Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа юного краеведа»(духовно-нравственное направление) для обучающихся 3 «Б» класса
на 2017/18 учебный год
Разработчик: Павлова Г.П. учитель начальных классов первой квалификационной категории
с. Красный Яр
Пояснительная записка
Программа «Школа юного краеведа»» создана на основе программы внеурочной деятельности «Страна профессий», целью которой является успешная социализация детей Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» адресована обучающимся 3Б класса. Данная программа отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Актуальность программы Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Практика работы в начальной школе, беседы с учащимися, наблюдения свидетельствуют, что экскурсионно-краеведческая работа в классе проводится в рамках изучения предмета «Окружающий мир», но не удовлетворяет интересы учащихся. Анализ интересов младших школьников показал, что знакомство с прошлым и настоящим родного края, его историей и культурой необходимо продолжить во внеурочное время. Это послужило поводом для разработки программы «Школа юного краеведа». Новизна Программа кружка по краеведению «Школа юного краеведа» отличается объемом и способами преподнесения обучающимся краеведческой информации (исследовательская и конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания). При реализации содержания программы расширяются знания, полученные при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, формируются межпредметные связи. Важное место отводится практической деятельности обучающихся. В результате освоения программы обучающиеся смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами села; оценки их эстетической ценности; ориентирования в своем селе; поиска нужной информации о родном крае, людях, внесших вклад в развитие и историю села. ЦЕЛЬ: Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Задачи: Образовательные: 1. Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность. 2. Развитие мотивации к сбору краеведческого материала. 3. Изучение истории и природы своего родного села. Воспитательные: 1. Формирование потребности в саморазвитии. 2. Формирование активной жизненной позиции. 3. Развитие культуры общения. 4. Воспитание любви к своей малой Родине; Развивающие: 1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность. 2. Развитие вкуса к родному слову.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.
Программа внеурочной деятельности «Школа юного краеведа» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты: - положительное отношение к краеведению; - познавательный интерес к малой родине; - уважительное отношение к окружающим людям; Метапредметные результаты: -адекватно воспринимать окружающую действительность; -применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования; - участвовать в коллективном обсуждении; - отвечать на вопросы и задавать вопросы; - проявлять свою любознательность, инициативность; - выражать собственное эмоциональное отношение к малой родине Предметные результаты: - находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее; - наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своего края, их занятиях, интересах.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п
| Название раздела (темы) | Кол-во часов | Форма организации занятия | Использование ИКТ (кол-во час) | Теоретическая часть | Практическая часть |
|
| 1 | История моей школы. Мои одноклассники | 4 | 5 | Сообщения учащихся, урок-презентация, урок-практикум, беседа | 5 | 2 | Я - житель села Красный Яр | 4 | 5 | Экскурсия, урок-практикум, беседа, самостоятельная работа | 2 | 3 | Мой дом.Моя семья. |
| 2 | урок-игра, урок-проект | 2 | 4 | Без прошлого нет настоящего | 5 | 8 | Беседа, экскурсия, проект, викторина | 5 | 5 | Наш край в годы ВОВ |
|
| Беседа, экскурсия, проект |
|
| Итого | 13 | 20 |
| 14 |
Тематическое планирование
Номер занятия | Название темы занятия | Дата проведения | план | факт | Корректировка с указанием причины |
| 1 четверть -8 часов |
| История моей школы. Мои одноклассники – 8 часов | 1 | Вводное занятие. Что такое краеведение? Занятие-игра. Что изучает краеведение. | 07.09 |
|
| 2 | Экскурсия в природу. Сбор и подготовка природного материала нашего села. |
|
|
| 3 | Подготовка к выставке «Вот и осень пришла!» Изготовление поделок из природного материала (коллективная работа) | 14.09 |
|
| 4 | Библиотечный день. Наша школьная библиотека. | 21.09 |
|
| 5 | Конкурс рисунков «Портретная галерея моего класса» | 28.09 |
|
| 6 | История создания нашей школы. Рисунки «Любимый школьный уголок» | 12.10 |
|
| 7 | Знаменитые выпускники нашей школы. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала | 19.10 |
|
| 8 | Экскурсия «Мой любимый школьный двор». Конкурс дизайнеров . | 26.10 |
|
| 2 четверть – 7 часов | Я – житель села Красный Яр» – 7 часов | 9 | Экскурсия по улицам села. Работа с планом. Учимся определять улицы, объекты. | 09.11 |
|
| 10 | Удивительная память посёлка. Известные жители, в названиях улиц, мемориальных досках. | 16.11 |
|
| 11 | Символы Саратовской области, города Энгельса. Творческая мастерская «Создаем герб села Красный Яр» | 23.11 |
|
| 12 | Встреча со старожилами села. Ведение дневников-опросников. | 30.11 |
|
| 13 | Экскурсия в сельскую библиотеку. Операция «Поиск». | 07.12 |
|
| 14 | Старинные дома и здания села. История создания. | 14.12 |
|
| 15 | Подведение итогов. Оформление собранного материала. | 21.12 |
|
| 3 четверть – 10 часов | Мой дом. Моя семья.– 2 часа | 16 | Моя родословная. Профессии моих родителей. Моя будущая профессия. | 11.01 |
|
| 17 | Творческая-мастерская. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Проект-изготовление дома моей мечты | 18.01 |
|
| Без прошлого нет настоящего – 8 часов | 18 | Экскурсия. Река Берёзовка. Набережная нашего села. | 25.01 |
|
| 19 | Удивительные уголки родного края. | 01.02 |
|
| 20 | Земляки, прославившие родной край | 08.02 |
|
| 21 | Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях | 15.02 |
|
| 22 | Достопримечательности нашего села. | 22.02 |
|
| 23 | Игра-путешествие «Расскажу о своём крае» | 01.03 |
|
| 24 | Мини-сочинение «Моя малая родина» | 15.03 |
|
| 25 | Фотовыставка «Красивые места нашего посёлка» | 22.03 |
|
| 4 четверть – 8 часа | Наш край в годы ВОВ | 26 | Встречи с тружениками трудового фронта, детьми войны. Ведение дневников-опросников. | 05.04 |
|
| 27 | «Они сражались за родину». Экскурсия к памятнику. | 12.04 |
|
| 28 | Земляки-герои. Встреча с участниками Великой Отечественной войны. Ведение дневников-опросников. | 19.04 |
|
| 29 | Творческая работа “Расскажи о своем герое”. | 26.04 |
|
| 30 | Конкурс сочинений «След войны в моей семье» | 03.05 |
|
| 31 | Экскурсия в школьный музей Боевой Славы. | 10.05 |
|
| 32 | Экскурсия на берег реки Берёзовка. Исследование экологического состояния. | 17.05 |
|
| 33 | Отчет о проделанной работе членов кружка. Проект «Край родной, познакомились с тобой» | 24.05 |
|
|
|
|
|
|
|
|