Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
учебно-методическое пособие на тему

Беган Марина Александровна

 

Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_nravstvennogo_razvitiya_i_sotsializatsii.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

        Мониторинг нравственного развития и социализации

                         детей младшего школьного возраста

 в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Беган Марина Александровна

xrutka@mail.ru

МБОУ «СОШ№6», г. Корсаков

Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования.

 

                                               Цель мониторинга

     

       Получение объективной информации о состоянии и динамике формирования основ нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста  при реализации программы «Социокультурные истоки» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

       

                                                   Задачи мониторинга

   

  1. Определение уровня нравственного развития и социализации ребенка, на  

       который можно опираться  в общении с ребенком и его родителями.

 2. Выявление «точек роста» в нравственном развитии и социализации

     ребёнка, для   выстраивания коррекционно-развивающей работы с ним.

 3. Определение направлений  дальнейшего совершенствования

      воспитательно - образовательного процесса, уточнения содержания, форм

      и технологий нравственного воспитания и социализации детей в  

     начальной школе  и в семье.

 

                           Организация проведения мониторинга

     

  Проведение мониторинга  основывается на следующих принципах: 

  1. Сопоставимость системы показателей с Федеральными

      государственными  образовательными стандартами.

  2. Открытость, прозрачность процедуры оценки нравственного  развития и

      социализации личности ребёнка  (родители являются полноправными

      участниками  образовательного процесса).

  3. Сравнимость данных  достижений ребенка не только с общепринятыми

       нормами, но  и   с его собственными достижениями, полученными ранее.

  4. Прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать

       возможные  изменения и пути достижения целей).

  5. Экологичность  (сравниваются, прежде всего, результаты развития  

      «сегодняшнего»  ребёнка с ним «вчерашним»).

                                   

                         Этапы проведения мониторинга

     Мониторинг носит индивидуальный характер и проводится в первом, втором, третьем и четвертом классе.

      Мониторинг проводится учителями, работающими в классе, педагогом-психологом, заместителем директора по воспитательной работе.

     Рекомендуемое время проведения – 2 раза в год, в январе и мае.

    Январь - промежуточная диагностика   нравственного развития и социализации по пяти аспектам качества образования.

     Май        –    итоговая  диагностика развития ребёнка.

 

 Мониторинг проводится в два этапа:

   

 Первый этап — диагностический

 На этом этапе проводится сбор информации и заполнение необходимой документации.

Используются следующие методы:

   -  беседа с ребёнком по категориям  курса  «Истоки»;

   -  наблюдение за активностью ребёнка в ходе  проведения активных  

      занятий на уроках   Истоки, на других уроках и классных часах,  в

      различных видах детской деятельности;  

   -   анкетирование родителей;

   -  анализ продуктов  детской  деятельности (работа детей в книгах для

    развития и  при  создании «Моей первой книги»).  

Мониторинг проводится по пяти аспектам качества образования по показателям:

-   содержательный аспект  -          когнитивные показатели;

  -  коммуникативный аспект - поведенческие показатели и показатели

     развитие  психологических  умений;

  -   управленческий  аспект  - когнитивные и поведенческие  показатели;

  -   психологический аспект  - когнитивные и поведенческие показатели;  

  -   социокультурный аспект - поведенческие и  деятельностные показатели

Каждый показатель оценивается в баллах – от 0 до 3.

Содержательный аспект: показатели оцениваются от 0 до 3 баллов.       Коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный аспекты: в силу возрастных особенностей, показатели у младших школьников 1 и 2 классов оцениваются в баллах от 0 до 2; показатели в 3 и 4 классах — от 0 до 3 баллов.      

Второй этап – аналитико – обобщающий

Полученная информация обрабатывается, проводится количественный и качественный анализ результатов. Вырабатываются рекомендации, при необходимости определяются пути коррекции развития.

                                                               

Для проведения мониторинга разработан и используется следующий методический инструментарий:

  •  «Показатели оценки  нравственного развития  и социализации  ребенка младшего школьного возраста и их выраженность в баллах  
  •  «Диагностическая беседа  с обучающимися по содержательному аспекту программы  «Истоки»»
  •  «Методические рекомендации к использованию книг для развития детей в процессе проведения  мониторинга  нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста»
  • Анкета для родителей « Ребенок глазами родителей»
  •  «Таблица результатов мониторинга нравственного развития и социализации»
  •  « Итоговая таблица результатов мониторинга нравственного развития и социализации»
  • Таблица  «Индивидуальный  «портрет»  нравственного развития и социализации ребенка
  • Таблица – шкала «Индивидуальный профиль нравственного развития  и социализации  ребенка»
  • Таблица «Этапы нравственного развития и социализации младшего школьника в процессе реализации программы « Социокультурные истоки»   

 

     Анализ результатов мониторинга   нравственного развития и социализации детей класса  позволяет:

  • определить достижения детей по всем аспектам качества образования на каждом этапе его развития;
  • сопоставить полученные показатели с Федеральными государственными образовательными стандартами (сформированность универсальных учебных действий); 
  • определить слабые стороны в нравственном развитии и социализации ребёнка, выстроить с ним  коррекционно-развивающую работу в этом направлении;
  • оценить эффективность реализации программы «Социокультурные истоки» в целом;
  • скоординировать дальнейшее взаимодействие школы и семьи в приобщении детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям.

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации ...

Управление процессом социализации детей младшего школьного возраста

Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Именно в младшем школьном в...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Суть данной статьи - новая система образования, ее цели, основополагающее значение русского языка в ней, современные методы и подходы в развитии речевого творчества, реализация интерактивных форм обуч...

Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения

Не секрет, что любой педагог заинтересован  в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не ис...

Мониторинг результатов нравственного развития и социализации учащихся в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"

        Цель мониторинга            Получение объективной информации о состоянии и динамике нравственного развития и социализации детей мл...

Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»

 Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС

Развитие у детей  познавательных интересов, общеучебных умений, навыков и творческих способностей на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях...