Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
учебно-методическое пособие на тему
Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_nravstvennogo_razvitiya_i_sotsializatsii.docx | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг нравственного развития и социализации
детей младшего школьного возраста
в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Беган Марина Александровна
xrutka@mail.ru
МБОУ «СОШ№6», г. Корсаков
Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования.
Цель мониторинга
Получение объективной информации о состоянии и динамике формирования основ нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста при реализации программы «Социокультурные истоки» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
Задачи мониторинга
1. Определение уровня нравственного развития и социализации ребенка, на
который можно опираться в общении с ребенком и его родителями.
2. Выявление «точек роста» в нравственном развитии и социализации
ребёнка, для выстраивания коррекционно-развивающей работы с ним.
3. Определение направлений дальнейшего совершенствования
воспитательно - образовательного процесса, уточнения содержания, форм
и технологий нравственного воспитания и социализации детей в
начальной школе и в семье.
Организация проведения мониторинга
Проведение мониторинга основывается на следующих принципах:
1. Сопоставимость системы показателей с Федеральными
государственными образовательными стандартами.
2. Открытость, прозрачность процедуры оценки нравственного развития и
социализации личности ребёнка (родители являются полноправными
участниками образовательного процесса).
3. Сравнимость данных достижений ребенка не только с общепринятыми
нормами, но и с его собственными достижениями, полученными ранее.
4. Прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать
возможные изменения и пути достижения целей).
5. Экологичность (сравниваются, прежде всего, результаты развития
«сегодняшнего» ребёнка с ним «вчерашним»).
Этапы проведения мониторинга
Мониторинг носит индивидуальный характер и проводится в первом, втором, третьем и четвертом классе.
Мониторинг проводится учителями, работающими в классе, педагогом-психологом, заместителем директора по воспитательной работе.
Рекомендуемое время проведения – 2 раза в год, в январе и мае.
Январь - промежуточная диагностика нравственного развития и социализации по пяти аспектам качества образования.
Май – итоговая диагностика развития ребёнка.
Мониторинг проводится в два этапа:
Первый этап — диагностический
На этом этапе проводится сбор информации и заполнение необходимой документации.
Используются следующие методы:
- беседа с ребёнком по категориям курса «Истоки»;
- наблюдение за активностью ребёнка в ходе проведения активных
занятий на уроках Истоки, на других уроках и классных часах, в
различных видах детской деятельности;
- анкетирование родителей;
- анализ продуктов детской деятельности (работа детей в книгах для
развития и при создании «Моей первой книги»).
Мониторинг проводится по пяти аспектам качества образования по показателям:
- содержательный аспект - когнитивные показатели;
- коммуникативный аспект - поведенческие показатели и показатели
развитие психологических умений;
- управленческий аспект - когнитивные и поведенческие показатели;
- психологический аспект - когнитивные и поведенческие показатели;
- социокультурный аспект - поведенческие и деятельностные показатели
Каждый показатель оценивается в баллах – от 0 до 3.
Содержательный аспект: показатели оцениваются от 0 до 3 баллов. Коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный аспекты: в силу возрастных особенностей, показатели у младших школьников 1 и 2 классов оцениваются в баллах от 0 до 2; показатели в 3 и 4 классах — от 0 до 3 баллов.
Второй этап – аналитико – обобщающий
Полученная информация обрабатывается, проводится количественный и качественный анализ результатов. Вырабатываются рекомендации, при необходимости определяются пути коррекции развития.
Для проведения мониторинга разработан и используется следующий методический инструментарий:
- «Показатели оценки нравственного развития и социализации ребенка младшего школьного возраста и их выраженность в баллах
- «Диагностическая беседа с обучающимися по содержательному аспекту программы «Истоки»»
- «Методические рекомендации к использованию книг для развития детей в процессе проведения мониторинга нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста»
- Анкета для родителей « Ребенок глазами родителей»
- «Таблица результатов мониторинга нравственного развития и социализации»
- « Итоговая таблица результатов мониторинга нравственного развития и социализации»
- Таблица «Индивидуальный «портрет» нравственного развития и социализации ребенка
- Таблица – шкала «Индивидуальный профиль нравственного развития и социализации ребенка»
- Таблица «Этапы нравственного развития и социализации младшего школьника в процессе реализации программы « Социокультурные истоки»
Анализ результатов мониторинга нравственного развития и социализации детей класса позволяет:
- определить достижения детей по всем аспектам качества образования на каждом этапе его развития;
- сопоставить полученные показатели с Федеральными государственными образовательными стандартами (сформированность универсальных учебных действий);
- определить слабые стороны в нравственном развитии и социализации ребёнка, выстроить с ним коррекционно-развивающую работу в этом направлении;
- оценить эффективность реализации программы «Социокультурные истоки» в целом;
- скоординировать дальнейшее взаимодействие школы и семьи в приобщении детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации ...
Управление процессом социализации детей младшего школьного возраста
Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Именно в младшем школьном в...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Суть данной статьи - новая система образования, ее цели, основополагающее значение русского языка в ней, современные методы и подходы в развитии речевого творчества, реализация интерактивных форм обуч...
Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения
Не секрет, что любой педагог заинтересован в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не ис...
Мониторинг результатов нравственного развития и социализации учащихся в рамках реализации программы "Социокультурные истоки"
Цель мониторинга Получение объективной информации о состоянии и динамике нравственного развития и социализации детей мл...
Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»
Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС
Развитие у детей познавательных интересов, общеучебных умений, навыков и творческих способностей на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях...