Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - дети природы"
рабочая программа (1 класс) на тему

Андреева Олеся Владимировна

Программа разработана для 1 класса на основе интегрированного курса  краеведения "Мы - дети природы" ХМАО - Югры.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_my_-_deti_prirody.zip38.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»

Согласована:                                                                                                   Утверждена:  

Руководитель МО /  Яковенко_Л.П. /                                                          Директор      / Линник  И.А. /

Согласована:                                                                                                  Приказ  №  ….    от  ……….2014г.

Зам. директора      /Берсенёва Т.А./

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности

количество недель 33, количество часов в год  - ____33___ часа,      количество часов в неделю __1__ час

                                      методическое объединение учителей __    начальных классов________

автор – составитель: Андреева Олеся Владимировна

                                                 

2014-2015 учебный год

Согласовано на заседании методического совета школы. Протокол от ______________________

Рассмотрено на заседании методического объединения. Протокол от _______________________

г.Нефтеюганск

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Мы – дети природы» для 1 класса  рассчитана на 33 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7-8 лет.

Теоретической базой данной  программы явились:

  • психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
  • основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);
  • теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
  • закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).

Миссия школы: обеспечить широкое поле образовательных возможностей и достаточно высокий уровень образования, сформировать практические навыки и способы деятельности, которые помогут выпускникам адаптироваться к условиям и требованиям быстро меняющегося и развивающегося мира, личностный рост учащегося и его подготовку в полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях современного информационного общества.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ:

внедрение в начальной школе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;

  • создание условий для перехода на ФГОС в основной школе;
  • создание пед. коллективом и родительским сообществом условий для получения качественного образования обучающимися с учётом их индивидуальных потребностей и возможностей.
  • продолжение работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развитию физической культуры и спорта, воспитанию высоконравственной личности в образовательном учреждении и микрорайоне школы;
  • интеграция дополнительного образования в образовательный процесс;
  • повышение профессиональной компетентности учителя.

 Каждому уровню воспитательных и развивающих результатов внеурочной деятельности может соответствовать своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут на основе социального партнерства субъектов внеурочной деятельности: Семья-Педагог- Обучающийся; второй уровень на основе ценностных ориентиров: Дом-Школа-Родина; третий уровень может достигаться только в условиях разноуровневого, коллективного взаимодействия, понимания своего «Я», как части «Мы».

Внеурочная деятельность организуется в многообразном видовом диапазоне, где виды деятельности могут быть интегрированы в рамках работы одной студии, научного общества, творческого коллектива и т.д.

Новизна программы заключается:

  • в уточнении структуры и содержания  краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
  • в определении критериев и уровней сформированности  краеведческой культуры младшего школьника;
  • в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.

Актуальность программы

    Изучение курса краеведения " Мы - дети природы" на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.

Курс краеведения  "Мы дети природы" является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Основная цель программы:

формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств  Югорского края.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать представление о прошлом и настоящем Югорского края, о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
  • формировать основы экологической культуры младших школьников.

Развивающие:

  • развивать личностные качества: наблюдательность, ответственность, активность;
  • способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы края;
  • развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • прививать интерес к культуре и истории Югорского края;
  • воспитывать любовь и уважение к своей малой родине, бережное отношение к природе;
  • обогащать нравственно - эстетический опыт ребенка.

Ведущие принципы:

Отбор учебного материала в соответствии с краеведческим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.

Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить  правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.

Экологический принцип направлен на формирование у младших школьников основ экологической культуры.

На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...).

Содержание курса в 1 классе составляют темы:

"Любовь к Отчизне окрыляет сердце"

"Природа Югры"

"Коренные народы Югры, их занятия и традиции"

Содержание и методика преподавания курса краеведения "Мы - дети природы" направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.

Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.

Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:

- проектная деятельность (исследовательский, педагогический, выставочный проект и т.д.);

- проблемно-поисковая деятельность;

- деятельность по собиранию и освоению народных традиций;

- деятельность по реконструкции (этнографическая, творческая, практическая реконструкция и т.д.).

Подведение итогов по курсу краеведения "Мы - дети природы" в 1-4 классах проводится по результату практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Предметные результаты.

К концу 1 класса обучения учащиеся должны знать:

- понятие «краеведение»;

- название своего округа, города;

- народы, населяющие Югру (2-3 названия);

- жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы, их типичных представителей (1-2 дерева, 1-2 кустарника, 1-2 травянистых растения);

- типичных представителей животного мира следующих групп: зверей, птиц, рыб, насекомых (1-2 представителя);

- основные правила поведения в природе;

- традиционные занятия коренных народов Югры.

К концу 1 класса обучения учащиеся должны уметь:

- узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;

- рассказывать о природе своего края;

- подкармливать птиц;

- соблюдать правила поведения в природе;

- называть предметы быта (одежда, обувь) коренных народов Югры;

- рассказывать о традиционных занятиях коренных народов нашего края.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности;

- самостоятельно планировать и выполнять свои действия;

- выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;

- осознавать необходимость осуществлять контроль по результату;

- отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты;

- выполнять анализ объектов с целью выделения их признаков;

- осуществлять синтез – составление целого из частей;

- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;

- определять характер взаимоотношений с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

- осуществлять поиск и выделение нужной информации с использованием библиотеки, образовательного пространства родного края.

Коммуникативные УУД:

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- осуществлять работу в паре, в коллективе.

Личностные результаты

- осознание необходимости соблюдения правил безопасного поведения на экскурсии;

- проявление познавательного интереса;

- осознание ценностного отношения к природному миру, проявление готовности следовать нормам природоохранного поведения.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1.Список литературы для учителя:

  • Интегрированная программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.
  • Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург “СВ – 96”, 2001.
  • Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006.
  • Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. - М: Книголюб, 2006.
  • Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.
  • Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008.

     Для ученика:

  • Мы – дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 1 класс. / Орлова Т. К., Демус Л. Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2006.

2.Интернет-ресурсы:

1. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Большая электронная энциклопедия (CD).

2. Аудиозаписи.

4. Технические средства обучения.

1. Компьютер.

2. Интерактивная доска с короткофокусным проектором.

3. Ученические нетбуки.

5. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.

6. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Тема 1. "Любовь к Отчизне окрыляет сердце" (3 часа)

1.

Введение. Краеведение.

1

4.09.14

2.

Наш край – ХМАО. Главный город края (столица). Герб, флаг Югры.

1

11.09.14

Практическая работа с картой

3.

Югра – единая семья народов.

1

18.09.14

Тема 2. «Природа Югры» (14 часов)

4.

Экскурсия. Природа в разные времена года. Осень.

1

25.09.14

Сбор опавших листьев

5.

Красота окружающей природы, растения края. Хвойные деревья.

1

02.10.14

Игровые ситуации исследовательского характера.

6.

Красота окружающей природы, растения края.

Лиственные деревья и кустарники.

1

09.10.14

Мини-проект «Растения края»

7.

Югорское разнотравье.

1

16.10.14

Проект «Лекарственные травы Югры»

8.

Разнообразный мир животных Югры. Звери.

1

23.10.14

9, 10.

Птицы зимней Югорской тайги.

2

30.10.14

13.11.14

Проект «Кормушки для птиц»

11.

Разнообразный мир животных Югры. Насекомые.

1

20.11.14

Выставка рисунков на тему: «Насекомые»

12.

Взаимосвязь животного и растительного мира.

1

27.11.14

13.

Животные и растения Югры. КВН

1

04.12.14

14.

Значение природы для человека, его влияние на природу.

1

11.12.14

Конкурс рисунков: «Берегите, природу!»

15.

Твоё отношение к природе. Красная книга Югры.

1

18.12.14

Практическая работа по изготовлению знаков о правилах поведения в лесу

16.

Экскурсия. Природа в разные времена года. Зима.

1

25.12.14

17.

Обобщение по теме: «Природа Югры».

1

15.01.15

Коллективный проект «Природа Югры»

Тема 3. "Коренные народы Югры, их занятия и традиции"(16 часов)

18.

Коренные народы Югры.

1

22.01.15

19.

Основные занятия народов ханты и манси, лесных ненцев. Охота.

1

29.01.15

Выставка рисунков на тему: «Основные занятия народов ханты и манси».

20.

Основные занятия народов ханты и манси, лесных ненцев. Оленеводство.

1

05.02.15

21.

Рыбный промысел. Рыбы нашего края.

1

19.02.15

Проект «Рыбы нашего края»

22.

Трудовое воспитание в Югорской семье.

1

26.02.15

23.

Одежда из оленьих шкур. Обувь.

1

24,25.

Женская одежда и обувь.

2

Практическая работа. Рисунок.

26.

Мужская одежда и обувь.

1

Практическая работа. Аппликация.

27,28.

Кухня народов Югры.

2

29.

Экскурсия в  краеведческий музей.

1

30,31.

Дикорастущие растения края.

2

32.

Экскурсия. Природа в разные времена года. Весна.

1

33.

«Здравствуй, край Мансийский, милый».

1

Коллективный проект по экологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей 7-10 лет общекультурной направленности "Французский театр"

Данная программа  внеклассной деятельности   относится к программам общекультурной направленности,  ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художествен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа докторов природы"

Данная программа предназначена для внеурочной деятельности в 3 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Кружок "Природа родного края"

В основе программы лежат следующие направления: нравственное  и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невоз...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей " Я познаю мир" 4 класс

Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, получе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей 4 класса " Чудеса своими руками"

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на развитие творческих способностей обучающихся, овла...