Представление педагогического опыта по теме «Современные навыки soft skills»
статья
Каждый день мы начинаем с того, что продумываем предстоящие дела. Что-то является обыденным, привычным, а что-то может выбить нас из колеи. Вне зависимости от неприятной ситуации, в которую мы попадаем, можно выйти победителем только в одном случае: если у нас есть навык, опыт того, как справиться с этой проблемой. Многие ли задумывались, какими навыками для решения проблем они обладают и насколько эффективно их используют?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borovinskih_a.i._opyt.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
по теме «Современные навыки soft skills»
Каждый день мы начинаем с того, что продумываем предстоящие дела. Что-то является обыденным, привычным, а что-то может выбить нас из колеи. Вне зависимости от неприятной ситуации, в которую мы попадаем, можно выйти победителем только в одном случае: если у нас есть навык, опыт того, как справиться с этой проблемой. Многие ли задумывались, какими навыками для решения проблем они обладают и насколько эффективно их используют?
Навыки будущего, цифровизация, тренды, soft skills - эти понятия и смыслы, так или иначе, появляются в жизни современных людей.
Сейчас интерес к soft skills и потребность в них стали ещё сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что полученные знания очень быстро устаревают, поэтому успешным становится не тот, кто много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения.
О soft skills говорят очень много. Притом эти навыки не изобрели вчера или даже сто лет назад, раньше не использовалось само понятие soft skills, но только в прошлом веке с быстрым развитием науки и промышленности начали их исследовать и изучать.
Для всех очевидно, что современное образование должно ориентироваться на развитие гибких навыков, многие из которых - врожденные и присущи каждому ребенку, но их нужно развивать и совершенствовать, так как большинство детей волнуются, переживают, чувствуют себя неуверенно, когда попадают в новую социальную ситуацию, когда выполняют новые задачи. Они ищут помощь и поддержку у друзей, родителей и, конечно же, учителей. Я решила применить на своей практике Soft skills.
Soft skills в переводе с английского — «гибкие навыки». Иногда переводят буквально — «мягкие навыки», надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни.
В начале нашего школьного пути я составила программу воспитательной работы, определила цели, задачи и этапы воспитательной деятельности, а также составила анкеты для родителей.
Цели: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи:
Сформировать навыки Soft skills:
- Навыки коммуникаций.
- Эмоциональный интеллект.
- Принятие решений.
- Управление временем.
- Креативность.
Этапы воспитательной работы:
- Изучение класса и обучающихся.
- Определение воспитательных целей.
- Планирование воспитательной работы.
- Осуществления воспитательной работы.
- Анализ и оценка воспитательной работы.
Для всех очевидно, что современное образование должно ориентироваться на развитие гибких навыков, многие из которых - врожденные и присущи каждому ребенку, но их нужно развивать и совершенствовать, так как большинство детей волнуются, переживают, чувствуют себя неуверенно, когда попадают в новую социальную ситуацию, когда выполняют новые задачи. Они ищут помощь и поддержку у друзей, родителей и, конечно же, учителей. Я решила применить на своей практике Soft skills.
Для себя я выделила определённые направления:
- Навыки коммуникаций.
- Эмоциональный интеллект.
- Принятие решений.
- Управление временем.
- Креативность.
Данные навыки я пытаюсь развивать комплексно, формируя всесторонне развитую личность.
Навыки коммуникаций.
Коммуникация – важный элемент социализации. Точнее, без навыка коммуникации ребенок просто не сможет адаптироваться в социуме. Ему следует научиться общаться не только с родителями и бабушкой, но и с другими взрослыми людьми: учителем, тренером, родителями друзей, продавцом в магазине, а также своими ровесниками, детьми постарше и помладше.
Для развития коммуникативных навыков я использую:
- игры (на знакомство, сплочение коллектива, сюжетно-ролевые, социально-ролевые, деловые, интеллектуальные) и игры на переменах с привлечением ШСУ.
- общешкольные мероприятия (конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, КВНы, спортивные соревнования, посещения музеев, кинотеатров, экскурсии с привлечением родителей).
- коллективные творческие дела;
- индивидуальную работу (беседы, контроль успеваемости, анкетирование и анализ результатов);
- работу с родителями (проведение родительских собраний, повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, индивидуальные консультации, анкетирование).
Коммуникативная компетенция - это знания и умения, необходимые для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным литературным языком, на фоне которого целенаправленно формируются специальные знания и умения, составляющие профессиональную компетенцию личности.
Эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект – это умение воспринимать чувства других людей и контролировать свои собственные эмоции. Если с умением воспринимать эмоции других людей дети разбираются достаточно быстро – маленькие манипуляторы моментально чувствуют чужую слабость, то вот взять под контроль свои эмоции детям сложно.
Данное направление я развиваю на уроках и во внеурочное время. Через игры, творчество («Дары осени», «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День Победы», «Эколята» и т.д.), ведение «Дневников эмоций» смайлики в дневниках раз в неделю, проведение классных часов «Знай наших».
В конце каждой четверти дети на классный час приносят свои награды: грамоты, медали, кубки, которые они получили за участие в различных соревнованиях и конкурсах вне школы. Ребята демонстрируют свои награды, а одноклассники поздравляют, радуются, гордятся нашими участниками и победителями. После проведения данного классного часа я готовлю очередную презентацию для родительского собрания, где вставляю слайд с ребятами нашего класса, которые победили и заслужили награды в различных конкурсах (спортивных, творческих и т.д.)
Принятие решений.
Принятие решений — способность осознано выбирать лучшее решение из возможных вариантов. Этот навык помогает быстро и с максимальной пользой достигать своих целей.
Для развития данного навыка я использую в своей работе алгоритм:
- Личный интерес. («Насколько решение служит моим интересам?»)
- Возможные последствия принимаемого решения. («Как мое решение повлияет на других людей и на меня?»)
- Выбор. («Зачем я буду это делать?», «Какие у меня есть варианты?»)
- Результат выбора. («Каким будет результат моих действий?»)
Необходимо научить детей думать, прежде чем действовать!
Управление временем.
Да, детям тоже нужно учиться управлять временем. Во-первых, это поможет им везде успевать: делать уроки, заниматься спортом, общаться с друзьями, читать книги, быть организованным, собранным, ответственным. Во-вторых, родители будут избавлены от нытья в духе «мне скучно», потому что ребенку всегда будет, чем заняться. Но для этого навыки управления временем нужно прививать с самого раннего возраста.
Данное направление развиваю с помощью планирования режима дня, в который включены основные этапы деятельности ребенка на день (выполнение ДЗ, посещение кружков и секций, планирование режима дня и т.д.), ведение календаря событий (дни рождения родственников, одноклассников, внешкольных мероприятий и т.д.).
Креативность.
Креативность - это способность человека генерировать идеи, создавать что-то новое и не стандартное. Креативность - это способность к неординарному мышлению и применению этого мышления на практике.
Тут рецепты известны: творческие студии, театральные кружки, музыкальные школы – естественно, с учетом пожеланий и способностей ребенка. И, конечно же, наглядная демонстрация творческого подхода и вариативности решения разных задач в повседневной жизни.
Приведу пример как я развиваю креативность и творческое мышление у детей. Использование обычных веще в необычных применениях или по-другому говоря - ассоциации (например, при инсценировке сказок, где швабра – конь, перевернутая корзинка, надетая на голову - корона, ключи от кабинета – являются колокольчиком в лесу, линейка – волшебной палочкой, игра в «Крокодила», играя в фанты, ребёнок волею случая получает задание в несвойственной обстановке изобразить «Что – то или кого – то» и т.д.)
Классная и внеклассная работа должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к учёбе, но и способствовать развитию креативности, мыслительной деятельности личности - умению выделять главное в проблеме; формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке.
Для организации своей работы я использовала метод анкетирования родителей (приложение 1). Данная работа проходила в начале и в конце каждого учебного года на родительских собраниях.
По итогам анкетирования, я определяла дальнейшие цели и задачи воспитательной деятельности.
На начало первого года обучения по данным анкет, я увидела низкий уровень сформированности навыков soft skills. Так как не все дети посещали детские сады и кружки дополнительного образования.
Во втором классе дети показали средний уровень сформированности навыков. Потому что многие из них стали посещать кружки и секции дополнительного образования, а также в своей работе я стала применять приемы soft skills. И это уже порадовало, так как в период всей работы я искала подход и способы развития данных навыков.
К третьему классу результаты были чуть выше среднего. Потому что обхват детей, занимающихся в системе дополнительного образования стал больше и заинтересованность родителей возросла к тому, что их ребёнок должен быть всесторонне развитым. Я, как классный руководитель, продолжила работу над развитием у детей навыков soft skills.
За три года моей работы над данной темой я поняла, что не нужно останавливаться и опускать руки. Необходимо верить в себя и верить в детей и родителей.
К началу четвертого класса у большинства детей по результатам анкетирования были практически сформированы навыки soft skills, но в дальнейшем я планирую продолжить эту работу, чтобы при выпуске из четвёртого класса дети умели применять на практике навыки и умения, которые мы развивали в рамках soft skills.
Это одни из основных soft skills, которые нужно развивать у детей, и чем раньше, тем лучше. И нужно помнить, что дети – это, в первую очередь, дети, поэтому не нужно от них требовать слишком многого. Именно поэтому я выбрала всего 5 основных soft skills, без которых сегодня придется сложно и детям, и взрослым. Нужно помнить, что силу личного примера никто не отменял, поэтому постоянно нужно развиваться как самим взрослым, так и учить чему-то новому детей.
«Учу тому, что умею сама».
Приложение. 1
Анкеты для родителей.
1 класс
- Что предпочитает ваш ребёнок: играть в команде или в одиночку?
- Умеет ли ваш ребёнок самостоятельно принимать решения в трудных ситуациях?
- Соблюдается ли в вашей семье режим дня?
- Как ваш ребёнок реагирует на свои успехи и поражения?
- Проявляет ли ваш ребёнок интерес к творчеству?
2 класс
- Что предпочитает ваш ребёнок: работать в команде или в одиночку?
- Умеет ли ваш ребёнок самостоятельно принимать решения в трудных ситуациях?
- Может ли ребёнок самостоятельно соблюдать режим дня?
- Как ваш ребёнок реагирует на свои успехи и поражения?
- С интересом ли ребёнок выполняет творческие задания?
3 класс
- Может ли ваш ребёнок организовать командные игры или мероприятия?
- Как ваш ребёнок выходит из ситуации, в которой он не привык находиться?
- Расстроится и будет плакать
- Бездействие
- Найдет выход
- Может ли ребёнок самостоятельно распределять свое время?
- Может ли ваш ребёнок радоваться успехам сверстников?
- Умеет ли ваш ребёнок находить нестандартное применение обычным предметам?
4 класс
- Ваш ребенок хороший слушатель или хороший коммуникатор?
- Может ли ваш ребенок проявлять нестандартный подход к решению проблем?
- Может ли ваш ребёнок расставлять приоритеты при организации своего свободного времени?
- Может ли ваш ребёнок помочь сверстнику добиться успехов?
- Может ли ребёнок, работая в команде, увлечь других детей своей идеей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".
Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...
Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи де...
Представление педагогического опыта по теме: «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников»
Проектно - исследовательская деятельность в формировании УУД занимает одно из ведущих мест, поскольку активно формирует компентентностный и деятельностный подходы, выдвигающие на первое место не инфор...
Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...
Представление педагогического опыта на тему: "Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе технологии сотрудничества".
Представление педагогического опыта на тему: "Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе технологии сотрудничества". Новизна педагогического исследования в том, что была со...
Представление педагогического опыта по теме: школьный проект «Мы исследуем школу»
Социальный проект «Мы исследуем школу» для первоклассников во время их адаптационного периода....
Представление педагогического опыта на тему "Формирование грамматических умений и навыков у учащихся с нарушениями интеллекта"
Речевая деятельность детей данной группы развивается по тем же самым законам, что и речь детей с нормальным интеллектом. Однако это развитие идет довольно своеобразно, поскольку оно осуществляет...