Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Тайны природы"
рабочая программа (3 класс)

Лариса Юрьевна Пищикова

Программа  внеурочной деятельности «Тайны природы» для 3 класса по общеинтеллектуальному направлению разработана с целью сохранения природы и экологического воспитания учащихся. Она поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе.  Вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_prirody_-_3kl.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

           муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя  школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Рассмотрено

ЭМС

от _________2021г

Протокол №_____

Принято

Педагогическим советом

от _________2021г

Протокол №_____

Утверждено

Приказом по

МБОУЯСШ  №4

 

                                                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Тайны природы»

3А класс

Пищикова Лариса Юрьевна,

первая квалификационная категория

2021/2022 учебный год

        Программа  внеурочной деятельности «Тайны природы» для 3 класса по общеинтеллектуальному направлению разработана с целью сохранения природы и экологического воспитания учащихся. Она поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе.  Вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей.        

Цели:

 - развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 - освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе;

 - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.

 Задачи: 
      - расширять кругозор обучающихся, развивать их воображение;
     -  укреплять  интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;
    -   приобщать  обучающихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.
      

    Программа рассчитана на 68 часов в год, соответственно 2 часа в неделю.

                     В начале и в конце учебного года используется диагностическая методика    

                    «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Г.Ю. Ксензовой)

с целью определения уровня сформированности учебно-познавательного интереса обучающихся.

                               

                                             Планируемые результаты

Личностные:

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

• осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, причастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметные:

• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

•умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

•освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

•способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные:

•усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изучен-ного);

•сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

                                       

                                         

                                        Содержание программы

1 Введение в экологию(10 ч). Экскурсии в природу. Беседы. Выставки. О чем шепчут деревья? Природа в нашем доме. Человек - часть природы.

1.Тайны за горизонтом (6 ч).

Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света? Практические работы с картой. Путешествие к острову «Морского дьявола» (познакомиться  с жизнью и проблемами морских животных).

2. Жили-были динозавры... и не только они (8 ч).

Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Кто такой сухопутный крокодил?

3. Тайны камней (6 ч).

Дальмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

4. Загадки растений (10 ч).

Откуда взялись растения? Палеоботаника - что это? Сколько лет папоротнику?

Что такое лишайники?  Есть ли у дерева сердце? Каким образом сок поднимается вверх по дереву? Растения-хищники.

Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

5. Эти удивительные животные (7 ч).

Что случилось с животными в ледниковый период?

Родственники ли слоны и мамонты? Существуют ли белые слоны?

Почему кенгуру встречается только в Австралии?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6. Планета насекомых (8 ч).

Как удается мухе ходить по потолку?

Кто такой богомол? Какое насекомое живет дольше всех? Кто такие цикады?

У какого насекомого уши расположены на ногах? Охрана насекомых.

7. Загадки под водой и под землей (12 ч).

Что такое мертвое море? Есть ли жизнь в мертвом море? Кто такие спелеологи?

Кто живет в пещерах? Какое озеро самое пресное в мире? Сталактиты и сталагмиты.

Каменные грибы и каменный виноград.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

8. По следам снежного человек. (1 ч).

Загадки, свидетельства, сомнения, предположения

Что мы узнали и чему научились.

                       

                                Календарное - тематическое планирование

п/п

                                Раздел. Тема.

Дата

проведения

                                 1 четверть.  Введение в экологию - 10ч.

1

Вводный урок. Диагностика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Г.Ю. Ксензовой)

02.09

2

Экскурсия в парк. Беседа.

07.09

3

Что такое экология?

09.09

4

Человек - часть природы. Профессии, связанные с экологией.

14.09

5

Природа в нашем доме. Лесной доктор.

16.09

6

История каменной соли.

21.09

7

О чем шепчут деревья? Лес «сердится ».

23.09

8

« Легкие» нашей планеты.

28.09

9

Живые барометры.

30.09

10

Выставка «Дары осени».

05.10

                                 Тайны за горизонтом- 6ч.

11

Атлантида – сказка или реальность.

07.10

12

Что такое водопад?

12.10

13

Как образовались Чёрное и Каспийское моря?

14.10

14

Путешествие к острову «Морского дьявола» (познакомиться  с жизнью и проблемами морских животных).

19.10

15

Что такое семь чудес света?

21.10

16

Практическая работа с картой.

26.10

                          Жили-были динозавры... и не только они- 8ч.

17

Что такое ледниковый период?

28.10

                                                        2 четверть

18

Как нашли ископаемого мамонта?

09.11

19

Жили-были динозавры.

11.11

20

Виды динозавров.

16.11

21

Просмотр учебного фильма о динозаврах.

18.11

22

Что такое меловые отложения?

23.11

23

Голубые киты - миф или реальность?

25.11

24

Кто такой сухопутный крокодил?

30.11

                                               Тайны камней- 6ч.

25

Дальмены – что это?

02.12

26

Откуда взялись статуи на острове Пасха?

07.12

27

Почему нефрит называют национальным камнем Китая?

09.12

28

Откуда взялись алмазы?

14.12

29

Драгоценные камни и не только.

16.12

30

Практическая работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.) Просмотр учебного фильма.

21.12

                                              Загадки растений- 10 ч.

31

Откуда взялись растения?  Палеоботаника - что это?

23.12

32

Сколько лет папоротнику?

28.12

33

Что такое лишайники?

30.12

                                                         3 четверть

34

Есть ли у дерева сердце? Каким образом сок поднимается вверх по дереву?

11.01

35

Растения-хищники.

13.01

36

История белого колокольчика.

18.01

37

Растения в нашем доме.

20.01

38

Знакомство с растениями нашего края. Охрана растений.

25.01

39

Практическая работа: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей.

27.01

40

Викторина «Загадки растений»

01.02

                                      Эти удивительные животные- 7ч.

41

Что случилось с животными в ледниковый период?

03.02

42

Родственники ли слоны и мамонты? Существуют ли белые слоны?

08.02

43

Почему кенгуру встречается только в Австралии?

10.02

44

Животные нашего края. Охрана животных.

15.02

45

Животные зоопарков. Экзотические животные. Просмотр фильма.

17.02

46

Домашние животные. Забота и любовь.

22.02

47

Конкурс рисунков «Эти удивительные животные»

24.02

                                              Планета насекомых- 8 ч.

48

Как удается мухе ходить по потолку? Какое насекомое живет дольше всех?

01.03

49

Какое насекомое живет дольше всех?

03.03

50

Кто такой богомол?  У какого насекомого уши расположены на ногах?                    

10.03

51

У какого насекомого уши расположены на ногах?                    

15.03

52

Кто такие цикады?

17.03

                                                           4 четверть

53

Охрана насекомых.

29.03

54

Просмотр учебного фильма о насекомых.

31.03

55

Викторина «Планета насекомых»

05.04

                                  Загадки под водой и под землей- 12ч. + 1ч.

56

Что такое мертвое море? Есть ли жизнь в мертвом море?

07.04

57

Кто такие спелеологи?  Кто живет в пещерах?

12.04

58

Какое озеро самое пресное в мире?

14.04

59

Самые загадочные и опасные озёра планеты.

19.04

60

Десять уникальных озёр России.

21.04

61

Сталактиты и сталагмиты. Каменные грибы и каменный виноград.

26.04

62

Беседа « Охрана недр родного края».

28.04

63

Экскурсия « По тропинке в парк пойдем».

05.05

64

Виртуальная экскурсия в зоологический музей для знакомства с морской фауной. Просмотр учебного фильма.

12.05

65

По следам снежного человек- (1 ч.) Загадки, свидетельства, сомнения, предположения.

17.05

66

Игра « Звездный час».

19.05

67

Викторина. Что мы узнали и чему научились за год.

24.05

68

Итоговый  урок. Диагностика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Г.Ю. Ксензовой)

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).

Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Тайны природы» в 3 классе(нравственно – экологическое направление)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Человек и природа"

Цель курса: формирование нравственных, гуманистических идеалов у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. На основе современных естественно - научных представлени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - дети природы"

Программа разработана для 1 класса на основе интегрированного курса  краеведения "Мы - дети природы" ХМАО - Югры. ...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа докторов природы"

Данная программа предназначена для внеурочной деятельности в 3 классе...

программа внеурочной деятельности "Мы-дети природы" в группе неполного рабочего дня

Рабочая программа внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня 1 класс...