ПЛАН-КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»
план-конспект
Предварительный просмотр:
БОУ ЧР «Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»
2 класс
Автор: Федорова О.А., воспитатель
Цель: развитие познавательной активности.
Задачи. Обучающие. Организовать познавательный практикум с целью приобщения детей к элементарному, доступному им экспериментированию; расширять представление о воздухе как о природном объекте.
Развивающие. Создавать условия для развития экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической деятельности.
Воспитательные. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру и желание исследовать его всеми доступными способами, воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
Предварительная работа: изготовление вееров, наблюдение за ветром, разгадывание загадок о воздухе, разучивание физкультминуток о воздухе, игры с вертушками.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг:
Слева – друг и справа – друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Также улыбнемся гостям-воспитателям, которые пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся, развиваемся.
Сегодня нас ждут удивительные, занимательные опыты и эксперименты.
Правила безопасного поведения в лаборатории:
- Не шуми – этим ты мешаешь другим.
- Не толкай соседа во время работы с оборудованием.
- Аккуратно обращайся с оборудованием.
- Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
- Помните: некоторые опыты проводить только в присутствии взрослых.
А еще, ребята, внимательно следите за результатом опыта и, закончив наблюдение, не забудьте сделать вывод.
Воспитатель. Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Воспитатель. Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. (Раздает бейджики). Теперь мы все стали исследователями, давайте же пройдем в нашу лабораторию почемучек.
Воспитатель. Ребята, а кто из вас видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. Сейчас мы с вами вместе в этом убедимся.
Опыт 1. Как же обнаружить воздух? (веер)
Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали? (Воздух невидим, но его можно почувствовать как легкий ветерок).
Опыт 2. (с пакетиками)
А еще воздух можно «поймать» в пакетик. (Дети с воспитателем «ловят» воздух в пакетик). Что у нас в пакетике? Мы его видим? Почему мы его не видим?
Воздух прозрачный, бесцветный.
Каким стал мешочек? (упругим)
Воздухом можно заполнять различные мягкие предметы.
У меня в руках игрушка. Какая она? (мягкая, бесформенная). Сейчас я ее наполню воздухом с помощью вот такого насоса.
Воздух невидим.
Опыт 3. (с соломинкой)
А как еще можно увидеть воздух? Возьмите все по трубочке, опустите в стакан с водой и подуйте. Что выходит из воды с пузырьками? (воздух)
А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные пузыри)
Давайте и мы попускаем мыльные пузыри.
Физкультминутка «Мыльные пузыри»
Мы с вами немножко поиграли, а теперь давайте будем исследовать дальше.
Опыт 4. Воздух во всех предметах.
На столе у воспитателя стоит стакан.
Смотрите, ребята, я брошу мел в воду, что произошло? (предметы тонут, выходят пузырьки, которые поднимается вверх) Пузырьки – это воздух, он поднимается вверх, значит, он легче воды.
Вывод: воздух легче воды.
Опыт 5. (с запахами)
Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте.
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
А теперь закройте глаза, я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось? (чеснок, апельсин)
Воздух переносит запахи.
Опыт 6. Песочные часы.
Ребята, зачем нам нужен воздух?
Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха несколько мгновений.
Вот перед вами песочные часы. Давайте зажмем нос и закроем рот. Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты.
Дыхательная гимнастика
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко (вдох-выдох, 4 сек)
Подыши одной ноздрей,
А теперь давай другой.
Опыт 7. Имеет ли воздух вес?
Имеет ли воздух вес? Сейчас мы это проверим. (воспитатель берет в руки воздушный шарик).
Что у меня в руках? Почему он так называется? Молодцы.
Для этого опыта нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шарика. Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки. С двух сторон я подвесила шары. Сейчас весы уравновешены, т.е. оба шарика имеют одинаковый вес. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Вывод. Шар, наполненный воздух, опустился вниз, перевесил, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит, шарик с воздухом тяжелее, чем шар, в котором нет воздуха.
Воздух имеет вес.
Опыт 8.
Воспитатель предлагает перейти детей к столам. На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох и коктейльные палочки.
Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте аккуратно пальчиками. Что делают горошины? Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (подуть в трубочки) Что происходит? Появились пузырьки – это воздух. А что же делают горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Конечно же, воздух.
Вывод: воздух движется.
Игра с воздухом «Парашют».
У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовый пленки. Она какая? (легкая, воздушная, воздуху послушная). Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за края пленки.
Дружно все мы встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх мы поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Сегодня мы с вами узнали много интересного:
- Вокруг нас везде есть воздух
- Мы с вами дышим воздухом
- Воздух невидим, но его можно поймать
- Воздух не имеет запаха, но он его переносит
- Воздух легче воды
- Воздух есть во всех предметах
Воспитатель. Ребята, мне было приятно с вами поработать. Вы такие наблюдательные, активные и умные – настоящие ученые-исследователи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по внеурочной деятельности
Данный материал содержит разработку занятия факультатива "Экономика:первые шаги". Социальное направление. 1 класс УМК "начальная школа 21 век"Тема: "Все работы хороши" (3 часа) Это 1 час тема: "...
План – конспект занятия по внеурочной деятельности Объединение « Умелые руки» Модуль "Кулинария"
План-конспект занятия будет полезен учителям и педагогам дополнительного обазования для проведения занятия по внеурочной деятельности....
План-конспект занятия по внеурочной деятельности "Какой бывает наша речь?"
В работе представлен конспект заняти по внеурочной деятельности...
План – конспект занятия по внеурочной деятельности (курс «Учусь создавать проект»)
Тема: Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Класс: 1 Цель занятия: способствовать формированию самостоятельности учащихся, способности к са...
план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка
Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...
План-конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе.
Внеурочная деятельность...
План – конспект занятия по внеурочной деятельности « Моя первая клумба» на тему: « Декоративное панно из разных материалов». 3 класс.
Знакомство учащихся с творческим проектом, формирование навыков по содержанию, оформлению, выполнению проекта, определение выбора изделия, подбора материалов....