Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед»
рабочая программа (1 класс) на тему
В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, предлагается содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yuk.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО» Зам.директора по УВР Директор школы _________________ _______________ _______________
«____»__________г. «______»_________г. «____»___________г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный краевед»
1 класс (32 часа)
Программу разработала
учитель начальных классов:
Тайшихина О.М.
Тохой
2015-2016 г
Пояснительная записка
Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам.
Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, мы предлагаем содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы.
Цели:
- знакомство детей с историей и географией своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;
- развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве;
- духовно-нравственное и эстетическое воспитание, формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края.
В программе предусмотрены занятия в классе, прогулки и экскурсии. Учитель может использовать на занятиях следующие образовательные формы: анкетирование, интервьюирование, познавательная беседа, проблемно-ценностная дискуссия, викторина, социально-моделирующая игра, ролевая игра, проектная деятельность. Разработаны 32 занятия, посещать которые могут 10-12 учеников.
2. Тематическое планирование
№ | Названия разделов | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1 | Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения. | 1 | 1 | |
2 | Моя Родина – Бурятия. | 4 | 2 | 2 |
2.1 | Путешествие по малой Родине. Улан-Удэ – столица Бурятии | 4 | 2 | 2 |
3 | Мой родной край. | 5 | 1 | 4 |
3.1 | Путешествие по Селенгинскому району. | 3 | 1 | 2 |
3.2 | Гусиноозерск – город шахтеров и энергетиков. | 2 | 2 | |
4 | Наше село. | 13 | 2 | 11 |
4.1 | Экскурсии в сельскую, детскую библиотеки. | 3 | 1 | 2 |
4.2 | Экскурсия в частный музей Г.Я.Хмелева | 1 | 1 | |
4.3 | Экскурсии к памятникам села. | 3 | 1 | 2 |
4.4 | Экскурсии на предприятия села | 3 | 3 | |
4.5 | Экскурсии на реку Убукун. | 3 | 3 | |
5 | Школа, в которой я учусь | 8 | 7 | 1 |
5.1 | Гордость школы | 4 | 4 | |
5.2 | Мои родители учились в этой школе… | 2 | 2 | |
5.3 | Экскурсия в школьный музей | 1 | 1 | |
5.4 | Защита проекта « История школы, в которой я учусь» | 1 | 1 | |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Всего | 32 | 14 | 18 |
3. Содержание деятельности
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения (1 час).
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Раздел 2. Моя Родина – Бурятия (4 часа).
Моя малая Родина – Бурятия. Улан – Удэ – столица Бурятии. Дата основания Улан-Удэ. Путешествие по главным улицам и площадям столицы. Знакомство с историей города, памятниками.
Раздел 3. Мой родной край (5 часов).
Путешествие по Селенгинскому району. Достопримечательности района. Гусиноозерск – город шахтеров и энергетиков.
Раздел 4. Наше село. (12 часов).
Достопримечательности нашего села. Знакомство с историей села. Экскурсии в частный музей Г.Я.Хмелева, на предприятия села. Правила поведения в общественных местах. Экскурсии к памятникам села. Экскурсии в сельскую, детскую библиотеки. Значение библиотеки, правила поведения в библиотеке. Экскурсии на реку Убукун. Культура поведения в местах отдыха.
Раздел 5. Школа, в которой я учусь. (8 часов).
Гордость школы. Образование школы. Как выглядела школа раньше. Наша школа – одна из самых старых школ района. Учителя и ученики – гордость школы. Где я могу узнать историю своей школы. О чем рассказывают школьные стенды. Встреча с интересными людьми – ее выпускниками.
Мои родители учились в этой школе. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой. Экскурсия в школьный музей. Что такое школьный музей, его цели. Что можно узнать, посетив музей. Самые интересные стенды музея.
Защита проекта «История школы, в которой я учусь». Опыт обработки и представления информации об истории своей школы для одноклассников и родителей.
Раздел 6. Итоговое занятие. (1 час).
Обобщение и систематизация знаний о прошлом и настоящем своей малой Родины и родной школы.
4. Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
5. Методические рекомендации
«Организация и содержательное наполнение некоторых занятий
для учащихся 1 класса»
Особенности проведения занятий и распределения содержания программы
При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует учитывать не только индивидуальные возможности участников , но и активно пользоваться опытом их родителей. Только активное взаимодействие со специалистами культурно-образовательных учреждений поможет реализовать намеченные цели.
К разделу 2. Моя Родина – Бурятия
При организации занятий с использованием краеведческого материала важно учить детей элементам анкетирования, интервьюирования. Так, важной формой освоения и применения знаний о своем населенном пункте будет социально-моделирующая игра «К нам приехали гости. Они попросили показать…». На занятиях по этой теме педагог не только сообщает информацию, но и помогает детям выступать с мини сообщениями.
К разделу 3. Мой родной край
При организации образовательных экскурсий не стоит перегружать детей сложной информацией, до минимума сократить обзорную часть экскурсии и остановиться на самых запоминающихся элементах достопримечательностей. Следует учить детей пользоваться рекламной информацией (афиша, баннер). При организации викторин привлекать детей в качестве ведущих и экспертов.
К разделу 5. Школа, в которой я учусь.
На занятиях по этой теме дети включены в творческую продуктивную деятельность: они фантазируют, рисуют, сочиняют, поют. При организации проблемно-ценностных дискуссий для обсуждения, например, вида флага школы, важно учить детей приводить веские доводы и аргументы. Учить выслушивать разные точки зрения, принимать результаты коллективного решения.
Интернет - источники:
http://surgut06.narod.ru/hist.htm
http://www.amigo-design.com/surgut.html
http://www.websurgut.ru/News/
http://surgutsk.ru/city.php
http://www.admsurgut.ru/about.php?ttop=200524
http://www.admsurgut.ru/about.php?ttop=295967
http://www.eduhmao.ru/info/2/7295/86271/
http://www.komandirovka.ru/dostoprim/list.php?ID=1367
http://nightsurgut.ucoz.ru/photo/1
http://www.gorodokk.ru/viewgorod.php?gorod=surgut&print
http://rus-map.ru/map545219_0_0.htm
Литература:
- Б.Б.Доржиев, «Родная Бурятия», фотоальбом.
- К.А.Харанутова, «Селенгинскому району – 80 лет, городу Гусиноозерску – 50 лет».
- Ц.Г.Базаржапова, Д.М.Дондукова «Земля Селенгинская»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Программа кружка "Юный краевед" рассчитана на внеурочную деятельность с 1 по 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный краевед"...
Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» Актуальность. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотичес...
Программа внеурочной деятельности Юный краевед
Программа внеурочной деятельности Юный краевед...
Программа внеурочной деятельности "Юный краевед"
Программа разработана с целью формирования системы знаний учащихся по краеведению (познанию своего края), знакомство с историей города Челябинска и Челябинской области, знакомство с памятниками ...
Программа внеурочной деятельности "Юный краевед. Ставропольский край".
Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов. Знакомство с родным краем, родным городом....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный краевед"- 2 класс.
Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса. На кружке "Юный краевед" учащиеся узнают об истории Воронежского края, о достопримечательностях, об известных людях, о защитниках Отече...