Урок (2-ой по теме) литературного чтения в 3 классе по произведению Н.Носова "Фантазеры"
план-конспект урока чтения (3 класс) на тему
Урок литературного чтения в 3 классе по произведению Н.Носова "Фантазеры" (2-ой урок по теме), система Л.В. Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_po_n.nosovu_po_fantazyoram.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока:
- выявить различие между фантазией и неправдой, между умыслом и вымыслом.
Задачи урока:
- напомнить учащимся о том, что такое художественный вымысел в литературе; показать, что человек, обладающий фантазией, может создавать в своём воображении самые необычные, фантастические образы, целый мир;
- анализируя данное произведение, обратить внимание учащихся на название рассказа, на то, что автора волнует тема вымысла, неправды;
- поработать со смысловыми нюансами близких по значению слов;
- показать причины и следствия фантазии и неправды на примере данного литературного произведения;
- развивать навык выразительного, осознанного чтения целыми словами; развивать умение логически и доказательно выстраивать свой ответ;
- расширять и уточнять словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы;
- прививать интерес к чтению; умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
Оборудование:
- портрет Н.Н. Носова, книга «Фантазёры», иллюстрации к произведению, карточки и таблички для словарной работы, таблицы с цитатами автора о произведении, с пословицами, магнитная доска.
Тип урока: комбинированный, 2-й урок по теме.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Сообщение цели и темы урока:
Страна Вообразилия-
Такую мы все знаем.
И с Николаем Носовым
Там снова побываем.
Неправда и фантазия.
Как их нам распознать?
Для этого и будем
Сегодня мы читать.
- Ребята, сформулируйте цель нашего урока. Что сегодня будем делать? Над чем будем работать? (Выявлять отличие фантазии от
неправды.)
- Сегодня нам так же предстоит оценить поступки и характер героев произведения Николая Носова «Фантазёры».
3. Работа по теме урока:
1) – На прошлом уроке вы начали читать рассказ Н. Носова «Фантазёры», а дома завершили чтение.
- Поделитесь впечатлениями от прочитанного
2) – С кем вы познакомились в этом рассказе?
- Сегодня они у нас в гостях (работа с иллюстрациями на доске: кто где).
- Кто такие Мишутка и Стасик? (наши ровесники)
- Что они любили делать? (фантазировать)
(на магнитную доску помещается табличка «фантазия»)
- На что были похожи их фантазии? Как они их сами называли?
- Найдите ответ на этот вопрос, прочитав 1 абзац. (небылицы, сорев-
нование во вранье)
- Что такое небылица?
- Подберите синонимы к слову «враньё».
(на магнитную доску помещаются слова «небылица»,
«враньё», «ложь», «обман», «неправда» и
таблички с трактовками этих понятий)
- Что же получается, что враньё и фантазия – это одно и то же?
- Как вы думаете? (фантазия – это выдумка, никому не приносящая
вреда. Это творческое воображение.
Враньё – плохой поступок, который может
принести вред. Эти таблички помещаются на
доску.)
- Но ведь мальчишки фантазировали?!
3) – Докажите, что истории, рассказанные мишуткой и Стасиком – это фантазии. Прочитайте некоторые из них.
- Найдите в тексте слова Стасика, которые подтверждают ваши выводы и предположения. (с.112 – А чего стыдно? Мы же никого не
обманываем… Просто выдумываем,
будто сказки рассказываем.)
4) – Какой ещё персонаж присутствует в этом рассказе? (Игорь)
- Кто он?
- Как он отнёсся к игре Мишутки и Стасика? Найдите это и прочитайте. ( с.112 – Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Наш-
ли занятие!)
- Как вы понимаете значение слова «презрительно»?
- Тогда зачем же Игорь стал играть с мальчиками?
- Легко ли Игорю было что-то выдумать?
- Как нам это показал автор? Прочитайте это. (многоточия и
междометия: «А-а…»,
«Э- э-э», «Угу» и т.д.)
- Какие же истории он всё-таки рассказал? Прочитайте. (с.113)
- Что вы можете сказать об этих историях, особенно о последней?
Динамическая пауза:
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
5) – Давайте охарактеризуем поступки всех героев. Отгадайте шифровку, это поможет вам понять замысел автора – Н. Носова (с какой точки зрения будем характеризовать).
в | у | м | ы | с | е | л |
3 | 4 | 9 | 6 | 5 | 16 | 11 |
3,6,9,6,5,16,11 - вымысел
4,9,6,5,16,11 - умысел
- Какие слова получились? Знаете ли вы значения этих слов?
Вымысел – то, что создано воображением, фантазией.
Умысел – заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения.
(таблички с этими словами помещаются на
магнитную доску)
- Чьи поступки можно назвать вымыслом, а чьи умыслом? Обоснуйте свой ответ.
- Как вы думаете, почему Н.Носов назвал свой рассказ «Фантазёры», а не «Вруны» или «Обманщики»?
- Можно ли по именам, по тому, как называет мальчиков Н.Носов понять, как автор к ним относится?
- Вот как сам автор говорил об этом рассказе, о его героях.
( чтение плаката на доске )
- Работа по составлению характеристики (словесного портрета с чертами характера, поступками) Мишутки, Стасика, Игоря.
6) – Можно ли жить, совсем не обманывая и ничего никогда не сочиняя?
- А бывает ли так, что ложь идёт во благо; что ложь несёт в себе что-то хорошее?
- Бывает ли «ложь во спасение»?
- А была ли такая ложь у Мишутки и Стасика? (Да. С.115 - о
мороженом для
Иры)
(беседа с учащимися)
- А каков же замысел Н.Носова? Что он думает на этот счёт? Поняли ли вы это, прочитав данное произведение? (выдумка и фантазия не
должны приносить
людям зло)
7) Творческое задание (работа в паре).
- Перед вами на парте набор карточек со словами. С ними вы работали на уроке. Поделите слова на 2 группы: врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать.
- Объясните своё решение.
1 2
Врать сочинять
Обманывать выдумывать
Лгать изобретать
Клеветать фантазировать
- Дайте общее название каждой группе. Вспомните, о чём мы говорили на уроке.
Умысел Вымысел
- Как вы понимаете значение слова «клевета»? (порочащая кого-
либо ложь)
- Как гласит русская пословица, «Клевета –что уголь: не обожжёт, так замарает».
- Кого из героев отнесём к 1 группе? (Игорь)
- Кого ко 2 группе? (Мишу и Стасика)
4.Итог урока:
- Прочитайте пословицы. Какие бы из них точно отразили суть рассказа «Фантазёры»? Почему? (даны на доске)
- Горькая правда лучше красивой лжи.
- Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
- Выдумку можно простить, ложь – никогда.
- Раз соврал – навек лгуном стал.
- Как вы думаете, что хотел сказать Николай Носов этим произведением детям?
- Какая мысль, на ваш взгляд, здесь главная?
- Хочется ли вам прочитать это произведение ещё раз?
- А кому бы вы хотели прочитать это произведение?
- - Николай Николаевич Носов любил мальчишек-фантазёров, написал о них много произведений, но он всегда надеялся, что фантазия и выдумка никогда не перейдут в ложь, в клевету, во что-то нехорошее, злое. Он мечтал, что мальчишки-фантазёры, когда вырастут, создадут много хорошего и полезного в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «открытия» нового знания по литературному чтению 2 класс Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)
Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)Цели урока для учителя:Образовательная:Познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова, через со...
Презентация для урока литературного чтения (3 класс) по произведению К. Паустовского "Барсучий нос"
Для урока литературного чтения по теме: К. Паустовский " Барсучий нос" предлагаю использовать презентацию по произведению....
Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».
Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».Цель: Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...
Викторина по литературному чтению 3 класс. По произведению Ю. Коваля "Алый"
Викторина по литературному чтению 3 класс. По произведению Ю. Коваля "Алый"...
Тест по литературному чтению 2 класс по произведения Булгакова "Анна, не грусти!" и Ермолаева "Два пироженных"
Тест преднозначен для проверки знаний по содержанию произведений. Есть вопрос где надо написать свое отношение к произведению....
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по произведению Н.Н. Носова "Затейники".
Данный урок является уроком открытия новых знаний. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники». Урок построен с использованием на ур...
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс по произведению "Листопадничек" И. С. Соколов - Микитов
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс по произведению "Листопадничек" И. С. Соколов - Микитов. Литературного чтения. 3 класс. В 2-х частях. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецк...