ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
статья на тему
Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_yaskevich_e.i.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Е.И. Яскевич
БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»,
Тарского муниципального района Омской области
Приоритетом в современной системе образования становится воспитание. Проблемы духовно – нравственного воспитания в школе особенно актуальны в условиях реализации ФГОС НОО. Под воспитанием, в первую очередь, мы должны понимать формирование российской идентичности. Целенаправленную воспитательную работу, по данному вопросу, нужно начинать уже с начальной школы через формирование духовно-нравственных качеств младших школьников.
Согласно Концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников: «Общеобразовательной школе принадлежит особо важная роль, так как нравственные ценности формируются наиболее системно, последовательно и глубоко всем укладом школьной жизни» [1, С.6].
В начальной школе нравственные ценности наиболее системно формируются на уроках окружающего мира. Рассмотрим возможности использования потенциала курса «Окружающий мир» по программе «Школа 2100» в процессе воспитания нравственности. Программа «Окружающий мир» (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин) предполагает целостное постижение школьниками окружающего мира, а в отношении развития и воспитания личности играет важную роль по сравнению с другими предметами. [2, С. 238]
Стандарт основной образовательной программы начального общего образования ориентирован на достижение школьниками личностных результатов:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного взгляда на мир;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки;
- развитие доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование мотивации к труду, бережному отношению к духовным ценностям [3, С. 2].
Педагог на уроках помогает детям осмысливать свой опыт, понимать окружающий мир, цену и смысл своим поступкам, поступкам других людей. А также помогает ученику сформировать личностное, эмоциональное, оценочное отношение к миру и искать ответы на вопросы: как нам строить свою жизнь в отношении «человек – природа», «человек – общество». Предмет «Окружающий мир» ориентирован на ценности семьи, добра, патриотизма, труда и творчества.
Одно из главных умений, которым должен овладеть школьник, является умение жить в коллективе, общаться, сотрудничать. А это предполагает наличие у ребёнка таких качеств, как доброта, честность, справедливость, следование нормам нравственности. Данные качества формировались на уроках окружающего мира при изучении тем «Ты и твоя семья», «Ты и твои друзья» в 1 классе, «Родители и дети», «Кого можно назвать человеком», «Как понять, что творится у друга на душе», «Посмотри в своё «зеркало»», «Человек в мире людей» в 4 классе.
Духовно-нравственные качества человека проявляются также по отношению к обществу и государству. Это патриотизм, гордость за Отечество, уважение к истории своего народа, страны и малой родины. На уроках по темам «Россия – наша родина» (2 класс) и «С чего начинается Родина» (3 класс), «Я – гражданин России», «Народы России» (4 класс) дети узнали, почему слово «родина» пишется с большой и маленькой буквы, познакомились с символикой России, понятиями «государство», «общество», «армия», выяснили их роль для страны, обсуждали ситуации общения с людьми разных возрастов, национальностей, религиозной принадлежности. Ученики осмыслили необходимость соблюдения норм поведения, принятых в обществе. При изучении тем «Живая связь времён», «Память о прошлом» дети составляли родословное древо своей семьи, собирали информацию об именах, фамилиях и родственных связях, о судьбе разных поколений. Такая работа не ограничивалась рамками урока, детьми были созданы исследовательские проекты: «Альбом Славы об участниках ВОВ», «Военное детство моей прабабушки», «Трудовые династии моей семьи», краеведческий проект «Храмы города Тары».
В третьем классе целый раздел посвящён изучению истории Древней Руси, Московского государства, Российской империи. Дети познакомились с историей своей Родины, что способствовало усилению чувства гордости за Отечество, формированию патриотизма.
Ещё одна группа нравственных качеств по отношению школьника к самому себе: это достоинство, самоконтроль, соизмерение своих поступков с ценностями общества и коллектива. Развитию этих качеств способствуют темы «Зачем нужен жизненный опыт», «Учимся быть самостоятельными», «Человек – разумное существо», «Что человек ценит больше всего», «Я – школьник».
Воспитание нравственных качеств на уроках по курсу «Окружающий мир», таких как трудолюбие, ответственность, готовность помочь, умение прощать, терпимость к недостаткам другого человека, происходит не только через содержание учебного предмета, но и благодаря использованию разных форм деятельности: работа в группе, самостоятельная работа, проекты и творческие задания и др.
При планировании урока окружающего мира важно определить, по воспитанию каких нравственных качеств будет вестись работа, какие личностные результаты будут сформированы у детей на основе изучаемого материала.
Литература
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. – М.: Просвещение, 2010. - С.6
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2 – х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2011. - С. 238
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. - С. 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"
Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...
Формирование духовно - нравственных качеств младшего школьника
В статье раскрываются цель и методы формирования духовно - нравственных качеств младшего школьника....
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных качеств младших школьников....
Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...
"Формирование интегративных качеств личности младших школьников на уроках окружающего мира"
выступление на районном семинаре учителей начальных классов и воспитателей ДОУ по проблемам преемственности...
«Ключевая фигура учителя в формировании и воспитании духовно- нравственной культуры младшего школьника в условиях преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
Выступление на Августовском совещании учителей начальных классов...
Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.
Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...