АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Воспитание толерантности учащихся в начальной школе».
методическая разработка по теме
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
«Воспитание толерантности учащихся в начальной школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tolerantnosti_uchashchihsya.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
«Воспитание толерантности учащихся в начальной школе».
Класс 1 - 4
Сроки реализации – 4 года
Учитель: Грунская Елена Николаевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 22
п. Кубань Гулькевичский район
2010 г
Авторская программа
Воспитание толерантности учащихся в начальной школе.
Пояснительная записка
Авторская программа «Воспитание толерантности учащихся» направлена на выявление сформированности толерантных отношений у учащихся начальной школы, воспитание толерантных отношений.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на
первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития человека (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире
разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не
нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.
Проблема толерантности - это воспитательная проблема. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия,
без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Признание человеком другого, принятие, понимание – основные принципы воспитания толерантности.
Признание - это способность видеть в другом именно другого, как
носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Воспитывать культуру толерантности необходимо с самых первых дней обучения. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в
процессе взаимодействия к некой общей основе. Уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. На первый план выходят задачи понимания ребенка. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться при тесном сотрудничестве с родителями. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи.
Цель программы: формирование у детей навыков толерантных отношений.
Задачи программы:
- знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
- понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение
различий между людьми;
- обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;
- воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
- воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
- формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи;
- создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
- развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
Отличительные особенности: темы классных часов сформулированы и распределены с учетом возрастных особенностей детей, некоторые темы повторяются, но углубляется материал, и усложняются формы работы, а также имеет место региональный компонент
Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного предназначена для реализации в 1 - 4 классах.
Сроки реализации – 4 года.
Воспитание толерантности осуществляется через классные часы, кружковую работу, родительские собрания, родительский лекторий.
Режим работы – 1 раз в месяц – 1 час.
Формы и методы проведения занятий:
- индивидуальные беседы, анкетирование, наблюдение и другие социологические методы измерений;
- организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах в урочной и внеурочной деятельности, ток-шоу, дискуссии, театрализованные представления, школьные праздники, создающие условия для демонстрации личностных данных учащихся.
- организация коллективной работы; применение сочетания различных форм совместной работы; создание ситуации успеха, эмоционального фона; организация педагогической поддержки;
- диагностика толерантности, самоактуализации и качества среды.
Формы проведения занятий: учебно-игровое занятие, классный час, утренник, родительское собрание, праздник, устный журнал, диалог-тренинг.
Ожидаемые результаты.
- Воспитание ребенка, успешно взаимодействующего в коллективе, противостоящего нетолерантным отношениям, социально адаптированного ребенка.
- Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных и т.п. разногласий.
- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым
подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.
Критерии и форма оценки качества знаний: диагностики (социометрия, анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование). Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии.
Формы проведения итогов реализации программы:
Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом их реализации является организация системы дел в каждом классе на протяжении 4-х лет. Каждый учебный год начинается и заканчивается с проведения диагностики (социометрия, анкетирование, интервьюирование, психологическое тестирование). В конце года проводится большой семейный праздник, приуроченный ко Дню семьи.
Учебно-тематический план.
Учитывая возрастные особенности первоклассников, в течение учебного года проводятся коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях, узнать что - то новое о ребятах, найти новых друзей.
Поскольку для детей 7-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, необходимо опираться на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса. Все эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период при переходе в начальную школу.
1 класс
№ п\п | Дата | Тема классного часа | Количество часов |
1 | Сентябрь | Всемирный день мира. Международный день грамотности. (1сентября). Путешествие по стране знаний. Диагностика учащихся (тест для индивидуального знакомства с ребенком). | 1 |
2 | Октябрь | Международный день пожилых людей. (1 октября). Классный час «В стране веселых бабушек и озорных внучат». | 1 |
3 | Ноябрь | Международный день толерантности. ( 16 ноября). Праздники, сближающие людей и народы. «Праздник дружбы». | 1 |
4 | Декабрь | День прав человека. (10 декабря). Учебно-игровое занятие «На что имеем право» | 1 |
5 | Январь | Классный час "Культура поведения на переменах" | 1 |
6 | Февраль | Родительское собрание. «Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться?» | 1 |
7 | Март | Классный час «Театр вежливых ребят» | 1 |
8 | Апрель | День матери России. (29 апреля). "Мама, бабушка + я"- утренник с участием родителей. | 1 |
9 | Май | Международный день семьи. (15 мая). «Мама, папа, я – дружная семья» - литературно – спортивный праздник. | 1 |
Итого | 9 часов |
Для второклассников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом.
2 класс
№ п\п | Дата | Тема классного часа | Количество часов |
1 | Сентябрь | Международный день грамотности. (1 сентября). Турнир Знатоков. Диагностика для изучения детского коллектива «Ежик» | 1 |
2 | Октябрь | Международный день пожилых людей. (1 октября). Классный час "Бабушки и внуки" | 1 |
3 | Ноябрь | Международный день толерантности. ( 16 ноября). Утренник «Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть» | 1 |
4 | Декабрь | День прав человека. (10 декабря). Родительское собрание «Наказание и поощрение» с участием детей. | 1 |
5 | Январь | История новогодних праздников. «Рождественские встречи» - утренник с участием родителей. | 1 |
6 | Февраль | Знакомство с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях. Утренник «Деревенские посиделки» | 1 |
7 | Март | Устный журнал. "История имени, фамилии, рода" | 1 |
8 | Апрель | День матери России. (29 апреля). «У меня такая мама…» - утренник | 1 |
9 | Май | Международный день семьи. (15 мая). Классный час «Моя семья» | 1 |
Итого | 9 часов |
У третьеклассников важной остается тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
3 класс
№ п\п | Дата | Тема классного часа | Количество часов |
1 | Сентябрь | Всемирный день мира. Международный день грамотности. (1 сентября). Урок гражданственности и патриотизма «Кубань – степная дочь России». Диагностика для изучения детского коллектива "Социометрия" | 1 |
2 | Октябрь | Международный день пожилых людей. (1 октября). Аукцион народной мудрости "От бабушки до наших дней..." Классный час | 1 |
3 | Ноябрь | Международный день толерантности. ( 16 ноября). Классный час «Что такое толерантность»? | 1 |
4 | Декабрь | День прав человека. (10 декабря). Классный час на тему: "Изучаем Конвенцию о правах ребенка". | 1 |
5 | Январь | Родительское собрание. «Роль семьи в формировании личности ребенка» | 1 |
6 | Февраль | Классный час «Автопортрет класса». | 1 |
7 | Март | Классный час. «Учусь понимать других». | 1 |
8 | Апрель | День матери России. (29 апреля). Детско-родительский вечер «Лучшие мамы на свете». | 1 |
9 | Май | Международный день семьи. (15 мая). Классный час "О чем расскажет семейный альбом" | 1 |
Итого | 9 часов |
Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Теперь для них важны признание окружающими их внутренней ценности и уникальности, признание и одобрение не только со стороны значимых для них взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребенка как его оценивают сверстники и старшие товарищи.
4 класс
№ п\п | Дата | Тема классного часа | Количество часов |
1 | Сентябрь | Международный день грамотности. Всемирный день мира. (1 сентября) Диагностика для изучения детского коллектива. "Круги на воде" | 1 |
2 | Октябрь | Международный день пожилых людей. (1 октября). Вечер-встреча «Я и мое поколение». | 1 |
3 | Ноябрь | Международный день толерантности. ( 16 ноября). Классный час «О мальчиках и девочках». | 1 |
4 | Декабрь | День прав человека. (10 декабря). Классный час «Азбука права». | 1 |
5 | Январь | Классный час «Один за всех, все за одного». | 1 |
6 | Февраль | Родительское собрание. «Умеете ли вы любить своего ребенка». | 1 |
7 | Март | Диалог-тренинг «Улыбка. В чем ее секрет» | 1 |
8 | Апрель | День матери России. (29 апреля). Утренник «Букет для мамы». | 1 |
9 | Май | Международный день семьи. (15 мая) Классный час «В семейном кругу». | 1 |
Итого | 9 часов |
Содержание программы
1класс
Всемирный день мира. Международный день грамотности. (1 сентября).
Путешествие по стране Знаний. Школа, школьные предметы, правила поведения в школе. Диагностика учащихся. Тест для индивидуального знакомства с ребенком.
Международный день пожилых людей. (1 октября). Классный час «В стране веселых бабушек и озорных внучат». Любовь и уважение к бабушкам, добро, дружба, уважение к старшим.
Международный день толерантности. (16 ноября). Праздники, сближающие людей и народы. «Праздник дружбы». Дружба, коллектив, важные для дружбы качества, конфликт, ссора, ситуация, алгоритма отказа.
День прав человека. (10 декабря). Учебно-игровое занятие. «На что имеем право». Правовые знания, права ребёнка, права и обязанности школьника, ответственность, добро, зло, правила общения.
Классный час "Культура поведения на переменах". Правила общения, доброжелательность, вежливость, поведение, перемена, культура поведения.
Родительское собрание. «Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться?» Непослушный ребёнок, негативные и позитивные эмоции, детская агрессивность, правила для семьи по преодолению детской агрессивности.
Классный час «Театр вежливых ребят». Вежливые слова, вежливость, культура поведения в общественных местах, культура общения, правила общения.
День матери России. (29 апреля). "Мама, бабушка + я"- утренник с участием родителей. Любовь и уважение к бабушкам, мамам, добро, дружба, уважение к старшим.
Международный день семьи. (15 мая). «Мама, папа, я – дружная семья» - литературно – спортивный праздник. Любовь, семья, спорт, добро, дружба, уважение к старшим.
2 класс.
Международный день грамотности. (1 сентября). Турнир Знатоков. Школа, школьные предметы, правила поведения в школе, конкурс.
Диагностика для изучения детского коллектива «Ежик». Изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку.
Международный день пожилых людей. (1 октября). Классный час "Бабушки и внуки". Любовь и уважение к бабушкам, добро, дружба, уважение к старшим.
Международный день толерантности. (16 ноября). Утренник «Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть». Воспитанный человек, вежливость, доброта, дружба, товарищество, правила общения, конфликт, ссора, дружелюбие, расположение.
День прав человека. (10 декабря). Родительское собрание «Наказание и поощрение» с участием детей. Можно ли наказывать ребенка? Как поощрять ребенка? Дисциплина, добро, зло, права ребёнка, права и обязанности школьника, ответственность.
История новогодних праздников. «Рождественские встречи» - утренник с участием родителей. История русских зимних праздников, Рождество, Нового года, Святок, Крещения.
Знакомство с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях.
Утренник «Деревенские посиделки». Национальное художественное наследие, детский фольклор, загадка, скороговорка, небылица, былины, пословицы.
День матери России. (29 апреля). «У меня такая мама…» - утренник.
Любовь, уважение, чувство гордости за свою маму, важная роли матери в укреплении семьи, нравственной атмосферы в обществе и государстве, добро, дружба, уважение к старшим.
Международный день семьи. (15 мая). Классный час «Моя семья». Семья, любовь, забота, добро, дружба, уважение к старшим.
3 класс
Всемирный день мира. Международный день грамотности. (1 сентября). Урок гражданственности и патриотизма «Кубань – степная дочь России». Кубань, любовь к малой родине, гражданская позиция, патриотизм, гордость за свой край.
Диагностика для изучения детского коллектива «Социометрия"
Международный день пожилых людей. (1 октября). Аукцион народной мудрости "От бабушки до наших дней... «Семья, традиции, семьи одноклассников, история своей семьи, семейные традиции, родословная.
Международный день толерантности. (16 ноября). Классный час «Что такое толерантность»? Толерантность, толерантные отношения, интолерантная личность, терпение, уважительные отношения между учащимися, уважение мнения других, непонимание, игнорирование, эгоизм, сплочённость, коллективизм.
День прав человека. (10 декабря). Классный час на тему: "Изучаем Конвенцию о правах ребенка". Конвенция, права и обязанности детей, ответственность за свои права, положительное отношение к правам других.
Родительское собрание. «Роль семьи в формировании личности ребенка» Семья, дети, личность, взаимоотношения между ребёнком и родителями, правил семейного воспитания.
Классный час «Автопортрет класса». Автопортрет, дружба, друзья, настоящий друг, классный коллектив.
Классный час. «Учусь понимать других». Коммуникативнность, адекватное поведение, асоциальное поведение, позитивное общение детей между собой и с взрослыми.
День матери России. (29 апреля). Детско-родительский вечер «Лучшие мамы на свете». Любовь, уважение, чувство гордости за свою маму, важная роли матери в укреплении семьи, нравственной атмосферы в обществе и государстве, добро, дружба, уважение к старшим.
Международный день семьи. (15 мая). Классный час "О чем расскажет семейный альбом". Семья, любовь, забота, добро, дружба, уважение к старшим.
4 класс
Международный день грамотности. Всемирный день мира. (1 сентября). Процесс учения и познания, самосовершенствование, самооценка своих достижений.
Диагностика для изучения детского коллектива. "Круги на воде". Коллектив, дружба, взаимоотношения, товарищество, правила общения.
Международный день пожилых людей. (1 октября). Вечер-встреча «Я и мое поколение».
Семья, традиции, семейные традиции, поколение, различие взглядов.
Международный день толерантности. (16 ноября). Классный час «О мальчиках и девочках». Мужественность, самостоятельность, уважение к девочке, женщине; друзья, уважительное отношение между девочками и мальчиками; нежность, доброта, красота.
День прав человека. (10 декабря). Классный час «Азбука права». Права ребёнка, детство, Конституция, Семейный кодекс.
Классный час «Один за всех, все за одного». Коллектив, коллективизм, взаимоотношения между детьми в классе, дружба, товарищество, взаимопомощь.
Родительское собрание. «Умеете ли вы любить своего ребенка». Любовь, семья, дети, личность, уважительное отношение к чужому мнению.
Диалог-тренинг «Улыбка. В чем ее секрет». Улыбка, значение улыбки для здоровья человека, коммуникативность, коллектив, правила общения.
День матери России. (29.апреля). Утренник «Букет для мамы». Любовь, уважение, чувство гордости за свою маму, важная роли матери в укреплении семьи, нравственной атмосферы в обществе и государстве, добро, дружба, уважение к старшим.
Международный день семьи. (15 мая) Классный час «В семейном кругу». Семья, любовь, забота, добро, дружба, уважение к старшим,
Материальное обеспечение программы: занятия проходят в кабинете, в библиотеке, в актовом зале. При проведении занятий используются магнитофон, мультимедийный проектор, интерактивная доска. При поведении диагностики используются тесты, при проведении костюмированных праздников используются костюмы, изготовленные детьми.
Методическое обеспечение программы.
Формы проведения занятий: учебно-игровое занятие, классный час, утренник, родительское собрание, праздник, устный журнал, диалог-тренинг.
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам: метод убеждения, самоубеждение – метод самовоспитания, метод внушения, самовнушения, стимулирование, методы воспитывающих ситуаций
Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов: первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в классе, вторая группа приёмов связана с организацией диалоговой рефлексии, третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.:
Список литературы:
- Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. Мемориал. 2001., №24
- Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
- Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002.
- Кузнецова В.Г. "Игры, викторины, праздники в школе и дома". "Аквариум", ГПГТВ. 1998.
- Маленкова Л. В одном классе - два разных мира. Народное образование, 2002, № 1.
- Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
- Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
- Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. Семья и школа. 2001. №№11-12.
- Степанов П. Как воспитать толерантность? Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.
- Степанова E.Н, Александрова М.А. "Классному руководителю о классном часе" М., 2002.
- "Конвенция о правах ребенка" Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20.11.89
- "Начальная школа". Приложение к газете "Первое сентября", 2002,
№ 1.
- Об организации работы по реализации федеральной целевой программ "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. Вестник образования 2001, № 20.
- http:www: festival@1september.ru
- http:www.texlonline.ru/readu
- http://cheldiplom.ru/tendencies
- http://nmc.nevarono.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социализация учащихся в начальной школе" Доклад.
Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе....
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...
Работа с родителями первоклассников как один из способов адаптации учащихся к начальной школе
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания дете...
Формирование толерантных отношений в начальной школе
Формирование толерантного сознания учащихся в урочной и внеучебной деятельности у учащихся на примере программы "Начальная школа 21 века"...
Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе по программе «Школа 2100"
В данной статье описывается мой небольшой опыт по формированию самооценки младших школьников....
Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...
Доклад на ШМО начальных классов "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе"
Данный доклад по теме "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе" был подготовлен и представлен на очередном заседании ШМО на...