Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Тайны природы"
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности «Тайны природы» для 3 класса по общеинтеллектуальному направлению разработана с целью сохранения природы и экологического воспитания учащихся. Она поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе. Вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_prirody_-_3kl.docx | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Рассмотрено ЭМС от _________2021г Протокол №_____ | Принято Педагогическим советом от _________2021г Протокол №_____ | Утверждено Приказом по МБОУЯСШ №4 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Тайны природы»
3А класс
Пищикова Лариса Юрьевна,
первая квалификационная категория
2021/2022 учебный год
Программа внеурочной деятельности «Тайны природы» для 3 класса по общеинтеллектуальному направлению разработана с целью сохранения природы и экологического воспитания учащихся. Она поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе. Вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей.
Цели:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
Задачи:
- расширять кругозор обучающихся, развивать их воображение;
- укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;
- приобщать обучающихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.
Программа рассчитана на 68 часов в год, соответственно 2 часа в неделю.
В начале и в конце учебного года используется диагностическая методика
«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Г.Ю. Ксензовой)
с целью определения уровня сформированности учебно-познавательного интереса обучающихся.
Планируемые результаты
Личностные:
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
• осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, причастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметные:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
•умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
•освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
•способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные:
•усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изучен-ного);
•сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
Содержание программы
1 Введение в экологию(10 ч). Экскурсии в природу. Беседы. Выставки. О чем шепчут деревья? Природа в нашем доме. Человек - часть природы.
1.Тайны за горизонтом (6 ч).
Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света? Практические работы с картой. Путешествие к острову «Морского дьявола» (познакомиться с жизнью и проблемами морских животных).
2. Жили-были динозавры... и не только они (8 ч).
Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Кто такой сухопутный крокодил?
3. Тайны камней (6 ч).
Дальмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
4. Загадки растений (10 ч).
Откуда взялись растения? Палеоботаника - что это? Сколько лет папоротнику?
Что такое лишайники? Есть ли у дерева сердце? Каким образом сок поднимается вверх по дереву? Растения-хищники.
Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Эти удивительные животные (7 ч).
Что случилось с животными в ледниковый период?
Родственники ли слоны и мамонты? Существуют ли белые слоны?
Почему кенгуру встречается только в Австралии?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (8 ч).
Как удается мухе ходить по потолку?
Кто такой богомол? Какое насекомое живет дольше всех? Кто такие цикады?
У какого насекомого уши расположены на ногах? Охрана насекомых.
7. Загадки под водой и под землей (12 ч).
Что такое мертвое море? Есть ли жизнь в мертвом море? Кто такие спелеологи?
Кто живет в пещерах? Какое озеро самое пресное в мире? Сталактиты и сталагмиты.
Каменные грибы и каменный виноград.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
8. По следам снежного человек. (1 ч).
Загадки, свидетельства, сомнения, предположения
Что мы узнали и чему научились.
Календарное - тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема. | Дата проведения |
1 четверть. Введение в экологию - 10ч. | ||
1 | Вводный урок. Диагностика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Г.Ю. Ксензовой) | 02.09 |
2 | Экскурсия в парк. Беседа. | 07.09 |
3 | Что такое экология? | 09.09 |
4 | Человек - часть природы. Профессии, связанные с экологией. | 14.09 |
5 | Природа в нашем доме. Лесной доктор. | 16.09 |
6 | История каменной соли. | 21.09 |
7 | О чем шепчут деревья? Лес «сердится ». | 23.09 |
8 | « Легкие» нашей планеты. | 28.09 |
9 | Живые барометры. | 30.09 |
10 | Выставка «Дары осени». | 05.10 |
Тайны за горизонтом- 6ч. | ||
11 | Атлантида – сказка или реальность. | 07.10 |
12 | Что такое водопад? | 12.10 |
13 | Как образовались Чёрное и Каспийское моря? | 14.10 |
14 | Путешествие к острову «Морского дьявола» (познакомиться с жизнью и проблемами морских животных). | 19.10 |
15 | Что такое семь чудес света? | 21.10 |
16 | Практическая работа с картой. | 26.10 |
Жили-были динозавры... и не только они- 8ч. | ||
17 | Что такое ледниковый период? | 28.10 |
2 четверть | ||
18 | Как нашли ископаемого мамонта? | 09.11 |
19 | Жили-были динозавры. | 11.11 |
20 | Виды динозавров. | 16.11 |
21 | Просмотр учебного фильма о динозаврах. | 18.11 |
22 | Что такое меловые отложения? | 23.11 |
23 | Голубые киты - миф или реальность? | 25.11 |
24 | Кто такой сухопутный крокодил? | 30.11 |
Тайны камней- 6ч. | ||
25 | Дальмены – что это? | 02.12 |
26 | Откуда взялись статуи на острове Пасха? | 07.12 |
27 | Почему нефрит называют национальным камнем Китая? | 09.12 |
28 | Откуда взялись алмазы? | 14.12 |
29 | Драгоценные камни и не только. | 16.12 |
30 | Практическая работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.) Просмотр учебного фильма. | 21.12 |
Загадки растений- 10 ч. | ||
31 | Откуда взялись растения? Палеоботаника - что это? | 23.12 |
32 | Сколько лет папоротнику? | 28.12 |
33 | Что такое лишайники? | 30.12 |
3 четверть | ||
34 | Есть ли у дерева сердце? Каким образом сок поднимается вверх по дереву? | 11.01 |
35 | Растения-хищники. | 13.01 |
36 | История белого колокольчика. | 18.01 |
37 | Растения в нашем доме. | 20.01 |
38 | Знакомство с растениями нашего края. Охрана растений. | 25.01 |
39 | Практическая работа: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей. | 27.01 |
40 | Викторина «Загадки растений» | 01.02 |
Эти удивительные животные- 7ч. | ||
41 | Что случилось с животными в ледниковый период? | 03.02 |
42 | Родственники ли слоны и мамонты? Существуют ли белые слоны? | 08.02 |
43 | Почему кенгуру встречается только в Австралии? | 10.02 |
44 | Животные нашего края. Охрана животных. | 15.02 |
45 | Животные зоопарков. Экзотические животные. Просмотр фильма. | 17.02 |
46 | Домашние животные. Забота и любовь. | 22.02 |
47 | Конкурс рисунков «Эти удивительные животные» | 24.02 |
Планета насекомых- 8 ч. | ||
48 | Как удается мухе ходить по потолку? Какое насекомое живет дольше всех? | 01.03 |
49 | Какое насекомое живет дольше всех? | 03.03 |
50 | Кто такой богомол? У какого насекомого уши расположены на ногах? | 10.03 |
51 | У какого насекомого уши расположены на ногах? | 15.03 |
52 | Кто такие цикады? | 17.03 |
4 четверть | ||
53 | Охрана насекомых. | 29.03 |
54 | Просмотр учебного фильма о насекомых. | 31.03 |
55 | Викторина «Планета насекомых» | 05.04 |
Загадки под водой и под землей- 12ч. + 1ч. | ||
56 | Что такое мертвое море? Есть ли жизнь в мертвом море? | 07.04 |
57 | Кто такие спелеологи? Кто живет в пещерах? | 12.04 |
58 | Какое озеро самое пресное в мире? | 14.04 |
59 | Самые загадочные и опасные озёра планеты. | 19.04 |
60 | Десять уникальных озёр России. | 21.04 |
61 | Сталактиты и сталагмиты. Каменные грибы и каменный виноград. | 26.04 |
62 | Беседа « Охрана недр родного края». | 28.04 |
63 | Экскурсия « По тропинке в парк пойдем». | 05.05 |
64 | Виртуальная экскурсия в зоологический музей для знакомства с морской фауной. Просмотр учебного фильма. | 12.05 |
65 | По следам снежного человек- (1 ч.) Загадки, свидетельства, сомнения, предположения. | 17.05 |
66 | Игра « Звездный час». | 19.05 |
67 | Викторина. Что мы узнали и чему научились за год. | 24.05 |
68 | Итоговый урок. Диагностика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Г.Ю. Ксензовой) | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).
Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Тайны природы» в 3 классе(нравственно – экологическое направление)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Человек и природа"
Цель курса: формирование нравственных, гуманистических идеалов у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. На основе современных естественно - научных представлени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - дети природы"
Программа разработана для 1 класса на основе интегрированного курса краеведения "Мы - дети природы" ХМАО - Югры. ...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа докторов природы"
Данная программа предназначена для внеурочной деятельности в 3 классе...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
программа внеурочной деятельности "Мы-дети природы" в группе неполного рабочего дня
Рабочая программа внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня 1 класс...