Использование потенциала микрорайона школы для социализации детей младшего школьного возраста.
статья на тему
Статья посвящена проблеме социокультурного развития младших школьников, которая является одним из определяющих факторов личностного развития. Это тема актуальна на сегодняшний день, так как многие качества личности формируются не изолированно, а в совокупности с окружением ребенка. В статье говорится о том, как используются ресурсы микрорайона школы, так называемая микросреда, в которой идет первоначальная социализация. Значительное внимание уделяется формам и методам работы, которые используют педагоги школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ресурсов микрорайона школы для
социокультурного развития младших школьников
Кузнецова Галина Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18 имени А.С.Сергеева» города Курска
Аннотация
Статья посвящена проблеме социокультурного развития младших школьников, которая является одним из определяющих факторов личностного развития. Это тема актуальна на сегодняшний день, так как многие качества личности формируются не изолированно, а в совокупности с окружением ребенка. В статье говорится о том, как используются ресурсы микрорайона школы, так называемая микросреда, в которой идет первоначальная социализация. Значительное внимание уделяется формам и методам работы, которые используют педагоги школы.
Ключевые слова
Социокультурная среда, социокультурное развитие, микросреда, социализация, воспитательное пространство, микрорайон школы, воспитательный потенциал, развитие ребенка.
Ребёнок младшего школьного возраста – это уникальный субъект воспитательно-образовательного процесса, развитие которого постоянно проходит в социокультурной среде, окружающей его. Социокультурное развитие – это процесс воспитания социально значимых личностных качеств: целеустремленности, инициативности, коммуникабельности, гражданской ответственности, гуманности, духовности и др. Социокультурная срeда развития ребенка - это совокупность взаимосвязанных социальных и культурных объeктов, находящихся в нeпосредственной близости к нему и оказывающих огромное воздействие на становление личности.
Поскольку младший школьник - это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития. В философии социокультурная среда определяется как совокупность трех составляющих:
1) мегасреда - современный социальный мир, окружающий человека и культура всего человечества;
2) макросреда - общество, страна, к которым принадлежит ребенок;
3) микросреда - социальное окружение младшего школьника в лице трех основных групп: семьи, учебно-трудового коллектива, друзей.
Школа является центром воспитательного пространства в микрорайоне, а значит и является микросредой, в которой идет первоначальная социализация и социокультурное развитие. Вся работа педагогического коллектива способствует интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности детей, созданию условий для развития их индивидуальных и творческих способностей. Школа имеет благоприятное социально-культурное окружение, взаимодействует с внешкольными учреждениями, культурно-просветительскими организациями. Совместная творческая деятельность классных руководителей, педагогического коллектива, социума, педагогов дополнительного образования стала основной формой воспитания обучающихся.
МБОУ «СОШ №18 имени А.С.Сергеева» расположена в историческом центре города Курска - города, с богатой историей, огромным историческим прошлым, где практически каждая улица дышит воспоминаниями старины.
Два столетия назад, на месте школы, находился дом купца Афанасьева, где в 1838 году родился основоположник русской исторической живописи Вячеслав Григорьевич Шварц. С именем Шварца связано много мероприятий и праздников, проводимых в школе:
- установлен бюст художника;
- постоянно действует выставка репродукций картин В.Г.Шварца;
- ежегодно проходят литературные гостиные, встречи с интересными людьми, конкурсы рисунков, творческих работ учащихся;
- действует изостудия, названная именем живописца, ребята которой ежегодно удостаиваются поездки с село Белый Колодезь Орловской области – место усадьбы семьи Шварцев.
Все это является огромным потенциалом для проведения воспитательной работы, внеклассной, внеурочной деятельности, проведения занятий дополнительного образования.
В настоящее время школа носит имя нашего прославленного земляка, командира миноносца «Стерегущий» лейтенанта А.С.Сергеева, чей подвиг навечно вошел в историю не только нашего города и всей страны.
«Теперь и в сухопутном Курске есть кусочек моря! », - так говорим мы всем гостям, которые посещают нашу школу. С именем моряка-героя связано много традиций и особенностей школы.
- Почему именно А.С. Сергеев? – спросите вы.
Оказывается, недалеко от школы был расположен дом семьи Сергеевых, в котором рос знаменитый наш земляк – герой русско-японской войны. Изучив много документов, исторических справок, архивов, коллектив школы в 2000 году удостоился большой чести носить имя героя. Школа сотрудничает со школой в селе Стаканово, Черемисиновского района Курской области, которая тоже носит имя прославленного земляка, именно там находилась загородная усадьба Сергеевых. И тут началась работа!
В 2002 году, благодаря энтузиазму коллектива школы, поддержке ветеранов Военно-морского флота, на базе школы был открыт единственный в городе и Курской области музей «Куряне и Российский флот». В музее собраны многочисленные материалы об участии уроженцев, жителей города Курска и Курской области в становлении и развитии героического Российского флота с Петровских времен до наших дней. Первый зал музея представляет материалы, связанные с жизнью и ратным подвигом лейтенанта А.С. Сергеева, с боевым путем кораблей, носящих имя «Стерегущий». Экскурсии в музей несут огромный воспитательный потенциал, его посещают учащиеся школ, ПТУ, студенты ВУЗов, воспитанники детских садов и конечно наши ребята. На базе музея ведется большая научно-исследовательская работа, проводятся конференции, «круглые столы», встречи с ветеранами войны, труда, моряками.
В школе установлен бюст героя, где проводятся линейки, посвященные праздникам и памятным датам, проходит научно-практическая конференция «Сергеевские чтения», праздник для первоклассников «Посвящение в Сергеевцы».
С именем А.С.Сергеева связано еще одно знаменательное событие: установка памятного знака герою, недалеко от школы, на том месте, где некогда стоял его дом.
Со временем микрорайон школы негласно стали называть сергеевским. Что же расположено на территории сергеевского микрорайона? Школа №18 имени А.С.Сергеева, Михайловский храм, в котором был крещен Александр Семенович, МДОУ №98 «Сказка», где находится памятный уголок, посвященный А.С.Сергееву, памятный знак, установленный на месте усадьбы. Весной проводится праздник микрорайона школы, с приглашением почетных гостей, друзей школы, ребят из детского сада, жителей близлежащих домов.
Традицией школы стало проведение экскурсий по сергеевскому микрорайону, в ходе которых ребята знакомятся с историей города и школы, соприкасаются с далеким прошлым. С неподдельным интересом и волнением слушают рассказы о жизни и подвигах наших земляков, склоняют головы в Михайловском храме, в знак уважения и признательности.
Таким образом, из вышесказанного можно заключить, что средствами социализации, формирующими современную социокультурную среду развития ребенка, определяющими позитивное формирование личности, ее духовно – нравственных ценностей, являются ресурсы социальной среды, возможности школы и школьного микрорайона, которые несут огромный воспитательный потенциал для развития и самореализации.
Духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу социокультурного развития, а ведущая роль в этом принадлежит именно начальной школе. Во-первых, ее деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена и интеллектуальная, и духовная, и культурная жизнь школьника.
Литература:
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 2003. - 217 с.
- Сычев Ю.В. Микросреда и личность. Философские и социологические аспекты. - М.: Мысль, 2004. - 214 с
- Шинина Т.В. Проблема формирования идентичности детей 6-10 лет в процессе их социализации // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сборник статей. - М.: Прометей, 2005. - С.724-728.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации ...
Управление процессом социализации детей младшего школьного возраста
Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Именно в младшем школьном в...
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к увеличению числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях частыми явлениями ...
Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и ...
Воспитательный диалог как средство социализации детей младшего школьного возраста
В статье анализируется проблемы социального сиротства, их взаимосвязь с семьей. Дается определение понятиям опека, попечительство, «дети-сироты», «дети, оставшихся без попечения роди...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В быстроразвивающемся мире новых информационных технологий развитие творческой одаренности детей становится одной из основных задач современного образования, что обуславливает необходимость ориентации...
куклотерапия как эффективный инструмент социализации детей младшего школьного возраста"
Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики рук и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-л...