Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"
рабочая программа на тему
Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами. Цель программы: формирование у младших школьников навыков толерантных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста" | 425 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Программа воспитания для учащихся 1-4 классов.
Срок реализации программы – 4 года.
Год разработки-2009
Составитель:
С.В. Ушакова,
учитель начальных классов,
классный руководитель
Содержание
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ……………………………………………………..
1. Пояснительная записка………………………………………………………
2. Механизм реализации программы воспитания…………………………
2.1. 1 класс «Я и МОЙ МИР» (я особенный)………………………
2.2. 2 класс «Мой класс – моя крепость»……………………………
2.3. 3 класс «Все разные - все равные»……………………………..
2.4. 4 класс «Учимся договариваться»………………………..............
2.5. Основные направления реализации программы…………………..
2.6. Работа с родителями учащихся……………………………………..
2.7. Мониторинг реализации программы……………………………….
Литература……………………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Название программы | «Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста» (организация воспитательной работы в 1-4 классах) |
2. Составитель | Ушакова Светлана Владимировна |
3. Срок реализации программы | Программа рассчитана на реализацию в течение 4-х лет (2009-2013 гг.) и предполагает постоянную работу по ее дополнению, корректированию и совершенствованию |
4. Краткое изложение идеи программы | Представленная программа, воспитывающая терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами. Цель программы: формирование у младших школьников навыков толерантных отношений. Задачи: 1. Познакомить с понятием «толерантность» и его составными частями: уважение, доброта, сопереживание, дружба, понимание, поддержка, терпимость. 2. Развивать эмпатические и коммуникативные способности; умение предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами. 3. Способствовать применению навыков толерантного поведения в повседневной жизни в школе и за ее пределами. |
Пояснительная записка
«Если я чем- то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю»
А. де Сент-Экзюпери
В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая человеческая личность. Важность этой темы подтверждает наличие Международного дня толерантности, отмечаемого 16 ноября.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.[1]
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам существовал и продолжает существовать в нашем обществе в целом. Не является исключением и школа. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, социальная, половая принадлежность ребенка, так и его внешний вид, интересы, увлечения, привычки. Очень часто возникает проблема межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости. [4]
Каждый год к нам в школу приходит все больше детей разных национальностей, разного социального статуса семей, детей с разными материальными возможностями. Социальный анализ показал, что в школе обучаются дети:
- Различных национальностей
- Различных религиозных убеждений
- С особыми физическими потребностями (дети инвалиды)
- Разных социальных слоев
- Дети, оставшиеся без попечения родителей (Приложение 1).
И учителю начальных классов важно донести до каждого ребенка мысль о том, что разные индивидуальные качества лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир.
Для начальной школы проблема воспитания толерантности очень актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. [2]
Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно – это и осознание ребенком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование сплоченности классного коллектива. И развитие желания ребенка становиться лучше, самосовершенствоваться. И формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо без насилия. Конечно, образцом толерантного поведения должен оставаться учитель.
Необходимость и возможность формирования толерантности у младших школьников обуславливается их возрастными особенностями и характером проявления индивидуальных качеств личности в этом возрасте. Такие особенности детей младшего школьного возраста, как подчинение старшим, доверительность, открытость, стремление к подражанию, послушание, исполнительность способствуют быстрому освоению существующих в обществе норм. [3]
В то же время воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации ученого процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. [2]
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле «родители + дети + учитель». Это значит, что решающими факторами в процессе воспитания толерантной личности являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение.
Совместная деятельность учеников, классного руководителя и родителей – это площадка для совершенствования коммуникативных навыков, развития эмпатии и построения субъект – субъектных отношений. А эмпатия и коммуникативность – это основные компоненты толерантности. [3].
Необходимость разработать программу «Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста» и апробировать ее на учащихся младшего школьного возраста вызвана тем, что отношения между современными школьниками, к сожалению, нельзя назвать идеальными.
Представленная программа, воспитывающая терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у младших школьников навыков толерантных отношений.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «толерантность» и его составными частями: уважение, доброта, сопереживание, дружба, понимание, поддержка, терпимость.
2. Развивать эмпатические и коммуникативные способности; умение предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
3. Способствовать применению навыков толерантного поведения в повседневной жизни в школе и за ее пределами.
Предполагаемый результат реализации программы
- Среди учащихся снизится уровень агрессивного и конфликтного взаимодействия.
- Изменится восприятие учащимися себя и других людей, что отразится на уменьшении различных разногласий.
- Возрастет осознание себя частью классного коллектива.
- Осуществится признание многообразия культур.
- Укрепятся связи поколений.
- Возрастет взаимопонимание и доверие между учителем, учениками и их родителями.
Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом их реализации является организация системы дел в каждом классе на протяжении 4-х лет. Каждый учебный год начинается с проведения диагностики (социометрия, анкетирование, интервьюирование).
Принципы воспитательной работы
В программе воспитания, где главным направлением является толерантность, мы опираемся на личностно – ориентированный и деятельностный подход. В работе придерживаемся принципов, которые помогают построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями лучше и результативно.
- Принцип целенаправленности
Наличие мотивации и осознание ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознание значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка являются одним из факторов успешности воспитания толерантности.
- Учет индивидуальных и половозрастных особенностей
При формировании толерантности следует учитывать различия в чертах личности и социальном поведении. Необходимо помнить о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.
- Принцип культуросообразности
Воспитание толерантности связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, не теряя при этом своей индивидуальности.
- Принцип связи с жизнью
Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.
- Принцип уважительного отношения к личности
При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
- Принцип опоры на положительное в ребенке
Создание ситуации успеха
- Принцип единства знаний и поведения
Формирование толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и поведенческом, составляющих единое целое.
- Принцип диалогичности и сотрудничества
Диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия.
- Принцип воспитывающей рефлексии
Необходимо создавать условия для рефлексии – побуждать учащихся к осмыслению собственных действий, поведения.
Механизм реализации программы
Данная программа воспитания рассчитана на 4 года начального обучения. Продолжительность каждого этапа совпадает с длительностью учебного года.
1 класс «Я и МОЙ МИР» (я особенный)
Для учеников младшего школьного возраста характерны следующие особенности:
- Возникновение и закрепление личной характеристики ребенка, которая становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности;
- Безграничное доверие к взрослым, главным образом родителям и учителям, подчинение и подражание им.
Учитывая эти возрастные особенности, целесообразно в течение учебного года проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться. Рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях. Узнать что–то новое о ребятах, найти новых друзей.
Поскольку для детей 7 – 10 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых, необходимо опираться на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса.
Все эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период при поступлении в 1 класс.
Цель – осознание каждым ребенком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника.
Задачи:
- Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива.
- Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.
- Привлекать родителей к внеклассным мероприятиям.
Формы работы
1. Классные часы, посвященные истории рода и семьи
- «Моя дружная семья» (выставка рисунков, семейные газеты)
- «Откуда пришла моя фамилия?»
- «Кем были мои прадеды?» (составление своей родословной)
- «Наш семейный альбом» (выполнение коллажа из семейных фотографий)
- «Моя семья – чудесное место для жизни»
2. Спортивные состязания
- «Папа, мама, я – спортивная семья».
- «Рыцарский турнир» (для пап и мальчиков класса)
3. Праздники, утренники
- «Первое сентября»
- «День бабушек и дедушек» (В рамках декады пожилых людей)
- «Самая красивая, добрая, милая» (поэтический вечер в рамках дня матери)
- «Нам вместе весело» (чаепитие в канун нового года)
- «Мамы и дочки» (конкурсная программа для мам и девочек класса)
- Родительские вечера совместно с детьми
- «Реклама семейных праздников»
- «Кулинарные рецепты нашей семьи» (представление «фирменного» семейного блюда)
- «Наши мамы-мастерицы, наши папы-мастера» (выставка работ)
5. Участие в акциях
- «Поздравь учителя - пенсионера» (в рамках Дня учителя)
- «Открытка для ветерана» (к 9 мая)
6. Конкурс рисунков
- «Национальные костюмы»
7. Походы в лес, экскурсии в музеи, выставочные залы, посещение театров.
8. Анкетирование родителей, тренинги для родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.
2 класс «Мой класс – моя крепость»
Для младших школьников повышенно значение приобретают отношения со сверстниками и эти отношения необходимо использовать в учебно–воспитательных целях. Ребенку для психологического комфорта необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей. Именно поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в классном коллективе.
Цель – формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.
Задачи:
- Обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе.
- Воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.
- Формировать традиции классного коллектива.
Формы работы
- Классные часы
- «В дружбе сила»
- «Ты и твои друзья»
- «Как заводить себе друзей» (инсценировка)
- «История нашей дружбы». (Оформление большой книги «Невыдуманные истории о дружбе»)
- «Планета друзей» (ролевая игра)
- Часы общения
- «Какой(ая) Я?»
- «Какой(ая) Я в глазах одноклассников?»
- «Мой класс - мои друзья»
- «Дружный класс как маленькая планета»
- Тренинг
- «Мои новые друзья»
- Родительские вечера совместно с детьми
- «Поговорим о дружбе»
5. Спортивные состязания
- Спортивная игра «Зов джунглей»
- «Ловкие и быстрые»
6. Праздники, утренники»
- «Путешествие в город «Добро - Вежливо»»
- «Золотые законы Дружбы»
- «Дни именинника» (поздравляем каждого ребенка)
7. Конкурсы
- Конкурс фоторабот «Доброта спасет мир»
- «Кладовая дружбы» (фото-коллаж)
8. Конкурс рисунков
- «Мы разные, но вместе»
- «Герои национальных сказок»
9. Участие в акциях
- «Поздравь учителя - пенсионера» (в рамках Дня учителя)
- «Открытка для ветерана» (к 9 мая)
10. Походы в лес, экскурсии в музеи, выставочные залы, посещение театров.
11. Анкетирование родителей, коллективные, групповые, индивидуальные консультации и беседы.
3 класс «Все разные - все равные»
В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире не спокойная, очень много людей – мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с каждым годом приходит все большее количество детей разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
Цель – формирование толерантных отношений между детьми с какими – то отличиями (национальными, религиозными, половыми, социальными), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.
Задачи:
- Воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми, социальными различиями.
- Формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять.
- Воспитывать у учащихся любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.
Формы работы
- Классные часы
- «Самобытность и отличие»
- «Урок толерантности»
- «Беженцы в России»
- «Что такое толерантность» (деловая игра)
- «Учитесь властвовать собой»
- «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем»
- « Ребята, давайте жить дружно!» (практикум)
2. Дискуссии, беседы
- «Гадкий утенок»
- ««Белая ворона» или что значит быть терпимым» (беседа - практикум)
3. Читательская конференция
- «Дорогой доброты и терпения » (совместно с библиотекой)
4. Праздники, утренники
- «Рождество Христово»
- «Пасха-праздник-праздников» (совместно с родителями)
- «Игры, танцы, фольклор разных народов» (игровая программа)
5. Посиделки с родителями
- «Национальная кухня»
- «У самовара…» (знакомство с традициями русского народа)
- «Национальные костюмы» (представление национального костюма своего народа)
6. Просмотр и обсуждение мультфильмов
- «Гадкий утенок»
- «Голубой щенок»
- «Белая мышка»
7. Участие в акциях
- «Я такой же, как и ты» (оказание помощи детям - инвалидам)
- «Помоги собраться в школу» (помощь детям из малообеспеченных семей)
- «Ветеран живет рядом»
- «Я - хозяин моего поселка» (благоустройство школы, школьной территории: субботники, озеленение, конкурс клумб)
8. Конкурс рисунков, плакатов
- «Мой толерантный мир»
- «Мы живем в одной стране»
9. Походы в лес, экскурсии в музеи, выставочные залы, посещение театров.
- Экскурсия в школьный музей «Русская изба»
- Экскурсия в музей «История родного поселка, школы»
10. Анкетирование родителей, коллективные, групповые, индивидуальные консультации и беседы.
4 класс «Учимся договариваться»
Для младших школьников необычайно важно признание и одобрение со стороны значимых для него взрослых людей (родителей и учителей). Но кроме этого для ребенка важно как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций в классном коллективе.
Цель – знакомство с правами и обязанностями человека, формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Задачи:
- Учить отстаивать свое мнение без насилия, оперировать терминами и формулировками.
- Создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки.
- Развивать умение действовать согласно полученным нравственным знаниям в повседневной жизни в реальных жизненных ситуациях.
Формы работы
- Классные часы
- «А нужны ли правила?»
- «Права ребенка в новом веке» (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Уставом школы)
- «Закон один для всех» (встреча с инспектором отдела по профилактике правонарушений)
- «Почему мы любим права и не очень обязанности»
- «Что мы знаем о правах ребенка» (интеллектуальный марафон)
- «Что значит быть дисциплинированным?»
- Психологические тренинги (совместно с психологом)
- «Нравится – не нравится. Гнев и страх»
- «Кто Я?»
- «Конфликты. Взаимоотношения»
- Беседы – практикумы
- «Учимся договариваться»
- «Шесть шагов разрешения конфликта»
4. Агитбригада «Мы за толерантность»
5. Презентация проекта «Дерево толерантности»
6. Участие в акциях
- «Забота» (ко дню пожилого человека)
- «Ветеран живет рядом»
- «Я - хозяин моего поселка» (благоустройство школы, школьной территории: субботники, озеленение, конкурс клумб)
- Работа с родителями
- «Права и обязанности ребенка в семье» (совместная беседа с родителями и детьми)
- Семейный вечер «Шаг навстречу»
6. Праздники, утренники
- Новый год, 8 Марта, 23 Февраля
- «Наши близкие соседи – наши лучшие друзья» (фестиваль-праздник)
7. Походы в лес, экскурсии в музеи, выставочные залы, посещение театров.
8. Анкетирование родителей, коллективные, групповые, индивидуальные консультации и беседы.
Основные направления реализации программы
В основе реализации программы лежат следующие направления
Работа с родителями учащихся
Основные направления | Цели | Мероприятия |
Диагностика | Выяснить положение детей во внутрисемейных отношениях; определение социального и образовательного состава родителей класса | 1.Опрос «Социальный и образовательный состав семьи» 2. Анкетирование
3. Тестирование Рисуночный тест «Выходной день в моей семье» |
Просветительское направление | Организация психолого – педагогического просвещения | 1. Тематические собрания «Роль семьи в воспитании толерантности» «Права и обязанности в семье» 2. Общешкольные собрания «Вопросы толерантности и профилактика экстремизма» «Потенциал семейного воспитания» 3. Круглый стол «Интолерантность, проблемы ее преодоления» |
Сотрудничество |
| 1. Участие родителей в подготовке к мероприятиям, конкурсам, выставкам 2. Организация экскурсий 3. Участие родителей в спортивных праздниках «День семьи», «День здоровья» и соревнованиях «Папа, мамам, я –спортивная семья», «Туристический слет» 4. Однодневный туристический поход |
Работа с семьей | Выявление семей группы риска (родители злоупотребляют алкоголем) | 1. Посещение неблагополучных семей 2. Организация встреч по мере необходимости 3. Решение проблем воспитательного и образовательного процесса |
Мониторинг реализации программы
1 этап:
- Изучение социально - психологического климата.
- Прогнозирование межгрупповых конфронтаций
- Выявление группы риска
- Диагностика учащихся (опросник для индивидуального знакомства с воспитанником, методика незавершенных предложений).
2 этап:
- Диагностика учащихся (Социометрия, анкета "Классный коллектив глазами ученика"). Диагностика учащихся (Социометрия, методика незавершенных предложений)
- Диагностика (Социометрия, методика "Наши отношения").
- этап:
- Исследование влияния чрезвычайной социальной ситуации на психологическое состояние детей
- Исследование особенностей формирования личности в условиях школьной среды и общения со сверстниками
- Изучение типичных предрассудков
4 этап:
- Измерение позитивной оценки индивида его непосредственным окружением (социометрическая методика Реан А.А., Коломинский Я.Л.).
- Измерение способности индивида к активному творческому взаимодействию со средой (Краткий тест творческого мышления Е.П.Торренса (фигурная форма).
- Для измерения внутренней удовлетворенности субъекта исследование общей самооценки по методике Дембо - Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан; Тест школьной тревожности Филипса (факторы: переживание социального стресса; страх самовыражения; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу).
Ежегодно в классе проводится аналитико-диагностическая работа.
По результатам диагностики уровня воспитанности школьника по методике Н.П. Капустиной мы видим, что программа воспитания дает положительные результаты: уровень воспитанности в классе из года в год растет (Приложение 2).
В начале каждого учебного года школьный педагог – психолог проводит социометрические исследования по методике Дж. Морено. Цель данного исследования – диагностика взаимных симпатий между членами классного коллектива. Данная методика предполагает решение следующих задач:
- измерение степени сплоченности – разобщенности в коллективе;
- выявление относительного авторитета членов коллектива по признакам симпатии – антипатии (звезды, авторитеты, отвергнутые).
- Наряду с перечисленными методиками, использовались дополнительные методы: интервью с учителями и родителями для выяснения личностных особенностей детей, характера их отношений с одноклассниками, основных трудностей в общении; наблюдение и анализ особенностей личностных проявлений детей в процессе реализации программы и в свободной деятельности.
Результаты данных исследований представлены на графике (рис.1).
Рис.1. График социометрического исследования по методике Дж. Морено
Литература
- «Декларация принципов толерантности», утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
- Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности // Начальная школа – 2004 - № 85 с.4 – 6.
- Иванова Е.М. «Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов»/ Иванова Е.М.//начальная школа-2006 -№3-с.11-15.
- Шустова Л.П. Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы // Классный руководитель – 2006 - № 4 – с.77 – 80.
Приложение 1.
Социальный анализ школы, класса
Приложение 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
классный час с презентацией...
Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
Статья призвана сформировать у детей толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
"Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"
Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. Но XXI столетие обнажило дефицит «человеческого» в человеке.Всё начинаетс...
Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста
В данной статье описаны методы, средства воспитания этнической толерантности у детей младшего школьного возраста. А также дано описание основных элементов подготовки учителя в условиях воспитани...
«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста
Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители, оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...
Программа воспитания учащихся начальных классов МБОУ СОШ с. Панино «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
воспитание культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе...
Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста
Занятия для младших школьников...