«Уроки толерантности при воспитании современных школьников»
методическая разработка на тему
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_vospitaniyu_tolerantnosti_.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Уроки толерантности при воспитании современных школьников»
Актуальность: В настоящее время обучение школьника – это не только превращение его в человека, владеющего тем или иным багажом знаний. Сегодня главная функция образования – это социальная консолидация российского общества. Это обеспечение межнационального, межрелигиозного согласия и доверия в стране. И эта функция образования сегодня должна выходить уже с самого раннего детского возраста, когда возникает вопрос: а почему другой человек не похож на меня? А почему он ведет себя так, а не иначе? Встает великий вопрос – искусство жизни с непохожими людьми. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать на основе согласия. Толерантность еще маленького человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть. Для достижения этой цели в период обучения в школе недостаточно провести один урок или день толерантности. Над этим вопросом необходимо работать систематически, на протяжении всего периода обучения. В данной работе представлены три (из семи) внеклассных мероприятия, различных по видовой структуре, оформлению выставки творческих работ.
В методической разработке «Уроки толерантности при воспитании современных школьников» имеются следующие мероприятия:
- «Толерантность..?»
- «Добра и зла житейские приметы»
- «Учимся быть терпимыми»
- «Вечер народных культур и традиций»
- «Семья – школа толерантности»
- «Многообразие как возможность…»
- Выставка творческих работ «Мой толерантный мир»
Цель данных классных часов: воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, культуре и традициям разных народов, формировать нормальные этнические нормы поведения, воспитывать гражданственность, достоинство, патриотизм, способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Обратить внимание на формирование толерантности к современной жизни меня заставила моя профессия. Задача учителя – воспитать в детях умение жить в мире и согласии с другими людьми, воспитать достойных граждан России. Один из аспектов проблемы толерантности – межпоколенные отношения. Опыт показывает, что совместные акции с родителями, создают особую атмосферу, где дети и родители видят друг друга по-иному, переходят на новый уровень общения. Среди учащихся и их родителей было проведено анкетирование по теме «Социальная адаптация», а также родители и учащиеся принимали участие в международном проекте «Многообразие как возможность». На их основе мной было принято решение создать вечер народных культур и традиций, участниками которого стали как учащиеся, так и их родители. (Данную информацию можно найти в Материалах, иллюстрирующих реализацию Программы «Толерантность», действующую в ГБОУ СОШ № 88, включая анализ эффективности ее реализации.)
При изучении данного курса я использую различные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод «мозгового штурма», коллективно – творческие дела, информационно – компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии и др.
Устный журнал « Добра и зла житейские приметы» (Приложение № 1)
Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день в нашей стране, к сожалению, утрачены общечеловеческие нравственные ценности, такие как: доброта, справедливость, честность, преданность. Задача учителей – раскрыть значение главных понятий морали «добро» и «зло», научить делать добро и на зло - отвечать добром. На уроках внеклассного чтения при знакомстве с произведением В.Астафьева «Белогрудка» родителям был предложен опрос на тему добра и зла (Приложение №2), который показал, что ни все готовы отвечать на зло - добром. Дети оказались намного толерантнее. Поэтому в результате освоения темы учащийся должен освоить следующие УУД:
Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; участвовать в творческом процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества; воспитать признание общепринятых морально – этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: планировать необходимые действия; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные: осознавать ситуацию; читать и слушать, извлекая нужную информацию; устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: учиться осуществлять общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила поведения с учетом конкретной ситуации.
Форма занятия: устный журнал.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал, демонстрационный материал, смайлики.
Содержание занятия:
Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Методические приемы: метод проектов, исследовательский метод, дискуссия, коллективно – творческий.
Самостоятельная работа учащихся: чтение и комментирование пословиц, распределение качеств человека на группы, сочинение, создание символов добра и зла.
Оценка результатов своей работы: учащиеся стали приносить дополнительный материал по данной теме, продукты творческой деятельности (Приложение №3); стали задумываться над действиями своих поступков. В результате проведения анкетирования (Приложение №4), каждый смог оценить себя, насколько он добр по отношению к себе и окружающим.
Внеклассное мероприятие: «Вечер народных культур и традиций» (Приложение №5 )
Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия объединила более ста разных народов: больших и малых. У каждого свои традиции, уклады, обычаи. Дружественные отношения разных народов необходимо укреплять и развивать. Очень часто дети и их родители не обладают той информацией, которая является ценной для представителей того или иного народа, носителей этнических и фольклорных традиций. Сегодня каждый из нас является объектом влияния разных культур и религий. Поэтому задача учителя – помогать укреплять национальное единство, приучать к сохранению целостности страны, мира и взаимопонимания в семье. В результате освоения данной темы учащийся должен освоить следующие УУД:
Личностные: формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов; развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; способствовать воспитанию любви и уважения к членам своей семьи, родным, предкам.
Регулятивные: развивать способность учащегося организовывать свою познавательную деятельность, осознавая цель через планирование; развивать самооценку достигнутого результата.
Познавательные: развивать способность понимания окружающего мира через поиск, обработку и использование информации; развивать познавательный интерес школьника к своим корням, к прошлому своей семьи.
Коммуникативные: развивать умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы своих собеседников; формулировать собственные мысли; строить небольшие монологические высказывания; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в подготовке и проведении мероприятия.
Форма занятия: вечер семьи
Продолжительность занятия: 45 минут.
Оснащение: мультимедийное оборудование, презентация, продукты творческой деятельности (Приложение №6), свеча, столы, накрытые скатертью, принесенной из дома, нитки семи цветов радуги, круг из картона. Дипломы за участие, книжки – самоделки «Притчи о семье».
Содержание занятия:
Виды деятельности учащихся: исследовательская, проектная работа.
Педагогические приемы: «мозговой штурм», метод проектов.
Самостоятельная работа учащихся: инсценировка.
Виды деятельности родителей: исследовательская, проектная работа.
Оценка результатов деятельности такова: учащиеся и их родители с удовольствием узнали о разнообразии семейных традиций и культур, изменилось отношение к детям других национальностей, появилась заинтересованность.
Выставка творческих работ «Мой толерантный мир» (Приложение №7)
В эстетическом воспитании первейшее значение имеют художественные выставки, но и тематические также служат этой цели, поскольку работа по оформлению любой выставки развивает эстетическое чувство и художественный вкус детей. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности. Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. Определение темы, содержания выставки - отправной, решающий момент во всем процессе ее создания. Выставку творческих работ «Мой толерантный мир» желательно проводить по окончании каждого мероприятия, тем самым можно увидеть положительные и отрицательные моменты в методике преподавания. Для того, чтобы создать творческую работу по той или иной теме, учащийся должен освоить следующие УУД:
Личностные: формировать положительное отношение к познавательной деятельности; осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе; способность к самооценке своих действий; осознавать себя как представителя определенной культуры, проявлять интерес и уважение к другим народам; стремиться к красоте.
Регулятивные: развивать способность планировать свои действия, операции; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные: учиться извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в литературе; делать выводы.
Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Форма занятия: выставка.
Продолжительность занятия: без ограничений.
Оснащение: продукты творческой деятельности учащихся.
Содержание занятия:
Виды деятельности учащихся: практическая работа, индивидуальная, групповая, исследовательская.
Педагогические приемы: метод проектов, исследовательский метод, дискуссия, игра.
Самостоятельная работа учащихся: проектная деятельность.
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: дети заинтересованы, открыты к познанию других культур, с удовольствием занимаются исследовательской деятельностью своей семьи, традиций и обычаев других народов нашей огромной страны. С увлечением в форме игры ( разработанной самими) принимают «законы толерантности».
Заключение.
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
1. Изменившиеся отношения между людьми в современном обществе ставят проблему толерантности во главу угла, поэтому уделять внимание ей необходимо всем учителям на всех этапах воспитательного процесса.
2. это позволяет адаптироваться нашим выпускникам к «взрослой» жизни, помогает понять необходимость терпимого отношения к другим.
3. разнообразные методы помогают выйти за рамки привычных форм учебной и внеклассной работы и позволяют увлечь ребят в творческий процесс.
4. целенаправленная работа по воспитанию толерантности – одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Литература:
- Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте»
- Титова Е.В. «Если знать, как действовать».-М.: Просвещение, 1993 г.
- Тыртышная М.А. «50 идей для классного руководителя».-Ростов-на-Дону:Феникс, 2010.
- Ушакова О.Д. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения». Издательский дом «Литера», Санкт – Петербург, 2005г.
Приложение № 1
Устный журнал « Добра и зла житейские приметы»
Этот устный журнал позволяет воспитать в себе общечеловеческие нравственные ценности, раскрыть их по отношению к себе и другим; воспитать творческое отношение к данной проблеме.
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.
- Давайте подарим себе и друг другу наше занятие в форме устного журнала.
Страница первая. Добро и зло…
Эпиграфы:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
В.О.Ключевский.
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».
Древнекитайское изречение.
Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым.
Зло — с тьмой, тёмным, чёрным.
Страница вторая. Литературный номер. Притча. (соответствующим образом оформляется импровизированная сцена)
“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла….
А на следующий день во дворец забежал ребёнок... и со всех сторон его окружили улыбки и радость…
Страница третья. Диалог между ведущими устного журнала и зрителями.
- Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?
Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало. А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…Мир именно таков, каким мы его делаем…Мир именно таков, каким мы его делаем…»
Страница четвертая. Тренинг.
-А сейчас посмотрите друг другу и улыбнитесь. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.
Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.
Как вы понимаете понятие «Добро»?
Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый)
Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?
К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят. А как вы понимаете понятие «Зло»?
Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (словарь)
Страница пятая. Поиск ответов.
Первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло. Ищем определения.
Добро – всё положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру, то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам.
1.Работа с пословицами.
Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она - о добре или о зле.
Пословицы:
* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).
*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).
* Доброе слово и железные ворота открывает. (Про добро).
*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).
* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).
* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).
2. Распределение качеств человека на две группы.
1.Качества – «помощники» добра – I вариант
2.Качества – «помощники» зла – II вариант
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.
Страница шестая. Литературный номер.
(материал для работы: басня Л.Н.Толстого “Белка и волк”. У каждого ученика на отдельном листе напечатана басня.)
Л.Н. Толстой.
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем.
- Найдите мораль басни (учащиеся обсуждают правильность выбора).
- Когда мы читаем сказки про животных или басни, мы подразумеваем людей. Я предлагаю в тетради нарисовать белочку из басни “Белка и волк”, которую вы представили бы в облике человека.
- Какие черты лица будут говорить о ее доброте?
- Какого цвета у нее будет одежда?
Учащиеся выполняют творческую работу самостоятельно. На этом этапе работы возможны различные формы работы (работа в паре, работа по группам).
Эпилог
“Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла”.
“Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе”.
Г. Гегель
- Почитайте, пожалуйста, что по этому поводу думает Г. Гегель.
- Согласны ли вы с таким мнением? Почему? (ответы учащихся).
Страница седьмая. Рефлексия.
- Что нового вы узнали о добре и зле?
- Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?
Вывод. Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
-А сейчас определите своё отношение к занятию. На листочках нарисуйте смайлик. Если занятие:
1.Отличное, интересное, захватывающее, заставляющее работать - нарисуйте смайлику улыбку;
2.Нормальное, обычное – нарисуй ротик полоской;
3.Скучное, бесполезное, работа без интереса – нарисуйте опущенные уголки губ.
Написать сочинение «Мои добрые дела», нарисовать символы добра и зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕДИА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения....
Воспитание у школьников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья
О сотрудничестве школы с Владимирской областной общественной организацией "Ассоциация родителей детей-инвалидов "СВЕТ" с целью воспитания у учащихся толерантности к детям с особенностями развития....
"Наша жизнь в школе" Статья о проблемах воспитания современного школьника.
В данной статье я рассказала о методах работы в группе проденного дня нашей прогимназии. О преемственности сада и школы и о методах работы с родителями....
Программа толерантного воспитания младшего школьника "В семье единой"
Программа «В семье единой» ориентирована на учащихся 1-4 классов и показывает основные пути формирования толерантного сознания и поведения у учащихся.Главной целью програ...
Методическая разработка внеклассных занятий по теме: «Уроки толерантности при воспитании современных школьников»
Функция образования сегодня должна выходить уже с самого раннего детского возраста, когда возникает вопрос: а почему другой человек не похож на меня? А почему он ведет себя так, а не иначе? Встает вел...
Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...