Патриотическое воспитание младших школьников на примерах российского военного прошлого на уроках и во внеурочное время клуба «Юные патриоты» ТЕЗИСЫ
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Гречкина Алла Борисовна

Патриотическое воспитание младших школьников – это та объединяющая сила, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Это поколение будет способно  приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников на примерах  российского военного прошлого на уроках и во внеурочное время

клуба «Юные патриоты»

ТЕЗИСЫ

Цель: Воспитание  в детях   высокой нравственности, формирование и развитие патриотизма, готовности служить Отечеству и защищать его.

      В.А. Сухомлинский говорил: «Детство-это каждодневное открытие мира. Нужно чтобы это открытие  было    прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота человечества».

      Духовно-патриотическое воспитание - это одно из приоритетных направлений в воспитательной работе младших школьников. Молодое поколение должно знать историю своего Отечества.

      Это направление воспитательной работы  всегда актуально: именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности.

      Формирование и развитие патриотизма - это государственная задача образовательных учреждений, социальный заказ общества. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины.

       Именно младший школьный возраст - время интенсивного приобретения ребёнком социальных знаний, которые включает в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях.

      Реализация задач патриотического воспитания детей требует комплексного подхода. В основу учебно-воспитательного процесса необходимо положить историко-краеведческую деятельность учащихся в школе, вне школы, в различных видах творческой и исследовательской работы: изучение истории и культуры своей страны, малой Родины - города Тольятти, систематизация полученных материалов.

       Урок - это важнейшее звено в системе воспитательной работы с учащимися. Именно на уроках закладывается фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина-строителя и защитника Отечества. Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть  истории и обществознания, литературного чтения, изобразительного искусства и других уроков.

        С первых школьных дней на различных  уроках необходимо  формировать у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Подводить  учащихся к осознанию того, что патриотизм-это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить её могущество.

        Особый интерес в начальных классах представляют уроки Мужества. Для участия в них приглашаются ветераны Великой Отечественной войны-живые участники военных действий. Их рассказы о приближении Победы являются ценными источниками военной истории для ребят.

   В третьем классе дети впервые знакомятся с вводным курсом истории и обществознания - «Моё Отечество» - задачи которого дать ученикам начальной школы предварительный минимум  историко-обществоведческих знаний и обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях. Таким образом, историко-обществоведческий курс должен дать ученикам начальной школы  доступную  их пониманию, но при этом целостную картину мира.

      Уже в 3 классе необходимо  приступить  к формированию начальных навыков исторического мышления (осознание изменяемости, выделении в том или ином общественно-историческом явлении причины и следствия его существования и т.д.) При этом курс «Моё Отечество» способствует становлению патриотического чувства, гордости за свою страну, формирование той системы ценностей, которая обеспечит активную гражданскую позицию в будущем сегодняшним учащимся.

     На уроках дети осознают, что Великая Отечественная война-это тяжелейшее испытание, выпавшее на долю всех жителей нашей страны. Создаётся образ войны, в которой народ вновь, как в былые времена, сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма.

       Патриотическое воспитание младших школьников характеризуется в основном такими формами работы, которые предполагают включение учащихся в  непосредственную военно-патриотическую деятельность: смотр строя и песни, поиск материалов о подвигах в годы войны героев-земляков, акции милосердия, возложение венков к могиле солдат, экскурсия в воинскую часть, поисково-исследовательские экспедиции и другие.  Важная предпосылка эффективности патриотического воспитания младших школьников - своевременное приобщение их к традициям,  родившимся в школе и нацеленными на подготовку патриотов.

    Неоценимую помощь в воспитании патриотизма оказывают родители, понимая значимость правильной ориентации ребёнка в современной жизни.  

 Их  обращение к такому духовному источнику, как прошлое семьи,  в

том числе и военное, позволяет возрождать связь поколений, общественные отношения, поскольку яркие впечатления детства об отчем доме, его традициях, обычаях, могут стать спасительными на всю жизнь. Именно познавательный интерес к прошлому и настоящему своей семьи обуславливает желание быть похожим на близких людей-прабабушек и прадедушек в мыслях, делах, поступках.

   Семейной традицией стало сохранение  ценностей и реликвий, информации о героическом прошлом своей семьи - создание мини-музеев. Семейный мини-музей - это место осуществления культурно-исторического диалога разных поколений семьи.

        Главным принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей малой Родины-того места, где впервые увидели свет солнца, сделали первые шаги, получили путёвку в жизнь. Без всестороннего изучения родного края невозможно воспитывать любовь к Родине.

   Учащиеся класса  ежегодно активные участниками городской поисково-исследовательской экспедиции «Моя малая Родина-Тольятти», посвящённой  Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

     Целью этой экспедиции было собрать и проанализировать информацию об истории нашего города во время войны, поделиться полученными знаниями с другими и пробудить у наших сверстников ответственность

за сохранение памяти о героическом прошлом своего  народа.

    Исследовать историю своего края, своей малой Родины, хранить память о героях и верность традициям наших отцов и дедов, очень значимо для ребят, выросших в мирный период истории.

   По составленному экскурсионному маршруту дети посетили памятные места своего города, центры духовности и патриотизма–музеи.

        Музей «Память» представил всем фотографии участников военных действий 1941-1945 годов, проживающих и проживавших в нашем городе. Там состоялось знакомство с множеством военных экспонатов. Ребята  внимательно читали информационный стенд музея «Родина», где рассказывалось о героях войны, в честь которых названы улицы нашего города, о героях Советского Союза. В музее Военного училища на примерах различных документов и материалов учащимся была показана великая роль народа в победе над фашистской Германией.

     В Парке Победы, у Вечного огня, возложили цветы погибшим воинам, которые мужественно защищали свою землю. Побывали всем классом  на месте расположения санатория «Лесное», где в годы войны готовили военных переводчиков.  В ходе общего исследования дети узнали много нового о своей малой Родине в годы войны и прочувствовали свою ответственность за будущее России.  

Патриотическое воспитание младших школьников – это та объединяющая сила, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Это поколение будет способно  приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание младших школьников. Заседание клуба РиД (Родители и Дети). Тема: " Отблески вечного огня"

В истории человечества есть события, которым суждено жить в памяти поколений. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Какой долгожданной была победа для всего народа. И сейчас это один...

"Патриотическое воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время"

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются  люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то ж...

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа "Юный экскурсовод" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме то...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА «СЕРПУХОВ В ЧИСЛАХ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В программе «Серпухов в числах, 4 класс» реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, патриотическое. При реализации содержания программы рас...

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в рамках программы ФГОС в урочное и внеурочное время.

Гражданская идентичность- это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе.Цель: формирование способности школьника соотносить себя ...

Патриотическое воспитание младших школьников через личность Петра Первого на уроке окружающего мира в 4 классе

К 350-летию со дня Рождения Петра Великого мною был проведен урок окружающего мира, на котором я на примере личности Петра Первого,  раскрывая его качества, рассказывая о его преобразованиях и их...

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в рамках программы ФГОС в урочное и внеурочное время.

Каждый  учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую  цель. Моя  цель совпадает с одной из задач  современного образования  - формиро...