Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».
методическая разработка (3 класс) по теме
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа "Юный экскурсовод" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме того рограмма направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на внеклассных занятиях. Изучение родного кря дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».
МБОУ «Гимназия 75» Московского района г.Казани
Учитель: Павлова Ирина Михайловна.
Пояснительная записка.
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа «Юный экскурсовод» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме того программа направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на внеклассных занятиях. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.
Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В основе программы – развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края и приобретение экскурсоводческих навыков.
Изучение курса «Юный экскурсовод» на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Расширить кругозор учащегося
- Формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта
- Возбудить интерес к истории Татарстана
- Развитие творческих способностей школьников
Основные задачи курса:
-Создание условий для формирования у школьников качеств патриота и гражданина Отечества и родного города на примерах исполнения воинского и трудового подвига известными соотечественниками.
- Побуждение к краеведческому поиску, самообразованию.
- Воспитание у учащихся эстетической восприимчивости, сопереживание от увиденного, гордости за культурное наследие Казани и желание сохранить его.
- А также воспитание культуры поведения учащихся, хороших манер через интерактивные формы просветительской и конкурсну-
игровой деятельности.
К концу года учащиеся должны знать:
-простейшие элементы ориентирования в городе
-историю родного края
-правила осмотра архитектурных и исторических памятников
-правила дорожного и уличного движения
К концу года учащиеся должны уметь
-составлять маршруты прогулок, экскурсий
-различать основные исторические и архитектурные памятники
-выполнять правила поведения на экскурсиях
-изготовлять различные исторические памятки.
В программе выделено 10 тем, названия которых даны в виде формулировки определенных познавательных и практических задач. Используются разнообразные методы и формы. Проводятся интерактивные игры, пешеходные и автобусные экскурсии, практические занятия в музеях. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофильмов. Занятия проводятся в классе, на улице, в лесу, музее, на выставках.
Распределение по темам:
Что такое «краеведение»? – 1 час
- Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.
- Связь между краеведением и историей. 2 «. Наша школа» - 1 час
-Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы( экскурсия по школе)
-Знаменитые выпускники.
3. «Моя улица» - 3 часа
Урок –экскурсия по улицам города.
4. « Учимся распознавать исторические памятники» - 8 часов
-Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в городе, районе исторических и архитектурных памятников.
-Объяснение их происхождений
-Легенды и предания.
-Творческая работа «Загадочный мир названий».
5 « Что дает наш край» - 2 часа
- Знакомство с промышленными предприятиями, сельским хозяйством.
-Экскурсии на предприятия
-Встречи с передовиками, ветеранами труда.
6. «Наш край богат талантами» - 3 часа
Экскурсии в краеведческий ,изобразительный музеи, посещение творческих выставок.
7. «Наша республика в годы ВОВ» - 4 часа
-События истории
-Экскурсии в места боевой славы, посещение музея
-Творческая работа «Расскажи о своем герое».
8. «Природа нашего края» - 3 часа
-Памятники природы города, района
-Объекты природы
-Практические занятия( разведение цветов, изготовление кормушек, операция «Чистый двор».
9. «Красная книга родного края» - 2 часа
- Выездные экскурсии
-Создание Красной книги микрорайона.
10. «Учимся передавать свои знания другим ребятам» - 2 часа
- Изготовление условных знаков к правилам поведения на экскурсиях и различные памятки.
- Подготовка и проведение КВНов исторического содержания.
11. «Подводим итоги нашей работы за год»- 1 час
-Обобщение основных и теоретических знаний и подытоживание практических дел.
-Творческая игра «Экскурсия по родному городу».
Методические рекомендации.
Дети младшего возраста лучше и быстрее запоминают, прочнее сохраняют в памяти яркие и конкретные факты и события , у них более развита нагляднообразная память. Важное значение имеет подготовка детей к экскурсии. Это рекомендация литературы по теме экскурсии, инструкция о правилах поведения при осмотре памятников истории, культуры, природы, о правилах дорожного и уличного движения. Заранее сообщается продолжительность экскурсии, приглашаются родители.
Задача учителя – создать обстановку, которая располагает к размышлениям, устойчивому вниманию, стремлению найти ответ на поставленные вопросы. Такими вопросами могут быть :» Какие события здесь произошли?», «Почему это место называют памятным?», «А знаете ли вы?», «Кто знает дату события?», «Почему в народе осталась память о этом человеке?» и т.д.
Подводя итог экскурсии, необходимо дать возможность детям высказать свое мнение, закрепить в сознании детей цель экскурсии, ее содержание. Даже при самой сложной
Главная задача экскурсии – показ и рассказ, в основе лежит наглядность. В обзорной экскурсии используется и исторический и современный материал. Автобусная экскурсия должна сочетаться с выходом из автобуса хотя бы у одного исторического объекта, которые намечаются заранее. Пешеходная экскурсия должна проходить в одном районе города. Тематические экскурсии посвящаются раскрытию одной теме. В заключение хочу сказать: «Сохранение культурного наследия – важнейшая общенациональная задача, требующая постоянного внимания не только со стороны государства, но и усилий всего общества, каждого человека, искренне любящего свое Отечество».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Выступление на педсовете по теме "Патриотическое воспитание младших школьников на внеурочном занятии " Я - гражданин России"...
гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной краеведческой деятельности
Культурно-историческая среда как средство обучения, воспитания, ...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
В статье рассмотрено понятие «патриотическое воспитание» личности. Описаны цели, задачи и формы работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Приведён ряд мероприятий, способств...
Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...
Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС
доклад на тему "Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС"...
Актуальность патриотического воспитания младших школьников в настоящее время.
Согласно документу «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», важнейшей задачей современного образования является воспитание молодого поколения, обладаю...