куклотерапия как эффективный инструмент социализации детей младшего школьного возраста"
статья

Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики рук и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение

способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний, позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка, активизируется настроение и заинтересованность; замкнутые дети включаются в игру, развивают навыки коммуникативного взаимодействия друг с другом, обогащается словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема моего выступления «Куклотерапия как инструмент социализации детей младшего школьного возраста».

Кукла! Что это такое? Просто игрушка? Нет. Она отражает людей. Кукла

помогает отвлечься от действительности, помогает ребенку не потеряться в этом мире, понимать красоту, доброту, избавиться от страха. Кукла удобна для игр детей. Она выступает атрибутом детства, детской культуры.

Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики рук и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение

способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний, позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка, активизируется настроение и заинтересованность; замкнутые дети включаются в игру, развивают навыки коммуникативного взаимодействия друг с другом, обогащается словарный запас.

Игра с куклой - это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.

Коррекционная функция процесса изготовления кукол состоит в том, что, увлекаясь,  дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

2 слайд В нашей мастерской «Маленькие мастера» активно проходит процесс изготовления народной куклы. Участники мастерской – дети младших классов своими руками создают характерные   образы народных  кукол, осваивают в процессе работы разные виды творческой деятельности.

3 слайд Моя цель - научить детей изготавливать кукол из лоскутов без приемов шитья, пробудить интерес к русским традициям и культуре, познакомить с творчеством наших предков. 

Во время занятий  рассказываю детям о разновидностях тряпичных кукол.  Дети познакомились с   куклой Колокольчиком 4 слайд, которая приносит добрые вести и хорошее настроение; куклой Благополучницей 5 слайд, привлекающей процветание и достаток в дом; с куклой Пеленашкой 6 слайд, оберегающей от сглаза младенца;   с куклой  Мотанкой  -   это оберег  и защита от болезней, несчастий и злых духов, с куклой Масленицей 7 слайд, она символизирует достаток в семье и является мощным оберегом жилища, и еще с многими другими куклами. Ребята  проявляют живой интерес к истории появления и создания кукол, задают много вопросов. Самым интересным бывает, конечно же, момент изготовления кукол. Ребятам готовят всего несколько лоскутков ткани, обычные нитки, крупица творчества — и кукла готова. В результате ребята  учатся нехитрым способом своими руками изготавливать куклу, которую можно будет использовать в качестве оберега для дома и семьи, а также оригинального подарка.

  Творческая мастерская выполняет и функции группы психологической поддержки.  У каждого участника мастерской есть возможность получать индивидуальную психологическую помощь для решения личностных проблем, актуализированных в процессе создания куклы.

Практически всегда «новорожденная» кукла оказывается в чем-то похожей на автора 8 слайд , в ее внешности просматриваются признаки характерных его проявлений. Так ребенок открывает в себе характерные качества и принимает их, уравновешивая, таким образом, самооценку. Если ребенок  несет в себе внутренний конфликт, то это обязательно отразится на процессе создания куклы.

Таким образом, оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении.   Он получает оперативную  обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она — партнер в общении во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу.

Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения, поэтому завершение работы над куклой – всегда праздник для ребенка. В нашей  «МАСТЕРСКОЙ КУКОЛ» ритуал завершения – это   фотосессия новой куклы и кукольника. 9-10 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации ...

Управление процессом социализации детей младшего школьного возраста

Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Именно в младшем школьном в...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к увеличению числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях частыми явлениями ...

Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и ...

Использование потенциала микрорайона школы для социализации детей младшего школьного возраста.

Статья посвящена проблеме социокультурного  развития младших школьников, которая  является одним из определяющих факторов личностного развития. Это тема  актуальна  на сегодняшний ...

Воспитательный диалог как средство социализации детей младшего школьного возраста

В статье анализируется проблемы социального сиротства, их взаимосвязь с семьей. Дается определение понятиям опека, попечительство, «дети-сироты», «дети, оставшихся без попечения роди...

Формирование речевых навыков как средство социализации детей младшего школьного возраста в условиях семьи.

Формирование речевых навыков как средство социализации детей младшего школьного возраста  в условиях семьи....