Актуальность патриотического воспитания младших школьников в настоящее время.
статья

Галинова Людмила Исаковна

Согласно документу «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», важнейшей задачей современного образования является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, отвечающими требованиям XXI века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы и Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie.docx14.57 КБ

Предварительный просмотр:

Для того, чтобы выявить особенности работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста, необходимо, прежде всего, раскрыть такие понятия как «патриот», «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

Впервые слово «патриот» стало употребляться в период французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма. Толковый словарь В.И. Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». То есть, можем сделать предварительный вывод: «патриот» – человек, любящий свою Родину.

Обратившись к современности, понимаем, что трактовка термина «патриотизм» очень разнообразна и неоднозначна. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразием форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству.

Вот как раскрывает содержание данного понятия доктор психологических наук И.Е. Кравцов в своей монографии: «Патриотизм – это любовь к своему отечеству, к родным местам, «земле отцов», к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».

Другой учёный, доктор педагогических наук, академик И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как «взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине,активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними».

Не менее известный психолог ХХ столетия Т.Н. Мальковская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в него любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности. Один из самых значимых российских ученых лингвистов, доктор филологических наук, профессор С.И. Ожегов трактовал понятие «патриотизм» как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

Советский педагог и писатель А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. «От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная»

Подводя итог вышесказанному, можно выделить такой собирательный образ: патриот – человек любящий свою Родину, знающий и уважающий историческое прошлое страны и её традиции, готовый защищать её социальные и культурные достижения, милосердный, заботящийся об интересах страны и её граждан. Патриотическое воспитание – регулярная и целенаправленная работа по развитию у молодых людей высокого патриотического сознания, чувства преданности своему Отечеству, готовности к осуществлению гражданского долга и выполнению конституционных обязанностей по защите интересов Отчизны.

Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающих вхождение подрастающих граждан в жизнь общества. В различных исторических эпохах, в зависимости от социально – экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии, в воспитание вкладывали различные аспекты. Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных результатов воспитания должно стремление у ребенка оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. В его книге «Великая дидактика» написано: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» .

В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей страны, к геральдике, к своему народу. Значительную роль в этом процессе играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература. Представители принципа народности в воспитании– К.Д.Ушинский, В.Г. Белинский и А.И.Чернышевский – особо подчеркивали важность воспитания у ребёнка любви к Родине. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

"Патриотическое воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время"

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются  люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то ж...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа "Юный экскурсовод" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме то...

Патриотическое воспитание младших школьников на примерах российского военного прошлого на уроках и во внеурочное время клуба «Юные патриоты» ТЕЗИСЫ

Патриотическое воспитание младших школьников – это та объединяющая сила, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Это поколение будет ...

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в рамках программы ФГОС в урочное и внеурочное время.

Гражданская идентичность- это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе.Цель: формирование способности школьника соотносить себя ...

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в рамках программы ФГОС в урочное и внеурочное время.

Каждый  учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую  цель. Моя  цель совпадает с одной из задач  современного образования  - формиро...