Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».
методическая разработка (3 класс) по теме
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа "Юный экскурсовод" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме того рограмма направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на внеклассных занятиях. Изучение родного кря дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».
МБОУ «Гимназия 75» Московского района г.Казани
Учитель: Павлова Ирина Михайловна.
Пояснительная записка.
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа «Юный экскурсовод» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме того программа направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на внеклассных занятиях. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.
Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В основе программы – развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края и приобретение экскурсоводческих навыков.
Изучение курса «Юный экскурсовод» на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Расширить кругозор учащегося
- Формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта
- Возбудить интерес к истории Татарстана
- Развитие творческих способностей школьников
Основные задачи курса:
-Создание условий для формирования у школьников качеств патриота и гражданина Отечества и родного города на примерах исполнения воинского и трудового подвига известными соотечественниками.
- Побуждение к краеведческому поиску, самообразованию.
- Воспитание у учащихся эстетической восприимчивости, сопереживание от увиденного, гордости за культурное наследие Казани и желание сохранить его.
- А также воспитание культуры поведения учащихся, хороших манер через интерактивные формы просветительской и конкурсну-
игровой деятельности.
К концу года учащиеся должны знать:
-простейшие элементы ориентирования в городе
-историю родного края
-правила осмотра архитектурных и исторических памятников
-правила дорожного и уличного движения
К концу года учащиеся должны уметь
-составлять маршруты прогулок, экскурсий
-различать основные исторические и архитектурные памятники
-выполнять правила поведения на экскурсиях
-изготовлять различные исторические памятки.
В программе выделено 10 тем, названия которых даны в виде формулировки определенных познавательных и практических задач. Используются разнообразные методы и формы. Проводятся интерактивные игры, пешеходные и автобусные экскурсии, практические занятия в музеях. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофильмов. Занятия проводятся в классе, на улице, в лесу, музее, на выставках.
Распределение по темам:
Что такое «краеведение»? – 1 час
- Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.
- Связь между краеведением и историей. 2 «. Наша школа» - 1 час
-Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы( экскурсия по школе)
-Знаменитые выпускники.
3. «Моя улица» - 3 часа
Урок –экскурсия по улицам города.
4. « Учимся распознавать исторические памятники» - 8 часов
-Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в городе, районе исторических и архитектурных памятников.
-Объяснение их происхождений
-Легенды и предания.
-Творческая работа «Загадочный мир названий».
5 « Что дает наш край» - 2 часа
- Знакомство с промышленными предприятиями, сельским хозяйством.
-Экскурсии на предприятия
-Встречи с передовиками, ветеранами труда.
6. «Наш край богат талантами» - 3 часа
Экскурсии в краеведческий ,изобразительный музеи, посещение творческих выставок.
7. «Наша республика в годы ВОВ» - 4 часа
-События истории
-Экскурсии в места боевой славы, посещение музея
-Творческая работа «Расскажи о своем герое».
8. «Природа нашего края» - 3 часа
-Памятники природы города, района
-Объекты природы
-Практические занятия( разведение цветов, изготовление кормушек, операция «Чистый двор».
9. «Красная книга родного края» - 2 часа
- Выездные экскурсии
-Создание Красной книги микрорайона.
10. «Учимся передавать свои знания другим ребятам» - 2 часа
- Изготовление условных знаков к правилам поведения на экскурсиях и различные памятки.
- Подготовка и проведение КВНов исторического содержания.
11. «Подводим итоги нашей работы за год»- 1 час
-Обобщение основных и теоретических знаний и подытоживание практических дел.
-Творческая игра «Экскурсия по родному городу».
Методические рекомендации.
Дети младшего возраста лучше и быстрее запоминают, прочнее сохраняют в памяти яркие и конкретные факты и события , у них более развита нагляднообразная память. Важное значение имеет подготовка детей к экскурсии. Это рекомендация литературы по теме экскурсии, инструкция о правилах поведения при осмотре памятников истории, культуры, природы, о правилах дорожного и уличного движения. Заранее сообщается продолжительность экскурсии, приглашаются родители.
Задача учителя – создать обстановку, которая располагает к размышлениям, устойчивому вниманию, стремлению найти ответ на поставленные вопросы. Такими вопросами могут быть :» Какие события здесь произошли?», «Почему это место называют памятным?», «А знаете ли вы?», «Кто знает дату события?», «Почему в народе осталась память о этом человеке?» и т.д.
Подводя итог экскурсии, необходимо дать возможность детям высказать свое мнение, закрепить в сознании детей цель экскурсии, ее содержание. Даже при самой сложной
Главная задача экскурсии – показ и рассказ, в основе лежит наглядность. В обзорной экскурсии используется и исторический и современный материал. Автобусная экскурсия должна сочетаться с выходом из автобуса хотя бы у одного исторического объекта, которые намечаются заранее. Пешеходная экскурсия должна проходить в одном районе города. Тематические экскурсии посвящаются раскрытию одной теме. В заключение хочу сказать: «Сохранение культурного наследия – важнейшая общенациональная задача, требующая постоянного внимания не только со стороны государства, но и усилий всего общества, каждого человека, искренне любящего свое Отечество».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...
Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время.
В данном материале представлен опыт работы учителя по экологическому воспитанию младших школьников во внеурочное время. Педагог делится опытом проведения цикла занятий в ГПД...
Краеведение как одна из форм воспитания младшего школьника во внеурочное время
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Выступление на педсовете по теме "Патриотическое воспитание младших школьников на внеурочном занятии " Я - гражданин России"...
гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной краеведческой деятельности
Культурно-историческая среда как средство обучения, воспитания, ...
Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС
доклад на тему "Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС"...
Актуальность патриотического воспитания младших школьников в настоящее время.
Согласно документу «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», важнейшей задачей современного образования является воспитание молодого поколения, обладаю...