Создание самоуправления в классном коллективе
методическая разработка по теме
Самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_samoupravleniya_v_klassnom_kollektive.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание самоуправления в классном коллективе
Разработала учитель начальных классов МОУ СОШ №3 г. Кыштыма,
Челябинской области Никитина Светлана Геннадьевна
«Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т. е. существом со свободной волей».
Г. Гегель
В педагогической литературе существует множество определений понятия «самоуправления». В моей деятельности наиболее помогают выказывания академика В.М.Коротова и белорусского исследователя В.Т Кабуша:
В.М. Коротов: «Самоуправление – это метод организации воспитательного коллектива»
В.Т. Кабуш: «Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации»
Ученики же понимают самоуправление в своих классах как:
- управление жизнью класса;
- организацию дел своего класса, а значит, и для себя;
- решение задач, поставленных перед классным коллективом;
- школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.
После того, как составлена сущностная характеристика самоуправления, можно назвать его главные целевые ориентиры:
- Содействие развитию ребенка.
Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство (метод) развития детей. Участие ребят в работе самоуправления помогает сформировать такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность.
- Организация эффективного функционирования учебной деятельностью.
Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от дисциплины и заканчивая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся.
- Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.
Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности. Выполнение поручения не должно быть ограничено стенами учебного кабинета, а происходить и там, где возможно и педагогически целесообразно проявление и развитие социально ценных устремлений детей.
Принципы самоуправления.
- Деятельное наполнение работы органов самоуправления.
- Социальная значимость деятельности самоуправления.
- Соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития классного коллектива.
- Взаимосвязь функций, полномочий, реальных прав и возможностей органов самоуправления.
- Добровольность и выборность органов самоуправления.
- Инициатива, самостоятельность и творчество детей.
- Гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки.
- Сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы.
- Обязательное представление классных коллективов в органах школьного самоуправления.
- Взаимодействие всех органов самоуправления.
- Сотрудничество детей и взрослых при подготовке, принятии и выполнении их решений.
Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение детьми постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в классе и школе.
Воспитательный потенциал поручения:
- социально ценная направленность поручения;
- личностная значимость для ребенка выполняемая им работа;
- наличие реальных и конкретных прав и обязанностей у исполнителя поручения;
- инструктивная оснащенность процесса поручаемого дела (цель и значение поручения, сроки его выполнения, возможные варианты помощи и поддержки осуществляемой деятельности и т. п.);
- развивающий характер содержания и способов выполнения поручений, «цепочка» их последовательности - от простого к сложному, от желаемого к обязательному, от исполнительской к руководящей функции.
Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Если классный руководитель младших школьников уделяет внимание этой проблеме в работе с классом, то и на средней и старшей ступенях обучения дети с удовольствием выполняют самые различные поручения.
Стиль взаимодействия педагога с учащимися и их органами самоуправления.
- Не требуй от ребят того, чего не выполняешь сам.
- Выстраивай доверительные отношения с детьми.
- Гарантируй помощь каждому при подготовке дела.
- Избегай мелких несущественных замечаний (придирок).
Самоуправление «Солнечный город»
Девиз класса: «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось»
Правила жизни в классном коллективе:
Хотим все знать и все уметь
И везде во всем успеть!
Старших все мы уважаем
И в труде им помогаем!
Будем вместе мы везде:
В учебе, в спорте и труде!
Всегда мы вместе отдыхаем,
Скуки мы ни в чем не знаем.
Любим петь и танцевать,
И культуру соблюдать.
Воспитательная система «Солнечный город» направлена на развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствует становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника, предполагает целенаправленное и поступательное освоение учениками азбуки организаторского мастерства, формирование реально действующего самоуправление в классе.
Основу организации классного самоуправления составляет игра – путешествие «Незнайка в Солнечном городе». Главный герой – Незнайка, он пока ничего не умеет делать сам, но очень хочет всему научиться. Эти качества были близки нам –первоклассникам. Решением классного собрания Незнайка был принят учеником в наш класс. И здесь перед нами встала проблема: нам очень хотелось, чтобы Незнайка был не виртуальным образом, а всегда присутствовал в нашем классе. Мы решили сделать его собственными руками.
Открыли творческую мастерскую: придумали внешний образ, провели выставку рисунков, выбрали лучший эскиз и в кружке у В.И.Сулаковой с помощью вожатых слепили его из глины. С тех пор Незнайка живет в нашем классном уголке.
В начальной школе в силу возрастных особенностей детей, малого запаса знаний и умений, отсутствии стойких организаторских качеств ребят, речь можно вести не о самоуправлении, а только о соуправлении.
Ключевым принципом организации самоуправления в начальной школе является идея сотрудничества детей и взрослых.
В путешествие Незнайка и ученики отправились не одни, а вместе с классным руководителем, вожатыми и родителями учащихся.
Классный руководитель – помогает микрогруппам, давая советы и задания, развивающие способности и другие личные качества детей.
Родители — первые помощники во всех начинаниях. Они помогают в организации и проведении экскурсий и коллективных творческих дел, приобретении необходимых материалов для сказочных мастерских.
Вожатые - организуют работу команд и помогают младшим обрести свои первоначальные организаторские умения и навыки.
Система классного самоуправления «Солнечный город» рассчитана на 4 года обучения в начальной школе. Каждый год мы путешествуем по определенному маршруту.
Путешествие в Мир Эмоций (1 класс)
Путешествие в Мир Дружбы и Сотрудничества (2 класс)
Путешествие по Внутреннему Миру (3 класс)
Путешествие в мир Будущего (4 класс)
Каждый маршрут содержит определенные воспитательные задачи. И я, как классный руководитель стараюсь, чтобы система воспитательных мероприятий, проводимых с детьми, была направлена на выполнение поставленных задач.
Путешествие в Мир Эмоций
- Развивать позицию школьника.
- Обучать навыкам саморегуляции.
- Снижать чувство страх перед ошибками.
- Повышать самооценку детей.
Путешествие в Мир Дружбы и Эмоций
- Развивать толерантность и сотрудничество у детей.
- Развивать умение принимать ситуацию и изменять ее.
- Работать с симпатиями и антипатиями в классе.
- Профилактика и разбор конфликтных ситуаций в классе.
Путешествие по Внутреннему Миру
- Формировать осознание детьми своего образа «Я» глазами другого.
- Развивать положительное отношение, принятие себя и Другого.
- Развивать самостоятельность у детей.
- Развивать сплоченность детского коллектива.
Путешествие в Мир Будущего
- Формировать умение строить перспективы будущего, цели, средства их достижения.
- Корректировать чувство страха перед будущим.
- Развивать осознание сферы прав и обязанностей.
В игре-путешествии действует система чередования поручений, чтобы каждый ребенок попробовал себя, свои силы и возможности в различных ролях и видах деятельности.
Смена поручений с обязательным подведением итогов коллективного и индивидуального их выполнения происходит на классном собрании «Я — сам!», которое проводится один раз в месяц. На нем дети учатся анализировать и оценивать работу друг друга и свою собственную. Оценка выставляется с помощью цветных ладошек:
- красная — здорово;
- зеленая — ты (я) на верном пути;
- синяя — надо еще получиться.
Такие же оценки используются и при анализе коллективного творческого дела.
В ходе оценки своей деятельности дети постигают смысл формулы самостоятельности: «Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать ее достижение, выполнять задуманное и делать выводы. Сразу я не стану самостоятельным: сначала буду за кем-то повторять, следовать примеру, потом сделаю по-своему, дополню чем-то своим, а затем и сам научу кого-нибудь тому, что умею сам».
Младшие школьники должны научиться выполнять порученное дело ответственно, вырабатывать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Классный руководитель должен постоянно контролировать участие ребят в выполнении ответственных поручений и поощрять инициативу, самостоятельность, желание выполнять общественное поручение.
Обязательно должна действовать система поощрений.
Поощрять успехи учащихся можно по-разному: вручать грамоты, дипломы и сюрпризы, вносить фамилии учащихся в классную книгу почета. Хорошей формой поощрения может быть чествование активистов класса, которые делают жизнь в классе интересной и разнообразной.
Интересной формой поощрения может стать вручение памятных медалей, которые изготовляют сами ребята для своих товарищей. Медали можно выполнять по-разному: писать добрые пожелания, нарисовать портрет учащихся и использовать его на медали. Очень доброй формой поощрения учащихся может стать письмо родителям учащихся с благодарностью за поведение ребенка.
Записи с благодарностью учащимся за активную работу в классе должны регулярно появляться в школьном дневнике. Это тоже является хорошим стимулом для учащихся.
Наши классные дела
День сюрпризов. В этот день дети, вожатые и учитель дарят друг другу подарки – песни, стихи, комплименты. Маленькие сувениры, изготовленные собственными руками. Накануне классный руководитель проводит тайную жеребьевку: каждый ребенок вытягивает листок с именем того, кому он должен приготовить сюрприз.
День бантиков. В этот день все девочки, мальчики и те, кто приходит в класс, должны обязательно быть с бантиком. Итогом становится конкурс «Мистер Бант и мисс Бантик».
Праздник дома. Дети вместе с родителями, используя одну из форм творческого представления, рассказывают о своей семье, о ее реликвиях и традициях, совместных увлечениях и интересах, важных событиях и семейных историях.
День игрушек. В течение всего дня в классе гостят самые любимые игрушки детей. Подготовка к этому празднику ведется заранее. Ученики организуют выставку «Игрушки разных времен», на которой представлены игрушки современные, а также эпохи мам и пап, игрушки, сделанные своими руками. Дети рассказывают об истории появления игрушки, придумывают про них рассказы.
Праздник, который придумали мы. Он проходит в форме творческого отчета по итогам учебного года. Каждый ученик размышляет и творчески представляет свой ответ на вопрос: что я узнал в этом году? чему научился? что полезного сделал?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоуправление в классном коллективе.
Классный коллектив "Пчёлки"...
самоуправление к классном коллективе
из опыта работы по организации самоуправления в классном коллективе...
Создание самоуправления в классном коллективе
Игровая модель позволяет научить учащихся самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно....
Самоуправление в классном коллективе
Как организовать классный коллектив так, чтобы каждому ребёнку нашлось дело по душе? Чтобы ребята были Вашими помощниками, а Вам и слова не надо было молвить? Пример организации самоуправления в класс...
Система работы учителя начальных классов Хатовой Людмилы Валентиновны по теме «Самоуправление в классном коллективе».
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети...
САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ
В условиях демократизации общественной жизни первостепенное значение имеет самоуправленческое начало в жизнедеятельности школьного коллектива. Самоуправление это пространство, на котором формиру...
Самоуправление в классном коллективе.
Организация самоуправления в классе...