Маленькие фантазеры
материал
Предварительный просмотр:
МДОУ «Красная шапочка» д. Вилга
Кружок изготовления поделок из соленого теста
«Маленькие фантазеры»
Вторая младшая, средняя группа.
Воспитатели :
Долюк Наталья Михайловна
Медведева Кристина Викторовна
2021-2022
Пояснительная записка.
Программа кружка разработана для детей дошкольного возраста начиная с младшей группы. С учётом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей детей данной группы. Лепка придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Дети пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.
Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии.
Человеческие руки - это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
Занятия строятся по продуманному плану, который составляется на год. Оптимальное количество 10 человек. При большем количестве воспитателю не остаётся времени на индивидуальную помощь. Занятия должны проводиться в светлом, хорошо проветриваемом помещении (изостудии). Проводятся занятия 1 раз в неделю по 15-20 минут. Дети должны усваивать последовательно логику выполнения задания на основе приобретённых знаний и умений. Материал, необходимый для работы, хранится в определённом месте (шкафу, полке) и всегда доступен детям. Учебно-материальное обеспечение.
Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок.
Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 с водой, 1 - с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.
Цель программы: способствовать развитию и обогащению творческих способностей детей через необычные и новые для ребёнка формы работы.
Задачи программы:
- Расширить представление детей об окружающем мире.
- Учить сравнивать.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Прививать детям основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, развитие познавательного интереса к ней.
- Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УКРАШЕНИЙ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА 1. МУКА. Для соленого теста лучше всего подходит пшеничная мука недорогих сортов. 2. СОЛЬ. Соль лучше всего использовать мелкую, «экстра». Крупную соль использовать не следует, так как тесто может рваться при лепке, а при просушивании трескаться. 3. ВОДА. Воду добавляют только холодной, можно из-под крана. 4. КЛЕЙ. Клей придает тесту эластичность, а готовым изделиям прочность. Более всего подходит сухой обойный клей, который перед добавлением в замешиваемое тесто разводят в чуть теплой воде (2 ст. л. клея на небольшое количество воды). 5. КРАСКИ. Для окрашивания теста лучше всего использовать пищевые или натуральные красители (какао порошок, свекольный сок и прочие). Для раскрашивания готовых изделий используют гуашь или акварельные краски. 6. ЛАК. Для закрепления красок и защиты изделия от влаги понадобится прозрачный лак. ИНСТРУМЕНТЫ. деревянная скалка или резиновый валик стеки, вилка, расческа формочки для выпечки печенья или из игр чеснокодавилка ситечко зубочистки кисточки пробки с резьбой, стакан с водой (для склеивания деталей между собой) пуговицы, бусины, тесьма и др. вещицы.
РЕЦЕПТЫ СОЛЕНОГО ТЕСТА РЕЦЕПТ 1 2 стакана муки 1 стакан соли 3/4 стакана воды.
РЕЦЕПТ 2 1, 5 стакана муки 0, 5 стакана крахмала 1 стакан соли 3/4 стакана воды.
РЕЦЕПТ 3 2 стакана муки 1 стакан соли 1 стакан клейстера.
РЕЦЕПТ 4 2 стакана муки 1 стакан соли 100 г клея ПВА 80 г стакана воды РЕЦЕПТ 5 2 стакана муки 1 стакан соли 3/4 стакана воды 2 ст. ложки сухого обойного клея.
Условия вхождения: добровольные Возраст на начало обучения: 3-4 лет. Продолжительность занятий: 15-20 минут (1 раза в неделю). Количество детей в одной подгруппе: 10 человек. В результате такого организационного подхода в работу оказываются, вовлечены все дети.
План работы кружка.
Месяц | Название | Программное содержание | Литература |
Октябрь | №1 «Плюшки-завитушки» | Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат водя, салфетка для рук. | Силаева К. В. Солёное тесто.–Москва, «Эксмо», 2003г стр. 30 |
№2 Раскрашивание «Плюшек-завитушек» | Соленое тесто, которое было тщательно высушено. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. | ||
№3 «Черепаха» | Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. вода, салфетка для рук. | Силаева К. В. Солёное тесто.–Москва, «Эксмо», 2003г стр. 88 | |
№4 Раскрашивание «Черепахи» | Соленое тесто, которое было тщательно высушено. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. | ||
Ноябрь | №5 «Цветик-семицветик» | Продолжать учить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат водя, салфетка для рук. | Силаева К. В. Солёное тесто.–Москва, «Эксмо», 2003г стр. 12 |
№6 Раскрашивание «Цветика семицветика» | Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. соленого теста, которое было знакомить с акварельными, вода, салфетка для рук. | ||
№7 «Улитка» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. | Давыдова Т. «лепим из пластилина и соленого теста». Стр.4 | |
№8 Раскрашивание «Улитки» | Раскрашивание поделки из соленого теста, которое было, знакомить с акварельными красками. | ||
Декабрь | №9 «Корзина с ягодами». | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке | Силаева К. В. Солёное тесто.–Москва, «Эксмо», 2003г стр. 152 |
№10 Раскрашивание изделий. | Раскрашивание «Ягоды - малины» из соленого теста, которое было знакомить с акварельными красками. | ||
№11 «Пчелка» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать и развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. | ||
№12 Раскрашивание «Пчелки» | Раскрашивание «Пчелки» из соленого теста, которое было, знакомить с акварельными красками. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой. | ||
Январь | №13 «Снеговик» | Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. | |
№14 Раскрашивание «Снеговика». | Раскрашивание снеговика из слоенного теста, которое было. | ||
Февраль | №15 «Снежинка» | Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно - творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. | |
№16 Раскрашивание «Снежинки». | Раскрашивание «Снежинок» из соленого теста, которое было. Продолжение работы с акварельными красками. | ||
№17 «Рыбка» | Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать тесто. | Силаева К. В. Солёное тесто.–Москва, «Эксмо», 2003г стр. 90 | |
№18 Раскрашивание «Рыбки» | Раскрашивание «Рыбки» из сплющенного теста, создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке из соленого теста, которое было. | ||
Март | №19 «Ёжик» | Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук. | Силаева К. В. Солёное тесто.–Москва, «Эксмо», 2003г стр. 98 |
№20 Раскрашивание «Ёжика» | Раскрашивание «Ежика» из соленого теста, которое было, акварельными красками. | ||
№21 «Кошечка в корзинке» | Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат работы. | Силаева К. В. Солёное тесто.–Москва, «Эксмо», 2003г стр. 100 | |
№22 Раскрашивание изделия | Раскрашивание поделок из слоенного теста, которые было. Продолжать знакомить детей с различными видами росписи. | ||
Апрель | №23 «Лепим сказку» «Репка» | Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. | Силаева К. В. Солёное тесто.–Москва, «Эксмо», 2003г стр. 165 |
№24 Раскрашивание «Героев» | Раскрашивание своих работ из слоенного теста, которое было. Раскрашиваем акварельными красками. Учимся колорированию цветов. | ||
№25 «Лепка колобка из соленого теста». | Продолжать знакомить детей с героями русской народной сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова песенки из сказки. Познакомить с понятием «дикие животные». Добиваться произношения звуков «р», «у». Знакомить с повадками диких животных, учить имитировать их повадки. Учить различать и находить предметы круглой формы. Продолжать учить лепить предметы круглой формы. Обогащать словарь детей: «дикие животные», «шарообразный». | Силаева К. В. Солёное тесто.–Москва, «Эксмо», 2003г стр. 160 | |
№26 Раскрашивание «Колобка» | Продолжать работу с акварельными красками. Стараться аккуратно выполнять поставленную задачу. | ||
Май | №27 «Ромашка» | Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида растений; закреплять ранее полученные навыки. | Силаева К. В. Солёное тесто.–Москва, «Эксмо», 2003г стр. 15 |
№28 Раскрашивание «Ромашки» | Раскрашивание цветов, полученных на предыдущем занятии. Улучшать свои навыки работы с акварельными красками. | ||
№29 «Лепка мухомора». | Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида растений; закреплять ранее полученные навыки | Силаева К. В. Солёное тесто.–Москва, «Эксмо», 2003г стр. 162 | |
№30 Раскрашивание «Мухомора» | Учимся делать, определенную, композицию «Полянка». Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена. Развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Учить лепить из частей, делить куски на части. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь. |
Литература.
1. Антипова М. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения.
2. Силаева К. Соленое тесто. Большая книга поделок.
3. Хананова И. Соленое тесто.
4. Чаянова И. Соленое тесто для начинающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок (2-ой по теме) литературного чтения в 3 классе по произведению Н.Носова "Фантазеры"
Урок литературного чтения в 3 классе по произведению Н.Носова "Фантазеры" (2-ой урок по теме), система Л.В. Занкова....
Урок литературного чтения в 1 классе. Учимся уму-разуму. Н.Носов "Фантазеры"
Урок литературного чтения в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века" по учебнику Ефросининой Л.А. учит детей глубокому осмысленному чтению...
"Фантазеры"
Подробный конспект по ФГОС по литературному чтению для 2 класса....
Конспект урока по литературному чтению по программе М. П. Воюшиной, на тему «Рассказ Н.Н. Носова «Фантазеры»
Данный урок разработан по технологии развития критического мышления...
Фантазия и неправда – это одно и то же? Н. Носов «Фантазеры».
Презентация к уроку чтения во 2 классе....
Находчивые фантазеры
Литературная игра по творчеству Николая Николаевича Носова...
Литературное чтение. Тема урока : В гостях у Незнайки. Н.Носов «Фантазеры». 2 класс ПНШ
конспект урока по литературному чтению с презентацией....
- Мне нравится (1)