Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
методическая разработка по русскому языку по теме
В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи детей, обеспечивает активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач. Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при которомна каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременоформируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования.
Актуальность и перспективность опыта.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты. Без особого труда у них формируется речевой слух, артикуляция. Однако, предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи – явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того , если формирование речи по каким либо причинам не осуществляется, то ее развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретенный жизненный опыт не являются стимулирующим фактором в начальном усвоении речи.
2. Концептуальность
Ребенок, поступающий в школу, не всегда достаточно готов к обучению в ней по ряду причин. Для выявления и устранения причин , мешающих усвоению школьной программы, мне пришлось обратиться к результатам обследования детей на начало школьной жизни. Все дети были обследованы школьным психологом с использованием ряда методик. На основе этих результатов было выявлено, что у многих детей класса слабая память, недостаточно развитое мышление, речь, многие дети с трудом сосредотачиваются на заданиях.
Как подать учебный материал, чтоб было интересно одним и не трудно другим, чтобы все ученики усвоили материал? В поисках решения этой проблемы я стала использовать методику Бакулиной Г.А. Методика способствует комплексному развитию интеллектуальных особенностей учащихся младших классов на уроках русского языка, повышает речевую активность. Поэтому с 2010 года я стала работать над методической темой : «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования».
Для раскрытия темы была сформулирована следующая цель:
Повышение эффективности учебного процесса за счет раскрытия и реализации личности и создание условий для интеллектуального развития младших школьников.
Определены задачи:
-повысить качество обучения по предмету;
-повышать уровень познавательной активности через развитие психических процессов;
- повышать речевую активность;
- развивать мышление;
- воспитывать интерес к русскому языку;
- создавать условия для успешной самостоятельной деятельности.
3. Теоретическая база опыта.
При обучении учащихся 1-4 класса на уроках русского языка используется комплекс упражнений для интеллектуального развития , меняется методика проведения урока, повысится качество знаний учащихся, совершенствуется интеллектуальное и речевое развитие школьников.
Используя традиционные типы уроков с сохранением всех основных этапов, но применяя методику комплексного интеллектуального развития нам уроках русского языка, ожидаются следующие результаты:
-развитие психических процессов(память, мышление)
-развитие речи, внимания, интереса к предмету
-развитие общеучебных навыков
-улучшение успеваемости по предмету
-100% уровень обученности по русскому языку.
Изменения в организации процесса обучения русскому языку связаны с реализацией ряда принципов проведения уроков. Наряду с общепринятыми принципами используются принципы:
- разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка;
-действенного подхода к обучению;
-принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения.
Эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Данная методика вносит определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения.
Это введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщение изученного. Увеличение использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов; включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера; расширение объема работы с понятиями и терминами. Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей , дает возможность для развития речевых способностей учащихся.
Новым элементом является то , что в структуру урока вводится мобилизующий этап урока. Цель мобилизующего этапа каждого урока – включение ребенка в работу. В его содержание входит две группы упражнений , которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образцы). Упражнения рассчитаны на 2-4 минуты урока и призваны совершенствовать мышление ребенка . Одновременно с мышлением развивается внимание, память , сообразительность, наблюдательность, речевая способность. Например:
При изучении темы «Склонение имен прилагательных в единственном числе». На доске запись: новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий. Учащимся надо определить, что объединяет эти слова и сказать о склонении какой части речи будет идти речь на уроке. (Все слова – прилагательные в единственном числе. Значит тема урока «Склонение имен прилагательных в единственном числе». [приложение 1].
Тесно связан с мобилизующим этапом урока следующий обязательный этап- формулирование учащимися темы и цели урока.
Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В подготовительном выделяют две части :
1)определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания;
2)составление плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов.
Приемы определения буквы, предназначенной для письма:
-самостоятельное определение буквы;
-неполный фонетический разбор;
-введение дополнительных поисковых объектов;
-элементы шифра и кода;
-самостоятельное определение задания;
-различные виды разбора в нетрадиционной форме.
Закономерность записи систематически меняется с постепенным нарастанием трудности. Постепенно учащиеся привлекаются к составлению цепочки для чистописания. Подлежащих развитию интеллектуальных качеств личности , их лингвистических значений и умений. [приложение 2].
Обязательным структурным этапом урока является словарно-орфографическая работа , которая тоже основывается на активном и сознательном участии школьников в определении нового «трудного» слова. В структуре словарно-орфографической работы выделяется несколько частей:
-представление учащимися нового словарного слова;
-выявление его лексического значения;
-этимологическая справка;
-освоение написания слова;
-введение нового словарного слова в активный словарь детей.
Для определения слова используются следующие приемы:
- поиск слова на основе точных установок учителя;
-уменьшение количества конкретных указаний учителя;
-полное отсутствие указаний учителя;
-применение шрифта и кода;
-различные виды разборов;
-развитие оперативной памяти;
-определение смысловой связи;
-выделение закономерностей слова;
-связь между темами;
-использование заданий по другим дисциплинам.
Для изучения нового материала в 1-2 классах применяется частично-поисковый метод. В 3-4- классах предполагается создание учителем проблемной ситуации, исследование ее учащимися и формулирование ими вывода. Создание проблемной ситуации предусматривает разные уровни: низкий, средний, высокий. [приложение 3].
Также изучение нового материала объясняется на основе проблемной ситуации . Проблемная ситуация на высоком уровне не содержит подсказок или может иметь одну подсказку, на среднем 1-2 подсказки. На низком уровне роль подсказок выполняют вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к выводу. Например, при изучении темы «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» возможны три уровня: высокий- прочитайте слова, найдите разницу в их написании, сформулируйте правило: дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.
Средний- прочитать столбики слов, объяснить принцип их группировки, сформулировать правило их написания: тишь шалаш
Рожь нож
Дочь врач
Низкий – прочитайте, ответьте на вопросы:
- К какой части речи относятся все слова?
- Определите род существительных?
- Какие согласные стоят в конце существительных?
- В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?
Для работы над решением проблемной ситуации определяем уровни в соответствии с уровнем подготовки детей.[приложение 4].
При обобщении нового материала используются следующие виды обобщения:
- обобщение учащимися изученного по заранее составленному учителем плану; - использование обобщающих таблиц со знаком кодирования;
-самостоятельное составление учащимися обобщающих схем;
- использование плана и схемы одновременно.
При закреплении изученного материала существует возможность целенаправленно формировать определенные наборы интеллектуальных качеств и умений учащихся путем подбора и компоновки языкового материала в лексическо-орфографических упражнениях. Каждая группа заданий направлена на совершенствования того или иного комплекса интеллектуальных качеств. [приложение 5].
Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии. Во время отдыха физическая нагрузка сочетается с умственной. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу. Например, тема: «Ударные и безударные гласные». Называется слово. Если услышите слово, в котором есть только ударный слог, разводите руки в стороны, делайте наклон вперед. Если в слове есть и ударный и безударный слоги- руки вдоль туловища, наклоны влево и вправо: лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, ежик, грач, дом, море, река, пыль, игла.
Результативность опыта.
Следовательно, чем выше уровень активности, самоорганизации учеников, тем эффективнее проходит процесс обучения на завершающем этапе урока. Прежде всего , повышается активность и осознанность действий школьников, возрастает интеллектуальное и речевое развитие, интерес к предмету, существенно улучшается качество их знаний, повышается уровень их грамотности.
Таким образом , сложилась определенная система работы для интеллектуального развития младших школьников. Об этом свидетельствуют следующие показатели:
- русский язык возглавил первую тройку любимых предметов, набрав 69%;
-используя комплекс упражнений , речевой потенциал учащихся повысился на 60%;
- средний показатель интеллектуальной грамотности показывает стабильный рост 2 класс- 60%, 3 класс- 65%; 4 класс –70%;
-повысились показатели развития психических процессов: внимание, память, мышление.
Систематическое использование данной методики повышает активность и осознанность действий школьников, способствует интеллектуальному и речевому развитию, интересу к предмету, что в свою очередь существенно повышает качества обучения русскому языку.
Приложение 1
Виды упражнений мобилизирующего этапа
Упражнения по развитию наглядно-действенного мышления.
1. Например, упражнение с 3 перестановками.
Ы Н У У Н Ы
Учащиеся переставляют карточки , сопровождая свои действия рассказом. Далее учащиеся формулируют тему урока: «Сравните буквы, найдите среди них лишнюю».
Упражнения на развитие словесно-логического мышпения..
1.Тема: «Первое склонение прилагательных».
М-рков-к-ртофель-п-м-дор
М-ряк л-сник п-сатель-
Сн-гир—рел грач-
Бабушка –тец доч-
Учащимся надо прочитать слова , написать, группируя по орфограммам, вставляя пропущенные буквы. Найти общее в словах, определить среди этих слов лишнее, определить склонению каких существительных будет посвящена тема.
2. Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе».
На доске запись : Пекин, Лондон -? (столичные города)
Соловей, канарейка - ? (певчие птицы)
Добрый, честный - ? (положительные качества человека)
К каждой паре слов подобрать общее понятие в виде словосочетаний или фразы. Найдите общее и скажите о склонении какой части речи будем говорить на уроке.
3. Тема: «Правописание местоимений с предлогами»
На доске: (без) ракеты, () фамилией, (ля) него, (без)тебя, (с) ней, (к) городу, (для) победы, (к) нему.
Прочитайте, разделите слова на возможное количество групп с объяснением.
Назвать орфограммы. Найти неизвестную орфограмму и сформулировать тему урока.
4.Тема: «Спряжение глаголов».
На доске: с-диш-,св-тлееш-, кр-чиш-, вл-заеш-, зам-чаеш-,ч-рнееш-. Прочитать, найти общее, разделить по группам по двум признакам одновременно. На какой вопрос нам предстоит ответить на уроке?
5. Тема: «Правописание не с глаголом». На доске пословицы: Дело лени (не)любит. Ласковым словом и камень растопишь. Лень добра (не) делает.
Прочитать, объединить 2 по 4 признакам, установить к какой части речи относится частица не, сформулировать тему урока.
6. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных» На доске: любимый город, нов- школа, широк- поле, старш- брат, больш- окно,высок- стена. Определить общее, назвать словосочетания, в которых нет прилагательных среднего и женского рода, найти словосочетания , в которых нет прилагательных женского и мужского рода, найти словосочетания в которых нет прилагательных мужского и среднего рода. Назвать общий грамматический признак прилагательных последней группы и имеющуюся орфограмму, сформулируйте тему урока.
Приложение 2.
Виды упражнений минутки чистописания.
1.Рассмотрите данное изображение. Какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается чаще других. Сколько раз она изображена.
Р Я У Х Б
О Х
Р М В Г Р
Н Р
2. Упражнения , направленные на развитие аналитико-синтетического мышления и речевых способностей. Ряд букв: т, п, к, е, н.Какую букву будем писать, объясните почему?
3. Упражнения, где акцент делается на развитие абстрактного мышления и устной речи. Расшифруем данную запись и определим букву.
5 3 1
Д В ?(А)
4. Упражнения, направленные на развитие речи, умение сравнивать, сопоставлять и находить общее в частых лингвистических явлениях, абстрагировать
Б О Р Т
З У Б Р
О Б О З
Б О Р Щ
5. С помощью этой буквы образуются все слова данной схемы
К
Т М Л Н К Д
6. Через подбор синонимов или к словам : доктор-врач, рев-…(плач), зов - …(клич), ураган - …(смерч).
Вторая часть подготовительного этапа. Например :/а //а ///а…(закономерность: строчная а чередуется с наклонными прямыми, которые увеличиваются на одну), ра, рб, рв, рг, …( закономерность: строчная р чередуется с буквами алфавита), обл, лбо, обл,лбо …(закономерность: строчная буква б пишется с буквами о и л, которые в звене цепочки меняются местами).
Приложение 3.
1. Для определения нового слова надо расположить прямоугольники в порядке увеличения точек.
2. В учебный процесс вводятся упражнения , предусматривающие полное отсутствие указаний. Например, К М О О Р Л О О В К А О
3. Два слова зашифрованы с помощью чисел.
1 слово: 3,1,11,6,12,13,1. (капуста)
2 слово: 3,1,5,13,4,7,10,9,8. (картофель)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А г к о р у ф ь л е п с т
4.Зачеркните буквы , обозначающие глухие согласные звуки в цепочке и узнаете слово. П Ф Б К Т Х Е Ш С Р Ч Е Щ З Ц А (береза)
5. Прочитайте: выд-вить, охр-нять, б-лезнь, кр-ситель, зн-чение, мн-жать, аб-жур, сл-мался, л-кает. Соединить первые буквы слов , в корне которых пишется гласная буква а, и вы узнаете слово с которым мы познакомимся. (Вокзал).
Приложение 4.
Виды упражнений при изучении нового материала.
1. При изучении темы «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».
Высокий уровень:
Прочитайте слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.
Средний уровень:
Прочитайте столбики слов, объясните принцип их группировки ,сформулируйте правило их написания
Дочь врач
Тишь шалаш
Рожь нож
Низкий уровень.
Прочитайте, ответьте на вопросы:
-К какой части речи относятся все слова?
- Определите род существительных.
- Какие согласные стоят в конце существительных?
- В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?
Приложение 5.
Виды упражнений при закреплении изученного материала.
Тема: «Знакомство со слогом»
Прочитать, подобрать подходящее слово, обосновать ответ. Написать слова, сгруппировав в соответствии с темой урока.
Вода куст нора
Крот роса ?
Тема: «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей».
Прочитай, напиши в строчку слова, которых нет в правом столбике, найдти среди них лишнее.
(М,м)аршак (П,п)оэт
(П,п)оэт (М,м)ихаил
(А,а)лексей (Б,б)орисов
(Р,р)епин (С,с)ергей
(С,с)еменов (И,и)ванов
Тема: «Слова, отвечающие на вопрос кто?что?»
Соединить пары слов , подходящие по смыслу (диван-мебель). К каждому слову задать вопрос . Составленные пары записать.
Лещ цветок
Тарелка птица
Сорока посуда
Ландыш рыба.
Вывод.
Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку по предлагаемой системе происходит путем обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся на уроке. При этом не форсируется раннее обучение детей, не увеличивается объем учебного материала. Учитель лишь использует те преимущества в развитии интеллекта ребенка и овладении им основами курса русского языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка ( на этапе проведения минуток чистописания )".
О пятиминутках чистописания, которые способствуют интеллектуальному развитию обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-397165-1391675318.jpg)
"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".
На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...
Деятельностный метод на уроках русского языка как фактор повышения качества образования
Деятельностный метод – метод обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавател...
Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»
В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/28/picture-556576-1580202100.jpg)
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-671561-1442890765.jpg)
Публичное представление педагогического опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркость на уроках русского языка у младших школьников "
В данной статье представлен опыт работы по формированию грамотного письма младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-246423-1366566305.jpg)
«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».
laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования»....