Внеурочное занятие "Знаешь ли ты птиц?"(проектное исследование, курс "Знакомые незнакомцы")
проект по окружающему миру (1 класс) по теме

Малова Лариса Сергеевна

Изучение и исследование вместе с детьми конкретных объектов природы (птиц).Последовательное приобщение учащихся к детской, научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaesh_li_ty_ptits.pptx2.43 МБ
Файл proekt_znaesh_li_ty_ptits.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

З н а е ш ь л и т ы п т и ц ?

Слайд 2

Снится ночью пауку чудо-юдо на суку: длинный клюв и два крыла прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это…

Слайд 4

1 апреля - Международный день птиц

Слайд 5

В 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц.

Слайд 6

В России день птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.



Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие «Знаешь ли ты птиц?»

(проектное исследование, курс «Знакомые незнакомцы»)

  1. Тема, над которой работали учащиеся 1 «В» класса,  «Знаешь ли ты птиц?»
  2. Комплектация групп: класс делится по 5-6 участников в каждой (предусматривались дифференцированные задания).
  3. Цели:  
  • изучение и исследование вместе с детьми конкретных объектов природы (птиц);
  • развитие интереса к изучению природы;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие культуры речи.
  • последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
  1. Планируемые результаты:
  • Личностные: стремиться к получению новых знаний, проявлять интерес к поставленной проблеме;
  • Регулятивные: умение действовать по плану (предполагаемому заданием), умение работать над понятием на основе информации из различных источников;
  • Познавательные: делать выводы в результате совместной работы;
  • Коммуникативные:  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других , учиться работать в группе.
  1. Предлагаемые роли:
  • Художники-оформители (рисуют «портреты» птиц);
  • Энциклопедисты (подбирают  справочный материал о птицах);
  • Исследователи (занимаются изучением строения тела пернатых и их поведения);
  • Фольклористы (находят загадки, пословицы,  народные приметы о поведении птиц);
  • Артисты (инсценируют случай из жизни птиц, рассказывают стихотворения).
  1. Итоговый результат: презентация коллективного продукта.

Проект: «Знаешь ли ты птиц?»

  Давайте, ребята, отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным! А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Тема нашего занятия спрятана в загадке (Слайды 1-3):

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … (птица)

 Сегодня, дети, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. (Слайды 4-6). Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

Птицы всегда привлекали людей своим мелодичным пением, ярким оперением, способностью летать. (Слайды 7-14). Есть птицы очень большие, есть крошечные - колибри, вес которых составляет 2,4 гр. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие - в степи. Третьи - на берегу моря, а за четвертыми - ухаживает человек. Одни питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей. Птиц много на земле - около 9 тыс. видов. Только в России их насчитывается более 760 видов.

Все вы долго готовились для того, чтобы наше занятие было особенно интересным и запоминающимся Ученики нашего класса разделились на пять групп. Каждая группа выполняла своё задание. Одна группа подбирала интересный справочный материал о птицах, другая выполняла рисунки о них, третья занималась исследовательской деятельностью, четвёртая группа готовила загадки, пословицы, поговорки о наших пернатых друзьях, а пятая – подобрала стихотворения и сценку про птиц. Результаты их работы мы сейчас увидим, услышим и оценим.

Юные художники-оформители нарисовали портреты хорошо знакомых нам птиц и повесили свои работы на доску. А энциклопедисты из второй группы подготовили интересные рассказы об этих птичках. (Дети представляют свои рассказы о дятле, кукушке, ласточке, сове, вороне и снегире).

А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете птиц? У каждой группы на столе есть конверт. Вы должны будете достать из конверта маленькие фрагменты, составить из них рисунок птицы и вспомнить, как её зовут. Молодцы, все отлично справились с заданием.

Сейчас наши исследователи поделятся с нами своими наблюдениями. Они изучали главный признак всех  птиц – перья.

Опыт 1. (Лопунов Артём использует микроскоп)

Мы рассмотрели перья многих птиц и увидели, что они имеют одинаковое строение. Посмотрите, в центре пера проходит стержень, к нему прикрепляется опахало, которое состоит из бородок. Мы сделали вывод, что у всех птиц перья имеют одинаковое строение.

Опыт 2.  (Сокур Варя использует документ-камеру)

Если дунуть на перо, то оно улетит.

Вывод: перья очень лёгкие. Почему? Варя срезает ножницами стержень и демонстрирует с помощью документ-камеры, что оно внутри пустое, то есть там воздух. Поэтому перо лёгкое.

Опыт 3.  (Шатских Наталья используют микроскоп и документ-камеру).

Мы заметили, что у птиц есть большие перья и маленькие пушистые пёрышки. Большое перо устроено так, что между бородками нет просветов, они как будто приклеились друг к другу. Между бородками есть выступы и крючочки, которые соединяются между собой, вот почему перья такие лёгкие, прочные и упругие. Иногда они разъединяются, тогда появляется брешь. Птицы клювом могут починить своё перо. Большие перья называются маховыми и рулевыми. С их помощью птица машет, рассекает воздух и поворачивает тело в нужное направление. Летит вверх или вниз, влево или вправо.

 Маленькие пушистые пёрышки называются пуховыми. Когда прикладываешь такое пёрышко к щеке, то становится тепло.

Вывод: они нужны птичке для тепла.  

Опыт 4. (Иожица Алёша, использует документ-камеру).

Люди иногда говорят: «мокрая курица» и «вышел сухим из воды, как гусь». Я хочу объяснить, что они обозначают. Для этого я проведу опыт: беру два пера (куриное и утиное) и опускаю их в воду. Куриное перо стало мокрым, а гусиное осталось сухим. Почему?

Вывод: гусиное перо в воде не намокает. Водоплавающие птицы не тонут в воде, т.к. их перо не смачивается водой. Всякий раз до и после купания они обильно смазывают его жиром, который выделяется из копчиковой железы, расположенной у основания хвоста. Выделяющийся из нее жир птица захватывает клювом и втирает его в оперенье. Поэтому перья птиц, смазанные жиром, в воде не намокают. Благодаря этому водоплавающие птицы не тонут в воде.

            Дмитренко Михаил и Скороходова Настя  расскажут о народных приметах и о том,  как и  чем питается дятел.

Молодцы! Много интересного мы узнали из ваших наблюдений! А сейчас я хочу вам предложить игру. Сыграв в неё, мы узнаем, кто у нас в классе самый внимательный. Правила игры такие: я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое, дайте мне знать: хлопайте в ладоши. Итак, слушайте внимательно.

  1. Прилетели птицы. Голуби, синицы, мухи и стрижи. (Разве мухи не птицы, они ведь летают? Мухи – кто они?)
  2. Прилетели птицы. Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
  3. Прилетели птицы. Голуби, куницы … (Разве куница – это не птица, а кто?)
  4.  Прилетели птицы. Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. (Комары – это кто?)
  5. Прилетели птицы. Голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки и разные зверюшки.

Очень хорошо! Все были внимательными. Молодцы, отлично справились с заданием! Значит, теперь вы легко отгадаете загадки про птиц, которые для вас подготовили ваши друзья и запомните интересные факты.

Загадки.

1. Ночь, как смола, черным-черна,                      

Серой птице не до сна,                                      

Меж кустов, как тень, скользит,                      

Караулит, кто не спит.                                      

Ловит каждый шорох чутко,                                                        

А как крикнет – станет жутко.                                  

Вздрогнет спящая трава,                                            

Это ухает… (сова)                                                        

                                                                                         

2. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

3. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит. (Дятел)

4. Плавающая, но нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин)

Зяблик. Почему эта птица так называется? Потому что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда ещё на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали её зябликом.

Сойка или горихвостка. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который всё время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.

Чёрно-белая манишка,

Подвижной, с рыжинкой хвост.

На селе любой парнишка

Сразу скажет: «Горихвост».

Давайте поблагодарим ребят за интересные рассказы и загадки. Я вам тоже приготовила загадку. Она не обычная, а особенная загадка-плетёнка. Но сначала давайте наберёмся сил и сделаем зарядку. 

Физминутка.

Лебеди летят,
Крыльями машут.

Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо
Умеют держаться
И бесшумно
На место садятся.

А сейчас, давайте посмотрим сценку, которую подготовила для нас творческая группа.

Автор.  Этот случай был в апреле. С юга птицы прилетели. Тает снег, а воробья выгоняют из жилья.

Скворец . Убирайся вон, задира!

Автор.  Просвистел ему скворец.

Воробей.  Ни за что! Моя квартира! Я не временный жилец! Я тут вьюги и мороз Терпеливо перенес. А сейчас под этой кровлей для семьи гнездо готовлю. И не тронусь, хоть убей!

Автор.  Прочирикал воробей.

Скворец.  Не упрямься! Мне в наследство этот дом остался с детства. Вылетай! Мой клюв остер. А не то...

Автор.  Но тут во двор со скворечней Миша вышел, быстро с нею влез на крышу, крепко-крепко привязал и приветливо сказал:

Миша. Я, друзья, сердечно рад. Охраняйте вместе сад.

Автор Только Миша слез долой, Воробьишко удалой в новый дом переселился и с соседом помирился. Уходят. Входят два ученика.

Ученики.  Прилетели скворцы - Молодой весны гонцы, червяков они клюют и поют, поют, поют!

Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков - скворечников - и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса, луга и поля. Чтобы скворцы не выселяли из домиков воробьев, необходимо сделать скворечники и "подарить" нашим пернатым друзьям! А ещё надо с любовью относиться ко всем птицам и животным, живущим на нашей планете ЗЕМЛЯ!

Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
- "Ты гнезда разорять не смей!
Не трогай птичьих гнезд!"
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

Дети встают, берут в руки кормушки и под звуки песни «У дороги чибис» занятие заканчивается.

Кормушки, которые вы сделали, мы обязательно повесим в нашем школьном саду, чтобы птицы не переставали радовать нас своим пением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектное исследование. Формирование интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л. В. Занкова.

Проектное исследование, в котором предложена  модель формирования интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л.В. Занкова, позволяющая  воспитыв...

Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, проектной деятельности  и т. п....

Программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Проектная академия"

Материал содержит разработанную программу с необходимыми требованиями по ФГОС 2 поколения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

Выбираем тему проектного исследования в начальной школе.

Статья о том, как выбрать тему проекта, ориентируясь на интересы ученика. Технология "Три хочу"....

Конспект внеурочного занятия \'\'В мире информации\'\' по теме \'\'Знакомые незнакомцы\'\' (1 класс)

Название курса: «В мире информации».Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.Цель: формирование представление у обучающихся о лесном обитателе - еже.План...