Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный краевед"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yun_kraeved_peredel_3_kl.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(общекультурное)
«Юный краевед»
Разработчик: Волженина Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6,5-11 лет.
Описание места курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Юный краевед» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения и воспитания детей в возрасте от 6,5 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 1 год – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Занятия осуществляются во второй половине дня в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете,парке, пришкольном участке. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Основными формами образовательного процесса являются:
- экскурсии,
- выставки,
- презентации,
- совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения домашнего задания)
Основные виды деятельности учащихся:
- индивидуальная (результат работы одного ученика);
- работа в малых группах (результат работы 2-4 учеников);
- коллективная деятельность.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Изучение природы родного края»:
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
МетапредметныеУУД:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные УУД:
- в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
- в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
- в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
- в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Формы подведения итогов реализации программы
Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов.
Результатами исследовательской деятельности могут являются творческие отчёты, презентации, тематические праздники, альбомы с фотографиями, дневник наблюдений и др.
Содержание программы
Тема 1: Введение (2ч)
Что изучает краеведение. Кто такие краеведы. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Тема 2: Мой край на карте Родины (5 ч)
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение края. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания.
Тема 3: Я и моя семья. (3 ч)
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: Моя улица. (1 ч)
Урок-экскурсия по улицам родного города. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района».
Тема 5: Наша школа (1 ч)
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Тема 6: Природа нашего края. (21 ч)
Полезные ископаемые Тюменской области. Речная сеть области - реки. Озера, их происхождение - ледниковые, карстовые. Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду. Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.
Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.
Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.
Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.
Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Народные промыслы, их художественная и культурная ценность. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.
Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
Экологические проблемы региона и своего края.
Что мы узнали за год? Подведение итогов. (1ч)
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Общее кол-во час | В том числе | |
Теория | Практика | |||
Введение | 2 | |||
1 | Вводное занятие «Что такое краеведение?» «Кто такие краеведы?» | 1 |
| |
2 | Природа – наш второй дом | 1 | ||
Мой край на карте Родины | 5 | |||
3 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 1 | ||
4 | Символ России – берёза. | 1 | ||
5 | Подмосковье – частица России. Символика края. | 1 | ||
6 | Город, в котором мы живем. | 1 | ||
7 | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | 1 | ||
Я и моя семья | 3 | |||
8 | Профессии моих родителей. | 0,5 | 0,5 | |
9 | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | 1 | ||
10 | Моя родословная. | 0,5 | 0,5 | |
Моя улица | 1 | |||
11 | Заочная экскурсия по улицам города. | 1 | ||
Наша школа | 1 | |||
12 | Знакомство с историей, традициями своей школы. |
| 1 | |
Природа нашего края | 21 | |||
13 | Полезные ископаемые Алтайского края. | 1 | ||
14 | Что дает наш край стране. | 1 | ||
15 | Климат. Сезонные изменения погоды в Алтайском крае | 0,5 | 0,5 | |
16 | Реки и озера. | 1 | ||
17 | Растительный мир. Лиственные и хвойные деревья региона. | 0,5 | 0,5 | |
18 | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | 0,5 | 0,5 | |
19 | Лекарственные растения нашего края. | 1 | ||
20 | Викторина «Что это за листья?» | 1 | ||
21 | Правила поведения в лесу, в парковой зоне. | 1 | ||
22 | Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе». | 1 | ||
23 | Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга. | 1 | ||
24 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас». | 1 | ||
25 | Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. | 1 | ||
26 | Животный мир Алтайского края. | 0,5 | 0,5 | |
27 | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | 1 | ||
28 | Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. | 1 | ||
29 | Викторина «В мире животных». | 1 | ||
30 | Птицы родного края | 0,5 | 0,5 | |
31 | Географические названия населенных пунктов нашей местности. | 1 | ||
32 | Народные промыслы. | 0,5 | 0,5 | |
33 | Что дает наш край стране. | 1 | ||
34 | Что мы узнали за год? Подведение итогов. | 1 | 1 | |
Всего часов: | 34 | 18 | 16 |
Материально-техническое обеспечение
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник. 2011
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В.,Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник. 2011
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: тетрадь для самостоятельной работы. – М. : Академкнига/Учебник. 2014
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.2012
Наглядные пособия
1) натуральные живые пособия – комнатные растения;
2) гербарии; семена и плоды растений;
3) географические и исторические карты;
4) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
5) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;
6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки;
7) экскурсионное снаряжение, в том числе лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа клуба "Юные краеведы", 1 класс
Рабочая программа клуба "Юные краеведы" разработана для обучающихся 1 класса ....
рабочая программа кружка "Школа юного краеведа"
Программа ориентирована на учащихся 3-4 классов.В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиеническ...
Рабочая программа клуба "Юные краеведы" 2 класс
Рабочая программа клуба "Юные краеведы" может быть использована в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую направленность и тесную связь с уроками окружающего мира во 2 ...
Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "Юный краевед"
Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)Количество часов: 68 часов ( 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный краевед» 1 – 4 класс
Россия, Родина, Клинский район, Клин… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать желание беречь и приумножать лучшие ...
Примерная рабочая программа курса "Юный краевед" 3-4 классы.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные ...