Субъекты

Условия, которые обеспеч. школа

Педагогическая культура родителей

семья

общественность

Религиозные организации

Другие

Семья

договор

Программа род.всеобуча

Практикумы походы, праздники

Проведение совместных мероприятий  по направлениям ДНРВС уч-ся класса

Участие с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации ДНРВС

Школа

договор

Общественность

договор

Традиционные религии

 

«Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.

Уровни, результат и критерии

Воспитание гражданствен

ности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Воспитание ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ

Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание)

Воспитание ценностного  отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

1 уровень

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

-ценностное отношение к государственной символике России;

-начальные представления о правах и обязанностях человека

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

-элементарные представления о правилах ЗОЖ;

-первоначальные

навыки самообслуживания;

-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

2 уровень

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике,

-первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

-элементарные представления о взаимной обусловленности физического,нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- 

• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

3 уровень

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

«Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.

Уровни, результат и критерии

Воспитание гражданствен

ности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Воспитание ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ

Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание)

Воспитание ценностного  отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

1 уровень

-ценностное отношение к государственной символике России;

-начальные представления о правах и обязанностях человека

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

-элементарные представления о правилах ЗОЖ;

-первоначальные

навыки самообслуживания;

-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

2 уровень

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике,

-первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

-элементарные представления о взаимной обусловленности физического,нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

3 уровень

-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

• мотивация к реализации эстетических ценностей.

первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Циклограмма для классного руководителя

 Ежедневно
1. Работа с опаздывающими учащимися и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
 Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
102

3.Общешкольные линейки.
4. Работа с родителями (по ситуации).
5. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
6. Встреча со школьным  фельдшером  по справкам о болезни учащихся.
• Ежемесячно
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Консультации у школьного психолога, социального педагога.
3. Сдача отчётов (питание и т.д.).
4. Встреча с родительским активом.
5. Совещание по планированию работы (по графику).

6.Инструктажи по охране труда.

7. Заполнение  портфолио  обучающегося.

• Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Семинар (учеба) классных руководителей.

3.Сдача отчётов по посещаемости и успеваемости.

4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
5. Проведение родительского собрания.

6. Заседание МО учителей начальных классов
• Один раз в год 1.Проведение открытого мероприятия. 2. Оформление личных дел учащихся. 3. Анализ и составление плана работы класса. 4. Статистические данные класса (1 сентября).5. Ремонт классного кабинета.

Социальный паспорт класса

Количество учащихся

23

Количество девочек  

12

Количество мальчиков

11

Из них :

Год

Всего

Девочек

Мальчиков

2003

1

-

1

2004

20

12

8

2005

2

-

2

Цепочка для срочного оповещения учащихся

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Состав семей:

Фамилия, имя

полная

Неполная

малообеспеченная

одинокая

потеря  кормильца

опека

родители-инвалиды

родители-пенсионеры

многодетные

группа  риска

работающая  мать

Работающий  отец

количество  детей

Жилищные условия

1

   +

      +

      +

      2

      +

                                                                           

Общие сведения об  учащихся 4-б класса на 2014 – 2015 учебный год

Фамилия Имя Отчество

Д/сад

Дата рождения

Фамилия, имя, отчество родителей

Домашний адрес, телефон

Кол-во детей(несов)

1

2

Учёт занятости учащихся во внеурочной деятельности

Сведения о занятости обучающихся во внеурочной деятельности:

Показатели участия детей во внеурочной деятельности

2011 / 2012 уч.год Кол-во участников

% от общего числа учеников

2012 / 2013 уч.год Кол-во участников

% от общего числа учеников

2013 / 2014  уч.год Кол-во участников

% от общего числа учеников

2014/2015 уч.год Кол-во участников

% от общего числа учеников

Занятия в кружках:

26

100

26

100

25

100

23

100

В школе

26

100

26

100

25

100

23

100

Вне школы

26

100

24

92

23

92

Расписание внеурочной деятельности в школе

День недели

Название детского объединения

Время проведения

Кол-во участников

Руководитель

четверг

«Планета здоровья»

13.15-14.00

23

Фомкина Т.А.

Расписание внеурочной деятельности вне школы

День недели

Название детского объединения

Место и время проведения

Кол-во участников

Руководитель

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Индивидуальные карты занятости обучающегося во внеурочной деятельности и дополнительном образовании

Индивидуальная карта  занятости обучающегося  

  Направление внеурочной деятельности

Форма организации внеурочной деятельности

Организатор

Место проведения

Время проведения

Кол-во часов

Спортивно-оздоровительное  

Кружок «Планета Здоровья»

Фомкина Т.А.

школа

Четверг

1ч/нед.

Духовно-нравственное

 

Общеинтеллек-туальное

 

Общекультурное

Социальное

Недельная нагрузка во внеурочной деятельности

Недельная нагрузка в дополнительном образовании

Итого общая недельная нагрузка обучающегося

Работа с родителями

1. Повышение педагогической культуры родителей

1.1. Родительские общешкольные собрания

 «Психология семейных отношений и их влияние на становление

личности ребенка».

1.2. Конференции, обмен опытом, круглые столы

Конференция: «Воспитание доброты: опыт семьи».

Круглый стол «Воспитательный опыт пап».

Круглый стол «Почему дети бывают эгоистами».

2. Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений).

Фотовыставка «Труд младшего школьника в семье».

Выставка «Как мы растем».

Выставка: «Советуем прочитать. Педагогическое образование

родителя».

Классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений, творческих

работ, информация для родителей.

3. Консультации для родителей

Консультации психолога, логопеда, врача, директора

школы и учителей по актуальным вопросам семейного воспитания.

Анализ воспитательной работы за 2011-2014 учебный год

     Воспитательную работу в классе планирую  по направлениям: 

*воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

*воспитание нравственных чувств и этического сознания;

*воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

*воспитание ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ;

*воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание);

*воспитание ценностного  отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

     Наиболее важным и значимым разделом в воспитательной системе класса (в соответствии с  Программой) я определила

 воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ) учащихся.   

     На протяжении трёх лет  работаю над методической темой по самообразованию:«Здоровьесберегающая школьная среда как средство сохранения здоровья младших школьников».

     Проанализировав факторы, представляющие потенциальную угрозу для здоровья учащихся,  составила следующий перечень:

  1. Гигиенические условия: шум, освещённость, воздух, организация питания.
  2. Учебно-организационные факторы: объём учебной и внеурочной нагрузки, условия проведения уроков, окружающий социум, участие родителей учащихся в жизни школы, система работы по формированию культуры здоровья.
  3. Психолого-педагогические факторы:  психологический климат, стиль общения, индивидуальный подход, состояние здоровья, инновационная деятельность.

     Учитывая все эти факторы, определила цели и задачи в воспитательной системе своей работы по этому направлению:

- обеспечить каждому школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;

- сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;

-перейти от пассивных форм к деятельным, с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;

- формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.

     Это позволило мне создать определённую систему работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

                                               Схема 1         Система работы по сохранению здоровья обучающихся:

   Результаты ежегодных медицинских обследований младших школьников свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Поэтому, набирая детей в первый класс,  на начальном этапе обучения проанализировала уровень их здоровья:

- изучила медицинские карты совместно со школьным фельдшером;

- провела:  *анкетирование родителей о состоянии здоровья их детей;

                   *мониторинг школьной активности и мотивации к обучению;

                   *тестирование  по определению уровня адаптации к школе;

- составила карту особенностей развития каждого ученика на основе наблюдения.

   Считаю особенно важным, что проводимая мной работа по сохранению и укреплению учащихся ведётся в комплексе.

С целью отслеживания состояния здоровья учеников систематически осуществляю мониторинг по следующим показателям:

* состояние здоровья школьников;                       *пропуски уроков по болезни;

*уровень тревожности;                                          *охват горячим питанием;

*занятия в спортивных секциях;                           *уровень адаптации и мотивации;

*внеурочная деятельность;                                    *результаты обученности.

   Считаю, что формирование основ здорового образа жизни должно проходить в единстве – школа, семья, внешкольные учреждения.

Схема 2

     При планировании воспитательной работы в классе особое внимание уделяю работе с родителями. Провожу педагогический всеобуч через родительские собрания, семейные проектные работы, организацию бесед родителей с сотрудниками различных служб. Совместно с родителями интересно проводим спортивно-состязательные, познавательно-развлекательные, конкурсные, игровые программы  и другие мероприятия.

      Активное участие родителей в воспитательных мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни, способствует достижению положительных результатов в воспитании и развитии детей. Ежегодно психологом школы проводится анонимное анкетирование родителей и учащихся, с целью определения степени  их удовлетворённости  образовательным процессом.

     Выводы: результаты анкетирования  показывают, что удовлетворённость родителей и  учащихся организацией учебно-воспитательного процесса в моём классе высокая. Эти данные свидетельствуют о сотрудничестве всех участников образовательного процесса. 

     В соответствии с направлениями воспитательной деятельности ежегодно провожу анализ проведённых воспитательных мероприятий, определяю уровень активности и участия каждого ребёнка, корректирую дальнейшую воспитательную работу. На основании анализа за предыдущий год, составляю план воспитательных мероприятий совместно с учащимися и родителями.                                                                                                                                                                              

     В начале каждого учебного года  совместно с психологом школы проводим тестирование по уровню адаптации обучающихся к  школе.   Исследуя особенности проявления школьной тревожности, мы использовали тест Филлипса «Исследование школьной тревожности».     

    Результаты проведённых диагностик:                                  

     Уровень самооценки детей младшего школьного возраста влияет на успешность их учебной деятельности.

Уровень самооценки

Класс

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

1-б

20 %

46 %

32 %

2-б

31 %

58 %

11 %

3-б

28 %

64 %

8 %

    Выводы: сопоставляя адекватность самооценки учащихся 1-3 классов, наблюдаем качественное улучшение. Изучение уровня самооценки учащихся показало, что низкий уровень самооценки снизился на 24 %, а уровень высокой самооценки поднялся на 8 %, а средний уровень вырос на 22 %.  На основе данных составляю план коррекционной работы с детьми, имеющими заниженную самооценку.

     Совместно с педагогом-психологом школы проводились диагностики по определению уровня эмоциональной адаптации (принятие учебной деятельности).

     Выводы: результаты проведённых исследований показали, что 92% учащихся имеют высокий и средний  уровень эмоциональной адаптации, что положительно сказывается на эмоциональном здоровье детей, качестве обучения и воспитания.

     Регулярная диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма позволяет вовремя сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Результаты проведённых исследований помогают мне целенаправленно планировать воспитательную работу.  

     Уделяю особое внимание индивидуальной работе с «проблемными детьми», вовлекаю их в коллективную деятельность.                              

     В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования особое место в образовательном  процессе отводится организации и проведению  внеурочной деятельности. Задача внеурочной деятельности - позволить ребёнку раскрыть личностные качества, окунуться в мир творчества, раскрыть и проявить свои индивидуальные особенности, увлечения, интересы. Содержание занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) на основе анкетирования.  Большое внимание уделяю вовлечению учащихся во внеурочную деятельность, как в школе, так и вне школы.

      100% учащихся посещают кружок «Планета здоровья» в школе, 56% занимаются в спортивных секциях ДЮСШ (баскетбол, футбол),81-84% занимаются в творческих и других кружках в Центре детского творчества (ЦДТ).

Сведения о занятости обучающихся во внеурочной деятельности

Показатели участия детей во внеурочной деятельности

2011 / 2012 уч.год Кол-во уч-ся

% от общего числа учеников

2012 / 2013 уч.год Кол-во уч-ся

% от общего числа учеников

2013 / 2014  уч.год

Кол-во уч-ся

% от общего числа учеников

Занятия в кружках:

25

100

26

100

25

100

В школе

25

100

26

100

25

100

Вне школы:

25

100

26

100

25

100

ЦДТ

21

81

21

81

21

84

ДЮСШ

14

56

14

56

14

56

   

 Мною разработана  программа кружка «Планета здоровья» для учащихся 1-4 класса.

 Главная цель этой программы – сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, внедрение в педагогическую практику на начальной ступени образования инновационных здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях введения ФГОС.

     Кружок «Планета здоровья» проводится еженедельно, его посещают 100% учащихся моего класса.  Занятия кружка состоят из теоретической и практической части. Изучение тем по вопросам сохранения здоровья усложняется в соответствии с возрастными особенностями детей. Начиная со 2 класса, учащиеся  ведут и оформляют «Дневник здоровья». Он помогает развивать у детей мотивационные основы сохранения и улучшения своего здоровья. Работа с «Дневником здоровья» делает путешествие в страну здоровья интересным и увлекательным, способствует развитию у ребят процессов самонаблюдения, самоанализа для коррекции собственного образа жизни. Практическая часть включает в себя физические упражнения, подвижные игры, приёмы самомассажа, дыхательные, релаксационные упражнения. На занятиях мы используем индивидуальные спортивные коврики, мячи, скакалки, массажные шарики, колечки. Провожу открытые занятия для учащихся и педагогов образовательного округа с целью пропаганды здорового образа жизни. Плодотворно сотрудничаем с « Центром социальной помощи семье и детям Бурлинского района». Веду кружок «Планета здоровья»  для учащихся начальной школы.

      Мои учащиеся принимают активное участие  в выставках, предметных неделях, театрализованных представлениях, в районных, краевых  и всероссийских конкурсах, научных конференциях, предметных олимпиадах,  на которых становятся призерами  и победителями.

Позитивные результаты внеурочной деятельности (участие обучающихся в творческих конкурсах)

Год

Ф.И.учащегося

Название конкурса

Уровень

Результат

1

Результаты участия класса в творческих конкурсах

Год

Класс

Название конкурса

Уровень

Результат

1

2011/

2012

1

Спартакиада учащихся начальных классов

Школьный

2 место

2

2011/

2012

1

Творческий конкурс

«Оживи букву»

Школьный

1 место

3

2011/

2012

1

Спортивный конкурс

«Юные космонавты»

Муниципальный

1 место

4

2012/

2013

2

Спортивно-познавательный конкурс «Мама, папа, я – безопасная семья!»

Школьный

2 место

5

2011/

2012

1

Спортивно-развлекательный конкурс, посвящённый дню семьи

Школьный

1 место

6

2012/

2013

2

Карнавал в рамках празднования дня защиты детей

Муниципальный

Диплом

        Дополнительное образование гармонично дополняет образовательный процесс, способствует духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации школьников на ступени начального общего образования.

     Мы всем классом  участвуем в социально-ориентированных проектах, социально-значимых акциях. В 2013/2014 учебном году  работали над большим важным социальным проектом «Парк отдыха в нашем селе». Ребята нарисовали эскизы, сделали макеты парка отдыха, провели субботник по очистке парка. проводили разъяснительную работу с детьми и взрослыми о значимости проекта.  

     Ежегодно 9 мая участвуем в  митинге памяти, возлагаем цветы к обелиску павшим воинам.

     Занимаясь в кружке «Планета Здоровья», ребята  выступают перед учащимися младших классов с проектами «Умей побеждать болезнь», «Красивая улыбка», «Режим дня», разучивают с ними комплексы оздоровительных упражнений, пропагандируя здоровый образ жизни.

     Создали в классе агитбригаду «Светофорик», которая выступает на школьных линейках, в дошкольных учреждениях «Одуванчик», «Колосок». Ребята  рассказывают в игровой форме о необходимости соблюдения правил безопасности. В зимний период наш класс выступил с предложением провести акцию «Берегись автомобиля!». Выпускали листовки, памятки о правилах поведения на зимних дорогах. Распространяли их среди детей, взрослых, водителей.

     С большим желанием дети принимают участие в акциях школьной библиотеки: «Подари книгу!»,  «Книжкина больница».

Позитивный социальный опыт

Доля обучающихся класса, участвующих в социально ориентированных проектах, акциях, конкурсах

Название

Количество участников

Доля %

1. Мини-проекты «Умей побеждать болезнь».

2.Акции  «Подари книгу!», «Книжкина больница».

3. Акция «Мой чистый двор».

4. Акция «Берегись автомобиля!»

5.Социальный проект «Парк отдыха в нашем селе».

6. Участие в парадном шествии, посвящённом Дню  Победы и возложение цветов к обелиску.

7. Субботник по благоустройству территории школы.

8. Агитбригада «Светофорик».

25

21

25

25

25

25

25

15

100

84

100

100

100

100

100

60

Доля обучающихся, участвующих в мероприятиях, способствующих сохранению

 и восстановлению психического и физического здоровья детей

1.Познавательная программа «Здоровая семья, здоровые дети».

2.Анкета «Мы за ЗОЖ».

25

25

100

100

Доля обучающихся класса, охваченных программами, направленными на формирование здорового образа жизни, профилактику различного рода заболеваний, в том числе социального характера, изучаемых во внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Планета здоровья»

25

100

     Считаю, что важным взаимодействием между учеником и учителем является  метод саморефлексии – портфолио учащихся, в процессе которого ученик, чувствуя внимание  к себе со стороны учителя, стремится оправдать его надежды.  

     Портфолио – это новая система оценки образовательных достижений учащихся.  На родительском собрании в 1 классе знакомлю родителей с необходимостью создания портфолио каждого ребёнка. Благодаря нашим совместным усилиям у всех детей в классе ведётся портфолио, где активное участие принимают все: учитель, ученик, родитель. 

Результативность использования портфолио

Класс

Кол-во уч-ся

Наличие портфолио

Вносят изменения регулярно

        100%                 75%                   50%

1класс

25

25

16

5

4

2класс

26

26

17

5

4

3класс

25

25

18

5

2

     Выводы: результаты применения технологии портфолио показывают рост интереса учащихся к новой системе оценивания своих индивидуальных достижений.                                                                              

     Хочу отметить то, что наличие портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём  вне прямого сравнения с достижениями других учеников. 

    Для развития познавательной и творческой активности учащихся применяю на уроках и во внеурочной деятельности  проектно-исследовательские методики и технологии.  Все учащиеся класса активно участвуют в подготовке и защите проектов различного направления, ежегодно представляют их на школьной научно-практической конференции «Мир вокруг нас».

Реализация проектов

Тема проекта

1 класс

2 класс

3 класс

1

«Режим дня в жизни школьника»

+

2

«Я и моё здоровье»

+

+

+

3

«Правильное питание – это…»

+

+

+

4

«Оживи букву»

+

5

«Терем Деда Мороза»

+

6

«Моя семья»

+

+

7

«Умей побеждать болезнь»

+

8

«Птицы – наши друзья»

+

9

«Как сберечь нашу Землю»

+

Результаты участия в научно-практической конференции «Мир вокруг нас»

Год

Класс

Место/ номинация

Фамилия, имя уч-ся

Тема проекта

2012

1

1 место

Риттер Александр

«Красивая улыбка»

(исследовательская работа)              

2012

1

Грамота

Шипулина Мария

«Береги зрение»

(исследовательская работа)    

2012

1

Грамота

Журавлёва Анна

Красивая улыбка»

(исследовательская работа)            

2012

1

Грамота

Химич Валерия

Красивая улыбка»

(исследовательская работа)                    

2013

2

2 место

Прилипко Валерия

«Второе дыхание школы»

(исследовательская работа)

2013

2

Грамота

Маракуев Данил

«Нужны ли школьные правила?» (соц.проект)

2014

3

3 место

Сытникова Лиза

«Наш парк» (коллективный проект)

2014

3

Грамота

Химич Валерия

«Наши питомцы»

Эта важная деятельность формирует у ребят активную жизненную позицию, чувство ответственности, способствует сплочению дружного коллектива. Очень здорово, что с нами всегда рядом и родители.

План-сетка

Разделы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Сентябрь

Общероссийская акция:

«Внимание,

дети идут в школу!»

1. Торжественная линейка «Здравствуй, школа!»

ПБД:

1. Презентация «Личная безопасность» (о мерах безопасного поведения на территории школы).

2. Практикум «Обязанности пешеходов».

3. Наш путь в школу  (маршруты  Д-Ш-Д).

1.Классный час:

 «С днём рождения, мой район!» (70-летие Бурлинского района).

2.Оформление классного уголка.

3.Организация классного самоуправления.

1.Классный час:

«Учебная книга- наш друг и помощник».

2.Дежурство по школе (права и обязанности дежурных).

1.Туристический слёт «Всё для нашего здоровья».

2.Подвижные игры, конкурсы на свежем воздухе.

3.Инструктажи по ОБЖ.

1.Познавательная игра-конкурс:

«Эти удивительные растения нашего края».

2.Экскурсии в парк.

3.Фотосессия:

«Осенний вернисаж».

1.Выставка поделок из природного материала.

2.Конкурс сочинений «Есть в осени первоначальной…

Октябрь

«Школьная пора – очей очарованье…»

1.Классный час:

«Безопасное поведение в условиях ЧС».

2.Акция «Поздравительная открытка!» (месячник пожилого человека).

1.Родительское собрание: «           »

2.Поздравительная телеграмма учителю.

3. Групповой проект «С Днём учителя!» (мини-газеты).

1.Школьная предметная олимпиада.

2.Организация дежурства в классе (по группам).

1.Классный час: «Питание – основа жизни».

1.Экскурсия «Осенний парк» (игры на свежем воздухе).

2.Выставка рисунков «Удивительное рядом».

1.Посещение планетария.

Ноябрь

«Здоровье в наших руках»

1.Беседа: «Символы российского государства».

2.О правилах безопасности во время осенних каникул.

1.Классный час: «Профессия моих родителей».

1.Классный час:

 «По дороге знаний или учение с увлечением».

1.Тренинг – практикум «Каждый сам за себя или дружная семья».

2.Классный час: «Мы говорим – НЕТ!» (о вредных привычках).

1.Концертно-поздравительная программа «Звёздный дождь!» (День Матери).

2. Конкурс презентаций: «Любимым мамам посвящается!»

Декабрь

«Новогодний серпантин»

1.Беседа: «Основной закон государства».

2.О правилах безопасности во время зимних каникул.

3.Соблюдайте правила  пожарной безопасности.

1.Класный час:

«Доброта и вежливость в нашей жизни».

1.Классный час: «Секреты волшебницы речи» (учитель-логопед).

2. Творческая мастерская Деда Мороза.

1.Родительское собрание «                           ».

2.Презентация

 « История Нового года» + семейные традиции этого праздника.

1.Экскурсия в зимний лес.

2.Акция «Покорми птичек!»

1.  Новогодний карнавал.

Январь

«Россия – наша гордость и слава»

1.Классный час: «С чего начинается Родина?»

2.Литмонтаж:

«Ещё раз о школьных правилах».

1.Родительское собрание: «Книга в семье и духовное развитие ребёнка».

1.Вести школьного дневника: «Лучший портфель».

1.Классный час:

«Если хочешь быть здоров, закаляйся».

2.Лыжная прогулка.

1.Конкурс презентаций: «Зима в природе!»

1.Конкурсно-концертная программа: «Алло, мы ищем таланты!»

Февраль

«Подвигу народа жить в веках»

1.Информационный выпуск «Слава солдатская - сила богатырская».

1.Час откровенного разговора:

«Можно ли смеяться над другими».

1.Беседа:

 «Что значит быть ответственным».

1.Смотр песни и строя.

2.Проект «Мой папа служил».

3.Спортивно-игровая программа «Февромарт».

1.Заочное путешествие «Чудесный мир природы».

1.Экскурсия в краеведческий музей.

Март

«Все цветы и улыбки лишь Вам…»

1.Беседа:

 « Меры безопасного поведения на водоемах покрытых льдом»

1.Классный час: «Спешите делать добро».

1. Познавательная игра: «Познай самого себя».

1.Праздничный концерт  мальчиков и пап: «Любимым  посвящается».

1.Игровая программа: «Поле чудес» (весенние цветы).

Апрель

«Весенняя капель»

1.Азбука безопасного поведения на улице (правила велосипедиста).

1.Классный час: «От чего зависят поступки человека?»

1.Час разговора:

 «Знания нужны мне и моей стране».

1.Родительское собрание: «Будь готов!» (переход на основную ступень). Встреча с психологом.

1. Экологический час: «День Земли» (районная библиотека).

1.Коллективный проект: «Мир космоса».

Май

«Не забыть нам этой даты…»

1.Митинг, посвящённый дню Победы.

 2.Акция: «Цветы для героя!»

3.Инструктаж о правилах безопасности в летний период.

1.Час общения: «Я и моя семья»

(о семейных традициях).

1.Научно-практическая конференция: «Мир вокруг нас».

2.Слёт отличников и ударников учёбы.

1. Праздник:

 «Прощай, начальная школа!»

1. Конкурс мини-сочинений: «Берегите всё живое!» (лучший очерк в районную газету).

1.Интеллектуальная  игра: «Обо всём на свете».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени  начального общего образования  является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеоб...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников,  создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечи...

Из опыта реализации ООП НОО в части воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования.

Презентация содержит опыт работы начальной школы в части социализации через адаптацию и интеграцию учебной и внеурочной деятельности....

Духовно-нравственное развитие и воспита¬ние обучающихся на ступени начального общего образования.

доклад на тему: "Духовно-нравственное развитие и воспита¬ние обучающихся на ступени начального общего образования" На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступа...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования

Программадуховно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования...