Представление педагогического опыта по теме: школьный проект «Мы исследуем школу»
методическая разработка (1 класс)
Социальный проект «Мы исследуем школу» для первоклассников во время их адаптационного периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pervye_dni_rebenka_v_shkole.docx | 59.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Произошедшие в последние годы изменения в практике российского образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для учеников единственным источником информации, всезнающим оракулом. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Её обилие не приводит к системности знаний. Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний.
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения и требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю, более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проект (от лат. projectus- брошенный вперед, выступающий, торчащий) - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата (цели), создание определённого уникального продукта при заданных сроках и требованиях к качеству.
Наша образовательная организация является площадкой СурГПУ, которую возглавляет В.С. Лазарев, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования. Хочу заметить, что В.С. Лазарев рассматривает проектирование как «комплекс интеллектуальных действий, в результате выполнения которых создается образ нового продукта и способа его получения» и указывает, что проектирование является первой стадией жизненного цикла проекта. Второй его стадией является реализация спроектированной деятельности.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
В.С.Лазарев выделяет следующие задачи проектной деятельности в школе:
• приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой информации, обработки результатов и их презентации;
• выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
• создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Осваивая способы проектной деятельности, учащиеся смогут развить умения, которые будут полезными в жизни:
- анализировать проблемные ситуации;
- проектировать цели;
- разрабатывать гипотезы;
- проверять (верифицировать) гипотезы;
- планировать достижение целей;
- оценивать решения и делать обоснованный выбор;
- ставить и решать познавательные задачи;
- эффективно работать в группе.
В.С.Лазарев выделяет несколько видов проектов:
- Технические проекты. Они ориентированы на изменения в технической сфере путем создания и производства новых видов техники;
- Экологические проекты, ориентированные на изменения в природной сфере.
- Исследовательские, познавательные проекты, самая многочисленная группа проектов, ориентированные на получение новых научных знаний.
- Деловые проекты. Целью данных проектов является получение прибыли от вложения средств.
- Гуманитарные проекты. Данные проекты разрабатываются с целью саморазвития, устранения каких-то собственных слабостей, ограничений.
- Социальные проекты. Они имеют целями изменения в социальной сфере путем создания новых общественных организаций, модернизации деятельности существующих организаций.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», то есть, если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Так, в нашей общеобразовательной организации был реализован социальный проект «Мы исследуем школу» для первоклассников во время их адаптационного периода.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется школе, учебе, школьным делам и заботам. Ребёнку сложно адаптироваться к новым условиям в школе, к новому коллективу. Для быстрой адаптации детей к школе мы разработали проект, тема проекта «Мы исследуем школу».
Цель проекта - помочь первоклассникам адаптироваться в школе, освоить ее пространство, познакомиться с работниками школы, убедиться в их благожелательном отношении к ним.
Для реализации данного проекта были поставлены следующие задачи:
a) научиться ориентироваться в пространстве школы, узнать, кто работает в школе.
b) развивать пространственное мышление; память, внимание, образное мышление;
c) воспитывать в себе любознательность, толерантность, коммуникативные умения.
Этапы проектной деятельности:
- Мотивационный (погружение в проект, проблематизация, разработка проектного задания).
- Планирующее-подготовительный (разработка проекта, планирование и организация деятельности).
- Информационно-операционный, деятельностный (технологическая стадия, осуществление деятельности).
- Рефлексивно-оценочный (презентация и оценка результатов).
Работа над данным проектом складывалась следующим образом:
1) Мотивационный этап (погружение в проект, проблематизация, разработка проектного задания).
Классный руководитель встречает детей, организует деятельность класса в нетрадиционной форме (нет позиции ученика за партой). Знакомство с проектом. Объясняет конечный результат проекта, что детей ожидает во время проекта. Деление на микрогруппы. Дети оформляли небольшую стенгазету с названием, эмблемой и девизом группы. После завершения они представляли свою группу перед остальными.
2) Планирующее-подготовительный (разработка проекта, планирование и организация деятельности). Классный руководитель предоставляет возможность детям в определении форм работы в планировании. Совместно с детьми разрабатывают варианты направлений деятельности учащихся школы по теме «Мы исследуем школу». Распределение ролей при проведении проекта и получении конечного результата. Каждая группа выбрала три предмета исследования школы и изобразила это на листах ватмана. По завершению, они предлагали свои варианты классу, затем проходило голосование от класса, вследствие чего они выбрали три варианта предложений для исследования в школе.
3) Деятельностный (технологическая стадия, осуществление деятельности). Практическая работа по исследованию школы, участников групп. День заполнения картографа по теме «Мы все разные», «Обо всем понемногу» (приложение1). Картографов «Обо всем понемногу» было всего 5, каждый относился к определенному кабинету или блоку. Они содержали ряд вопросов, на которые дети должны были найти ответы (приложение 2). Исследование слова «Школа». Выполнение практических заданий. Создание альбома, книги с материалами работы групп.
4) Рефлексивный (презентация и оценка результатов). Презентация альбомов, книг от каждого класса. Праздник «Посвящение в первоклассники».
Учащиеся адаптировались в школе, завели новых друзей, познакомились с работниками школы. Узнали об истории школы и ее правилах. Дети были очень активны и заинтересованы в выполнении задач данного проекта.
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом. Проектная деятельность способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка; их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует ребенка в самореализации самовыражения, в творческой личностно и общественно – значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Таким образом, с уверенностью можно сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.
Приложение1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".
Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...
Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи де...
Представление педагогического опыта Использование технологии проблемного обучения в начальной школе
Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальной школе Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальн...
Представление педагогического опыта по теме: «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников»
Проектно - исследовательская деятельность в формировании УУД занимает одно из ведущих мест, поскольку активно формирует компентентностный и деятельностный подходы, выдвигающие на первое место не инфор...
Представление педагогического опыта на тему: "Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе технологии сотрудничества".
Представление педагогического опыта на тему: "Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе технологии сотрудничества". Новизна педагогического исследования в том, что была со...
Представление педагогического опыта на тему "Формирование грамматических умений и навыков у учащихся с нарушениями интеллекта"
Речевая деятельность детей данной группы развивается по тем же самым законам, что и речь детей с нормальным интеллектом. Однако это развитие идет довольно своеобразно, поскольку оно осуществляет...
Представление педагогического опыта по теме «Современные навыки soft skills»
Каждый день мы начинаем с того, что продумываем предстоящие дела. Что-то является обыденным, привычным, а что-то может выбить нас из колеи. Вне зависимости от неприятной ситуации, в которую мы попадае...