ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
статья на тему

Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yaskevich_e.i.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Е.И. Яскевич

БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»,

Тарского муниципального района Омской области

Приоритетом в современной системе образования становится воспитание. Проблемы духовно – нравственного воспитания в школе особенно актуальны в условиях реализации ФГОС НОО. Под воспитанием, в первую очередь, мы должны понимать формирование российской идентичности. Целенаправленную воспитательную работу, по данному вопросу, нужно начинать уже с начальной школы через формирование духовно-нравственных качеств младших школьников.

Согласно Концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников: «Общеобразовательной школе принадлежит особо важная роль, так как нравственные ценности формируются наиболее системно, последовательно и глубоко всем укладом школьной жизни» [1, С.6].

В начальной школе нравственные ценности наиболее системно формируются на уроках окружающего мира. Рассмотрим возможности использования потенциала курса «Окружающий мир» по программе «Школа 2100» в процессе воспитания нравственности. Программа «Окружающий мир» (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин) предполагает целостное постижение школьниками окружающего мира, а в отношении развития и воспитания личности играет важную роль по сравнению с другими предметами. [2, С. 238]

Стандарт основной образовательной программы начального общего образования ориентирован на достижение школьниками личностных результатов:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование целостного взгляда на мир;

- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки;

- развитие доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование мотивации к труду, бережному отношению к духовным ценностям  [3, С. 2].

Педагог на уроках помогает детям осмысливать свой опыт, понимать окружающий мир, цену и смысл своим поступкам, поступкам других людей. А также помогает ученику сформировать личностное, эмоциональное, оценочное отношение к миру и искать ответы на вопросы: как нам строить свою жизнь в отношении «человек – природа», «человек – общество». Предмет «Окружающий мир» ориентирован на ценности семьи, добра, патриотизма, труда и творчества.  

Одно из главных умений, которым должен овладеть школьник, является умение жить в коллективе, общаться, сотрудничать. А это предполагает наличие у ребёнка таких  качеств, как доброта, честность, справедливость, следование нормам нравственности. Данные качества формировались на уроках окружающего мира при изучении тем «Ты и твоя семья», «Ты и твои друзья» в 1 классе,  «Родители и дети», «Кого можно назвать человеком», «Как понять, что творится у друга на душе», «Посмотри в своё «зеркало»», «Человек в мире людей» в 4 классе.

Духовно-нравственные качества человека проявляются также по отношению к обществу и государству. Это патриотизм, гордость за Отечество, уважение к истории своего народа, страны и малой родины. На уроках по темам «Россия – наша родина» (2 класс) и «С чего начинается Родина» (3 класс), «Я – гражданин России», «Народы России» (4 класс)  дети узнали, почему слово «родина» пишется с большой и маленькой буквы, познакомились с символикой России, понятиями «государство», «общество», «армия», выяснили их роль для страны, обсуждали ситуации общения с людьми разных возрастов, национальностей, религиозной принадлежности. Ученики осмыслили необходимость соблюдения норм поведения, принятых в обществе. При изучении тем «Живая связь времён», «Память о прошлом» дети составляли родословное древо своей семьи, собирали информацию об именах, фамилиях и родственных связях, о судьбе разных поколений. Такая работа не ограничивалась рамками урока, детьми были созданы исследовательские проекты: «Альбом Славы об участниках ВОВ», «Военное детство моей прабабушки», «Трудовые династии моей семьи», краеведческий проект «Храмы города Тары».

В третьем классе целый раздел посвящён изучению истории Древней Руси, Московского государства, Российской империи. Дети познакомились с историей своей Родины, что способствовало усилению чувства гордости за Отечество, формированию патриотизма.  

Ещё одна группа нравственных качеств по отношению школьника к самому себе: это достоинство, самоконтроль, соизмерение своих поступков с ценностями общества и коллектива.  Развитию этих качеств способствуют темы «Зачем нужен жизненный опыт», «Учимся быть самостоятельными», «Человек – разумное существо», «Что человек ценит больше всего», «Я – школьник».

Воспитание нравственных качеств на уроках по курсу «Окружающий мир», таких как трудолюбие, ответственность, готовность помочь, умение прощать, терпимость к недостаткам другого человека, происходит не только через содержание учебного предмета, но и благодаря использованию разных форм деятельности: работа в группе, самостоятельная работа, проекты и творческие задания и др.

При планировании урока окружающего мира важно определить, по воспитанию каких нравственных качеств будет вестись работа, какие личностные результаты будут сформированы у детей на основе изучаемого материала.

Литература

  1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. – М.: Просвещение, 2010. - С.6
  2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2 – х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2011. - С. 238
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. - С. 2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"

Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...

Формирование духовно - нравственных качеств младшего школьника

В статье раскрываются цель и методы  формирования духовно - нравственных качеств младшего школьника....

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных качеств младших школьников....

Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...

"Формирование интегративных качеств личности младших школьников на уроках окружающего мира"

выступление на районном семинаре учителей начальных классов и воспитателей ДОУ по проблемам преемственности...

Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...