ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ
статья по теме
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к увеличению числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях частыми явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество "социальных сирот", детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Конфликты, природные и социальные катастрофы – причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей. С каждым днем растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_socializacii_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta_v_zameshchayushchih_semyah.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности социализации детей младшего школьного возраста в замещающих семьях
Сергеева В. А.
МБОУ - СОШ № 6 г. Армавира Краснодарского края
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к увеличению числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях частыми явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество "социальных сирот", детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Конфликты, природные и социальные катастрофы – причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей. С каждым днем растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.
Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 5 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях [7].
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество. Дети-сироты это - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием или лишением родительских прав, ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, отбывающими наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений и т.д.[6].
Наиболее опасным явлением становится значительное увеличение случаев социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях. В силу невозможности вести точный учёт, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, определить точное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно. По некоторым данным, оно составляет от 500 до 700 тысяч [3].
Сиротство - явление не только российское. Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. Среди неблагоприятных факторов социального сиротства следует отметить следующие:
- рост числа разводов;
- материальные и жилищные трудности;
- нездоровые отношения в семье, алкоголизм родителей;
- нехватка нормальных жилищных условий.
Следствием социальной напряжённости в семье является разрушение социальных механизмов, связанное с потерей ценностных ориентаций.
Исследование показателей уровня психического развития детей младшего школьного возраста (1-4 класс) показывает, что в закрытых учреждениях у детей обнаруживается преимущественно средний и низкий уровни: лишь в единичных случаях отмечается наличие детей, общий уровень развития которых, - более высокий. У учащихся первых-четвёртых классов обнаруживается неровность развития различных психических функций, что проявляется при изучении интеллектуальной сферы. По уровню развития таких элементов логического мышления как систематизация и понятийная классификация, дети, воспитывающиеся вне семьи, практически не уступают своим сверстникам, воспитывающимися родителями. В то же время, логическая операция обратимости, диагностируемая тестами, сформирована у них значительно хуже, чем у семилеток из массовых школ и даже у шестилеток из обычных детских садов. На значительно более низком уровне у детей из школы-интерната также находится степень развития наглядно-образного мышления.
Необходимое условие формирования мышления в этом возрасте – богатство и разнообразие чувственного опыта: неоспоримо положение о том, что формируясь в деятельности, любая форма мышления требует для своего развития практики решения задач, проблемных ситуаций и т.п. Подобная практика, богатая у ребенка, воспитывающегося в семье, чрезвычайно бедна у воспитанников детского дома [6].
Характеристика готовности к школьному обучению не ограничивается особенностями интеллектуального развития. Важное значение имеет развитие произвольной саморегуляции поведения, благодаря чему ребенок может самостоятельно выполнять те или иные задания в соответствии с определенными требованиями. Это предполагает достаточно высокую степень сформированности действий самоконтроля, наличие развернутого «внутреннего плана действий». Дети-сироты хорошо справляются с теми заданиями, в которых достаточно лишь последовательно выполнять прямые и простейшие указания взрослого. Их действия носят пошаговый характер: выполнение и самоконтроль следуют непосредственно за указанием педагога. В тех же случаях когда правило выполнения задания достаточно сложно и вводится не пошагово, а формируется до начала деятельности, а тем более, когда ребенок должен ориентироваться на несколько таких правил, эффективность выполнения заданий воспитанниками школы-интерната становится неудовлетворительной. Последнее свидетельствует о сравнительно более низком уровне развития саморегуляции поведения у данной группы детей, нежели у их сверстников из обычных школ. Это прежде всего связано с несформированностью у первоклассников детского дома механизмов опосредования действий внутренним планом [3].
Недостаточная развитость произвольности поведения у воспитанников школы-интерната на первый взгляд парадоксальна. Принято считать, что недостатки в развитии и самостоятельности, произвольности поведения детей вызваны гиперопекой, чрезмерной заботой со стороны окружающих взрослых. Дети, которые подобно воспитанникам школы-интерната с раннего возраста живут в закрытых учреждениях, растут в условиях гипоопеки, дефицита общения со взрослыми. В таких условиях, вынуждающих их быть самостоятельными, следовало, казалось бы, ожидать сравнительно высокого уровня развития у детей умения организовывать себя, планировать свое поведение. Однако такие элементы развития произвольности, детей младшего школьного возраста из детского дома сформировано в значительно меньшей степени, чем у их сверстников в семье. Ребенок, воспитывающийся в семье, с одной стороны, естественно, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, а с другой – участвуя в сложной разнообразной деятельности вместе со взрослыми (собирая с папой конструктор, помогая бабушке готовить еду), учится не только выполнять отдельные операции, но осваивает достаточно сложные программы планирования, организации деятельности, контроля. В семье усвоение всех этих сложных элементов деятельности, развитие внутреннего плана действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественно включается в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности. Такого разнообразия взаимодействия со взрослыми в различных видах деятельности обычно лишены воспитанники учреждений интернатного типа, в результате чего у них оказывается недостаточно сформированными такие центральные элементы произвольной регуляции поведения, как планирование, самоконтроль и т.п.[5].
Главным источником развития произвольности поведения в дошкольном возрасте становится игра. Вместе с тем наблюдения показывают, что игра с правилами, ролевая игра развита у них в очень малой степени, т.е. и этот путь развития произвольности оказывается у воспитанников детского дома обедненным [6].
Всё это доказывает, что для успешного становления ребёнка как гражданина и успешного человека нужна семья. Семья является важнейшим институтом социализации, выполняя функции передачи требований общества к ребенку. Дети, попавшие даже на короткое время в ее окружение, становятся участниками воспроизводства социального опыта - через взаимопонимание, взаимодействие, общение с представителями различных поколений в семье. Необходимо дать возможность ребенку, лишенному попечения родителей, жить и воспитываться в семье. Социализация ребенка не ограничивается только пространством замещающей семьи. Если для маленьких детей новая семья может какое-то время полностью удовлетворить интересы и потребности в социальных связях, то для детей старшего возраста нужны другие сферы социализации, возможность осваивать и выполнять разнообразные социальные роли. Одним из важных направлений социализации являются контакты с родственниками, с людьми из прошлой жизни. Эти встречи убеждают ребенка, что его жизнь не начинается заново, что его старые привязанности существуют, и у него есть возможность в этом убедиться. В исследовании В. Н. Ослон доказывается, что компенсация депривационных нарушений у детей-сирот, которые общаются с биологическими родителями или родственниками, происходит более успешно, нежели у тех, кто не имеет контактов с ними.
Необходимость развития института замещающей семьи для детей-сирот обусловлена отрицательным влиянием длительной разлуки с матерью или замещающим ее лицом на психическое и физическое развитие детей. Так называемая депривационная симптоматика (симптоматика, связанная с лишением ребенка важных условий его психического развития, от английского deprivation - лишение, потеря) включает в себя всю шкалу психических отклонений - от легких особенностей психического реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и характера [2]. Многочисленные зарубежные и отечественные исследования [4] убедительно доказывают, что в сиротских учреждениях нет условий для компенсации последствий депривации. Таким образом, семья является важнейшим условием нормального развития любого ребенка.
Основное отличие замещающей семьи от обычной связано с разделением биологического и социального родительства. Биологическим родителем человек становится в момент рождения ребенка, но только благодаря уходу за ним, постоянному вовлечению в детскую жизнь ребенка, человек осваивает социальную роль родителя. С феноменом социального родительства мы имеем дело, когда родители, не связанные с воспитываемым ребенком биологическими узами, реализуют в отношении его функцию родительства в полной мере. На социальном родительстве основаны все формы замещающей заботы детей, оставшихся без попечения родителей.
В случаях устройства ребенка-сироты в замещающую семью, его основными воспитателями - социализаторами становятся замещающие родители, которые осознанно принимают решение воспитывать приемного ребенка, часто незнакомого и не являющегося им родственником.
Деятельность замещающих семей, направленная на улучшение качества социализации детей, предполагает меры их реабилитации: социальной, педагогической, медицинской и психологической. В замещающую семью, как правило, помещаются дети, не получающие должного внимания и воспитания в родительской семье. Замещающая семья становится своего рода «скорой помощью», основная цель которой - вовремя поддержать и защитить ребенка в сложной для него жизненной ситуации.
Однако и биологические родители продолжают оказывать влияние на приемного ребенка. Их образ чаще всего идеализируется. Неадекватно завышенные представления социального сироты о родителях выполняют защитную функцию, компенсируют негативные воспоминания о жизни в бывшей семье, но совершенно не способствуют снижению болезненности для ребенка темы семьи.
Значение замещающей семьи не только в том, что она дает возможность изолировать ребенка от неблагоприятных условий, но и в том, что приемная семья своим примером вносит исправления в нарушенное мировоззрение ребенка, предлагая другую одобряемую обществом поведенческую норму. Поэтому даже кратковременное пребывание ребенка в замещающей семье является позитивной мерой для формирования его успешной социализации. Ребенок получает возможность осуществить осознанный выбор будущего жизненного пути в процессе знакомства с другим образом жизни на основе личного опыта.
Может показаться, что воспитание приемного ребенка ничем не отличается от воспитания родного ребенка. Да, задачи воспитания и родных и приемных одинаковые, особенно если дети маленькие, однако при воспитании приемного ребенка существуют психологические проблемы, которые необходимо учитывать. Первая группа этих проблем связана с особенностями переживаний, поведения и ожидания приемных родителей. Вторая группа касается трудностей вхождения в новую семью и адаптации в ней нового ребенка.
Необходимым условием семейной социализации приемного ребенка в замещающей семье является его адаптация в ней, т.е. объективно необходимый процесс вступления ребенка, оставшегося без попечения, в новую семью. Она предполагает поиск путей и форм взаимодействия в семье и взаимного приспособления. Адаптация приемного ребенка в замещающей семье происходит на уровне семьи как системы и на личностном уровне ребенка. О включении приемного ребенка в семейную систему можно судить по субъективным ощущениям приемного ребенка: принадлежности к семье (эмоциональная идентификация), включенности в семейную историю, нахождение им в семье психологической ниши в виде позитивных ролей, постепенная замена негативных ролей на позитивные, установление нормальных отношений со всеми членами замещающей семьи. На индивидуальном уровне об адаптации можно судить по наличию у приемного ребенка эмоциональной близости с замещающими родителями, положительного отношения к ним, его удовлетворенности сложившимися отношениями, отсутствию отчужденности и проявлений враждебности со стороны ребенка. Не менее важными показателями являются характер эмоциональных переживаний приемного ребенка, его отношение к своему прошлому, настоящему и будущему, особенности поведения.
Риски социализации приемного ребенка в замещающей семье обусловлены наличием специфических трудностей разного характера: эмоциональных, психологических, педагогических. Эмоциональные трудности ребенка состоят в том, что обретение новой семьи сопровождается переживанием радости и тревоги одновременно. Психологические трудности связаны с несовместимостью темпераментов, черт характера, привычек, проблемами памяти, неразвитостью воображения, узостью кругозора и знаний об окружающем мире, отставанием ребенка в интеллектуальной сфере. Педагогические трудности определяются особенностями воспитательной деятельности родителей-воспитателей.
Для избежания возможных проблем, приведенных выше, во взаимоотношениях с приемным ребенком у его замещающих родителей должны действовать следующие правила:
- Необходимо различать личность ребенка и его поведение.
- Необходимо устанавливать понятные детям правила поведения.
- Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми.
- Необходимо уделять ребенку постоянное внимание.
- Необходимо уметь помогать ребенку.
- Необходимо почаще ставить ребенка в ситуацию выбора и принятия собственного решения.
- Нельзя давать ребенку обещаний, которые невозможно выполнить.
Как ни сложна динамика взаимной адаптации ребенка-сироты и замещающей семьи, как ни драматично рождение новой семейной системы, для приемного ребенка это, безусловно, позитивный процесс, обеспечивающий качественный сдвиг в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, а также социальной адаптации.
Использованная литература:
- Барабанова В.В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать //Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. М.: Дом, 1995. - С. 25–26.
- Басилова Т.А. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребневой. М.: Полиграфсервис, 1998. С. 35–48.
- Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России (История и современность) - М.: Дом, 1994. - С. 74.
- Ослон В., Холмогорова А. Замещающая профессиональная семья, как одна из моделей решения проблемы сиротства в России //Вопросы психологии. – 2001. - № 3. – С. 82.
- Сластенин В. А. Каширин В. П. Психология и педагогика 4-е изд.: Издательский центр «Академия», 2006.- С. 48.
- Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - С. 53.
- Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов СПб.: Просвещение, 1997. - 160 с.
- http://www.tspu.tula.ru/res/other/Bschool/Reasons/reasons2.htm//Народное образование. - 2006. - № 5. - С. 153-156.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации ...
Управление процессом социализации детей младшего школьного возраста
Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Именно в младшем школьном в...
Дипломная работа по психологии "Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей"
Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью....
Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и ...
Использование потенциала микрорайона школы для социализации детей младшего школьного возраста.
Статья посвящена проблеме социокультурного развития младших школьников, которая является одним из определяющих факторов личностного развития. Это тема актуальна на сегодняшний ...
Воспитательный диалог как средство социализации детей младшего школьного возраста
В статье анализируется проблемы социального сиротства, их взаимосвязь с семьей. Дается определение понятиям опека, попечительство, «дети-сироты», «дети, оставшихся без попечения роди...
Формирование речевых навыков как средство социализации детей младшего школьного возраста в условиях семьи.
Формирование речевых навыков как средство социализации детей младшего школьного возраста в условиях семьи....