Программа воспитания " Уроки толерантности"
рабочая программа (4 класс)
«Уроки толерантности» - совершенно особый курс, существенно отличающийся от традиционного преподавания в школе. Он основан на концепции личностно-ориентированного обучения, в рамках другой концепции поставленных целей достигнуто не будет. Невозможно научить детей толерантности, но можно поставить их в такую ситуацию, когда они получат опыт взаимодействия в этом мире и сами научатся выстраивать отношения с окружающими людьми на принципах толерантности. Уроки этого курса становятся не тем предметом, куда ученики приходят “проходить” материал, а приходят общаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_razrabotka_programmy_vospitaniya_dlya_4_kl_uroki_tolerantnosti.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания
«Уроки толерантности»
для учащихся 4 класса
34 часа
Программа составлена по учебно-методическому пособию Рожкова М.И., Байбородовой Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: – М.: Академия развития, 2018 г
Дополнительная литература:
1. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: методические материалы. – М.: КАРО, 2017
2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность: Введение в проблему: учебно-методическое пособие. – М.: МПСИ, 2015
3. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2011
4. Полякова М.В. Дружный класс. Программа развития установок толерантности и культуры мира в начальной школе. – М.: Перспектива, 2016
5. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков. Воспитание толерантности. – М.: Педагогическое общество России, 2018
6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно – тематическое составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Обучение ведется учебно-методическому пособию Рожкова М.И., Байбородовой Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: – М.: Академия развития, 2018
«Уроки толерантности» - совершенно особый курс, существенно отличающийся от традиционного преподавания в школе. Он основан на концепции личностно-ориентированного обучения, в рамках другой концепции поставленных целей достигнуто не будет. Невозможно научить детей толерантности, но можно поставить их в такую ситуацию, когда они получат опыт взаимодействия в этом мире и сами научатся выстраивать отношения с окружающими людьми на принципах толерантности. Уроки этого курса становятся не тем предметом, куда ученики приходят “проходить” материал, а приходят общаться. Главным становится умение встать на противоположную точку зрения. Речь идет не о компромиссах – подлинная толерантность рождается не тогда, когда мы просто показываем равноправность разных логик, а тогда, когда ученик видит дополняющие друг друга точки зрения и осознанно придерживается одной из них или вырабатывает свою. При этом ученик признает право других иметь свой взгляд на любую проблему. Толерантность возникает в одновременном звучании, казалось бы, непримиримых точек зрения.
Программа курса не может быть чем-то однозначно заданным. Она может изменяться в зависимости от уровня подготовки класса, его особенностей (социальных, национальных, этических, культурных), от психологического климата в коллективе. Проведение занятий по данному курсу возможно лишь с позиций сотрудничества с учениками, поэтому изменения программы курса оказываются в прямой зависимости от самого учителя (его готовности, интересов, задач). Таким образом, программа «Уроки толерантности» предоставляет возможность творческой работы учителю.
Во главу угла ставится индивидуальность, самобытность, неповторимый субъектный (не субъективный), т. е. лично накопленный опыт ученика, через призму которого и воспринимается субъектом все происходящее.
Данные уроки способствуют преодолению разрозненности детского коллектива, развитию толерантности по отношению к людям с физическими недостатками, иной веры и национальности.
Таким образом, содержание программы позволяет привести детей к пониманию того, что они не одиноки, что есть много людей, которым дорого то, что и каждому из них, которые имеют сходную судьбу или оказались в сходной ситуации.
Цели: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Задачи:
- формировать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме;
- развивать способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
- формировать уважение и признание к себе и к людям, к их культуре;
- развивать способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
- формировать умения определять границы толерантности
В результате изучения «Уроки толерантности» учащиеся должны:
знать/понимать
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- механизмы происхождения стереотипов и предрассудков, их роль в возникновении нетерпимости;
- основные аргументы против расизма, ксенофобии, национализма, фашизма;
- мировой опыт общественного противостояния нетерпимости, насилию и экстремизму;
- принципы организации гражданских акций, как формы ненасильственного противостояния нетерпимости;
- основные пути выхода из конфликтов;
- роль права в формировании ценностей толерантности в обществе;
- основные общие для всех права и свободы, которые являются основой для ценностей толерантности.
уметь:
- различать терпимость и толерантность
- рефлексировать, контролировать свои чувства, возникающие при взаимодействии с людьми, которые от них чем-либо отличаются;
- распознавать стереотипы и предрассудки в собственном поведении, поведении других людей, в информации, предоставленной СМИ;
- участвовать в гражданских акциях и в других формах проявления гражданской активности, (иметь начальные умения их организации)
- искать конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций;
- отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол. час. | Цель | Планируемые результаты | Дата проведения | ||
Предметные | УУД | По плану | Факт | ||||
Введение (2 часа) | |||||||
Вводное занятие | 1 | - Создать непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе. -Повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы | Усвоить понятия «группа», «коллектив», «доверительные отношения» | Формирование коммуникативного умения в процессе совместной деятельности | |||
Чем мы отличаемся друг от друга | 1 | - Помочь осмыслить проблему различия людей. - Показать основные критерии, по которым различаются люди в обществе. - Освоить навыки работы в группе |
| Освоение правил групповой работы на практическом уровне | |||
Понятие толерантности (5 часов) | |||||||
Что такое толерантность | 1 | - Обсудить разные подходы к понятию «толерантность» - Создать условия для формирования у учеников собственного отношения к понятию «толерантность» |
| Формирование ценностей толерантности в обществе | |||
Все мы разные | 1 | Формировать способности устанавливать позитивные взаимоотношения как основы толерантности. |
| Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. | |||
Межкультурное взаимодействие | 1 | -Показать различия культурного восприятия действительности разными людьми. - Выявить в ходе взаимодействия противоречия, которые могут возникать у людей разных культур. - Обсудить процесс формирования культуры. | Знать различия культурного восприятия действительности разными людьми; | Умение кконструктивно взаимодействовать с людьми разных убеждений, культурными ценностями и социальным положением. | |||
О дружбе, товариществе | 1 |
| Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. | Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся. | |||
Учимся ссориться и мириться | 1 | Способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе. | Знать приёмы дружеских взаимоотношений с ровесниками | Усвоение конструктивных путей выхода из конфликтных ситуаций | |||
Проявление нетерпимости (10 часов) | |||||||
Большинство и меньшинство | 1 | -Анализировать проблему нетерпимости между большинством и меньшинством. Раскрыть причины возникновения этой нетерпимости. - Показать важность толерантного отношения как большинства к меньшинству, так и меньшинств к большинству | Знать значение слов «большинство» и «меньшинство» | Развитие нравственного понимания, сопереживания, умения лояльно | |||
Богатые и бедные | 1 | -Раскрыть экономическую основу неравенства. -Выявить разные подходы к понятию равенства и определить соотношение понятий «справедливость» и «равенство» | Усвоить понятия «справедливость» и «равенство», «неравенство» | Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. | |||
Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди | 1 | - Создать условий для формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. - Развить чувства общности, толерантности к людям не похожим на нас внешне | Знать, кто такие люди с ОВЗ, относиться к ним с пониманием и уважением | Развитие коммуникативных навыков | |||
Нетерпимость по отношению к инакомыслящим | 1 | - Раскрыть смысл понятия инакомыслия (сущность, отражение в действительности, последствия). - Способствовать формированию у учащихся толерантного отношения к инакомыслящим | Усвоить смысл понятия инакомыслия | Умение формулировать своё мнение, свою позицию. | |||
Россия - наша Родина | 1 | - Объяснить, что объединяет всех людей, живущих в России. - Раскрыть систему нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика. | Знания о людях проживающих на территории России | Формирование умения анализировать и оценивать тексты учебника и учебные задания, позволяющие понять, что значит быть гражданином своей страны. | |||
Нетерпимость к асоциальным группам | 1 | - Развить у учащихся понимания права каждого человека на социальный выбор и ответственности за него. | -Актуализировать проблему существования в обществе асоциальных групп - Развивать навыки участия в дискуссии, умение слушать и слышать разные точки зрения на проблему. -Содействовать формированию терпимого отношения к асоциальным группам | Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. | |||
Проблемы межнациональных отношений | 1 | - познакомить ребят с понятием предрассудков и стереотипов в области межнациональных отношений; - создать условия для поиска собственных стереотипов и предрассудков; - понять истоки межнациональных конфликтов и сложность в распутывании паутины национальных конфликтов. | Знать смысл понятий «предрассудки», «стереотипы», «межнациональные отношения» | Знание и допуск возможности существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с собственной. | |||
Справедливость и милосердие | 1 | -Анализировать и объяснять понятия: духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность, добро, зло, справедливость, милосердие. -Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков. -Организовывать работу для самостоятельного пополнения учащимися знаний в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей. | Знать значение слов «духовность», «бездуховность», «нравственность», «безнравственность», «добро и зло» «милосердие» | Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. | |||
Отцы и дети | 1 | Создать условия для формирования терпимого, доброжелательного отношения подростков к родителям и осознания общности семьи как социальной группы. | Знать, что семья – одна из жизненных ценностей человека | Формирование терпимого и доброжелательного отношения к родителям, своей семье | |||
Мужчины и женщины | 1 | -Создать условия для того, чтобы учащиеся могли сформулировать и проанализировать свои представления о мальчиках и девочках, а также соотнести их с представлениями о мужчинах и женщинах, существующими в обществе. - Развивать эмпатию к окружающим. | Иметь представление о противоположном поле, проявлять эмпатию | Формирование эмпатии к окружающим людям | |||
Я и толерантность вокруг меня (16 часов) | |||||||
Что такое стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь | 1 | Рассмотреть механизмы возникновения стереотипов их воздействия на человека и общество. | Усвоить механизмы возникновения стереотипов | Умение распознавать стереотипы и предрассудки в собственном поведении, поведении других людей, в информации, предоставленной СМИ | |||
Что такое ксенофобия | 1 | Сплотить класс путем преодоления негативных установок в области межэтнического общения. | Знать смысл слова «Ксенофобия» | Усвоение основных аргументов против расизма, ксенофобии, национализма, фашизма | |||
Как противостоять нетерпимости | 1 | Создать условия для мотивированного противостояния нетерпимости в обществе и стимулировать учащихся к активным гражданским действиям против проявлений нетерпимости. | Понимать необходимость противостояния нетерпимости | Стремление к мотивированному противостоянию нетерпимости в обществе. | |||
Нужна ли мне волшебная палочка? | Создать условия для развития коммуникативной компетентности и правильной социальной ориентации учащихся. | Усвоить первоначальные знания о правильной социальной ориентации учащихся. | Развитие готовности к общению, сотрудничеству и пониманию | ||||
Декларация принципов толерантности | 1 | -Изучить основные положения «Декларации принципов толерантности»; -Развить навыки работы с международными документами: умение анализировать документ, выделять главное, уметь объяснить сущность проблем, поднятых в документе. | Познакомиться с «Декларацией принципов толерантности» | Формирование умения жить в обществе вместе с людьми других национальностей. | |||
Черты толерантной личности | Познакомить учащихся с основными чертами толерантной и интолерантной личности | Знать основные черты толерантной и интолерантной личности | Усвоение основных черт толерантной и интолерантной личности | ||||
Саморазвитие | Развивать навыки самопознания и саморазвитие личности подростка. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. | Развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей. | ||||
21 января - Международный День объятий |
| Знать историю возникновения праздника | Формирование умения считаться с мнениями других через игру – дискуссии | ||||
Счастье и смысл жизни. | 1 | -Объяснять, что такое счастье и смысл жизни. -Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях). | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей. | Умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей. | |||
Насколько я толерантная личность | 1 | - Ознакомить учащихся с основными чертами толерантной личности. - Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности. | Уметь оценить степень своей толерантности | Формирование представления о том, как надо поступать, чтобы быть толерантной личностью | |||
Толерантность вокруг меня | 1 | -Определить, как проявляется нетерпимость вокруг нас в ближайшем окружении и в мировых масштабах. -Способствовать формированию навыков выхода из конфликтных ситуаций. | Знать приёмы конструктивного взаимодействия | Формирование конструктивных навыков общения, выхода из конфликтных ситуаций. | |||
Как отличить добро от зла? | 1 | Учить различать, где есть добро, где - зло. | Объяснять понятия: добро, зло. Усвоить | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества | |||
Граница между добром и злом | 1 | -Анализировать понятия ценности, идеалы, духовность. -Ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и традиций культуры народов России: учить оценивать свои и чужие поступки, делать выбор. | Знать нравственные идеалы, установки, ценности | Умение анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм, делать выводы | |||
Долг и совесть | 1 | - Анализировать понятия долг и совесть, их взаимосвязь в жизни. - Ориентировать в выборе своих действий в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях жизненных ситуаций), учить отвечать за свой выбор, свои решения. | Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, долг, совесть. | Формирование стремления поступать согласно чувству долга и совести.
| |||
Честь и достоинство | 1 | -Анализировать и объяснять понятия «честь» и «достоинство», взаимосвязь этих понятий в жизни. -Учить объяснять, что такое честь и достоинство и зачем они необходимы людям. | Анализировать и объяснять понятия: честь и достоинство. | Стремление ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. | |||
Ценности рода и семьи | 1 | Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, семейные и народные традиции. | Знать значение слов: духовность, культура, ценности, добро и зло, семейные и народные традиции | Знание основных норм морали; умение показать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе | |||
Итоговое занятие (1 час) | |||||||
О пользе прощения | 1 | - Помочь ребятам осознать важность, пользу прощения и то, к чему приводит неумение прощать. -Воспитать дружелюбие, умение прощать, быть терпимыми к недостаткам товарищей, радоваться успехам других людей. | Усвоить понятие слов «простить», «прощение». | Развитие нравственного понимания, сопереживания, умения лояльно оценивать поступки других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Воспитание толерантности учащихся в начальной школе».
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Воспитание толерантности учащихся в начальной школе»....
Программа воспитания учащихся начальных классов МБОУ СОШ с. Панино «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
воспитание культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе...
Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"
Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...
Методическая разработка внеклассных занятий по теме: «Уроки толерантности при воспитании современных школьников»
Функция образования сегодня должна выходить уже с самого раннего детского возраста, когда возникает вопрос: а почему другой человек не похож на меня? А почему он ведет себя так, а не иначе? Встает вел...
Программа воспитательной работы в начальных классах «Воспитание культуры толерантности младших школьников в рамках ФГОС» «Мир принадлежит терпеливым»
Наименование программы Программа «Воспитание культуры толерантности младших школьников» «Мир принадлежит терпеливым».Основание для разработкиЦель программы: формирование у детей навыко...
Программа «Воспитание культуры толерантности младшего школьника»
Новизна программы и инновационная направленность выражается в новом комплексном подходе к организации духовно – нравственного воспитания обучающихся и их родителей, путем системной работы над...
«Уроки толерантности при воспитании современных школьников»
методическая разработка...