Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»
учебно-методический материал на тему

Пыркина Вера Александровна

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете.

1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников»

                                                                    зам. директора по ВР Пыркина В.А. Содокладчики:

 

1.«Нравственные и духовные ориентиры на уроках литературы»

          (из опыта работы  Лодиной А.Н. учителя русского языка и литературы)

2.Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРЭКС  »

(из опыта работы Радченко О.Е. руководитель МО учителей начальных классов).

3.  «Воспитание духовно-нравственной личности одно из направлений деятельности классного руководителя»

(из опыта работы кл. рук. Бабак Е.В.)

4. Духовно нравственное воспитание на занятиях внеурочной деятельности  «История родного края»

                        (Колпакова Л.В., учитель истории и обществознания)

5. Результаты диагностирования «Психологический комфорт обучающихся школы и родителей» 

                                                                                     Писклова О.Б., психолог

 II.    Практическое занятие

1. Создание проектов направлений и  форм воспитательной деятельности (работа в группах)

2. Презентация работы группами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2016.docx73.12 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический Совет  по теме:

«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников»

Цель: определение перспективы воспитательной деятельности школы  на основе ФГОС –второго поколения и концепции духовно-нравственного развития российских школьников.

 

Задачи:  

1.  Создание проекта  воспитательной программы  образовательного учреждения.

2.   Определить содержание воспитательной деятельности школы на 2016-2017 уч. год.  

3.  Сформировать у педагогического коллектива представление о важности духовно-нравственного воспитания школьников.

4.  Познакомить с опытом работы  классных руководителей  по созданию системы воспитания детей и подростков.

 

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете.

1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников»

                                                                    зам. директора по ВР Пыркина В.А. Содокладчики:

1.«Нравственные и духовные ориентиры на уроках литературы»

          (из опыта работы  Лодиной А.Н. учителя русского языка и литературы)

2.Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРЭКС  »

(из опыта работы Радченко О.Е. руководитель МО учителей начальных классов).

3.  «Воспитание духовно-нравственной личности одно из направлений деятельности классного руководителя»

(из опыта работы кл. рук. Бабак Е.В.)

4. Духовно нравственное воспитание на занятиях внеурочной деятельности  «История родного края»

                        (Колпакова Л.В., учитель истории и обществознания)

5. Результаты диагностирования «Психологический комфорт обучающихся школы и родителей»  

                                                                                     Писклова О.Б., психолог

 II.    Практическое занятие

1. Создание проектов направлений и  форм воспитательной деятельности (работа в группах)

2. Презентация работы группами.

III.    Подведение итогов педсовета.

      Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

            Д.А. Медведев, в посланиях к Федеральному собранию говорил следующее: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»

         Сегодня в  обществе царит бездуховность, безнравственность. Такие вечные нравственные категории как дружба, любовь, совесть, образованность, ответственность, добродетель, ушли на второй план, в мире все меряется деньгами. Предлагаю познакомиться с позицией молодого человека, который считает, что живет в ногу со временем.

Просмотр видеоролика «Я живу в ногу со временем»

Хотим ли мы, чтобы наши дети выросли такими? Бесспорно, мы хотим видеть  в наших детях другие нравственные качества.  Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить ими своих детей.

     Готовясь к педсовету,  мы провели анкетирование  «Духовно-нравственное развитие обучающихся и педагогов учреждения». Всего в опросе приняло участие 127 обучающихся  (4, 9-ых классов) и 29  педагогов. Проведение опроса позволило сориентироваться в представлениях учащихся  о духовных ценностях и нравственных нормах, которыми они руководствуются в своей жизни. Проанализировав результаты опроса, мы выяснили некоторые тенденции.  На вопрос о нужности духовно-нравственных ценностей в современном мире,  обучающиеся заявили, что сегодня нужны  духовно-нравственные  ценности, таково было мнение 92 % опрошенных. Не задумывались об этом  –  6  %,  не считают  нужным формирование духовной культуры – 2 %. Среди педагогов о нужности духовно-нравственных ценностей в современном мире заявили 100 % опрошенных.

 Важной частью нашего опроса  было  задание  на  выбор  духовных  ценностей  из предложенных нами и распределение их в соответствии  с их значимостью для респондента.  Среди своих приоритетов обучающиеся указали: семью – 95,1 %; дружбу – 89,4 %; любовь – 73 %; честь – 38,7 %; искусство и творчество – 19,5%; патриотизм и любовь к  Родине  –  71 %,  честность  –  56,7 %;  религия  –  25,9 %,  уважение  –  53,7%,   доброта – 68 %; взаимопонимание – 37,5%; совесть – 57,8 %, мораль – 15,4 %, жизнь –

56% , верность  -  27 %; воспитание – 43,2 %, образование – 47,7 %, свобода – 36,4 %, воля – 24 %, самореализация в обществе – 16,9 %, выдержка – 21 %, отзывчивость – 30,8 %.  

Обучающиеся разных возрастных групп выделили в приоритет различные духовные ценности. (презентация)

4 класс

9 класс

педагоги

семья

95,3 %

93,6 %  

100 %

Дружба  

93 %

86,4 %

80,4 %

доброта  

77,5 %

59,4 %

86 %

любовь

75,1 %  

56,5 %  

92 %

патриотизм и любовь к  Родине

73,6%

77,4 %  

64,2 %

жизнь  

65,8 %

40,5 %

64,2 %

честность  

62,7 %

52,2 %

50  %

уважение

59,6 %  

 45,9 %    

 51  %  

совесть

58,9 %

62,1 %  

71,4 %

воспитание

49,6 %

36,9 %

50 %

образование  

46,5 %

44,1 %  

52,7 %

взаимопонимание

 41 %

34,2 %  

46 %

честь

36,4 %

36,9%

46,7 %

отзывчивость

34 %  

27,9 %  

28,5 %  

выдержка

 26,3 %

15,3 %

10,7 %

верность

 24,8 %

27 %  

21 %

искусство и творчество

22,4 %

17,1 %  

3,5%

свобода

 20,1 %  

54 %  

26,4 %

воля

 17 %  

30,6 %  

20 %

религия

 15,5 %

40,5 %  

17,8  %

мораль

10  %

20,7  %  

28,5 %

самореализация в обществе

 7,7 %

23,4 %  

53,5%

Мы попросили респондентов дать определение понятию «нравственность». 

Обратясь к словарю, мы наши следующие определения:

1.  Совокупность норм, определяющих поведение человека. Само поведение

человека, основанное на таких нормах, моральные качества (  Толковый  словарь русского языка Д.Н.Ушакова:)

2.  Нравственность —  есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения,  нравственность  основана  на  свободной  воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к  поведению  индивида,  наряду  с  законом, нравственность —  есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

По-разному  обучающиеся давали определение нравственности. С точки зрения четвероклассников – это все хорошее, что живет в душе – 26 %

 - законы, по которым живет цивилизованный мир – 23 %

 - величина, к которой должен стремиться каждый  - 12 %

-   достойное поведение – 8%

-   доброта друг к другу – 5,3 %

- Не дали ответ – 25,7 %

По мнению обучающихся 9 класса:  

- ответственность, духовные правила – 12,5 %

- правила поведения – 33,4 %

 - действия, согласно совести – 25,7%  

Не дали ответ – 28,4 %

Педагоги школы определили нравственность, как  –  совокупность  общих

принципов поведения людей по отношению друг к другу – 21,7 %

Моральные принципы – 42,8 %

Внутренние качества человека, правила и нормы поведения в обществе – 35,5 %

На вопрос, что влияет на нравственное и духовное совершенствование человека четвероклассники дали следующие ответы:

4 класс

9 класс

педагоги

мнение родителей и других родственников  

46,5%

45%

60,7%

друзья  

51,9 %

57,6 %

53,5 %

взрослые

28,6 %

32,4 %

42,8 %

педагоги

37,9 %

32,4 %

53,3 %

книги

39,5 %

47,7 %

39,2 %

СМИ и интернет

34,8 %

44,1 %

64,2 %

также назвали театр, кино и телевидение

21 %

12 %

15 %

поступки окружающих

15 %

семья

Мы попросили обучающихся написать 1-2  предложения по вопросу, что

необходимо делать для преодоления духовно-нравственного кризиса в обществе и получили следующие ответы:

4 классы: читать книги – 35 %

Быть добрее помогать людям – 27 %

Воспитывать нравственные ценности с детства – 17 %

Приучать к добру и ответственности – 18,3 %

Не дали ответ – 2,7 %

9 классы: проводить больше времени с родными – 14,8 %

- развивать культуру и музыку, избавиться от неприличных реклам – 21 %

- поступать по совести – 16%

- общаться с друзьями и не сидеть в интернете – 18 %

- жесткое воспитание родителей и влияние школы – 17,8 %

- читать хорошие книги и слушать советы взрослых – 10 %

- не дали ответ – 2,4 %

Педагогам мы задали вопрос: Кто или какие структуры должны заниматься духовно- нравственным воспитанием человека? И получили следующие ответы:

Семья – 82,1 %

Школа – 46,4 %

СМИ – 46,4 %

Церковь – 17,8 %

Государство – 10,7 %

Самообразование, самовоспитание – 17,8 %

 

Мы попросили указать формы воспитания духовно-нравственных ценностей у обучающихся и получили следующие ответы:

Беседы – 60,7 %

КТД – 7,1 %

Искусство и литература – 25 %

Ролевая игра – 32,1 %

Классные часы – 17,8 %

Социальные проекты – 10,7 %

Собственные поступки – 21,4 %

Просмотр и обсуждение фильмов – 32,1 %

Экскурсии – 17,8 %

Общение с родителями – 25 %

Посещение театров, выставок – 21,4 %

Патриотизм – 10,7 %

Наука – 10,7 %

        Проблема воспитания духовно-нравственных  ценностей  стоит довольно остро перед современным обществом. Из-за  того,  что  молодое  поколение плохо понимает, что такое духовные ценности и нравственные нормы,  зачастую путая их. Отсутствие  должной просветительской работы вызывает многие проблемы современного общества, такие как: падение  уровня морали, ослабление авторитета семьи, низкая социальная активность,  общая леность и даже рост молодежной преступности. Необходимо вести воспитательную работу, как семье, так и  во  всех социальных институтах, начиная с системы образования и заканчивая СМИ. В целом решению многих аспектов поставленной  проблемы может способствовать    программа воспитания школьников.  В  рамках  программы  духовно-нравственное воспитание рассматривается как одна из граней личности гражданина и патриота.  

          Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

       Духовно-нравственное возрождение нашего Отечества невозможно без развития соответствующей системы образования и воспитания. Сегодня актуальным становится вопрос о воспитании в человеке уважения к традиционным нравственным ценностям, любви к Родине. Самой насущной задачей нашего общества является возрождение русской национальной культуры.

        Государство выделяет две основные социальные структуры, способные

формировать и развивать ценностно-нормативную основу национального  самосознания, — Конституцию страны  и   систему  образования,  прежде   всего,  общеобразовательную школу.

       «Система  образования,  —  как было подчеркнуто Д. А. Медведевым,  —  в  прямом  смысле  слова  образует  личность,  формирует  образ  жизни  народа,  передает  новым  поколениям  ценности   нации».  Школа представляет собой единственный в государстве социальный институт,  через который проходят все граждане России, где пересекаются общие интересы родителей, педагогов и детей.  Поэтому именно на школу возлагаются основные задачи по духовно- нравственному развитию личности гражданина России.  С этого времени важнейшей целью ОУ декларируется:

Воспитание    человека,   формирование    в    нем    свойств    духовно  развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться.

Задачи духовно-нравственного воспитания :

1.Формирование у ребёнка правильного представления о том, кто такой нормальный, хороший человек, какими он наделён качествами.

2.Развитие у ребёнка правильной жизненной ориентации, то есть того,  к чему прежде всего должен стремиться человек, что является главными жизненными ценностями.

3.Развитие способности видеть в себе свои недостатки, пороки и бороться с ними.

4.Формирование способности различать полезное и вредное для себя и противостоять последнему.      

          В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание  главной задачей которой является развитие у обучающихся общечеловеческих ценностей.

       В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. области общественных отношений, деятельности, сознания.  Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России. Любовь к своему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству.

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная. Доверие к людям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство. Гражданское общество. Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание.

7. Искусство и литература включает ценности: Красота. Гармония. Духовный мир человека. Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.

8. Природа — Жизнь. Родная земля. Заповедная природа. Планета Земля.

9. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

       Система  национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-  нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры  между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой  и обществом, школой и жизнью.  

Воспитание  и социализация  школьников,  обеспечивающие  их  духовно-  нравственное развитие, интегрируют все основные виды их деятельности:  

  • урочную;  
  • внеурочную;
  • внеклассную;
  • внешкольную (социальные практики);  
  • семейную;  
  • общественно-полезную.  

      Основные источники нравственного опыта - это, прежде всего, учебная и внеурочная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя.

Духовно- нравственное воспитание через систему урочной деятельности:

«Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо» А.Ф.Романова – последняя русская императрица

     Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Для современного школьника базовыми являются компетенции:

–  информационная (готовность к работе с информацией);

–  коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

–  кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

–  проблемная (готовность к решению проблем).

       Духовно –нравственное воспитание и развитие преобладает на уроках русского языка, литературы , чтения, окружающего мира, технологии. На данных уроках уделяется внимание следующему:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; (ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.)

2) гражданско- патриотическое воспитание; (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.)

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; (ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.)

4) воспитание здорового образа жизни; (ценности:  уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.)

5) экологическое воспитание; (ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание)

6) эстетическое воспитание. (ценности: Нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.)

       Реализация  ценностных ориентиров общего образования  в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. При этом воспитательный результат определяется по трем уровням:

Данные результаты делятся на 3 группы:

1 уровень– приобретение школьником социальных знаний.

2 уровень– формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества.

3 уровень– получение опыта самостоятельного социального действия

         В школе реализуется  курс  «Основы религиозных культур  и светской этики» Курс состоит из 6 модулей:

 1. «Основы православной культуры»,

2. «Основы исламской культуры»,

3. «Основы буддийской культуры»,

4. «Основы иудейской культуры»,

5. «Основы мировых религиозных культур».

6. «Основы светской этики».

Являясь гражданами великой России, невозможно недооценивать роль православия для русского народа. Углубить социокультурные знания в данном направлении, лучше узнать историю своего народа, его нравственные устои помогает модуль «Основы православной культуры». В нашей школе родители  выбрали  данный модуль.

Содержание курса носит воспитательный характер, формирующий уважительное отношение к различным взглядам и убеждениям граждан нашей страны, укрепляет межличностные взаимоотношения.

              Уроки данного курса можно проводить в формате защиты проектных работ, игры, праздника. Главные цели этих занятий – укрепление любви к Отечеству и воспитание патриотизма. Изучение истории и культуры своей многонациональной страны пробуждает в ребёнке чувство сопричастности к судьбе своей семьи и своего Отечества.

   

 Внеурочная деятельность 

 В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  и основного общего образования образовательные  программы  реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Таким образом, внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса. 

Цель внеурочной деятельности создание условий для самоопределения и самореализации личности ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций

Задачи :

  • Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности.
  • Оказание помощи в поисках «себя».
  • Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
  • Формирование системы ЗУН в избранном направлении деятельности.
  • Развитие опыта творческой деятельности.
  • Создание условий для реализации приобретенных ЗУН.
  • Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
  • Включение в различные учебные сообщества.
  • Расширение рамок общения с социумом 

Внеурочная деятельность в школе организована по следующим направлениям развития личности:

-общеинтеллектуальное направление;

- духовно-нравственное направление;

- общекультурное  направление;

- спортивно-оздоровительное направление;

- социальное направление.

Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

Духовно- нравственное направление

название

руководитель

класс

Кол-во учащихся

«История родного края»

Колпакова Л.В.

70

«Истоки»

Мироненко Т.В.

23

« Школа общения»

Ляхова И.И.

25

« Я гражданин»

Мироненко Т.В.

Рожкова Л.В.

Ляхова И.И.

51

Итого

8

169

Общеинтеллектуальное направление

название

руководитель

класс

Кол-во учащихся

«Я исследователь»

Щетинина И.В.

48

«Занимательная математика»

Чернуха Т.И.

23

«Шахматы»

ДДТ

24

Итого

4 класса

95

Социальное направление

название

руководитель

класс

Кол-во учащихся

Клуб «Азбука общения»

Писклова О.Б.

71

« Дорожная азбука

ДДТ

ДДТ.

Котлярова С.И.

Ходосова С.А.

Ляхова И.И.

107

« Основы этической культуры»

Долженко Е.А.

Калиниченко Н.Б.

45

Итого

10классов

223

Общекультурное (художественно- эстетическое)

название

руководитель

класс

Кол-во учащихся

Творческая мастерская

«В мире прекрасного»

Минкина Т.И.

48

« Кисточка»

Пыркина В.А.

Рассохина Е.В.

35

Радуга

Буланова А.А.

20

«Фантазеры»

ДДТ

67

«Родничок»

ДДТ

60

Итого

11 классов

230

Спортивно- оздоровительное направление

название

руководитель

класс

Кол-во учащихся

Подвижные игры

Евглевская Е.В.

Рожкова Л.В.

Валькова И.А.

Ходосова С.А.

Ляхова И.И.

Корнюшенко О.М.

Алмамедова С.Б.

Долженко Е.А

167

Физкультура для всех

Холин А.В.

47

«Разговор о правильном питании»

Мироненко Т.В.

Сенокосова В.В. Мироненко Т.В.

Алмамедова С.Б.

80

Итого

13

294

         Проанализировав  реализацию  направлений  организации  внеурочной деятельности в нашей школе  можно сказать, что в большей степени внеурочная  деятельность  учащихся  ориентирована  на  спортивно- оздоровительное  направление,  общекультурное  направление.  На  третьем месте  по  посещаемости  учащимися стоит    социальное направление,  затем    духовно-нравственное  и общеинтеллектуальное  направление.  

        Анализируя формы организации внеурочной деятельности, количество обучающихся, вовлеченных в  эти формы, можно сказать, что в качестве основных из них выступают:  «Подвижные игры»- 167 учащихся, «Дорожная азбука»-107 учащихся, «Разговор о правильном питании»-80 учащихся, «Азбука общение»- 71 учащийся, «История родного края»- 70 учащихся, «Фантазеры»- 67 учащихся.

     При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности не только школы, но и учреждений дополнительного образования ДДТ.  20 % внеурочной деятельности   реализует специалистами Дома детского творчества на базе школы,   80 % реализуется учителями-предметниками.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения внеурочной деятельности
  • Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности, изучение социальных норм и правил
  • Формирование позитивных отношений к базовым ценностям ( семья, отечество, мир и т.д.)
  • Воспитание уважительного отношения к своей родине и т.д.

Внеклассная работа

         Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.  Ведущими  формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят при подготовке и проведении КТД, факультативы, защита самостоятельных проектов на конференции, литературные,  музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музея,  различного рода школьные  соревнования, конкурсы, олимпиады.

       Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее -  наука о том, как стать человеком, т.е. как быть благородным и добросердечным.

          Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай.

        Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

        Невозможно не отметить  традиционные праздники  школы: «День знаний», «Новогодний калейдоскоп», «День Матери», «8 Марта- праздник мам», «Масленица»,  праздник Последнего звонка, линейка «Свечи Беслана»,  праздничный концерт ко дню Учителя, День села, День пожилого человека, Юбилей школы «Нашей школе 40 лет», Вечер встречи школьных друзей, праздник для первоклассников «Посвящение в пешеходы»  и другие.

       Одной из школьных традиций является единый тематический классный час: «История образования села Донского», «Правила поведения в школе», «Наш адрес - Россия», «Память о героях не уйдет в забвенье», «Помним! Гордимся!».                                                     

  «Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Наши дети должны знать свою малую родину. Именно этому большое внимание уделяют наши учителя. Посещают выставки в районном музее. Радченко Ольга Евгеньевна, учитель  начальных классов, часто  организовывает  экскурсии совместно с районным музеем по  Труновскому району.  

      Коробкина Р.Г. ежегодно проводит открытые мероприятия на местном материале, так были проведены мероприятия «Если б камни могли говорить» о памятниках села, «Земля наш общий дом»,  «Родной земли многоголосье». к проведению своим мероприятий Римма Георгиевна привлекает местных жителей, общественных деятелей:   Гоголеву Т.В., Богословскую Т.В.,  Уварова Виктор Кириллович, самобытного  писателя села Донского.  

    Для формирования  отношений между детьми, воспитания у них нравственных чувств        в  школе проводится немало различных мероприятий: классные часы  на этические темы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Так проведены классные часы: «Кто я?  Какие мы?», «Закон и беззаконие», «О равнодушии и добре», «Друг познается в беде», «Учимся сочувствовать», «Я глазами других» и другие.  Были проведены единые Уроки Мира, Доброты.

       Праздник Дружбы провела Ляхова Ирина Ивановна на параллели 4-ых классов

        «Улыбнись– и мир тебе улыбнётся» так называлось  внеклассное мероприятие, посвященное международному Дню инвалидов, которое подготовили учащиеся 4 класса "Б" и классный руководитель Ходосова С.А.

На   V Всероссийском  конкурсе  юных чтецов «Живая классика» нашу школу представляли Обрященко Ольга (7 А класс) и Трусова Ксения (6 А класс). Девочки заняли вторые места, каждая в своей номинации.

          Патриотическое воспитание является основной частью духовного воспитания. В данном направлении мы проводим классные часы, фестивали, конкурсы, конференции, Уроки Мужества, спортивные мероприятия, организованы экскурсии в историко-краеведческий музей с. Донского,  мероприятия,  посвященные Дням воинской славы

           3 декабря в России отмечается памятная дата -  День Неизвестного Солдата.        Девятиклассники  школы приняли участие в районном  митинге «День неизвестного солдата».      В школьном историко- краеведческом музее «Родина» в рамках мероприятия «Мы живем, пока мы помним…» вспоминали безымянных героев, защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны, известных под именем «Неизвестный солдат», которые сложили голову во имя Отчизны, но не сложили оружия и стояли, и жили, и воевали до последнего вздоха. Мероприятие подготовили учащиеся 8 Б класса, классный руководитель Тихомирова Н.Н.

          Мероприятие «Война стояла у ворот столицы осаждённой…», посвященное битве под Москвой подготовили учащиеся 8 класса «А», классный руководитель Писклова О.Б.  Почетный гость- Маслова Т.П., председатель Донского совета ветеранов. Со сцены звучали стихи, песни, фронтовая сводка. Ребята узнали об односельчанах, участниках  битвы под Москвой. Ольга Борисовна смогла охватить и начальную школу и 5 классы подключила. Мероприятие имело высокий воспитательный эффект.

          Праздник «День Героев Отечества» в нашей стране отмечается ежегодно 9 декабря.  В рамках празднования этой даты отряд "Патриот" , 7б класс, классный руководитель Колпакова Л.В., провел  акцию "День Героев Отечества". Добровольцы поздравляли с праздником пожилых людей, посещали ветеранов, провели митинг у Вечного Огня, возложили цветы. Прохожим волонтеры вручали "письма с фронта", на которых они написали письмо- обращение к ныне живущим  «Письма адресованы всем, ныне живущим, чтобы помнили, гордились, хранили».

      В январе  для учащихся1-7 классов прошла линейка, посвященная  освобождению села Донского от немецко-фашистских захватчиков, которую подготовили учащиеся 7 а и 7 б классов под руководством Колпаковой Л.В.. Так же старшеклассники приняли участие в районном митинге, посвященном этой дате.

       Школьный конкурс выразительного чтения стихов о войне «И память нам покоя не дает» для учащихся 1-4 классов, подготовила и провела Кравчун Л.В., библиотекарь.

       2 февраля учащиеся 7 а класса,  классный руководитель Коробкина Р.Г., приняли участие в районном митинге, посвященном  дню рождения Героя Советского Союза, нашего земляка Невдахина А.В..

        Мероприятие, посвященное снятию   блокады Ленинграда «Город мужества и героизма», подготовили учащиеся 9 класса «Б», классный руководитель Корнюшенко О.М.. Для учащихся 6-7  проведено мероприятие «200 блокадных дней», подготовленное 6 б классом, классный руководитель Обрященко Л.А.

       2 февраля учащимися 9 «В» класса, классный руководитель Бабак Е.В.,  проведено внеклассное мероприятие «Память о Сталинграде в наших сердцах». На мероприятии присутствовала Манахова Татьяна Викторовна, военный врач. Татьяна Викторовна призывала ребят служит в армии, читала стихи. Для учащихся 5-6 классов  проведено мероприятие «Помнить, чтобы жизнь продолжалась», подготовленное 6 а классом, классный руководитель Петренко В.П.

        Мероприятие, посвященное Дню  юного героя –антифашиста «Детство, опаленное войной», подготовили учащиеся 5 а и 5 б классов.

     Учащиеся начальной школы приняли активное участие в выставке  рисунков «Этих дней не смолкнет слава».      Учащиеся основного звена выпустили стенгазеты «Героев славных имена».

 Посетили  выставку в районном музее «Взметнулись в небо обелиски ».

        Мероприятие  «Живая память», посвященное воинам- интернационалистам, подготовили учащиеся 9 «А» класса (классный руководитель- Воронкова Н.В. На мероприятии присутствовали воины- афганцы Минасян Сос Вазгенович и Михеев Валерий Владимирович, а так же начальник отделения подготовки и призыва граждан на воинскую службу майор запаса Чистов Михаил Николаевич. Встреча вызвала живой интерес учащихся, способствовала воспитанию чувства патриотизма, уважения к  воинам – участникам локальных войн,  гордости за героическое прошлое своей Родины. Участники мероприятия возложили цветы у мемориальной доски в школе.

    Традиционным стало мероприятие фестиваль патриотической песни «Виктория» для учащихся 5-9 классов.

        Уроки Мужества- одна из форм проведения патриотических мероприятий. Так были проведены  Уроки Мужества: «Горячее сердце» и «Чернобыль. Катастрофы 20 века», «Крым и Россия- вместе!»

       Ежегодно учащиеся школы и педагоги принимают участие в туристско-краеведческом движении «Отечество». Результаты туристско-краеведческой работы школьного музея «Родина»:

Мероприятия

2011 – 2012

2012 – 2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

1.

Районный этап туристско- краеведческого движения «Отечество».

3 общекомандное место

1 общекомандное место

3 общекомандное место

1 общекомандное

место

1 общекомандное

место

2.

Краевой этап туристско- краеведческого движения «Отечество».

2 место

1 место-2

2 место-1

3 место-1

4 место-1

3 место-2

4 место-1

3 место- 2

        Включение учащихся в определенный вид деятельности всегда имеет конкретную цель. Участвуя в различных акциях, школьники учатся оценивать явления общественной жизни, у них развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах, поступать в соответствии с целями и интересами нашего общества.

      Участвуя в школьных делах, они приучаются оценивать поведение товарищей и свое собственное в соответствии с нравственными критериями. Привлечение школьников к общественной жизни  школы,  района, расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка

        При подготовке и проведении внеклассных мероприятий педагоги проявили творчество и мастерство, применяли  современные педагогические технологии. Тематика внеклассных мероприятий  разнообразна, посвящена  морально-этическим проблемам.  Классные руководители продемонстрировали разнообразные формы проведения, учитывались  возрастные и интеллектуальные особенности учащихся, их интересы.

Духовно- нравственное воспитание в семье

         Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.

          Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.

         Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

         Для плодотворного сотрудничества школы с семьей была разработана программа «Родители и педагоги за достойное воспитание детей». Большое внимание уделяется  просвещению родителей. Классные руководители, социальный педагог, психолог проводят родительские собрания, лекции, диспуты проводят родительские лектории  и собрания по нравственному направлению: «Роль  семьи в воспитании моральных качеств личности», «Воспитание толерантности подростка», «Формирование нравственных качеств личности подростка», «Развитие общих и специальных способностей», «Формирование самосознания подростка»,  «Детская агрессивность и ее причины», «Формирование у подростков правосознания и культуры поведения. В этом году впервые было проведено родительское собрание для семей, в которых проживают дети «группы риска», стоящие на учете.

       В школе стали традиционными совместные с родителями мероприятия, такие как «Папа, мама, я- спортивная семья». В семейных соревнованиях приняли участие 8 семей: Лыковы, Байдины, Переверзевы, Махмудовы, Павленко, Самойленко, Григорьевы, Волковы. Участникам были предложены различные конкурсы «Скейтбордисты», «Веселая переправа», «Точный бросок», «Прыжки в длину», конкурс  капитанов, болельщиков. Во время отдыха гостей и участников болельщики удивляли веселыми танцами, музыкальными зарядками. В конце соревнований определились победители и призеры: 1 место- семья Махмудовых, 2 место- семья Байдиных, 3 место- семья Павленко.

      Традиционное мероприятие «Мама, папа, я- читающая семья» подготовила Мироненко Т.В.. На мероприятии мы узнали о духовном мире каждой семьи, какие книги они читают, чем занимаются в свободное время. Семьи прошли по следующим станциям: «Визитная карточка моей семьи», «Писатели и поэты», «Лучший знаток сказок Пушкина», «Лишний герой», «Литературная викторина», «загадки обманки» и др. Победила семья Ищенко (2 в класс)

      На сегодняшний день в каждом классе можно отметить ряд родителей, которые являются  непосредственными помощниками классного руководителя и  принимают самое живое участие в общественной жизни  класса и организации и подготовке классных часов, походов и экскурсий. 

Внешкольная

         Основной    педагогической  единицей    внешкольной     деятельности    

является    социальная    практика,  представляющая собой    педагогически  

моделируемую  в  реальных  условиях  общественно    значимую  задачу,  участие  в  решении  которой  формирует  у  педагогов    и   воспитанников      социальную     компетентность     и   опыт  конструктивного гражданского поведения.  

           Социальные      практики    позволяют     школьнику      получать    опыт  нравственно    значимого   поступка,   переводя    содержание    национальных  ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность.   В организации и проведении социальных практик могут принимать участие   не  только   педагоги   и  школьники,    но  и  иные   субъекты   гражданской   деятельности, например ветераны, священнослужители, деятели культуры и   спорта,  представители    служб   социальной    помощи    и  т.д. Социальные      практики    позволяют     школьнику      получать    опыт  нравственно    значимого   поступка,   переводя    содержание    национальных  ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность.  

        Так наши школьники принимают участие в различных акциях: «За чистоту родного села», «Марш парков», «Забота», «Обелиск», «Поздравь ветерана». Школа реализует социальные проекты «Утро Победы», «Синий платочек», «Голубь Мира».

         Школа  представляет собой  важнейший социальный институт, который  во  взаимодействии  с  другими  субъектами  социализации   создает    необходимые  условия    для   духовно-нравственного,          интеллектуального,        социального,  эстетического и в целом  человеческого развития  обучающегося.    Воспитывает весь уклад  школьной жизни. Соответственно и педагогическое управление воспитанием  должно охватывать все компоненты и сферы школьного образования, а также  семейное воспитание и внешкольную социокультурную деятельность. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения.  Для полноценного духовно-нравственного развития обучающихся  необходима  собственная   гражданская    позиция    педагогического    коллектива  школы. Российская идентичность не будет сформирована у школьников, если  она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у учителей,  руководителей   образовательных   учреждений,   родителей,   иных   лиц,   чья  деятельность   определенным   образом   влияет   на   воспитание   школьников.  Организация социально открытого пространства духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:  

• нравственного примера педагога;

• социально-педагогического партнёрства;

• индивидуально-личностного развития;

• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

• социальной востребованности воспитания.

Нравственный пример педагога

         Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который  считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя».

       Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.  Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным,  последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения,  духовной культуры.

    Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих  на нравственное воспитание:

•        Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

•        Профессионально-педагогические

•        Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)

•        Эмоциональная отзывчивость

•        Волевые качества

•        Особенности темперамента

•        Состояние здоровья

•        Творческое мышление

•        Диалоговое общение

•        «Преобразовательные» способности

•        Педагогическая рефлексия

•        Положительные этические качества (добродетели)

•        Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)

          Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.

Педагога отличают следующие качества:

  • яркая индивидуальность;
  • любовь к детям;
  • внутренняя сила, целеустремленность;
  • широта и глубина интересов;
  • уверенность  в правильности избранного им пути;
  • творческое отношение к детям, к своему делу;
  • гуманистический приоритет.

         Итак, педагог для учащегося-образец для подражания. А значит, он должен стремиться к идеалу: быть красивым внешне и богатым духовно.

         Русская педагогика оставила нам в наследство величайшее сокровище педагогической мысли, которое необходимо использовать для формирования в учениках нравственных качеств, ценностей. Вам  предлагается памятка, составленная  на основе русских педагогических идей, воплощенных в трудах А.Радонежского, К. Победоносцева, С. Рачинского, К. Ушинского, Н. Ильминского.

1. Учитель, ты делаешь великое дело и нельзя его делать с пренебрежением.

2. Помни, учитель не тот, кто наставляет словом, а тот, кто учит делом. Многие учат, но не у всех учатся.

3. Плодотворно то - образование, которое не только развивает ум, но и облагораживает сердце.

4. Настоящее учение совершается тогда, когда ученик понимает, для чего он учится.

5. Помни, учитель: то, что есть в ученике — важнее всего, то необходимо и развивать.

6. Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает.

7. Будь внимателен к ошибкам ученика, через них можно понять, что умеет ученик, к чему он способен и что может расти в нем дальше.

8. Дело учителя - дать работу уму, сердцу, воле, умению каждого ученика и вслед за этим требовать добросовестного исполнения работы, какую способен понять и сделать ученик.

9. Учитель знает, что ученик глубже своего сознания, проницательней своего мышления, могущественнее своего рассудка, богаче своего разума.

       В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что одним из решающих факторов, влияющих на духовно-нравственное воспитание учащихся, является создание комфортной психологической атмосферы равноправия, ненасилия, утверждающей внутренние гуманные отношения педагога и обучающихся. Большая роль в этом отводится учителю. Прав был Ш.А. Амонашвили, который сказал: "Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души".

Закончить свое выступление я хотела бы словами Патриарха Московский и всея Руси Кирилла

 «Современное образование должно обрести духовный стержень. Поэтому так важно, чтобы школа давала молодому человеку сумму знаний для успешной жизни и карьерного роста, но и воспитывала его как личность, прививала любовь и уважение к семье, учила любить свое Отечество и заботиться о его благополучии»

Решение:

1.Одобрить систему работы педагогического коллектива по реализации программы Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся 2012-2016 учебный год.

2.Совершенствовать методическую работу по внедрению положительного опыта работы  классных руководителей  по формированию базовых духовных ценностей через семинары, заседания МО классных руководителей, мастер-классы и  открытые мероприятия. (отв.

3.  Использовать в организации деятельности педагогического коллектива наиболее эффективные формы воспитания духовно-нравственных ценностей у обучающихся. (отв. зам. директора по ВР)

4.Учителям-предметникам при отборе материалов к уроку руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность.

5.Каждому учителю определить свои эффективные методы и приёмы духовно – нравственного воспитания средствами своего предмета и обобщить опыт работы на методических объединениях

6.Каждому педагогу осознанно стремиться к собственному  духовному росту и оказанию помощи своим воспитанникам в духовном взрослении. Создать в коллективе атмосферу товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признать за ним право на собственную точку зрения, развивать диалоговые формы общения.

7.Повышать педагогическую культуру родителей

8.Ввести в практику школы проведение  Недели духовно-нравственного воспитания (ноябрь)

9.Основные положения Концепции духовно-нравественного развития  и воспитания принять к сведению, опыт коллег использовать ( или применять) в урочной, и внеурочной деятельности.

10.Внести коррективы в план ВР классного руководителя, добавив раздел «Циклограмма мероприятий по  духовно-нравственному воспитанию учащихся».

11.В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработать школьную программу «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьника на 2016-2021 год»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

  «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реа...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьниковв условиях реализации  ФГОС второго поколения»...

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

В условиях модернизации российского образования, реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательны...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько ...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...