Главные вкладки
"Организация самоуправления в классном коллективе"
статья (4 класс)
Статья "Организация самоуправления в классном коллективе" заинтересует учителей 3-4 классов, которые начинают формировать у детей навыки самоуправления, чтобы лучше подготовить их к переходу в среднее звено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_samoupravleniya_v_klassnom_kollektive.docx | 279.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация самоуправления в классном коллективе
Развитие ученического самоуправления –
одно из важнейших направлений
совершенствования учебно - воспитательного
процесса в современной школе.
Самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников; помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.
Моя задача, как классного руководителя, - научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права.
Именно классный руководитель непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю. В классе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.
Свою задачу, как классного руководителя, вижу в оказании помощи ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности; помогать каждому при подготовке любого дела; выстраивать доверительные отношения с детьми.
В начальной школе только начинает формироваться ученическое самоуправление, затем продолжаясь в среднем звене и старшей школе.
К 3 классу ученики начальной школы уже достаточно ярко проявляют свои личностные качества, индивидуальные особенности в школьном пространстве – учеба хотя и продолжает оставаться ведущим видом деятельности, но уже значительное место отводится общению, творчеству, самореализации в детском коллективе. Ребята уже в достаточной степени способны к самостоятельным действиям в урочной и внеурочной деятельности: выдвигать идеи, составлять план действий, предлагать способы его реализации, организовывать себя и других, руководить действиями пары или малой группы. Причем, к 9-10 годам уже определенно видно, кто из учеников пользуется авторитетом, кто хороший организатор, а кто остается в тени, являясь аутсайдером. Поэтому одним надо дать возможность реализовать свои лидерские и организаторские способности, другим – творческий потенциал, а третьим – почувствовать себя нужным для воплощения общей идеи, ощутить уверенность в своих силах, помочь раскрыться, узнать свои возможности.
Раньше третьего класса начинать самоуправление, на мой взгляд, нецелесообразно, дети просто не поймут смысла этой работы. Начиная с первого класса, надо приучать детей к работе в парах и группах сменного состава, чтобы ребята учились взаимодействию, учились прислушиваться к другому. Уже можно давать детям отдельные поручения и следить за их выполнением. Это способствует развитию самостоятельности и ответственности. Таким образом, основная работа по организации самоуправления начинается в третьем и продолжается в четвертом классе. К этому времени дети готовы к новой форме и с радостью принимают ее. Приходится учитывать, конечно, особенности и возможности детей этого возраста. Безусловными плюсами этой возрастной категории являются следующие: 1) авторитет учителя и доверие к нему; 2) желание делать что-то самостоятельно, без помощи взрослых; 3) активность и творческая раскрепощенность; 4) имеются определенные навыки самостоятельной работы, умение добывать информацию. Имеются и минусы, что создает трудности в организации самоуправления в классе: 1) дети еще не имеют достаточного опыта взаимодействия друг с другом, не всегда слушают другого, уступают другим; 2) эгоцентричность; 3)испытывают сложности речевого характера, существует проблема выражения своих мыслей; 4) индивидуальные особенности характера и воспитания, затрудняющие работу в коллективе; 5) небольшой запас знаний и умений, необходимых для выполнения поручения, что делает неизбежной помощь взрослых.
Детям удобнее работать в малых группах. Поэтому выбирается староста (командир), помощник старосты и несколько групп (секторов) по разным направлениям работы: учебный сектор, трудовой сектор, спортивный сектор, хозяйственный и культурно-массовый сектор. Дети сами выбирают, чем им больше нравится заниматься. В каждом секторе есть свой командир, который следит за выполнением работы в своей группе. Проводятся общие собрания класса, где группы отчитываются о проделанной работе, сообщают о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, и, если нуждаются, обращаются за помощью. Организационную функцию выполняет классный руководитель. Если в третьем классе учащиеся работают под непосредственным контролем учителя, то начиная с четвертого, классный руководитель играет частично роль консультанта-помощника при решении важных для коллектива вопросов и подготовке творческих дел. При планировании своей деятельности по воспитательной работе классный руководитель спрашивает мнение детей: какие мероприятия им хотелось бы провести (подготовить); экскурсии какого характера их привлекают. Классный руководитель старается показать воспитанникам, что они участники совместной деятельности педагога и детей.
Работа по организации самоуправления сопровождается диагностикой классного коллектива.
- Методика "Чудо – дерево"
Цель: выявление отношения каждого ученика к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Ребятам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
"Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.
- Методика "Мишень активности"
Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.
Знаком "+" отмечают, как далеко находится от центра.
Отмечают, где бы хотелось находиться.
Листы подписываются.
Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
3 – если потребуют, то выполняют дела.
4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.
- Методика "Фотография"
Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные "групповые снимки" педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.
- Анкета для учащихся
Кого, по твоему мнению, больше всех уважают в классе? Почему?
У кого, на твой взгляд, больше всего друзей? Как ты считаешь – почему?
Кого бы ты выбрал командиром похода? Объясни свой выбор?
Если бы тебе поручили какое-то дело, кого бы ты взял в помощники?
Как ты думаешь, какими качествами должен обладать лидер коллектива?
Кого бы ты выбрал командиром класса? Почему?
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.
Модель ученического самоуправления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоуправление в классном коллективе.
Классный коллектив "Пчёлки"...
самоуправление к классном коллективе
из опыта работы по организации самоуправления в классном коллективе...
Создание самоуправления в классном коллективе
Самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающ...
Создание самоуправления в классном коллективе
Игровая модель позволяет научить учащихся самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно....
Самоуправление в классном коллективе
Как организовать классный коллектив так, чтобы каждому ребёнку нашлось дело по душе? Чтобы ребята были Вашими помощниками, а Вам и слова не надо было молвить? Пример организации самоуправления в класс...
Система работы учителя начальных классов Хатовой Людмилы Валентиновны по теме «Самоуправление в классном коллективе».
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети...
План развития и организации самоуправления в детском коллективе
Данная статья содержит теоретический материал и практические рекомендации по организации самоуправления в детском коллективе....