Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
рабочая программа (1 класс) на тему
Планирование воспитательной работы с учащимися класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vr_4_klass_raspechatat.docx | 342.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Бурлинского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
Рассмотрена на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МБОУ «БС(п)ОШ»
МБОУ «БС(п)ОШ» _____________ Тищенко В.В.
Протокол № Приказ №
от от
Программа
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Сроки реализации программы: 2011-2015гг
Рабочую программу составила
Фомкина Т.А., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Бурла,2011г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с требованиями ФГОС НОО, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России», в согласии с Программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования «Бурлинской С(п)ОШ».
Программа разработана с учётом культурно-исторических этнических, социально-экономических, демографических особенностей Алтайского края, Бурлинского района, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.
Актуальность программы
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Инновационность разработанной мной воспитательной программы заключается в следующем:
- использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;
- возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
- наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
- согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
•формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения
к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа согласована с социальными субъектами:
- МБОУ «БС(п)ОШ»
- классный руководитель
- педагог-психолог
- социальный педагог
- учитель-логопед
- библиотекарь
- учитель физкультуры
- учитель музыки
- школьный фельдшер
- Семья:
- родительский комитет класса и родители
- Учреждения дополнительного образования:
- МДОУ д/с «Одуванчик», МДОУ д/с «Колосок»
- МДОУ ДОД ДЮСШ
- Центр детского творчества
- Школа искусств
- КГОУ «Центр социальной помощи семье и детям Бурлинского района»
- МБУК «Бурлинский районный краеведческий музей»
- МБУК «Бурлинская межпоселенская модельная библиотека»
Срок реализации программы - 4 года ( 1-4 класс)
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Направления воспитания | Учебная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная | Семья | Другие |
1. Воспитание гражданствен ности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | -изучение на учебных предметах; -правила для учащихся | -сюжетно-ролевые игры гражданско-патриотического содержания; -беседы | -встречи с ветеранами; -просмотр фильмов; -экскурсии; -проведение народных игр; -разработка проектов | -экскурсии; -участие в праздниках | |
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания | -изучение учебных предметов; -уроки этики | -участие в творческой деятельности(инсценировки); -выставки ри сунков; -поделок; -разработка проектов | -коллективные игры; -участие в акциях благотворительности; -творческие проекты | -семейные праздники; -презентации; -портфолио выходного дня | |
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | -уроки технологии;ООМ; -уроки творчества, ИЗО | -сюжетно-ролевые игры; -конкурсы; -общественно-полезный труд | -экскурсии; -кружковая деятельность | -встречи, -презентации; -навыки самообслуживания | |
4. Воспитание ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ | -через программу учебных дисциплин | -весёлые старты; -спортивные игры; -проекты о ЗОЖ | -спортивные соревнования, эстафеты, конкурсы; -турслёты, походы | -праздники; -прогулки; -беседы | |
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание) | -в ходе изучения учебных предметов | -экскурсии; -выставки; -встречи с творческими людьми | -посещение конкурсов, фестивалей, концертов | -чтение книг; -просмотр фильмов; -муз.вечера | |
6.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | -изучение учебных предметов | -просмотр учебных фильмов; -подготовка презентаций; -выставки; -разработка проектов | -прогулки; -турпоходы; -заочные путешествия | -прогулки; -походы; -забота о животных; -уход за растениями; -экологические десанты |
«Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников» – формулирует и раскрывает: основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями.
Субъекты | Условия, которые обеспеч. школа | Педагогическая культура родителей | семья | общественность | Религиозные организации | Другие |
Семья | договор | Программа род.всеобуча | Практикумы походы, праздники | Проведение совместных мероприятий по направлениям ДНРВС уч-ся класса | Участие с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации ДНРВС | |
Школа | договор | |||||
Общественность | договор | |||||
Традиционные религии |
|
«Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.
Уровни, результат и критерии | Воспитание гражданствен ности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Воспитание ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ | Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание) | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) |
1 уровень Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | -ценностное отношение к государственной символике России; -начальные представления о правах и обязанностях человека | • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; | • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; • элементарные представления о различных профессиях; • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; | -элементарные представления о правилах ЗОЖ; -первоначальные навыки самообслуживания; -первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; | • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; | • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; |
2 уровень Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, -первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; | • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; | • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; • ценностное и творческое отношение к учебному труду; • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; | -элементарные представления о взаимной обусловленности физического,нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; - | • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; | • ценностное отношение к природе; • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; |
3 уровень Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. | -опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; • опыт социальной и межкультурной коммуникации; | • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; • уважительное отношение к традиционным религиям; | • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. | знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; | • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи. | • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. |
«Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.
Уровни, результат и критерии | Воспитание гражданствен ности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Воспитание ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ | Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание) | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) |
1 уровень | -ценностное отношение к государственной символике России; -начальные представления о правах и обязанностях человека | начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; | первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; • элементарные представления о различных профессиях; • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; | -элементарные представления о правилах ЗОЖ; -первоначальные навыки самообслуживания; -первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; | первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; | элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; |
2 уровень | ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, -первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; | уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; | ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; • ценностное и творческое отношение к учебному труду; • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; | -элементарные представления о взаимной обусловленности физического,нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; | элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; | ценностное отношение к природе; • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; |
3 уровень | -опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; • опыт социальной и межкультурной коммуникации; | нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; • уважительное отношение к традиционным религиям; | осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. | знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; | первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; • мотивация к реализации эстетических ценностей. | первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. |
Циклограмма для классного руководителя
• Ежедневно
1. Работа с опаздывающими учащимися и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
3.Общешкольные линейки.
4. Работа с родителями (по ситуации).
5. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
6. Встреча со школьным фельдшером по справкам о болезни учащихся.
• Ежемесячно
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Консультации у школьного психолога, социального педагога.
3. Сдача отчётов (питание и т.д.).
4. Встреча с родительским активом.
5. Совещание по планированию работы (по графику).
6.Инструктажи по охране труда.
7. Заполнение портфолио обучающегося.
• Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Семинар (учеба) классных руководителей.
3.Сдача отчётов по посещаемости и успеваемости.
4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
5. Проведение родительского собрания.
6. Заседание МО учителей начальных классов
• Один раз в год 1.Проведение открытого мероприятия. 2. Оформление личных дел учащихся. 3. Анализ и составление плана работы класса. 4. Статистические данные класса (1 сентября).5. Ремонт классного кабинета.
Социальный паспорт класса
Количество учащихся | 23 |
Количество девочек | 12 |
Количество мальчиков | 11 |
Из них :
Год | Всего | Девочек | Мальчиков |
2003 | 1 | - | 1 |
2004 | 20 | 12 | 8 |
2005 | 2 | - | 2 |
Цепочка для срочного оповещения учащихся
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
Состав семей:
№ | Фамилия, имя | полная | Неполная | малообеспеченная | одинокая | потеря кормильца | опека | родители-инвалиды | родители-пенсионеры | многодетные | группа риска | работающая мать | Работающий отец | количество детей | Жилищные условия | |
1 | + | + | + | 2 | + |
Общие сведения об учащихся 4-б класса на 2014 – 2015 учебный год
№ | Фамилия Имя Отчество | Д/сад | Дата рождения | Фамилия, имя, отчество родителей | Домашний адрес, телефон | Кол-во детей(несов) |
1 | 2 |
Учёт занятости учащихся во внеурочной деятельности
Сведения о занятости обучающихся во внеурочной деятельности:
Показатели участия детей во внеурочной деятельности | 2011 / 2012 уч.год Кол-во участников | % от общего числа учеников | 2012 / 2013 уч.год Кол-во участников | % от общего числа учеников | 2013 / 2014 уч.год Кол-во участников | % от общего числа учеников | 2014/2015 уч.год Кол-во участников | % от общего числа учеников |
Занятия в кружках: | 26 | 100 | 26 | 100 | 25 | 100 | 23 | 100 |
В школе | 26 | 100 | 26 | 100 | 25 | 100 | 23 | 100 |
Вне школы | 26 | 100 | 24 | 92 | 23 | 92 |
Расписание внеурочной деятельности в школе
День недели | Название детского объединения | Время проведения | Кол-во участников | Руководитель |
четверг | «Планета здоровья» | 13.15-14.00 | 23 | Фомкина Т.А. |
Расписание внеурочной деятельности вне школы
День недели | Название детского объединения | Место и время проведения | Кол-во участников | Руководитель |
понедельник | ||||
вторник | ||||
среда | ||||
четверг | ||||
пятница |
Индивидуальные карты занятости обучающегося во внеурочной деятельности и дополнительном образовании
Индивидуальная карта занятости обучающегося
Направление внеурочной деятельности | Форма организации внеурочной деятельности | Организатор | Место проведения | Время проведения | Кол-во часов |
Спортивно-оздоровительное | Кружок «Планета Здоровья» | Фомкина Т.А. | школа | Четверг | 1ч/нед. |
Духовно-нравственное | |||||
| |||||
Общеинтеллек-туальное | |||||
| |||||
Общекультурное | |||||
Социальное | |||||
Недельная нагрузка во внеурочной деятельности | 1ч | ||||
Недельная нагрузка в дополнительном образовании | |||||
Итого общая недельная нагрузка обучающегося |
Работа с родителями
1. Повышение педагогической культуры родителей
1.1. Родительские общешкольные собрания
«Психология семейных отношений и их влияние на становление
личности ребенка».
1.2. Конференции, обмен опытом, круглые столы
Конференция: «Воспитание доброты: опыт семьи».
Круглый стол «Воспитательный опыт пап».
Круглый стол «Почему дети бывают эгоистами».
2. Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений).
Фотовыставка «Труд младшего школьника в семье».
Выставка «Как мы растем».
Выставка: «Советуем прочитать. Педагогическое образование
родителя».
Классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений, творческих
работ, информация для родителей.
3. Консультации для родителей
Консультации психолога, логопеда, врача, директора
школы и учителей по актуальным вопросам семейного воспитания.
Анализ воспитательной работы за 2011-2014 учебный год
Воспитательную работу в классе планирую по направлениям:
*воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
*воспитание нравственных чувств и этического сознания;
*воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
*воспитание ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ;
*воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание);
*воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Наиболее важным и значимым разделом в воспитательной системе класса (в соответствии с Программой) я определила
воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ) учащихся.
На протяжении трёх лет работаю над методической темой по самообразованию:«Здоровьесберегающая школьная среда как средство сохранения здоровья младших школьников».
Проанализировав факторы, представляющие потенциальную угрозу для здоровья учащихся, составила следующий перечень:
- Гигиенические условия: шум, освещённость, воздух, организация питания.
- Учебно-организационные факторы: объём учебной и внеурочной нагрузки, условия проведения уроков, окружающий социум, участие родителей учащихся в жизни школы, система работы по формированию культуры здоровья.
- Психолого-педагогические факторы: психологический климат, стиль общения, индивидуальный подход, состояние здоровья, инновационная деятельность.
Учитывая все эти факторы, определила цели и задачи в воспитательной системе своей работы по этому направлению:
- обеспечить каждому школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;
- сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;
-перейти от пассивных форм к деятельным, с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
- формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.
Это позволило мне создать определённую систему работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Схема 1 Система работы по сохранению здоровья обучающихся:
Результаты ежегодных медицинских обследований младших школьников свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Поэтому, набирая детей в первый класс, на начальном этапе обучения проанализировала уровень их здоровья:
- изучила медицинские карты совместно со школьным фельдшером;
- провела: *анкетирование родителей о состоянии здоровья их детей;
*мониторинг школьной активности и мотивации к обучению;
*тестирование по определению уровня адаптации к школе;
- составила карту особенностей развития каждого ученика на основе наблюдения.
Считаю особенно важным, что проводимая мной работа по сохранению и укреплению учащихся ведётся в комплексе.
С целью отслеживания состояния здоровья учеников систематически осуществляю мониторинг по следующим показателям:
* состояние здоровья школьников; *пропуски уроков по болезни;
*уровень тревожности; *охват горячим питанием;
*занятия в спортивных секциях; *уровень адаптации и мотивации;
*внеурочная деятельность; *результаты обученности.
Считаю, что формирование основ здорового образа жизни должно проходить в единстве – школа, семья, внешкольные учреждения.
Схема 2
При планировании воспитательной работы в классе особое внимание уделяю работе с родителями. Провожу педагогический всеобуч через родительские собрания, семейные проектные работы, организацию бесед родителей с сотрудниками различных служб. Совместно с родителями интересно проводим спортивно-состязательные, познавательно-развлекательные, конкурсные, игровые программы и другие мероприятия.
Активное участие родителей в воспитательных мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни, способствует достижению положительных результатов в воспитании и развитии детей. Ежегодно психологом школы проводится анонимное анкетирование родителей и учащихся, с целью определения степени их удовлетворённости образовательным процессом.
Выводы: результаты анкетирования показывают, что удовлетворённость родителей и учащихся организацией учебно-воспитательного процесса в моём классе высокая. Эти данные свидетельствуют о сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
В соответствии с направлениями воспитательной деятельности ежегодно провожу анализ проведённых воспитательных мероприятий, определяю уровень активности и участия каждого ребёнка, корректирую дальнейшую воспитательную работу. На основании анализа за предыдущий год, составляю план воспитательных мероприятий совместно с учащимися и родителями.
В начале каждого учебного года совместно с психологом школы проводим тестирование по уровню адаптации обучающихся к школе. Исследуя особенности проявления школьной тревожности, мы использовали тест Филлипса «Исследование школьной тревожности».
Результаты проведённых диагностик:
Уровень самооценки детей младшего школьного возраста влияет на успешность их учебной деятельности.
Уровень самооценки
Класс | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1-б | 20 % | 46 % | 32 % |
2-б | 31 % | 58 % | 11 % |
3-б | 28 % | 64 % | 8 % |
Выводы: сопоставляя адекватность самооценки учащихся 1-3 классов, наблюдаем качественное улучшение. Изучение уровня самооценки учащихся показало, что низкий уровень самооценки снизился на 24 %, а уровень высокой самооценки поднялся на 8 %, а средний уровень вырос на 22 %. На основе данных составляю план коррекционной работы с детьми, имеющими заниженную самооценку.
Совместно с педагогом-психологом школы проводились диагностики по определению уровня эмоциональной адаптации (принятие учебной деятельности).
Выводы: результаты проведённых исследований показали, что 92% учащихся имеют высокий и средний уровень эмоциональной адаптации, что положительно сказывается на эмоциональном здоровье детей, качестве обучения и воспитания.
Регулярная диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма позволяет вовремя сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Результаты проведённых исследований помогают мне целенаправленно планировать воспитательную работу.
Уделяю особое внимание индивидуальной работе с «проблемными детьми», вовлекаю их в коллективную деятельность.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования особое место в образовательном процессе отводится организации и проведению внеурочной деятельности. Задача внеурочной деятельности - позволить ребёнку раскрыть личностные качества, окунуться в мир творчества, раскрыть и проявить свои индивидуальные особенности, увлечения, интересы. Содержание занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) на основе анкетирования. Большое внимание уделяю вовлечению учащихся во внеурочную деятельность, как в школе, так и вне школы.
100% учащихся посещают кружок «Планета здоровья» в школе, 56% занимаются в спортивных секциях ДЮСШ (баскетбол, футбол),81-84% занимаются в творческих и других кружках в Центре детского творчества (ЦДТ).
Сведения о занятости обучающихся во внеурочной деятельности
Показатели участия детей во внеурочной деятельности | 2011 / 2012 уч.год Кол-во уч-ся | % от общего числа учеников | 2012 / 2013 уч.год Кол-во уч-ся | % от общего числа учеников | 2013 / 2014 уч.год Кол-во уч-ся | % от общего числа учеников |
Занятия в кружках: | 25 | 100 | 26 | 100 | 25 | 100 |
В школе | 25 | 100 | 26 | 100 | 25 | 100 |
Вне школы: | 25 | 100 | 26 | 100 | 25 | 100 |
ЦДТ | 21 | 81 | 21 | 81 | 21 | 84 |
ДЮСШ | 14 | 56 | 14 | 56 | 14 | 56 |
Мною разработана программа кружка «Планета здоровья» для учащихся 1-4 класса.
Главная цель этой программы – сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, внедрение в педагогическую практику на начальной ступени образования инновационных здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях введения ФГОС.
Кружок «Планета здоровья» проводится еженедельно, его посещают 100% учащихся моего класса. Занятия кружка состоят из теоретической и практической части. Изучение тем по вопросам сохранения здоровья усложняется в соответствии с возрастными особенностями детей. Начиная со 2 класса, учащиеся ведут и оформляют «Дневник здоровья». Он помогает развивать у детей мотивационные основы сохранения и улучшения своего здоровья. Работа с «Дневником здоровья» делает путешествие в страну здоровья интересным и увлекательным, способствует развитию у ребят процессов самонаблюдения, самоанализа для коррекции собственного образа жизни. Практическая часть включает в себя физические упражнения, подвижные игры, приёмы самомассажа, дыхательные, релаксационные упражнения. На занятиях мы используем индивидуальные спортивные коврики, мячи, скакалки, массажные шарики, колечки. Провожу открытые занятия для учащихся и педагогов образовательного округа с целью пропаганды здорового образа жизни. Плодотворно сотрудничаем с « Центром социальной помощи семье и детям Бурлинского района». Веду кружок «Планета здоровья» для учащихся начальной школы.
Мои учащиеся принимают активное участие в выставках, предметных неделях, театрализованных представлениях, в районных, краевых и всероссийских конкурсах, научных конференциях, предметных олимпиадах, на которых становятся призерами и победителями.
Позитивные результаты внеурочной деятельности (участие обучающихся в творческих конкурсах)
№ | Год | Ф.И.учащегося | Название конкурса | Уровень | Результат |
1 |
Результаты участия класса в творческих конкурсах
№ | Год | Класс | Название конкурса | Уровень | Результат |
1 | 2011/ 2012 | 1 | Спартакиада учащихся начальных классов | Школьный | 2 место |
2 | 2011/ 2012 | 1 | Творческий конкурс «Оживи букву» | Школьный | 1 место |
3 | 2011/ 2012 | 1 | Спортивный конкурс «Юные космонавты» | Муниципальный | 1 место |
4 | 2012/ 2013 | 2 | Спортивно-познавательный конкурс «Мама, папа, я – безопасная семья!» | Школьный | 2 место |
5 | 2011/ 2012 | 1 | Спортивно-развлекательный конкурс, посвящённый дню семьи | Школьный | 1 место |
6 | 2012/ 2013 | 2 | Карнавал в рамках празднования дня защиты детей | Муниципальный | Диплом |
Дополнительное образование гармонично дополняет образовательный процесс, способствует духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации школьников на ступени начального общего образования.
Мы всем классом участвуем в социально-ориентированных проектах, социально-значимых акциях. В 2013/2014 учебном году работали над большим важным социальным проектом «Парк отдыха в нашем селе». Ребята нарисовали эскизы, сделали макеты парка отдыха, провели субботник по очистке парка. проводили разъяснительную работу с детьми и взрослыми о значимости проекта.
Ежегодно 9 мая участвуем в митинге памяти, возлагаем цветы к обелиску павшим воинам.
Занимаясь в кружке «Планета Здоровья», ребята выступают перед учащимися младших классов с проектами «Умей побеждать болезнь», «Красивая улыбка», «Режим дня», разучивают с ними комплексы оздоровительных упражнений, пропагандируя здоровый образ жизни.
Создали в классе агитбригаду «Светофорик», которая выступает на школьных линейках, в дошкольных учреждениях «Одуванчик», «Колосок». Ребята рассказывают в игровой форме о необходимости соблюдения правил безопасности. В зимний период наш класс выступил с предложением провести акцию «Берегись автомобиля!». Выпускали листовки, памятки о правилах поведения на зимних дорогах. Распространяли их среди детей, взрослых, водителей.
С большим желанием дети принимают участие в акциях школьной библиотеки: «Подари книгу!», «Книжкина больница».
Позитивный социальный опыт
Доля обучающихся класса, участвующих в социально ориентированных проектах, акциях, конкурсах | ||
Название | Количество участников | Доля % |
1. Мини-проекты «Умей побеждать болезнь». 2.Акции «Подари книгу!», «Книжкина больница». 3. Акция «Мой чистый двор». 4. Акция «Берегись автомобиля!» 5.Социальный проект «Парк отдыха в нашем селе». 6. Участие в парадном шествии, посвящённом Дню Победы и возложение цветов к обелиску. 7. Субботник по благоустройству территории школы. 8. Агитбригада «Светофорик». | 25 21 25 25 25 25 25 15 | 100 84 100 100 100 100 100 60 |
Доля обучающихся, участвующих в мероприятиях, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья детей | ||
1.Познавательная программа «Здоровая семья, здоровые дети». 2.Анкета «Мы за ЗОЖ». | 25 25 | 100 100 |
Доля обучающихся класса, охваченных программами, направленными на формирование здорового образа жизни, профилактику различного рода заболеваний, в том числе социального характера, изучаемых во внеурочной деятельности | ||
Программа внеурочной деятельности «Планета здоровья» | 25 | 100 |
Считаю, что важным взаимодействием между учеником и учителем является метод саморефлексии – портфолио учащихся, в процессе которого ученик, чувствуя внимание к себе со стороны учителя, стремится оправдать его надежды.
Портфолио – это новая система оценки образовательных достижений учащихся. На родительском собрании в 1 классе знакомлю родителей с необходимостью создания портфолио каждого ребёнка. Благодаря нашим совместным усилиям у всех детей в классе ведётся портфолио, где активное участие принимают все: учитель, ученик, родитель.
Результативность использования портфолио
Класс | Кол-во уч-ся | Наличие портфолио | Вносят изменения регулярно 100% 75% 50% | ||
1класс | 25 | 25 | 16 | 5 | 4 |
2класс | 26 | 26 | 17 | 5 | 4 |
3класс | 25 | 25 | 18 | 5 | 2 |
Выводы: результаты применения технологии портфолио показывают рост интереса учащихся к новой системе оценивания своих индивидуальных достижений.
Хочу отметить то, что наличие портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Для развития познавательной и творческой активности учащихся применяю на уроках и во внеурочной деятельности проектно-исследовательские методики и технологии. Все учащиеся класса активно участвуют в подготовке и защите проектов различного направления, ежегодно представляют их на школьной научно-практической конференции «Мир вокруг нас».
Реализация проектов
№ | Тема проекта | 1 класс | 2 класс | 3 класс |
1 | «Режим дня в жизни школьника» | + | ||
2 | «Я и моё здоровье» | + | + | + |
3 | «Правильное питание – это…» | + | + | + |
4 | «Оживи букву» | + | ||
5 | «Терем Деда Мороза» | + | ||
6 | «Моя семья» | + | + | |
7 | «Умей побеждать болезнь» | + | ||
8 | «Птицы – наши друзья» | + | ||
9 | «Как сберечь нашу Землю» | + |
Результаты участия в научно-практической конференции «Мир вокруг нас»
Год | Класс | Место/ номинация | Фамилия, имя уч-ся | Тема проекта | |
2012 | 1 | 1 место | Риттер Александр | «Красивая улыбка» (исследовательская работа) | |
2012 | 1 | Грамота | Шипулина Мария | «Береги зрение» (исследовательская работа) | |
2012 | 1 | Грамота | Журавлёва Анна | Красивая улыбка» (исследовательская работа) | |
2012 | 1 | Грамота | Химич Валерия | Красивая улыбка» (исследовательская работа) | |
2013 | 2 | 2 место | Прилипко Валерия | «Второе дыхание школы» (исследовательская работа) | |
2013 | 2 | Грамота | Маракуев Данил | «Нужны ли школьные правила?» (соц.проект) | |
2014 | 3 | 3 место | Сытникова Лиза | «Наш парк» (коллективный проект) | |
2014 | 3 | Грамота | Химич Валерия | «Наши питомцы» |
Эта важная деятельность формирует у ребят активную жизненную позицию, чувство ответственности, способствует сплочению дружного коллектива. Очень здорово, что с нами всегда рядом и родители.
План-сетка
Разделы | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям | Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). |
Сентябрь Общероссийская акция: «Внимание, дети идут в школу!» | 1. Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» ПБД: 1. Презентация «Личная безопасность» (о мерах безопасного поведения на территории школы). 2. Практикум «Обязанности пешеходов». 3. Наш путь в школу (маршруты Д-Ш-Д). | 1.Классный час: «С днём рождения, мой район!» (70-летие Бурлинского района). 2.Оформление классного уголка. 3.Организация классного самоуправления. | 1.Классный час: «Учебная книга- наш друг и помощник». 2.Дежурство по школе (права и обязанности дежурных). | 1.Туристический слёт «Всё для нашего здоровья». 2.Подвижные игры, конкурсы на свежем воздухе. 3.Инструктажи по ОБЖ. | 1.Познавательная игра-конкурс: «Эти удивительные растения нашего края». 2.Экскурсии в парк. 3.Фотосессия: «Осенний вернисаж». | 1.Выставка поделок из природного материала. 2.Конкурс сочинений «Есть в осени первоначальной… |
Октябрь «Школьная пора – очей очарованье…» | 1.Классный час: «Безопасное поведение в условиях ЧС». 2.Акция «Поздравительная открытка!» (месячник пожилого человека). | 1.Родительское собрание: « » 2.Поздравительная телеграмма учителю. 3. Групповой проект «С Днём учителя!» (мини-газеты). | 1.Школьная предметная олимпиада. 2.Организация дежурства в классе (по группам). | 1.Классный час: «Питание – основа жизни». | 1.Экскурсия «Осенний парк» (игры на свежем воздухе). 2.Выставка рисунков «Удивительное рядом». | 1.Посещение планетария. |
Ноябрь «Здоровье в наших руках» | 1.Беседа: «Символы российского государства». 2.О правилах безопасности во время осенних каникул. | 1.Классный час: «Профессия моих родителей». | 1.Классный час: «По дороге знаний или учение с увлечением». | 1.Тренинг – практикум «Каждый сам за себя или дружная семья». 2.Классный час: «Мы говорим – НЕТ!» (о вредных привычках). | 1.Концертно-поздравительная программа «Звёздный дождь!» (День Матери). 2. Конкурс презентаций: «Любимым мамам посвящается!» | |
Декабрь «Новогодний серпантин» | 1.Беседа: «Основной закон государства». 2.О правилах безопасности во время зимних каникул. 3.Соблюдайте правила пожарной безопасности. | 1.Класный час: «Доброта и вежливость в нашей жизни». | 1.Классный час: «Секреты волшебницы речи» (учитель-логопед). 2. Творческая мастерская Деда Мороза. | 1.Родительское собрание « ». 2.Презентация « История Нового года» + семейные традиции этого праздника. | 1.Экскурсия в зимний лес. 2.Акция «Покорми птичек!» | 1. Новогодний карнавал. |
Январь «Россия – наша гордость и слава» | 1.Классный час: «С чего начинается Родина?» 2.Литмонтаж: «Ещё раз о школьных правилах». | 1.Родительское собрание: «Книга в семье и духовное развитие ребёнка». | 1.Вести школьного дневника: «Лучший портфель». | 1.Классный час: «Если хочешь быть здоров, закаляйся». 2.Лыжная прогулка. | 1.Конкурс презентаций: «Зима в природе!» | 1.Конкурсно-концертная программа: «Алло, мы ищем таланты!» |
Февраль «Подвигу народа жить в веках» | 1.Информационный выпуск «Слава солдатская - сила богатырская». | 1.Час откровенного разговора: «Можно ли смеяться над другими». | 1.Беседа: «Что значит быть ответственным». | 1.Смотр песни и строя. 2.Проект «Мой папа служил». 3.Спортивно-игровая программа «Февромарт». | 1.Заочное путешествие «Чудесный мир природы». | 1.Экскурсия в краеведческий музей. |
Март «Все цветы и улыбки лишь Вам…» | 1.Беседа: « Меры безопасного поведения на водоемах покрытых льдом» | 1.Классный час: «Спешите делать добро». | 1. Познавательная игра: «Познай самого себя». | 1.Праздничный концерт мальчиков и пап: «Любимым посвящается». | 1.Игровая программа: «Поле чудес» (весенние цветы). | |
Апрель «Весенняя капель» | 1.Азбука безопасного поведения на улице (правила велосипедиста). | 1.Классный час: «От чего зависят поступки человека?» | 1.Час разговора: «Знания нужны мне и моей стране». | 1.Родительское собрание: «Будь готов!» (переход на основную ступень). Встреча с психологом. | 1. Экологический час: «День Земли» (районная библиотека). | 1.Коллективный проект: «Мир космоса». |
Май «Не забыть нам этой даты…» | 1.Митинг, посвящённый дню Победы. 2.Акция: «Цветы для героя!» 3.Инструктаж о правилах безопасности в летний период. | 1.Час общения: «Я и моя семья» (о семейных традициях). | 1.Научно-практическая конференция: «Мир вокруг нас». 2.Слёт отличников и ударников учёбы. | 1. Праздник: «Прощай, начальная школа!» | 1. Конкурс мини-сочинений: «Берегите всё живое!» (лучший очерк в районную газету). | 1.Интеллектуальная игра: «Обо всём на свете». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования (ФГОС второго поколения)
Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеоб...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ №6
Выступление на РМО...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников, создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечи...
Из опыта реализации ООП НОО в части воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования.
Презентация содержит опыт работы начальной школы в части социализации через адаптацию и интеграцию учебной и внеурочной деятельности....
Духовно-нравственное развитие и воспита¬ние обучающихся на ступени начального общего образования.
доклад на тему: "Духовно-нравственное развитие и воспита¬ние обучающихся на ступени начального общего образования" На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступа...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Программадуховно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования...