Урок (2-ой по теме) литературного чтения в 3 классе по произведению Н.Носова "Фантазеры"
план-конспект урока чтения (3 класс) на тему

Урок литературного чтения в 3 классе по произведению Н.Носова "Фантазеры" (2-ой урок по теме), система Л.В. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_po_n.nosovu_po_fantazyoram.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:

- выявить различие между фантазией и неправдой, между умыслом и вымыслом.

Задачи урока:

- напомнить учащимся о том, что такое художественный вымысел в литературе; показать, что человек, обладающий фантазией, может создавать в своём воображении самые необычные, фантастические образы, целый мир;

- анализируя данное произведение, обратить внимание учащихся на название рассказа, на то, что автора волнует тема вымысла, неправды;

- поработать со смысловыми нюансами близких по значению слов;

- показать причины и следствия фантазии и неправды на примере данного литературного произведения;

- развивать навык выразительного, осознанного чтения целыми словами; развивать умение логически и доказательно выстраивать свой ответ;

- расширять и уточнять словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы;

- прививать интерес к чтению; умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

Оборудование:

- портрет Н.Н. Носова, книга «Фантазёры», иллюстрации к произведению, карточки и таблички для словарной работы, таблицы с цитатами автора о произведении, с пословицами, магнитная доска.

Тип урока: комбинированный, 2-й урок по теме.

                                                  Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Сообщение цели и темы урока:

Страна Вообразилия-

Такую мы все знаем.

И с Николаем Носовым

Там снова побываем.

Неправда и фантазия.

Как их нам распознать?

Для этого и будем

Сегодня мы читать.

- Ребята, сформулируйте цель нашего урока. Что сегодня будем делать? Над чем будем работать?  (Выявлять отличие фантазии от

                                                            неправды.)

- Сегодня нам так же предстоит оценить поступки и характер героев произведения Николая Носова «Фантазёры».

3. Работа по теме урока:

1) – На прошлом уроке вы начали читать рассказ Н. Носова «Фантазёры», а дома завершили чтение.

- Поделитесь впечатлениями от прочитанного

2) – С кем вы познакомились в этом рассказе?

- Сегодня они у нас в гостях (работа с иллюстрациями на доске: кто где).

- Кто такие Мишутка и Стасик? (наши ровесники)

- Что они любили делать? (фантазировать)

(на магнитную доску помещается табличка «фантазия»)

- На что были похожи их фантазии? Как они их сами называли?

- Найдите ответ на этот вопрос, прочитав 1 абзац. (небылицы, сорев-

                                                                                      нование во вранье)

- Что такое небылица?

- Подберите синонимы к слову «враньё».

(на магнитную доску помещаются слова  «небылица»,

«враньё», «ложь», «обман», «неправда» и

таблички с трактовками этих понятий)

- Что же получается, что враньё и фантазия – это одно  и  то же?

- Как вы думаете?  (фантазия – это выдумка, никому не приносящая

                                   вреда. Это творческое воображение.

                                  Враньё – плохой поступок, который может

                                       принести вред. Эти таблички помещаются  на

                                        доску.)

- Но ведь мальчишки фантазировали?!

3) – Докажите, что истории, рассказанные мишуткой и Стасиком – это фантазии. Прочитайте некоторые из них.

- Найдите в тексте слова Стасика, которые подтверждают ваши выводы и предположения. (с.112 – А чего стыдно? Мы же никого не

                                                 обманываем… Просто выдумываем,

                                                  будто сказки рассказываем.)

4) – Какой ещё персонаж присутствует в этом рассказе?  (Игорь)

- Кто он?

- Как он отнёсся к игре Мишутки и Стасика? Найдите это и прочитайте. ( с.112 – Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Наш-

                       ли занятие!)

- Как вы понимаете значение слова «презрительно»?

- Тогда зачем же Игорь стал играть с мальчиками?

- Легко ли Игорю было что-то выдумать?

- Как нам это показал автор? Прочитайте это. (многоточия и

                                                                                 междометия: «А-а…»,

                                                                                  «Э- э-э», «Угу» и т.д.)

- Какие же истории он всё-таки рассказал? Прочитайте. (с.113)

- Что вы можете сказать об этих историях, особенно о последней?

Динамическая пауза:

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

5) – Давайте охарактеризуем поступки всех героев. Отгадайте шифровку, это поможет вам понять замысел автора – Н. Носова (с какой точки зрения будем характеризовать).

в

у

м

ы

с

 е

 л

3

4

9

6

5

16

11

3,6,9,6,5,16,11  - вымысел

4,9,6,5,16,11     - умысел

- Какие слова получились? Знаете ли вы значения этих слов?

Вымысел – то, что создано воображением, фантазией.

Умысел – заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения.

(таблички с этими словами помещаются на

магнитную доску)

- Чьи поступки можно назвать вымыслом, а чьи умыслом? Обоснуйте свой ответ.

- Как вы думаете, почему Н.Носов назвал свой рассказ «Фантазёры», а не «Вруны» или «Обманщики»?

- Можно ли по именам, по тому, как называет мальчиков Н.Носов понять, как автор к ним относится?

- Вот как сам автор говорил об этом рассказе, о его героях.

( чтение плаката на доске )

  1. Работа по составлению характеристики (словесного портрета с чертами характера, поступками) Мишутки, Стасика, Игоря.

6) – Можно ли жить, совсем не обманывая и ничего никогда не сочиняя?

- А бывает ли так, что ложь идёт во благо; что ложь несёт в себе что-то хорошее?

- Бывает ли «ложь во спасение»?

- А была ли такая ложь у Мишутки и Стасика? (Да. С.115 - о

                                                                                   мороженом для

                                                                                   Иры)

(беседа с учащимися)

- А каков же замысел Н.Носова? Что он думает на этот счёт? Поняли ли вы это, прочитав данное произведение? (выдумка и фантазия не

                                                                            должны приносить

                                                                             людям зло)

7) Творческое задание (работа в паре).

- Перед вами на парте набор карточек со словами. С ними вы работали на уроке. Поделите слова на 2 группы: врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать.

- Объясните своё решение.

                      1                                                           2

               Врать                                                  сочинять

               Обманывать                                       выдумывать

               Лгать                                                  изобретать

               Клеветать                                           фантазировать

- Дайте общее название каждой группе. Вспомните, о чём мы говорили на уроке.

                Умысел                                              Вымысел

- Как вы понимаете значение слова «клевета»?  (порочащая кого-

                                                                                    либо ложь)

- Как гласит русская пословица, «Клевета –что уголь: не обожжёт, так замарает».

- Кого из героев отнесём к 1 группе? (Игорь)

- Кого ко 2 группе? (Мишу и Стасика)

4.Итог урока:

- Прочитайте пословицы. Какие бы из них точно отразили суть рассказа «Фантазёры»? Почему?  (даны на доске)

  1. Горькая правда лучше красивой лжи.
  2. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
  3. Выдумку можно простить, ложь – никогда.
  4. Раз соврал – навек лгуном стал.

- Как вы думаете, что хотел сказать Николай Носов этим произведением детям?

- Какая мысль, на ваш взгляд, здесь главная?

- Хочется ли вам прочитать это произведение ещё раз?

- А кому бы вы хотели прочитать это произведение?

  1. - Николай Николаевич Носов любил мальчишек-фантазёров, написал о них много произведений, но он всегда надеялся, что фантазия и выдумка никогда не перейдут в ложь, в клевету, во что-то нехорошее, злое. Он мечтал, что мальчишки-фантазёры, когда вырастут, создадут много хорошего и полезного в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «открытия» нового знания по литературному чтению 2 класс Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)

Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)Цели урока для учителя:Образовательная:Познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова, через со...

Презентация для урока литературного чтения (3 класс) по произведению К. Паустовского "Барсучий нос"

Для урока литературного чтения  по теме: К. Паустовский " Барсучий нос" предлагаю использовать презентацию по произведению....

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям  К.И. Чуковского «Путаница»,  «Телефон».Цель:  Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...

Викторина по литературному чтению 3 класс. По произведению Ю. Коваля "Алый"

Викторина по литературному чтению 3 класс. По произведению Ю. Коваля "Алый"...

Тест по литературному чтению 2 класс по произведения Булгакова "Анна, не грусти!" и Ермолаева "Два пироженных"

Тест преднозначен для проверки знаний по содержанию произведений. Есть вопрос где надо написать свое отношение к произведению....

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по произведению Н.Н. Носова "Затейники".

Данный урок является уроком открытия новых знаний. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники». Урок построен с использованием на ур...

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс по произведению "Листопадничек" И. С. Соколов - Микитов

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс по произведению "Листопадничек" И. С. Соколов - Микитов. Литературного чтения. 3 класс. В 2-х частях. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецк...