"Патриотическое воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время"
статья на тему
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kursy.docx | 38.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Модернизация региональной системы начального образования»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Содержание
1. Анализ исходной ситуации и обоснование актуальности
2. Цель, задачи педагогического проекта
3.Программа реализации проекта
а) Стандарты второго поколения Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России
б) Изучение психолого-педагогической литературы по программе Патриотическое воспитание
4. Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности .
5.Описание планируемых результатов реализации педагогического проекта
6. Заключение
7.Список используемых источников
8. Приложения
Анализ исходной ситуации и обоснование актуальности.
«Историческое значение каждого
русского человека измеряется
его заслугами Родине,
его человеческое достоинство –
силой его патриотизма»
Н.Г.Чернышевский
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.
Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную позицию, готовность к служению Отечеству. (Стандарты второго поколения)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с ощущением красоты родных мест.
Актуальность:
Становление самосознания личности – тонкая сфера познания, чувств, психологического личностного восприятия мира и себя, собственного Я в мире человеческих отношений, в обществе, в котором живет, учится, трудится человек. Это, конечно, и лично принятие учащимися мировоззренческие идеи, законы, категории и принципы морали, гражданственности, права, личные притязания на собственные решения, интересы и запросы, стремление приобщиться к освоению природного, социального, культурного потенциала окружающей среды.
Процесс формирования правового гражданского общества во многом затрудняется тем, что в подготовке будущего гражданина превалирует акцент на знания о гражданственности, в то время как сегодня в первую очередь требуется разработать процедуры формирования поведения, свойственного члену демократического общества. Сформировать у молодого поколения чувство ответственности, присущее гражданину, уверенность в возможности влияния на ситуацию в обществе и изменять ее к лучшему, реализуя свою активную гражданскую позицию.
Школа не может оставаться безучастной к гражданскому самосознанию детей, без которого невозможно формирование полноценной личности. Актуальность проблемы развития гражданского самосознания обусловлена потребностью общества и государства в формировании гражданина, который должен обладать определенными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромисс), а также желанием участвовать в общественно - политической жизни.
В становлении гражданского самосознания детей младшего школьного возраста важное место занимает изучение правовых основ своего государства, символами страны и их историей, знакомство с правами и обязанностями гражданина. С этим материалом наиболее эффективно знакомить учащихся во внеучебной воспитательной работе, так как необходим дополнительный материал, которого в учебниках просто не достаточно для более точного освящения всех вопросов.
Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя три основных компонента:
- Патриотическое воспитание в системе уроков.
- Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.
- Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
Цель, задачи педагогического проекта.
Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Задачи патриотического воспитания включают:
• формировать понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях; бережного отношения к жизни и ко всему живому;
• прививать трудовые навыки, воспитывать уважительное отношение к труду другого человека;
• воспитывать уважительное отношение к общественной собственности, к собственности другого человека;
Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности.
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности включает в себя различные формы:
- Классный час
- Родительское собрание
- Экскурсия
- Праздник
- Круглый стол, диспут
- Конкурс, викторина, КВН, станционная игра
- КТД
- Встреча с интересными людьми и др.
Подробнее остановимся на некоторых из них
Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.
Типы классного часа:
- Нравственный классный час
(«Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Урок мира», «Есть такая профессия – Родину защищать»)
Цели:
1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;
4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую , и др.) .
- Интеллектуально-познавательный классный час
(«Город, в котором я живу», «Лес – богатство нашей Родины» )
Цели:
1. Развивать познавательный интерес учащихся.
2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.
- Тематический классный час («Государственные символы России», «Мои права и обязанности»)
Цели:
1. Развивать кругозор учащихся;
2. Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.
- Информационный классный час («Широка ты, моя Отчизна!», «Исторические уголки родного города»)
Цели:
1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;
2. Применение знаний, полученных на уроках;
3. Формирование своего отношения к происходящему;
4. Развитие исследовательских умений.
В своей работе я также применяю такую форму как экскурсия.
Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. А.Е.Сейненский предлагает понимать под экскурсией «форму организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и проч.» ( Сейненский А.Е. Экскурсия // Российская педагогическая энциклопедия в 2тт..- Т.2.- М.: Большая российская энциклопедия.-1999.- с.609).
Экскурсия выполняет несколько функций:
- Функция научной пропаганды;
- Функция информации;
- Функция формирования интересов;
- Функция расширения культурного кругозора;
- Функция организации культурного досуга.
Проведение экскурсий способствует:
1. Углублению знаний учащихся о родине, своём родном крае, месте рождения;
2. Углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;
3. Воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
Родительские собрания – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки, опыта воспитания.
Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Существуют следующие виды родительских собраний
• Организационные.
• Тематические.
• Собрания-диспуты.
• Итоговые.
• Собрания-консультации.
Работа в рамках патриотического воспитания ведется главным образом на тематических родительских собраниях ( «Учим детей общаться», «Права ребенка» ).
Программа реализации проекта.
1 класс Содержательная линия: «Мой дом – моя семья». | ||
Месяц | Форма работы | Название |
Сентябрь | Урок - путешествие | «Здравствуй, школа!» |
Родительское собрание | «Мы – одна семья!» | |
Октябрь | Праздник | «Посвящение в первоклассники» |
Концертная программа | «Самая любимая бабушка моя!» | |
Ноябрь | Экскурсия в ВЦ «Изба» | «Калачи из русской печи» |
Коллективное творческое дело (ко дню матери) | «Подарок для самой любимой» | |
Классный час | «Права и обязанности школьника» | |
Декабрь | Семейный праздник | «В дверь стучится Новый год» |
Круглый стол | «Новогодние традиции моей семьи» | |
Январь | Родительское собрание | «Семейные праздники и их значение для ребенка» |
Классный час | «Все профессии важны, все профессии нужны!» | |
Февраль | Спортивная эстафета для пап | «Не перевелись еще богатыри на земле русской» |
Экскурсия (Тольятти) | «Широкая Масленица» | |
Март | Конкурсно–игровая программа | «Дочки - матери» |
Классный час | «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» | |
Апрель | Коллективное творческое дело | «Мое семейное древо» |
Родительское собрание | «Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни» | |
Май | Классный час | «Этих дней не смолкнет слава…» (история семьи в военные годы) |
Спортивная эстафета | «Папа, мама, я - спортивная семья!» | |
Праздник | «До свидания, 1 класс!» |
2 класс Содержательная линия: «Моя школа. Мой город». | ||
Месяц | Форма работы | Название |
Сентябрь | Классный час | «Государственные символы моей страны, моего города» |
Коллективное творческое дело | Коллаж на тему «Летние приключение 2 класса» | |
Октябрь | Экскурсия в Ботанический сад | «Мой город в красках осени» |
Родительское собрание | «Хорошие родители. Кто они?» | |
Ноябрь | Викторина | «Край, в котором я живу» |
Классный час | «История моей школы» | |
Декабрь | Коллективное творческое дело | «Мастерская Деда Мороза» |
Праздник | «Новогодний карнавал» | |
Январь | Родительское собрание | «Традиции класса» |
Классный час | «Улица на которой я живу» | |
Февраль | Спортивная эстафета | «Малая Зарница» |
Март | Экскурсия в Самарский зоопарк | «Где обедал воробей…» |
Конкурсно – игровая программа | «Супермама» | |
Апрель | Коллективное творческое дело | «Строим домики для птиц» |
Классный час | «Самара трудовая» | |
Родительское собрание | «Наш класс в жизни школы» | |
Май | Встреча с ветеранами | «Земляки - герои» |
Круглый стол | «Мой город в годы войны» | |
Экскурсия | «По улицам старой Самары» |
3 класс Содержательная линия: «Мой край». | ||
Месяц | Форма работы | Название |
Сентябрь | Классный час | «История символов государства» |
Экологический десант | «Дорогу зеленым!» | |
Октябрь | Экскурсия на Царев курган | «По святым местам» |
Станционная игра | «Знатоки родного края» | |
Ноябрь | Родительское собрание | «Учим беречь природу» |
Коллективное творческое дело (создание книжки-раскладушки) | «Красавица-Волга» | |
Декабрь | Коллективное творческое дело | «Столовая для пернатых» |
Праздник | «У новогодней елки» | |
Январь | Экскурсия в музей | Жизненный круг в традициях и обрядах народов Поволжья — этнографическая экспозиция |
Классный час (интерактивная экскурсия) | «Национальный парк и заповедник «Самарская Лука»» | |
Февраль | Родительское собрание | «Патриотическое воспитание в семье» (обмен опытом) |
Спортивная эстафета | «А ну ка, мальчики!» | |
Март | Экскурсия в Краеведческий музей | «Наш край» |
Конкурсно-игровая программа | «В гостях у Золушки» | |
Апрель | Классный час | «Главный закон страны» |
Родительское собрание | «Что читают наши дети» | |
Май | Классный час | «Урок мужества» |
Конкурсно-игровая программа | «Парад войск» | |
Экскурсия в с. Ширяево | «По Репинским местам» |
4 класс Содержательная линия: «Моя страна». | ||
Месяц | Форма работы | Название |
Сентябрь | Классный час | «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово» |
Познавательная игра | «Терпение и труд все перетрут» | |
Октябрь | Конкурсно-игровая программа | «Вместе с бабушкой вдвоем замечательно живем» |
Родительское собрание | «Как воспитать настоящего патриота?» | |
Ноябрь | Круглый стол | «Международный день толерантности» |
Экскурсия в музей | «У всякого народа свой обычай» | |
Декабрь | Экологическая игра | «В зимнем лесу» |
Родительское собрание (вместе с детьми) | «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» | |
Январь | Классный час | «Человек. Личность. Гражданин» |
Экскурсия в музей | «Рыбное царство России» | |
Февраль | Праздник | «Статен, строен, уважения достоин» |
Военно-туристическая викторина | «Служу Отечеству» | |
Март | Классный час | «Закон для нас. Закон внутри нас» |
Викторина | «Лес – богатство нашей Родины» | |
Праздник | «Мы низко кланяемся тебе, мамочка!» | |
Апрель | КВН ко Дню космонавтики | «Дорога к звездам» |
Экскурсия в музей им. П.В.Алабина | «Дорога в пятый океан: мы покоряем космос» | |
Малая спартакиада | «Выше, быстрее, сильнее!!!» | |
Май | Конкурс патриотической песни | «Россия – Родина моя» |
Классный час с презентацией | «Дети Великой Отечественной войны» |
Описание планируемых результатов реализации педагогического проекта.
Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.
Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.
При определении результатов я ориентируюсь на поставленные задачи. Основным средством определения их достижения является наблюдение за классным коллективом в целом и отдельными его представителями.
Поскольку моя работа длится только два года и это мой первый опыт, я могу говорить лишь о промежуточных результатах, о достижении отдельно взятых задач.
Предполагаемые положительные изменения в поведении учеников:
- проявление интереса к русским традициям и промыслам, к истории и культуре России;
- проявление уважительного отношение к труду;
- проявление чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- проявление чувства гордости за достижения Родины;
- демонстрация развитых коммуникативных навыков, умение вести диалог;
- доброжелательность, вежливость.
У детей формируются такие понятия и ценности, как: «Родина», «малая Родина», «народ«патриот», «семья», «природа», «дружба», «уважение старших», «право и обязанность».
В качестве условий реализации проекта можно назвать следующие:
- Создание благоприятных материально-технических и социальных условий для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса.
- Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала патриотической направленности с опорой на опыт и чувства детей.
- Обращение к культурному наследию, призванному обеспечить формирование духовного мира человека.
- Работа на уроке и во внеурочное время.
Заключение.
Истинный патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
- Список используемых источников.
- А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения)
- Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
- Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика.- № 5. -2007.
- Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. – 240с.
- Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2006 №8 – С. 17.
- Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
- Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып.1 – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160с.
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
- Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.
- http://www.standart.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...
Патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития св...
Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности...
«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...
Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Презентация на выступление на городском МО учителей начальных классов Когалыма в 2022-2023 учебном году....
Доклад по теме: «Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Материал об организации патриотического воспитания в начальной школе...
«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Изложение опыта работы по формированию гражданско- патриотических качеств у учеников младших классов через урочную деятельность и внеурочную....