Находчивые фантазеры
материал по теме
Литературная игра по творчеству Николая Николаевича Носова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий | 301.5 КБ |
презентация | 1.09 МБ |
профессии | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
п.Фаленки Кировской области
«Находчивые фантазеры»
по произведениям Н.Н.Носова
(литературная игра)
Номинация «Воспитательная работа»
Составитель:
Екатерина Анатольевна Шкляева,
зав. библиотекой, учитель начальных классов.
2013 год
Содержание:
- Цель, задачи мероприятия, оборудование, оформление, подготовительная работа………………………………………………………. 3
- Пояснительная записка …………………………………… 4
- Ход мероприятия………………………………………….. 5
- Список используемой литературы………………………. 11
- Приложение……………………………………………….. 12
Цель:
- поддерживать интерес к чтению произведений Николая Носова среди детей посредством их участия в литературной игре по творчеству писателя.
Задачи:
- расширять кругозор;
- развивать интерес к чтению;
- заинтересовать детей творчеством писателя;
- развивать монологическую речь;
- развивать память, мышление, внимание;
- способствовать сплочению коллектива;
- способствовать развитию творческой и познавательной активности учащихся.
Оформление, оборудование:
- столы и стулья;
- компьютер (ноутбук), проектор, экран;
- выставка книг;
- бумага, ручки;
- мультимедийные презентации (см. приложение 1);
- вещи для «бюро находок»;
- воздушные шарики;
- грамоты.
Форма проведения:
- литературная игра
Подготовительная работа:
- Подбор литературы для выставки.
- Просмотр методической литературы, ресурсов Интернет.
- Создание презентаций.
- Разработка мероприятия.
- Составление грамот.
- Покупка воздушных шариков.
Возраст участников:
- 7-10 лет
Место проведения:
- класс
Пояснительная записка.
10 (23) ноября исполнилось 105 лет со дня рождения советского детского писателя-прозаика, драматурга, киносценариста, лауреата Сталинской премии третьей степени (1952) Николая Николаевича Носова.
Книги Николая Носова нравятся детям, потому что в них рассказывается о таких же, как они, непоседах, изобретателях и фантазерах – словом, об обычных мальчишках и девчонках. Его произведения наполнены доброжелательным легким юмором, добротой. Веселая и добрая книжка даже в хмурый день поднимет настроение. Открывая любую страницу, без улыбки, а то и неудержимого смеха читать не возможно.
Однажды Николай Николаевич Носов, отвечая на вопрос о том, как он стал детским писателем, сказал так: «Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была, интересная жизнь и у меня было, о чем порассказать людям»
В 1957 году авторитетный международный журнал произвел подсчет: произведения каких русских писателей чаще всего переводились на другие языки. Получился список, в котором третьим - вслед за Максимом Горьким и Александром Пушкиным оказался Николай Носов. Стараниями переводчиков его персонажи заговорили на многих языках мира. Даже по-японски. Так что, не стоит удивляться, увидев в Японии кафе «Незнайка».
Ход мероприятия
Незнайка: Привет, ребята! Вы меня узнали? А как зовут автора, который написал книги про меня и моих друзей? В этом году исполняется 105 лет с его дня рождения. И сегодня мы вспомним творчество замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова (рассказ сопровождается слайдами) (см. приложение 1.1) (слайд 1).
А теперь послушайте немного о самом писателе. 23 ноября 1908 года на Украине в городе Киеве в семье актера родился мальчик, которого назвали в честь отца Николаем. (слайд 2) Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Писателем Николай Носов стал не сразу. Он работал чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен, кинорежиссером. Первые рассказы начал писать в 30 лет. (слайд 3) Широкую известность писателю принесли повести о Незнайке и повесть «Витя Малеев в школе и дома». Самая известная среди детворы книга – это, конечно же, про меня и моих друзей. (слайд 4) Если вы, ребята, спросите у своих родителей, читали ли они книги Николая Носова, то их ответ будет «Да». (слайд 5) Его книги читают и любят не только в России, но и в других странах. В 2008 году к 100летию со дня рождения Николая Носова выпустили монету с его изображением. (слайд 6)
Незнайка: А теперь давайте проведем литературную игру. Разделимся на две команды. В команду «Умники» я приглашаю ребят, которые симпатизируют Знайке, такие же умные, честные и справедливые. А в команде «Весельчаки» добрые, веселые и находчивые ребята, как я – Незнайка.
Деление на команды «Умники» и «Весельчаки»
(бейджики см. приложение 2)
Незнайка: Нам предстоит пройти несколько конкурсов. За каждый правильный ответ команда будет получать по одному воздушному шарику. Победителем станет команда, набравшая большее количество шариков. Но помните: воздушный шарик легко лопается, поэтому берегите их.
1 «Разминка»
Незнайка: Николай Носов написал около 50 рассказов, повестей и романов. У меня их названия были записаны на листочке. Но мой друг Сиропчик решил полакомиться вареньем и нечаянно заляпал этот листочек. В названиях пропали слова. Помогите их восполнить.
Задание: продолжить название рассказа.
- «Бенгальские …» (огни)
- «Три …» (охотника)
- «Приключения Толи …» (Клюквина)
- «Федина …» (задача)
- «Витя Малеев …» (в школе и дома)
- «Бабушка …» (Дина)
- «Шурик …» (у дедушки)
- «Когда мы …» (смеемся)
- «Веселая …» (семейка)
- «Бобик в гостях …» (у Барбоса)
- «Мишкина …» (каша)
- «Живая …» (шляпа)
- «Винтик, Шпунтик …» (и пылесос)
- «Дневник Коли …» (Синицына)
2 «Бюро находок»
Незнайка: Ребята, мне нужна ваша помощь. В бюро находок скопилось много вещей. Помогите найти хозяев этих вещей. Нам известно, что все вещи принадлежат героям произведений Николая Носова.
Задание: назвать произведение и героя, кому принадлежат вещи.
- Мешочек пшенной крупы. (Мишка «Мишкина каша»)
- Шляпа (Вовка, Вадик, кот Васька «Живая шляпа»)
- Огурец (Павлик, Котька «Огурцы»)
- Книга «Три поросенка» (Петя и Валя «Затейники»)
- Ведро мороженого (Мишутка и Стасик «Фантазеры»)
- Пистолет (Саша «Саша»)
- Блюдо с киселем (Бобик и Барбос «Бобик в гостях у барбоса»)
- Ружье (дядя Федя, дядя Ваня, дядя Кузьма «Три охотника»)
- Аквариум (Виталик «Карасик»)
- Чемодан (Мишка «Дружок»)
3 «Профессия»
Незнайка: В моем городе живет много коротышек. Некоторые стали известны в своей профессии. Отгадайте: кто кем является…
Задание: Назовите имена коротышек из книг «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», соответствующие представленным на слайдах профессиям.(см. приложение 1.2)
- Врач (Пилюлькин, Компрессик, Медуница)
- Музыкант (Гусля)
- Охотник (Пулька)
- Астроном (Звездочкин, Стекляшкин)
- Механик (Винтик, Шпунтик, Шурупчик)
- Милиционер (Свистулькин, Караулькин)
- Художник (Тюбик)
- Архитектор (Кубик)
4 «Рифмоплет»
Незнайка: у меня есть друг Цветик. Он – очень известный поэт. Я тоже решил как то сочинять стихи, но у меня ничего не вышло. Может быть, у вас получится…
Задание: Из предложенных рифм сочинить стихотворения (см. приложение 3)
- Котенок – ребенок
- Речка – печка
- Шар – комар
- Малыш – стоишь
- Бочка - точка
- Огурец – молодец
5 «Загадай-ка»
Незнайка: Я страсть как люблю отгадывать загадки. А вы?
Задание: отгадать загадку и по отгадке вспомнить и назвать рассказ Н.Носова.
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон. «Телефон»)
В огороде стоит,
Ничего не говорит,
Сам не берет
И воронам не дает. (Пугало. «Огородники»)
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? (Каша. «Мишкина каша»)
В воде мы живём,
Без воды пропадём. (Рыбы. «Карасик»)
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький. (Огурец. «Огурцы»)
К своим ласкается,
На чужих ругается.
У своего теремочка
Сидит на цепочке. (Собака. «Дружок»)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька. (Машина. «Автомобиль»)
Ждёт меня подружка –
На макушке – ушко.
Если танцевать пойдёт,
Всё заштопает, зашьёт. (Иголка. «Заплатка»)
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики. (Милиционер «Милиционер», «Саша»)
Круглая да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь. (Репа. «Про репку»)
6 «Конец –делу венец»
Незнайка: Все произведения Николая Носова заканчиваются хо-ро-шо! А мы проверим: дочитали ли вы его рассказы и повести до конца.
Задание: Прослушать окончание рассказа или повести и сказать его название.
- «Хотели починить домик, только Валя говорит:
- Вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит!
Так и не стали больше в «три поросенка» играть»
«Затейники»
- «Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей, и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно»
«Огурцы»
- «В батарее оказалась какая-то жидкость, в которой мокла чёрная палка, завёрнутая в тряпочку. Я понял, что электричество получалось из этой жидкости. Потом лёг в постель и быстро заснул»
«Телефон»
- «– Ну, ты выдумываешь всё! – засмеялась Ира. – Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
– Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана…»
«Фантазеры»
- «Все удивились и никак не могли понять, как очутился в пылесосе свисток, который пропал в прошлом году. Ведь в прошлом году и пылесоса-то не было!»
«Винтик, Шпунтик и пылесос»
- «– Тьфу! Совсем вы меня запутали! Нам на Арбат надо, а мы на Курский вокзал приехали. Не в ту сторону сели.
Пересели мы на другой поезд и поехали обратно. И тётя больше уже не смеялась над нами. И пошехонцами не называла»
«Метро»
- «А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:
- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью»
«Заплатка»
- «Славина мама долго стояла на углу улицы и смотрела вслед Толе. Она боялась, как бы с ним не случилось ещё чего-нибудь. Она видела, как он почему-то остановился посреди тротуара, постоял в нерешительности некоторое время, потом вдруг махнул рукой и, подняв гордо голову, бодро пошёл вперёд»
«Приключения Толи Клюквина»
- «Незнайка часто сажал кляксы в тетради. И к тому же как только посадит кляксу, так сейчас же слизнет ее языком. От этого кляксы у него получались с длинными хвостами. Такие хвостатые кляксы Незнайка называл кометами. Эти "кометы" были у него чуть ли не на каждой страничке. Но Незнайка не унывал, так как знал, что терпение и труд помогут ему избавиться и от "комет"
«Приключения Незнайки и его друзей»
- «Тогда все мамы весело рассмеялись. А веселее всех смеялась бабушка Динь, так как была рада тому, что ей достался букет мимоз»
«Бабушка Дина»
7 «Смекалка»
Незнайка: Я недавно научился в Интернете искать картинки про героев Николая Носова. Скопировал их себе на компьютер, а подписать названия произведений забыл. Помогите мне, пожалуйста…(см. приложение 1.3)
Задание: К какому рассказу или повести иллюстрация, представленная на слайде?
- «Дружок»
- «Тук-тук-тук»
- «Огородники»
- «Незнайка на луне»
- «Фантезеры»
- «Бабушка Дина»
- «Витя Малеев в школе и дома»
- «Карасик»
- «Автомобиль»
- «Прятки»
- «Бобик в гостях у Барбоса»
- «Три охотника»
7 «Блицтурнир»
Незнайка: Это последний конкурс. У вас есть возможность догнать соперников или, наоборот, убежать от них.
Задание: ответить на вопросы.
- Как звали кота в рассказе «Живая шляпа»? (Васька)
- Что помогло ребятам из рассказа «Огородники» собрать хороший урожай? (пугало)
- В каком городе жили коротышки? (Цветочный город)
- Что клевали вороны в рассказе «Тук-тук-тук»? (рябину)
- Как звали собаку охотника Пульки? (Булька)
- Чем посыпал Котька горку? (песком)
- Что разбил Мишка, когда брал леденец? (сахарницу)
- Куда посадили мальчики собаку, когда ехали в поезде? (в чемодан)
- С чем перепутал Костя пряник, когда смотрел кино? (с замазкой)
- Что повесил Шурик вместо почтового ящика? (калошу)
- Чем лечила коротышек Медуница? (медом)
- Чем лечил коротышек доктор Пилюлькин? (йодом и касторкой)
Незнайка: Давайте посчитаем воздушные шарики… Победителем становится команда ___________. А кого из участников в своей команде вы бы назвали лучшими знатоками произведений Николая Носова? Всем на память о сегодняшней встрече воздушные шарики.
Вручение грамот (см. приложение 4)
Список используемой литературы.
- Ресурсы Интернет:
- http://ru.wikipedia
- http://www.prozagadki.ru/368-zagadki-pro-ogorodnoe-pugalo-dlja-detejj.html
- http://images.yandex.ru
- Журналы:
- «Школьные игры и конкурсы» №2\2006
- «Читаем, учимся, играем» №9\2006, №1\2007, №6\2003, №11\2009
- «ПедСовет» №12\2005
3. Книги:
- Н.Носов «Фантазеры» (сборник рассказов)
- Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
- Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе»
- Н.Носов «Незнайка на Луне»
- Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»
Приложение 1.
Мультимедийные презентации
Приложение 2.
Бейджики
Приложение 3.
«Рифмоплет»
- Очень миленький «котенок»
Этот маленький ребенок,
Ты уже один стоишь.
Сделай шаг вперед, малыш!
- В доме стоит печка,
А за домом – речка,
У крылечка – бочка,
А в тетради – точка!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Находчивый ёжик. Воспитательное занятие
Внеклассное занятия (конспект + презентауия) по профилактике детской агрессивности с использованием метода сказкотерапии.Занятие проводилось совместно с педагогом-психологом в рамках методи...
Разработка ко Дню знаний (2 класс) "Урок веселых и находчивых"
Мероприятие для учащихся 2-го класса «Урок весёлых и находчивых» разработано и проведено учительницей начальных классов Лихачевой Екатериной Павловной.Занятие проводится в начале учебного года в...
Конкурс азартных, находчивых и веселых эрудитов по теме "Дары моря"
Чтобы повысить эффективность работы по программе, повысить интерес всех членов семьи учащихся, была использована форма игры-соревнования эрудитов по теме «Дары моря». ...
Конспект открытого внеклассного мероприятия Клуб Веселых и Находчивых (КВН) между вторым и третьим классом на тему: «Ты велик, родной язык»
Данное внеклассное мероприяти преследовало следующие цели:- прививать детям любовь к русскому языку;- расширять знания по русскому языку;- обогащать словарный запас;- развивать логическое мышление, па...
Клуб веселых и находчивых
Эта разработка в помощь классному руководителю для проведения праздника Международного женского дня. Соревнуются дети и их мамы....
Сочинение по серии картинок (И. Радлов «Находчивые лягушата»)
Конспект занятия по развитию речи младших школьников...
Клуб весёлых и находчивых
расширить словарный запас учащихся, знания о природе, привить интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику....