ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Щетиновская СОШ»
Доклад на районном семинаре учителей начальных классов.
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
Учитель начальных классов:
Кузьминская Нина Николаевна
5 декабря 2013 г.
«Как нет человека без самолюбия, - так нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д.Ушинский.
Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать? Вот круг вопросов, которые волнуют меня, как педагога.
Я как учитель должна:
• помочь детям увидеть, что можно изменить мир семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;
• вовлекать детей в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как «заставить» ребёнка полюбить Родину? Мой многолетний педагогический опыт доказывает, что только через личные чувства и переживания детей.
Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я организую в три этапа:
I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.
II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего.
III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества. Участие в работе органов классного и школьного самоуправления.
1 класс «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…».
2 класс «Я – гражданин России»,
3 класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».
4 класс «Нас много, а родина одна – Россия».
1 класс «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…».
В течение всего года ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.
Были проведены классные часы: «Моя семья», ”где . детям предлагается отобразить тему “Моя семья” в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей
Выставки рисунков: «Я и моя семья»,
Проекты, как: “Я и моё имя”, “История нашей фамилии”, «Мой дом».
Праздник «День матери»
2 класс. «Я – гражданин России».
На втором этапе начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций.
Были проведены классные часы
«Конституция России и права человека», «Символы страны», «Национальные праздники России», «Права ребёнка в новом веке».
Обсуждали проблемную ситуацию «Сколько « Я» у человека» (человек как члена семьи, школы, села).
Участвовали в муниципальном конкурсе «Права человека глазами ребенка», где заняли призовое 3 место.
Фотовыставка « Красота родной природы».
Выставка рисунков: «Моя деревня».
Экскурсии и прогулки являются составной частью работы в данном направлении
Предстоят классные часы “Мой край – родное Подмосковье», «Заповедные места Подмосковья», «Моя малая Родина».
Исследовательский проект. “Знаешь ли ты историю своей деревни?” позволят расширить знания учащихся о родном поселении
Тестирование “Ты гражданином быть обязан!” выявляет представления о гражданских качествах человека.
Формирование гражданственности учащихся широко используются возможности учебных предметов
Ознакомление с окружающим формирует уважение к России , родном у краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны.
В разделах « Где мы живем.» , «Природа.», «Жизнь города и села.»
проводим экскурсии в природу, поделки из природного материала, проекты.
-дети посещают библиотеки,
-изучают русские народные праздники в школьном краеведческом музее «Моя малая Родина»,
-возлагают цветы к памятникам и обелискам ежегодно 9 мая
-проводятся праздники к 23 февраля.
На уроках литературного чтения и русского языка учатся осознавать язык, как средство общения, нормам устной и письменной речи и принципам речевого этикета, выполняют задания творческого и исследовательского характера, вовлекаются в подготовку к конкурсам и олимпиадам.
Р/р . работа над сочинением или изложением учит анализировать, сопоставлять, оценивать.
На произведениях устного народного творчества: (пословицы и поговорки, былины).
на произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.
Эмоциональный настрой усиливается если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).и художественное изображение своих чувств, представлений об окружающем.
Беседа. «Роль книги в жизни человека», «Еще раз о товариществе и дружбе» В дружбе - сила»,
«Будьте добрыми и человечными», «Уроки доброты»,
Экскурсии в библиотеку: «В мире интересного»,
у таких уроков значительно выше, чем у традиционных.
Уроки технологии и изобразительного искусства дают возможность создавать композиции, аппликации, объемные поделки, пейзажи индивидуальные и групповые на тематику «Мой край», «Мое село», «Моя улица», «Мой дом» и др.
позволяют учащимся выразить все свои чувства, эмоции и взгляды на мир.
«Знакомьтесь- это мы»
« На кого я хочу быть похожим.»
«Дом, который построим мы.»
« Мы – богатство наших Я.»
«Это наша Земля.»
«Во имя сохранения Земли.»
Продуктивность
На уроках математики воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину; формируется хозяйственное отношение к общественной и личной собственности, обращается внимание школьников на такие проблемы, как состояние подъездов в многоэтажных домах, остановочных пунктов, оборудования дворовых детских площадок и т. д.
Формированию гражданских качеств младших школьников способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, , о растительном и животном мире и т. д., использование на занятиях стихотворений, пословиц и поговорок .
Большое значение имеет анализ содержания задач, в условии которых имеются сведения о нашем микрорайоне.
На уроках физической культуры проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют
в «Днях здоровья» и
«Весёлых стартах».
Кл. ч. «Спорт в моей жизни».
Во внеурочной деятельности эту работу я веду по направлениям:
1 « Природа глазами души ребенка».-духовно- нравственное направление
Если ребёнок поймёт всю неповторимость нашей земли, что окружающий его мир – это божественный дар, он будет нежно заботиться и охранять этот мир. Дети участвуют в акциях «Сбережём свой край», Практикумы: «Как помочь товарищу, если он попал в беду», «Мои добрые дела», «Можно, нельзя, нужно»
Беседы. «Вредные привычки. Как от них избавиться?»,
Экскурсии «Родная природа».
2.» Учимся жить вместе интеллектуальное направление и « Юный исследователь» социальное направление
Учащиеся участвовали в ролевой игре «Ваши права», «Я – гражданин России», Дети сами подготовили и провели конкурс пословиц и поговорок «Пословицы и поговорки - богатство нации».
3. «В гостях у сказки, « Волшебный карандаш», «,Город мастеров » -общекультурное направление. Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).и художественное изображение своих чувств, представлений об окружающем. и поделок .,закрепляющих знания и эстетические переживания.
Беседы: «Люди, на которых хотим быть похожими»,
«Профессии милосердия и добра».
Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Для беседы служат факты из жизни класса, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.
Классный час — он и просвещает, и ориентирует, и направляет.
Информационный час решает задачи образования (учащиеся знакомятся с событиями в мире, стране, узнают о жизни к делах своих сверстников, расширяют кругозор
экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции..
Праздник — особая форма воспитательной работы. в его основе лежит радость, положительные эмоции.
Общественные праздники разворачивают перед детьми многоцветную палитру социальной жизни людей,
Народные календарные празднуются в школе, помогая детям почувствовать себя частицей своего народа
Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению.
Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое.
Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.
Познавательные игры помогают сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости
Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.
Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за период обучения в начальной школе не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Учителя начального звена нашей гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Выступление на МК учителей начальных классов ....
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Духовно – нравственное развитие и воспитание ребёнка как личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет, имеют огромное значение для человека на протяжен...