Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в рамках программы ФГОС в урочное и внеурочное время.
презентация к уроку (4 класс)

Погудина Ирина Юрьевна

Каждый  учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую  цель.

 Моя  цель совпадает с одной из задач  современного образования  - формирование способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами,  осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества.

Патриотическая тема в наши дни актуальна и важна, потому что 1) Россия остаётся полиэтнической и многоконфессиональной страной, 2)в классах школ растёт количество  таджикских, киргизских, узбекских обучающихся,3) ситуация в Украине, в Сирии заставляет задуматься о правильности выбираемых форм становления гражданской  идентичности…

Гражданская  идентичность- это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе.

Воспитание гражданственности определяется как совокупность качеств личности, интегрирующих и сохраняющих историческую и культурную преемственность в социокультурном пространстве нашего общества.

         Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

     Особенностью работы учителя  начальных классов в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое  не может, не отразится на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.

Это получение первоначальных  представлений о Конституции РФ, ознакомление с символикой РФ, знакомство с жизнью замечательных людей, явивших примеры  гражданского служения ( беседы, экскурсии, путешествие по историческим и памятным местам).

Ознакомление с историей и культурой родного края (сюжетно-ролевые игры, праздники).

      Подготовка и проведение мероприятий, посвящённых государственным  праздникам.

Проведение бесед о подвигах Российской армии, подготовка и участие в конкурсах и соревнованиях военно- патриотического содержания.

Получение первоначального опыта  межкультурной коммуникации с детьми- представителями разных народов (беседы, народные игры, национальные праздники) и др.

Изучение на уроках окружающего мира таких тем, как «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», «Народы России», «Наш общий дом», «Что такое общество?», «Как жить в мире людей?» не только дает знание основных событий истории государства, края, республики, области, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, но и формирует чувство гордости за свой народ, семью, город.

 В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности, поэтому для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в рамках программы ФГОС в урочное и внеурочное время.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина  и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию и воспитанию, то и приоритетными, конечно же, являются мероприятия гражданско-патриотической направленности.

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания  граждан Российской Федерации. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020  годы"  подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.  Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

« Без прошлого нет будущего» - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств.  Патриотизм - синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности народа, своей национальной культуры. Патриотическая тема в наши дни актуальна и важна, потому что

1) Россия остаётся полиэтнической и многоконфессиональной страной, 2)в классах школ растёт количество  таджикских, киргизских, узбекских обучающихся, 3) ситуация в Украине, в Сирии заставляет задуматься о правильности выбираемых форм становления гражданской  идентичности…

Гражданская  идентичность- это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе.

Воспитание гражданственности определяется как совокупность качеств личности, интегрирующих и сохраняющих историческую и культурную преемственность в социокультурном пространстве нашего общества. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.      Особенностью работы учителя  начальных классов в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое  не может, не отразится на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.       

Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности, так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов.

  Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020годы», Примерной основной образовательной программы начального общего образования и федерального государственного образовательного Стандарта второго поколения планируется работа в классе по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников.

Каждый  учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую  цель.

Моя  цель совпадает с одной из задач  современного образования  - формирование способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами,  осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества.

Её достижение становится возможным через решение следующих задач:

1.Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.

2.Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

3.Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

4. Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.

5.Воспитание уважения к защитникам Отечества.

6.Воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности трудовым традициям старшего поколения.

7.Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно - полезном труде.

Патриотизм(греч.) – любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

«Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за  судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

         В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. У учащихся младшего школьного возраста педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка. Важным критерием эффективности гражданско-патриотического воспитания, как показывает опыт многолетней деятельности, является личностный рост каждого ребенка, подростка, молодого человека, позитивная система его отношения к миру.

          Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека.

На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

       Понятие патриотизм включает в себя:

– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

– уважительное отношение к языку своего народа;

– заботу об интересах Родины;

– осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

– проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

– гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

– гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

– уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

– ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

– гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.

       Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Для работы с детьми в школе использую различные формы работы: 

  • классные часы, праздники;
  • деловые  и познавательные игры, акции, фестивали.
  • встречи с ветеранами войны и труда;
  • беседы,  викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • смотры-конкурсы, выставки;
  • соревнования;
  • экскурсии, поездки;
  • трудовые и экологические десанты;
  • уроки мужества,  памяти;
  • исследовательская и проектная деятельность;

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведётся по направлениям:

  • Семья и школа

  • Историко-краеведческое. 

• Военно-патриотическое

• Спортивно-патриотическое. 

И имеет такие разделы:

«Я и Я» (6 слайдов)

Цель: развивать способности и талант детей, учить творческому самовыражению.

 Участие в  интеллектуальном марафоне, конкурсе-игре «Что? Где? Когда?», олимпиады: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Человек и природа» и др. Участие в городских творческих конкурсах декоративно-прикладного искусства ко дню пожилого человека, « СУЭК – Кузбасс: моя компания, мой город», городская викторина, посвященная 70- летию Кемеровской области. Весенняя неделя добра, конкурс рисунков и фотографий «Шахтёрский край мне дорог с детства», «Я талантлив»; совместные мероприятия со школьной и  городской детской библиотекой им. Белинского, Операция Птицеград (изготовление кормушек, скворечников);

«Я и моё здоровье»(2 слайда)

Цель: Учить соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своём здоровье, заниматься спортом, развивать морально-волевые качества, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Школьные спартакиады,  посвященные дню защитника Отечества «Папа, мама, я - спортивная семья», городские соревнования «Дрозд». Участие в туристической полосе препятствий, посвященной дню здоровья.

«Я и моя культура»( 1 слайд)

Цель: развивать качества общения: тактичность, толерантность, умение слушать, убеждать, наблюдать, быть искреннее, душевнее.

Классный час со старшими ребятами «В мире сказок», «Новогодние приключения», экологический праздник, День Защитника Отечества. Праздничное мероприятие, посвященное Дню птиц.

«Я и моя семья» ( 2 слайда)

Такие мероприятия, как: «Традиции моей семьи и моего народа», «Масленица», «Пасхальный праздник», «Рождественские встречи», Конкурс рисунков «Моя бабушка и самый лучший дед» праздники посвящённые дню матери, 8 марта, дню защитника Отечества, дню семьи. Совместные творческие дела (Фигуры из снега)

Целью проведения мероприятий является - укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей, укрепления семейных связей и традиций, воспитания и уважения к старшему поколению.

«Я и моя школа», «Я и мой интеллект» (3 слайда)

Цель: развивать интеллектуальные задатки, создавать соответствующие условия, способствующие активизации познавательного интереса и самостоятельному приобретению знаний из различных источников, развитие коммуникативных и исследовательских навыков.

Расширять имеющиеся знания по ПДД и БЖ, дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.

Проектная и исследовательская деятельность «Правильное питание», «Посади дерево», «Грипп: острая респираторно-вирусная инфекция». «Профессии моих родителей», Осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире, совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей – всё это послужило для ребят примером воспитательной цели.

Участие в городских акциях, например «Береги себя - уважай других»;

Посещение занятий «Дорожная Азбука», при доме творчества; трудовые десанты.

«Я и моё Отечество»     (11 слайдов)

Цель: развивать чувство патриотизма, знакомить с историей государства и малой родины, с её ценностями, героями, традициями, культурой,  святынями России. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

Смотр песни строя, уроки: «Права человека».

 Неоценимое значение в воспитании патриотических чувств имеют экскурсии в Музеи боевой  и трудовой славы, на аллею Победы, музей пожарной части №1. После таких экскурсий дети не остаются равнодушными.

Классные часы «Орден в твоём доме», «Освоение космоса», «Дети войны», «Древняя Русь» и др.; занятие в творческом кружке «Наследие»; участие в школьной выставке «Бабушкин сундучок», поездки в Томскую Писаницу, Новокузнецкую крепость; участие в городском фестивале народных культур «Ленинск - Кузнецкий многонациональный» (выставка «От корней до наших дней»,где наша школа представляла культуру русского народа)

Для проверки эффективности гражданско-патриотического воспитания проводилось анкетирование

- знание символики  края, страны  81%

         -  знание истории города 79%

         -  знание истории края 69%

Мой опыт работы показывает, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.

Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учащихся. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.

 

Список литературы:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 30 декабря 2015 г. №1493.

2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.

3.Аронов А.А. Воспитание патриотов. М., 1992.

4.Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 2005.

5. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.

6. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание младших школьников в рамках введения ФГОС НОО.

В данной работе определены цели и задачи трудового воспитания с введением ФГОС НОО....

Трудовое воспитание младших школьников в рамках введения ФГОС НОО.

В данной работе определены цели и задачи трудового воспитания с введением ФГОС НОО....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС Выступление на пед. совете ОстренкоЛ.П.

Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравст...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС

Виды работы и комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

Формирование творческих способностей младших школьников через организацию исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время

Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы.Такой подход позволяет перевести ...

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в рамках программы ФГОС в урочное и внеурочное время.

Гражданская идентичность- это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе.Цель: формирование способности школьника соотносить себя ...