Рабочая программа курса «Юные краеведы»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно–географическим богатством Смоленского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_kraevedy_4_v_klass_2021.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа курса «Юные краеведы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Азбука Смоленского края» под редакцией Болотовой С. А. Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п.

                                               Цели и задачи курса

    Цели курса – формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края.

   Задачи курса:

  • формирование знаний о природных особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; об умении ориентироваться в своём родном городе (селе), знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представление об экологических проблемах края;
  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования;
  • воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

В 2 классе краеведение начинает изучаться с раздела «Мир культуры», так как второклассники не имеют ещё достаточных знаний для знакомства с природно -  географическими понятиями. В 3 классе изучается раздел «Мир природы», а в 4классе – «Мир истории».

Место  курса в  учебном   плане

        Программа краеведческого кружка рассчитана на 3 года (2, 3, 4 классы). На занятия отводится 1 час в неделю - 34 часа в год.

                                      Содержание  курса

      В 4 классе изучается II раздел курса «Азбука Смоленского края» С. А. Болотовой «Мир истории», т.к. четвероклассники уже обладают достаточными познаниями, которые они получают в процессе изучения предмета «Окружающий мир».

                                      Наши предки

        Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение. Смоленск – древний город кривичей.

                                      «Из варяг в греки»

     Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.

                                         Города Смоленщины

   Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города: Смоленск, Дорогобуж, Ельня, Вязьма, Рудня, Велиж, Поречье (Демидов).

                                     Смоленская крепостная стена

    Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, её неприступность. Башни крепости. Зодчий Фёдор Конь.

                                    Военное прошлое

    Сущность понятия «город – воин». Причины, по которым земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины  с судьбами всего русского государства.

     Битвы с монголо – татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском.

     Война с Польшей 1609 – 1611гг. Героическая оборона Смоленска 1609 – 1611гг. Главное значение Смоленского сражение.

     Война с Германией 1941 – 1945гг.  Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Освобождение Смоленщины от немецко – фашистских захватчиков.

                                     Награды Смоленщины

       Восстановление Смоленщины. Трудовые подвиги смолян. Награды города – героя Смоленска  и области.

                                     Места боевой славы

         Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.

                                    Наши земляки

       Люди, прославившие наш край: М. Глинка, Н. Пржевальский, П. Нахимов,            М. Исаковский, Н. Рыленков, Ю. Гагарин.

     

                      Расхождение авторской и рабочей программы

       Изменения внесены в практическую часть программы, т.е. добавлены экскурсии в музеи, театр и т.п. Количество тем в разделах остаётся авторским.

                    Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты:

  • бережное отношение к памятникам прошлого;
  •  любовь и бережливость к истории родного края.

Метапредметные результаты:

  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
  • развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
  • развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;
  • развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами.

Предметные результаты

К концу 4 класса учащиеся получат возможность узнать:

  • как называли предков – смолян, их основные занятия;
  • торговые связи смолян в древности;
  • название древних городов Смоленщины;
  • причины возведения в Смоленске крепостной стены;
  • названия некоторых башен Смоленской крепостной стены;
  • героические страницы смоленской земли;
  • памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
  • награды Смоленска и области;
  • имена некоторых земляков, прославивших родной край

К концу 4 класса учащиеся получат возможность научиться:

  • определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах - схемах изученные исторические объекты;
  • проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
  • оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать модели культурно – исторических объектов;
  • подготовить рассказ, сообщение культурно-исторического содержания.

               Календарно - тематическое планирование занятий                                                      

№ п/п

                     Тема

 Кол-во часов

Дата

Примечание

       Раздел «Мир культуры»

    34

1

Введение. Давайте познакомимся!

    1

Чем занимается краеведение?  

2

Жилища наших предков

    1

с.2-6

3 - 7

В смоленской избе

    5

Экскурсия во Флёново

 8

Предметы быта смолян

    1

9

Во что одевались наши предки

    1

С.18-24

10

Головные уборы, обувь, украшения

    1

С.26-34.

11

Как сделать пояс?

    1

С.123-124           Пр. раб.

12

Что ели наши предки

    1

С.35-41

13

Правила поведения за столом

    1

С.41-42, 129

14

Праздник «Русская кухня»

    1

Пр. занятие

15

Праздники: календарные, религиозные, семейные.

    1

С.48-55

16

Народные игры

    1

С.58-65

17

Разучивание детских игр

    1

Пр. занятие

18

Русский хоровод

    1

С.66-68

19

В гости к танцевальному кружку

    1

Экскурсия

20

Как возникла письменность?

    1

С.69-75

21

Берестяные грамоты.

    1

С.76-82

22

Создание рукописной книги пером и чернилами

    1

 Пр.раб.

23

Смоленские храмы

    1

С.86-92

24

Правила поведения в храме

    1

С.137

25- 27

Храмы и монастыри Смоленщины

    3

Экскурсия в Успенский собор

28

Книжка – малышка «Главный храм Смоленска»

    1

С. 101        Пр.Раб.

 

29

Культура Смоленщины сегодня

    1

С.109-110

30- 32

Какие библиотеки есть в нашем городе?

    3

Экскурсия в  детскую библиотеку

33

Создание копилки знатока

(стихи, песни о Смоленске)

   1

Пр. раб.

 34

Скажем друг другу до свидания

    1

Викторина 

                       

                 Календарно – тематическое планирование

                       

№ п/п

                     Тема

 Кол-во часов

Дата

Примечание

       Раздел «Мир природы»

    34

1

Вводное занятие

     1

2

Природные особенности Смоленской области: географическое положение, площадь

     1

3

Природные особенности Смоленской области: рельеф, климат

     1

 4

Почвы Смоленской области

     1

 5

Конкурс рисунка «Берегите почву!»

     1

 6

Полезные ископаемые

     1

 7

О чём рассказывают камни?

     1

 8

Водоёмы Смоленщины

     1

 9

Озеро Сапшо – «Байкал в миниатюре»

     1

10

Что мы узнали об особенностях неживой природы Смоленщины

     1

11

Растения леса нашего края

     1

12

Викторина «Угадай, что в лесу растёт?»

     1

13

Растения луга нашего края

     1

14-16

Экскурсия в музей «Смоленский лён»

     3

17

Работа с гербарием

    1  

Пр. занятие

18

Растения болота нашего края

    1

19

Конкурс рисунка «В гостях у Водяного»

    1

Творческая работа

20

Грибы

    1

 

21

Игра «Съедобный или несъедобный»

    1

Пр. занятие

22

Растения из Красной книги Смоленской области

    1

23

Животные Смоленской области: рыбы, земноводные и пресмыкающиеся

    1

24

Насекомые нашего края

    1

 

25

Работа с коллекцией насекомых

    1

Пр. занятие

26

Птицы нашего края

    1

27

Изготовление макетов домиков для птиц

    1

Пр. занятие

28

Млекопитающие нашего края

    1

29

Викторина «Теремок»

    1

Пр. занятие

30

Животные, занесённые в Красную книгу Смоленской области

    1

31-33

Экскурсия в музей природы

    3

Экскурсия

34

Сбережём природу родного края!

    1

Итоговое занятие

                 Календарно – тематическое планирование

                       

№ п/п

                     Тема

 Кол-во часов

Дата

Примечание

       Раздел «Мир истории»

    34

1

Вводное занятие

     1

Знакомство с учебником

2

Наши предки

     1

3-9

Города Смоленщины

     7

Экскурсия  в                  п. Пржевальское в музей партизанской славы

10

«Из варяг в греки»

     1

11

Смоленская крепостная стена

     1

12-13

Изготовление макета крепостной стены

     2

Творческая работа

14

Война с монголо – татарами под Смоленском

     1

15

Война с Польшей 1609 – 1611гг.

     1

16

Заочная экскурсия в Успенский собор

     1

Заочная экскурсия

17

Война с Германией 1941 – 1945 гг.

     1

18-20

Экскурсия в музей Великой Отечественной войны

     3

Экскурсия

21

Награды Смоленщины

     1

22-24

Экскурсия на Катынский мемориал

     3

Экскурсия

25

Викторина «Мой Смоленск»

    1  

26

Наши земляки

    1

Творческая работа

27-34

Экскурсия в Новоспасское

    8

 Экскурсия в Новоспасское

Учебно-методические средства обучения

  • С. А. Болотова. Программа Регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». -  Смоленск, , 2006.
  • С. А. Болотова .  Азбука Смоленского края: части 1, 2, 3: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, Ассоциация XXI век, 2010.


Мониторинговая карта достижения обучающимися планируемых результатов внеурочной деятельности

Название программы внеурочной деятельности  «Юные краеведы»

Направление внеурочной деятельности  общекультурное

Возраст обучающихся 9 – 10 лет

Содержание мониторинговой карты

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты (блок, формируемая ценность):

- бережное отношение к памятникам прошлого;

- любовь и бережливость к природе родного края.

Воспитательные результаты                  

 1 уровня

Развитие интереса к природе родного края.

Воспитательные результаты                

  2 уровня

Стремление к бережному отношению к природе родного края.

Воспитательные результаты                      

3 уровня

 Участие в мероприятиях по пропаганде и сохранению природы родного края.

Методика «Таинственное письмо»

Методика «Незавершённая сказка»

Методика

«Кто я?»(модификация методики М.Куна)

Воспитательный эффект

Обучающиеся будут осознанно выполнять правила поведения в природе, обосновывать необходимость их соблюдения, проводить самостоятельные наблюдения в природе.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;

Методика «Полоска» (Л.И.Аршавина)

Прогнозируемый эффект

Повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности.

Регулятивные УУД:

- развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.

Методика

«Методика на внимание»(Я.Гальперин, С.Л.Кобыльницкая»

Прогнозируемый эффект

В процессе занятий у обучающихся формируется умение проводить самостоятельные наблюдения                   (определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность своих действий, анализировать их  и управлять ими).

Коммуникативные УУД:

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при совместной деятельности.

Методика

«Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель» 

   

Прогнозируемый эффект

В процессе занятий у обучающихся формируются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при совместной деятельности.


                             

«Юные краеведы»

Календарно – тематическое планирование

                       

№ п/п

                     Тема

 Кол-во часов

Дата

Примечание

       Раздел «Мир истории»

    34

1

Вводное занятие

     1

05.09.

Знакомство с учебником

2

Наши предки

     1

12.09.

3-9

Города Смоленщины

     7

19.09. -07.11.

Экскурсия  в                  п. Пржевальское в музей партизанской славы

10

«Из варяг в греки»

     1

14.11.

11

Смоленская крепостная стена

     1

21.11.

12-13

Изготовление макета крепостной стены

     2

28.11. 05.12.

Творческая работа

14

Война с монголо – татарами под Смоленском

     1

12.12.

15

Война с Польшей 1609 – 1611гг.

     1

19.12.

16

Заочная экскурсия в Успенский собор

     1

09.01.

Заочная экскурсия

17

Война с Германией 1941 – 1945 гг.

     1

16.01.

18-20

Экскурсия в музей Великой Отечественной войны

     3

23.01.-06.02.

Экскурсия

21

Награды Смоленщины

     1

13.02

22-24

Экскурсия на Катынский мемориал

     3

20.03.-06.03

Экскурсия

25

Викторина «Мой Смоленск»

    1  

13.03.

26

Наши земляки

    1

20.03.

Творческая работа

27-34

Экскурсия в Новоспасское

    8

03.04.-29.05.

 Экскурсия в Новоспасское


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа клуба "Юные краеведы", 1 класс

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" разработана для обучающихся 1 класса ....

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" 2 класс

Рабочая программа клуба "Юные краеведы" может быть использована в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую направленность и тесную связь с уроками окружающего мира во 2 ...

Примерная рабочая программа курса "Юный краевед" 3-4 классы.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные ...

Рабочая программа кружка "Юный краевед" 4 класс

Рабочая программа  кружка "Юный краевед" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на 34 часа (1 час в неделю)...

Рабочая программа курса "Юный математик"

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы  с обучающимися 4 класса.Основная цель данной программы - интеллектуальное развитие обучающихся....

Рабочая программа кружка Юный краевед

рабочая программа кружа Юный краевед ,духовно-нравственное направление...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Юный математик» для 2Б класса

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебн...