Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Птица счастья" 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3»

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

по реализации духовно-нравственного направления

                            Кружок

«Птица счастья»

Срок реализации программы: 1 год

Программа рассчитана на детей 7-8 лет

Нижневартовск-2015

                                 Пояснительная записка

        Рабочая программа «Птица счастья» по реализации духовно-нравственного направления разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации УМК «Школа России», составлена на основе книг А. Лопатиной и М. Скребцовой, которые включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности.

       В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обоснован национальный воспитательный идеал и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

             Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования отличительными особенностями, которого являются:

 1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.

  2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

   3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

   4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

   5. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности учащихся по каждой теме.

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человечество лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир без обучения духовному по своей сути.

Что же такое духовное воспитание и обучение? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

  • строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии;
  • воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись;
  • воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.

Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Если исключить духовное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? И многие другие.

Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы . Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Многие считают, что духовно-нравственное воспитание – это сугубо религиозное воспитание. Такое мнение ошибочно. Достаточно ознакомиться с планированием занятий и убедиться в отсутствии религиозной тематики.

Современное состояние религий, их разветвление на многочисленные направления и секты, все перипетии их развития и становления ребёнок может изучить (если появится интерес), став взрослее. Гораздо важнее дать ребёнку почувствовать основы мировых религий. Этот начальный курс по духовно-нравственному воспитанию должен показать всё самое светлое, чистое и доброе, что есть в каждой священной книге. Главное, не пропагандировать, не вкладывать в детей определённые ответы, а оставлять за ними свободу мнения.

Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. И наш мир расцветёт, как сад, когда расцветут души наших детей. “Дети – всегда единственное будущее рода человеческого, ” - писал В.Сароян.

Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. В этом убеждает нас появление предметов, посвящённых духовно-нравственному развитию личности ребёнка, таких как, человековедение, эстетика, мировая художественная культура, а также поиск педагогами новых, нетрадиционных подходов к обучению.

Разработанная программа по духовно-нравственному воспитанию может широко использоваться преподавателями любых общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и других внепрограммных мероприятий. Темы занятий “красной нитью” проходят через большинство предметов школьного курса, и если нет возможности вкладывать в детей определённые ответы, а оставлять за ними свободу мнения.

Перспективная программа по духовно-нравственному воспитанию в младших классах “Птица счастья” составлена на основе книг А.Лопатиной и М.Скребцовой , которые включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности. Материалы книг включают произведения, которые не являются “избитыми”, а наоборот, это стихи, рассказы, сказки и высказывания, которые малоизвестны. Такой подбор произведений позволяет интриговать детей, заставляет их вслушиваться в каждое слово. Они собраны с учётом разных возрастных особенностей.

Принципы реализации Программы

  1. Принцип гуманизации образования.
  2. Принцип учета индивидуальных особенностей участников образовательного процесса.
  3. Принцип системности.
  4. Принцип научности.
  5. Принцип доступности.
  6. Принцип преемственности между учебной и внеурочной работой.

Цель: формирование  интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.

           Задачи:

  • содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • развивать познавательную активность учащихся. 

Этапы реализации программы

Курс «Птица счастья» представляет собой систему занятий по  духовно-нравственному воспитанию  для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Курс включает 135 занятий. Рабочая программа для 2 класса составлена на 34 часа. В неделю проводится по 1 занятию.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

 Ценность искусства и литературы -  как способ  познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Планируемые  результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о влиянии красоты природы на душу человека;

- основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- о богатстве и разнообразии нашей культуры

-  основы существующих мировых религий;

- об окружающем нас мире;

- осознание своего места в мире и обществе;

- о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений, религий и социальных групп

Уметь

- развивать познавательную деятельность;

-толерантно относится к представителям различных религий и конфессий;

- развивать чувство наблюдательности ко всему миру;

- развивать глубинное понимании процессов происходящих в окружающем мире;

  • осознавать ценность окружающего мира;
  •  развивать осознанное духовно-нрвственное отношение к жизни;

Применять

- полученный на занятиях опыт для адекватного взаимодействия с людьми;

- полученные знания для общения с представителями других социальных групп других религий, других поколений, понимания окружающих;

- полученные знания для природосберегающей и природоохранной  деятельности;

Предполагаемые результаты реализации программы.

  1. Результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний об окружающем нас мире, о влиянии красоты природы на душу человека, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к людям других поколений, религий и социальных групп.

2. Результаты второго уровня: развитие ценностных отношений школьников к тому, что их окружает, к миру воды, земли, цветов, природы, солнца и неба, родной природе и культуре, к другим людям, к своему здоровью, внутреннему миру. Развитие осознанного духовно- нравственного отношения к жизни – важнейшего фактора сопротивления  негативным тенденциям окружающего общества.

3. Результаты третьего уровня: Учащийся может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт общения с представителями других социальных групп, других религий, других поколений, понимания окружающих.

Содержание программы

Раздел  «Природа глазами души» 2 класс

Мы часто не ценим то, что есть вокруг нас: наших мам, наших учителей и друзей. Улыбка, чьё-то доброе сердце не кажутся нам необыкновенным явлением. Только маленькие дети интуитивно чувствуют красоту и волшебство в самых обычных людях и в повседневных событиях, поэтому так нежно и открыто улыбаются миру. Христос говорил: « Если не уподобитесь малым детям, не вступите в Царствие Небесное». И если в наших детях сохранится  на всю жизнь чувство высшего смысла жизни,  «Царствие Небесное» будет ближе к ним, и жизнь их будет счастливее. Школьный курс Природоведения, множество прекрасных книг, появившихся в последнее время, дают детям в основном, информационные знания об окружающем нас мире, уделяя мало внимания влиянию красоты природы на душу человека, воспитанию через природу высокого и чистого духа. Но разве можно научить ребёнка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нём любви к природе. Разве почувствует и поймёт ребёнок взаимосвязь всего созданного в нашем мире, если не увидит во всём неповторимое чудо. Поэтому, изучая курс по духовно-нравственному воспитанию, дети будут учиться чуткому и бережному отношению к тому, что их окружает, познакомятся с миром воды, земли, цветов, природы, солнца и неба.

         

Тематическое планирование «Природа глазами души»

2 класс

(34 ч в год, 1 раз в неделю)

Цель: формировать нравственные качества посредством                    использования различных форм и методов внеклассной            работы.

Задачи:

  • формирование устойчивых положительных привычек;
  • познакомить детей с миром природы, воды, солнца, земли,   цветов, неба.

Блок

Цель

Тема

Кол-во

часов

Мир природы

  • Определить, какие чудесные явления есть только в мире природы;
  • определить, какие явления существуют только в мире человека.
  1. Удивительное чудо природы.

2. Природа и человек.

1

1

Мир солнца

  • Определить, что такое солнце;
  • Обсуждение вопросов:

- какое настроение у солнца в разное время дня?

- что солнце думает о людях, деревьях, птицах, земле?

- кто на земле больше всего солнцу радуется?

1. Портрет солнца.

2.Чему нас учит солнце.

3.Свет души.

4. Фея света.

1

1

1

1

Мир неба

  • Определить, в чём заключается сладостный удел человека;
  • обсуждение вопросов:

- каким бывает небо?

- что небо думает о земле и её творениях?

- какими красками и оттенками небо землю украшает?

- какими бывают облака?

- могут ли облака плакать?

  • сравнить небо и солнце;
  • определить, что такое звёзды.

  1. Бесконечность неба.

  1. Сокровища неба.

  1. Портрет облака.

  1. Волшебная страна облаков.

  1. Звёздочки души.

  1. Что умеют делать звёзды.

7. Куда падают звёзды?

   Звёздное небо.

1

1

1

1

  1

 1

1

Мир воды

  • Познакомить с понятием «мир воды»;
  • установить, что бы было, если не было воды;
  • обсуждение вопросов:

- чем пахнет вода?

- кто живёт в воде?

- о чём вода думает, мечтает?

  • определить, что такое море;
  • обсуждение проблемы:

- какими качествами должен обладать человек, который стал бы другом воды.

1. Дождевая капелька.

  1. Кому нужен дождик?

  1. Добрый дождик.

  1. Гнев стихии.

  1. Добрая гроза.

  1. Как радуга землю украшает.

  1. Радости волшебная дуга.

  1. Радуга в сердце человека.

9. Портрет воды.

10. Вода – наше богатство.

11. Чистый голос воды.

12.Тайны моря.

13. Человек и вода.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Мир земли

  • Обсуждение вопросов:            - какие дары приносит земля;

- что человек может сделать для земли;

- что земля может сделать для человека.

1. Земля-матушка.

2. Разговоры земли.

3. Земля и люди.

4. Дары земли.

5. Земля – планета.

1

1

1

1

1

Мир цветов

  • Определить, что называется миром цветов;
  • выяснить, нужен ли мир цветов нам;
  • обсуждение вопросов:

- с кем дружат цветы?

- о чём цветы мечтают, думают?

- какие цвета и оттенки дарят цветы земле.

 

  1. Знакомимся с цветами.

  1. Цветы любви и надежды.

3. Разноцветное платье земли.

1

1

1

Календарь традиционных школьных дел и праздников:

  • сентябрь (День знаний «Здравствуй, школа!», ярмарка «Дары осени», операция «Ветеран живет рядом», Посвящение в первоклассники, трудовой десант);
  • октябрь (Праздничные мероприятия ко Дню Учителя, конкурс рисунков «Люблю тебя мой край родной», день пожилого  человека);
  • ноябрь (мероприятия в рамках КТД «Семья и школа»,  День матери «Мама милая моя»);
  • декабрь (мероприятия в рамках КТД «К нам идет Новый год», Конкурс гигантских игрушек, классный час на тему: «Конституция – основной закон государства»);
  • январь (Детская Рождественская Неделя Милосердия);
  • февраль (мероприятия в рамках КТД «Сыны Отечества», акция «Подарок ветерану своими руками, игра – конкурс «Маленький разведчик»)
  • март (Праздник «Прощание с Азбукой», мероприятия в рамках КТД «Театральная весна»,  День 8 марта, городской конкурс социальных проектов «Я-гражданин России»)
  • апрель  ( мероприятия в рамках КТД «Декада Памяти»)
  • май  (мероприятия в рамках КТД  «Наши достижения», единый классный час «След войны…», Неделя Памяти, праздник «Прощание с начальной школой», День права)

Формы деятельности на занятиях по духовно-нравственному воспитанию.

  • Беседы.

Беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира развивают в детях чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг них.

Беседы по духовно-нравственному воспитанию построены так, чтобы, начиная от самих детей, их ежедневных потребностей и нужд осуществлялся постепенный переход к другим людям и ко всему миру. Беседа делится как бы на три части:

  • Как ты сам?
  • Как другие люди в других странах?
  • Как в идеале, в высшем смысле?

Конечно, это разделение условно, но постепенно дети сами начинают замечать, что происходит вокруг них, приносят всевозможные истории и рассказы: «а я видел…,

а у нас вчера…». Дети начинают «видеть».

  • Чтение сказок.

В процессе воспитания чтение сказок  - универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не объяснить ни какими другими словами.

При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой  смысл заложен в ней. Некоторые сказки, словно сверкающие жемчужины любви, доброты, света и счастья.

Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему сказки. Сказка должна войти в сердце ребёнка. Он должен её прожить. Поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться так, чтобы ребёнок не давал определённые ответы. А подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках.

  • Музыка, живопись, поэзия.

Невозможно представить духовно-нравственное воспитание без музыки, живописи, поэзии. Но надо сделать так, чтобы остался след в сердце каждого ребёнка, независимо от его развития.

Дети изучают биографии композиторов, художников и поэтов, подробно разбирают их произведения, но почти не уделяется внимание  духовной основе творчества. Что они думали о смысле жизни, о смысле своего дара, о чём мечтали, что хотели донести своими произведениями до людей?  А ведь это самое главное.

  • Сочинение стихов, сказок, художественная деятельность.

Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребёнка чуть-чуть приоткрыться – и она уже отзывается стихами, сказками, рисунками.

  • Игры.

Нет нужды доказывать, что ребёнок учится  играя, и, что, играя, он в три минуты выучит столько, что иным способом не выучит и за час. Большинство игр учит внешним правилам общения и этикета, а не развитию чувства внимания к другим людям. Самое важное – не  забывать, что игры должны служить развитию души ребёнка.

В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и взаимоотношения детей. Через игру педагог может постепенно влиять на характер детей, корректировать их поведение, отмечать те или иные закономерности.

Игра даёт возможность детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Но следует помнить, что преподаватель постоянно должен искать повод одухотворить, осмыслить игру, сделать её уроком жизни.

   Ребятам нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Тогда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Важно, чтобы педагог в течение игры сам проявлял те качества, которым хочет научить детей.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся будет иметь:

  •  начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  •  неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Мониторинг реализации Программы

Что изменится

Каким образом фиксируем, замеряем

- уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;

- активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности

- диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

- диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова);

- изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);

- приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление;

- развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;

- приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.

- диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

- диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);

- диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);

- письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;

- диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);

- диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);

- диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Материально-техническое обеспечение

Используемая литература:

  • А. Лопатина, М. Скребцова «Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира», Москва, «Амрита-Русь»,  2007г
  • А. Лопатина, М. Скребцова «Притчи для детей и взрослых» в 3-х книгах, Москва, «Амрита-Русь»,  2009г
  • А. Лопатина, М. Скребцова «Беседы и сказки о семье для детей и взрослых», Москва, «Амрита-Русь»,  2005г
  • А. Лопатина, М. Скребцова «Азбука скороговорок», Москва, «Амрита-Русь»,  2009г
  • А. Лопатина, М. Скребцова «Сказы Матушки-Земли», Москва, «Амрита-Русь»,  2008г
  • А. Лопатина, М. Скребцова «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах», Москва, «Амрита-Русь»,  2007г
  • А. Лопатина, М. Скребцова  «Волшебный мир музыки», Москва, «Амрита-Русь»,  2009г

Ресурсное обеспечение реализации программы                

  1. Материально-техническое обеспечение

п/п

Инвентарный номер

Наименование оборудования

Год

выпуска

1060090746

Доска школьная

2005

21.36

Стул СМ82/2 серый

2007

21.36

Парта ученическая 15 шт

2007

21.36

Стул ученический 30 шт.

2007

1040090380

Принтер HP P2035

2010

1040090383

МониторSamsung

2011

1040090386

Системный блок HP500 В НТ

2011

21.36

Кресло компьютерное

2011

1061090837

Подвес потолочный к проектору

2011

210134000000007

МФУ M1132s

2013

21.34

Акустические колонки

2013

410134000000100

Документ камера Epson

2013

410134000000103

Интерактивная доска Board 279

2013

410134000000106

Комплекс интерактивного контроля

2013

410136000000158-

410136000000159

Комплект динамических раздаточных материалов по обучению грамоте

2013

410136000000164-410136000000165

Комплект динамических раздаточных материалов по математике

2013

410136000000169-410136000000173-410136000000174

Комплект динамических раздаточных материалов по окружающему миру

2013

4481-4517

Наглядные пособия (диск) – 37 шт по предметам

2013

Информационно-методическое обеспечение

Автор

Название

Издательство

Класс

Год издания

Кол-во

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Основные правила и понятия 1-4класс»  на CD (7таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Символы и понятия» на  CD (8таблиц + не менее 5 заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Безопасное поведение школьников» (начальная школа)»  на   CD (5таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Математика 2класс» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Окружающий мир 2класс» на CD (15таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Русский язык 2класс» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

2

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Словарные слова» на CD (8таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Устные приёмы сложения и вычитания  в пределах сотни» на CD (4таблицы + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

А.С. Анютина

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями  «Музыка. Начальная школа»  на CD (10таблиц + не менее 5заданий к каждой)

«Экзамен»

1-4

2012

1

Тематическое планирование «Природа глазами души»

2 класс

(34 ч в год, 1 раз в неделю)

Блок

Цель

Тема

Кол-во

часов

Дата

Мир природы

  • Определить, какие чудесные явления есть только в мире природы;
  • определить, какие явления существуют только в мире человека.

1.Удивительное чудо природы.

День знаний «Здравствуй, школа!»,

2.Природа и человек.

Подготовка к ярмарке «Дары осени»

1

1

01.09

08.09

Мир солнца

  • Определить, что такое солнце;
  • Обсуждение вопросов:

- какое настроение у солнца в разное время дня?

- что солнце думает о людях, деревьях, птицах, земле?

- кто на земле больше всего солнцу радуется?

1. Портрет солнца.

2.Чему нас учит солнце.

Конкурс рисунков «Люблю тебя мой край родной» 

3.Свет души. День пожилого  человека

4. Фея света.  День матери «Мама милая моя»

1

1

1

1

15.09

22.09

29.10

06.10

Мир неба

  • Определить, в чём заключается сладостный удел человека;
  • обсуждение вопросов:

- каким бывает небо?

- что небо думает о земле и её творениях?

- какими красками и оттенками небо землю украшает?

- какими бывают облака?

- могут ли облака плакать?

  • сравнить небо и солнце;
  • определить, что такое звёзды.

1.Бесконечность неба.

2.Сокровища неба.

3.Портрет облака.

4.Волшебная страна облаков.

5.Звёздочки души.

КТД «Семья и школа»,  

6Что умеют делать звёзды.

День матери «Мама милая моя»

  1. Куда падают звёзды?

             Звёздное небо

1

1

1

1

   1

1

1

13.10

20.10

27.10

10.11

17.11

24.11

01.12

Мир воды

  • Познакомить с понятием «мир воды»;
  • установить, что бы было, если не было воды;
  • обсуждение вопросов:

- чем пахнет вода?

- кто живёт в воде?

- о чём вода думает, мечтает?

  • определить, что такое море;
  • обсуждение проблемы:

- какими качествами должен обладать человек, который стал бы другом воды.

1. Дождевая капелька.

Конкурс гигантских игрушек

2.Кому нужен дождик?

Беседа «Конституция – основной закон государства»);

3.Добрый дождик. Детская Рождественская Неделя Милосердия

4.Гнев стихии.

5Добрая гроза. 

Акция «Подарок ветерану своими руками

6.Как радуга землю украшает. Игра – конкурс «Маленький разведчик»)

7.Радости волшебная дуга.

Подготовка инсценировки к  фестивалю «Театральная весна»,  

8Радуга в сердце человека.

9.. Портрет воды. Создание проекта к городскому конкурс усоциальных проектов «Я-гражданин России»)

10. Вода – наше богатство.

11. Чистый голос воды.

12.Тайны моря.

13. Человек и вода.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

08.12

15.12

22.12

29.12

19.01

26.01

02.02

09.02

16.02

23.02

01.03

08.03

15.03

Мир земли

  • Обсуждение вопросов:            - какие дары приносит земля;

- что человек может сделать для земли;

- что земля может сделать для человека.

1. Земля-матушка.

2. Разговоры земли.

  3. Земля и люди.

Мероприятие  к «Декаде Памяти»)

4. Дары земли.

5. Земля – планета. 

Беседа «След войны…»

1

1

1

1

1

22.03

05.04

12.04

19.04

26.04

Мир цветов

  • Определить, что называется миром цветов;
  • выяснить, нужен ли мир цветов нам;
  • обсуждение вопросов:

- с кем дружат цветы?

- о чём цветы мечтают, думают?

- какие цвета и оттенки дарят цветы земле.

 

1.Знакомимся с цветами.

2..Цветы любви и надежды.

3. Разноцветное платье земли.

1

1

1

03.05

10.05

17.05


Приложение 1

1. Диагностика и исследование нравственной сферы школьника

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа» 

(предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

 Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление

Методика «Закончи историю»

Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

2. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки» 

(предназначена для детей 1–2 классов) (по Р.Р.Калининой)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Методика «Что мы ценим в людях» 

(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать»

 (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …

6. Если бы я был на месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика  «Незаконченные предложения, или моё отношение к людям».

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)

Анкета-опросник «Настоящий друг»

(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

 (Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...