Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_yunye_druzya_prirody.docx45.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности курса  «Юные друзья природы» предназначена для обучающихся 2 класса  ГБОУ «Специальная школа - интернат

с. Дмитряшевка»

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа внеурочной деятельности

-Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребыванию учащихся в образовательных учреждениях .

- Приказ Минобрнауки России №373 «Об организации и введении в действие  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 (в ред. приказ Минобрауки России от 26.11.2010 г.)

-Письмо Минобрнауки России №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего стандарта общего образования» от 12.05.2011г.

-Письмо Минобрнауки России №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования  образования  детей» от 11.12.2006 г.

- Закон Российской Федерации "Об образовании" ( с изменениями и дополнениями)

-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены -----Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

-СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены ---Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

-Календарный учебный график ГБОУ « Специальная школа – интернат с. Дмитряшевка»  на 2014 -2015 уч.год

- Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой      области «Специальная школа-интернат для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с.Дмитряшевка Хлевенского района» (редакция 12.05.2014 г.).

Цель программы - экологическое образование детей посредством раскрытия творческих возможностей школьников; пробуждение осознанного понимания доброго, красивого, нравственного.

Задачи программы:

активизация познавательной деятельности младших школьников;

расширение экологических представлений младших школьников;

углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников "первичный срез" экологии как науки;

более полная реализация воспитательного и развивающего потенциала природоведческих знаний. Обеспечение более надежных основ экологической ответственности младших школьников;

развитие коммуникативных способностей (в опыте коллективной и групповой работы);

формирование творческого отношения к явлениям, происходящим в окружающем нас мире;

организация творческой деятельности в формировании экологической культуры;

воспитание доброжелательного отношения к окружающей среде и друг к другу, т.е. воспитание экологически грамотной личности;

обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, развитие навыков практической и исследовательской деятельности;

учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовывать поисковые экспедиции, команды, отряды;

передавать свои накопленные знания младшим школьникам, выступать с докладами, рефератами перед младшими школьниками, обучать их разгадыванию кроссвордов.

Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.

                     Общая характеристика  внеурочной деятельности

    В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.

Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление программы  состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе, стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.

Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем села, создает оптимальные условия для творческого развития учащихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов.

В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.

Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста ( 2 класс) и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.

"Юные друзья природы" – программа , которая способствует развитию  нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто новое, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии.

Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.  

     Материал внеурочной деятельности предусматривает знакомство воспитанников с определенным кругом знаний о растительном и животном мире, которые постепенно расширяются и углубляются. Учащиеся знакомятся с домашними животными и культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания, значением для человека, некоторыми сельскохозяйственными профессиями. Проводятся практические работы по уходу за животными, размножению комнатных растений и уходу за ними, экскурсии в хранилища, пасеки, оранжереи и др.

      Внеурочная деятельность нацелена на овладение навыками исследования сезонных изменений в природе, знаниями об особенностях живой природы родного края, законов об охране природы, Красной книги. В процессе деятельности "Юных друзей природы" младшие школьники учатся находить взаимосвязи в природе. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, почвами, водоемами, лесами, лугами, зелеными насаждениями, особо охраняемыми растениями и животными. Почти в каждой теме уделяется внимание вопросам охраны природы. Расширяются представления об экологическом равновесии объектов природы и гибельных последствиях нарушения природных связей.

Предусмотрены практические работы по сбору лекарственных растений, подкормке птиц, посадке деревьев.

               Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа внеурочной деятельности "Юные друзья природы" рассчитана на 1  год. Занятия проводятся 1 раз в неделю , 35 занятий в год.

Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.

  1. Развитие творческих способностей в формировании образов "живой природы".
  2. Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности.
  3. Развитие навыков исследовательской деятельности.
  4. Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.

Методы обучения и развития творческих способностей.

  1. Групповой метод.
  2. Индивидуальная работа.
  3. Использование игровых форм.
  4. Использование наглядных пособий.
  5. Общение с "живой" природой.
  6. Метод экскурсионной и практической деятельности.                                               

     В конце обучения учащийся должен знать:

понимание современных проблем окружающей среды;

овладение основами классификации растительного и животного мира края;

умение анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе;

овладение основами навыками по уходу за растениями и животными;

расширение первоначальных экологических представлений, понятий.

биологические и экологические особенности  растений и животных;

посевной и посадочный материал, способы  размножения растений, требования к условиям их выращивания, посева;

основные категории, понятия, термины изучаемых   областей знаний;

основные биологические, экологические связи в  природе, взаимодействие природы и     общества;

правила безопасности труда.

В конце обучения учащийся должен уметь:

 применять экологические, биологические знания  на практике;

изготовлять наглядные пособия, информационные   листы и т.п.;

работать с дополнительной литературой, схемами,  таблицами;

наблюдать, зарисовывать, составлять схемы;

воспроизводить информацию изучаемых областей   знаний с помощью  

 научно – популярной  литературы и средств массовой информации;

 применять правила безопасности труда.

Виды оценки результативности учебных знаний.

Для оценки результативности учебных знаний применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование с учащимися.

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование, соревнования.

   В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.

Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, ролевые игры, экскурсии, рейды на природу и т.п..

Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся.

Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).

В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы

В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил:

  • не навязывать готового решения;
  • не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
  • подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем;
  • предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.

Все перечисленные методы организации творческой работы внеурочной деятельности "Юные  друзья природы " способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.

                                                     

                                                     

                                                           

                                                         

                                         

                                                              Содержание.

  1. Введение. Круг экологических проблем. Разнообразие природы родного края.

 Беседы о наиболее актуальных проблемах окружающей среды в Липецкой области. Дневник экологических наблюдений. Круг задач на учебный год. Инструктаж по ТБ. Задачи внеурочной деятельности "Юные друзья природы ".

  1. Какие бывают животные. Животные родного края.

Знакомство с домашними животными. Условия содержания домашних животных. Проведение викторины "Знаю каждого соседа". Знакомство с животными заповедника Липецкой области. Охрана животных .

3.Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной.

Обитатели живого уголка. Условия содержания животных. Проведение практических работ: уход за домашними животными. Проведение литературного конкурса "Мой самый любимый на свете, домашний питомец родной". Знакомство с представителями домашних животных летнего и осеннего периодов. Составление карты села. Конкурс "Летом, осенью одни, все животные мои". Конкурс "Турнир домашних животных".

4. Птицы Липецкой области.

Знакомство с птицами Липецкого края . Неделя наблюдений за птицами. Перелетные птицы края. Охрана птиц . Проведение Дня птиц. Конкурс поделок "Моя синичка в надежных руках".

  1. Растения в твоем доме.

Разнообразие комнатных растений. Требования комнатных растений к условиям жизни. Знакомство с правилами ухода. Проведение практических работ. Экскурсия в  сад.

  1. Зеленые насаждения Липецкого края.

Декоративные травянистые растения. Распознавание древесных пород по коре и древесине, распознавание кустарников и трав. Практические работы: распознавание древесных и кустарниковых пород в зеленых насаждениях, посадка деревьев и кустарников, разбивка клумб.

  1. Природа живая и неживая.

Знакомство с неживой природой осени, зимы, весны. Грибы и их роль в лесу. Мхи и лишайники, влияние на лишайники загрязненности воздуха. Пауки и их роль в снижении численности комаров и мух. Насекомые, приносящие ущерб человеку. Значение снегового покрова для растений и животных. Деревья лиственные и хвойные, их отличительные признаки зимой. Роль муравьев в снижении численности насекомых, опасных для леса. Особо охраняемые насекомые края. Практические работы. Проведение экскурсий.

  1. Разнообразие природы родного края.

Знакомство с природой Липецкого  края. Реки, озера, пруды, болота края, их значение. Леса Липецкого края. Основные древесные породы. Животные леса. Деревья и кустарники в зеленых насаждениях. Виды особо охраняемых растений и животных края. Лесные ремесла. Практические работы. Экскурсии.

  1. Особо охраняемые территории Липецкого края. Город Липецк . .

Заповедники и парки края. Заповедник « Галичья Гора». Эколого-просветительская деятельность школьников.

10.    Заключительный урок

Список рекомендованной литературы.

  1. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с.
  2. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1999 - 120 с.
  3. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.
  4. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.
  5. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.
  6. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001 - 186 с.
  7. Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. - М.: Высшая школа, 1992 - 243 с.
  8. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.
  9. Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1996 - 190 с.
  10. Поплянова Е.М. А мы на уроке - играем: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1994 - 227 с.
  11. Рахманов А.И. Птицы - наши друзья: учеб. пособие. - М.: Росагропромиздат, 1989 - 286 с.
  12. Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. - Арзамас: Ирис, 2000. - 113 с.

                 
Материально-техническое обеспечение кабинета

Стол ученический – 8

Стул ученический – 16

Стол учительский – 1

Стул учительский – 1

Тумбочки - 2

Шкафы секционные – 3

Доска классная – 1

Экран  – 1

Ноутбук –1

Проектор-1

                                               Учебно  – тематический план

№ п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение. Круг экологических проблем. Разнообразие природы родного края.

1

1

-

2

Какие бывают животные. Животные родного края.

3

2

1

3

Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной.  

7

4

3

4

Птицы Липецкого края

4

2

2

5

Растения в твоем доме.

1

1

6

Зеленые насаждения Липецкого края.

2

1

1

7

Природа живая и неживая

10

6

4

8

Разнообразие природы родного края.

5

3

2

9

Особо охраняемые территории Липецкого края. Город Липецк.

1

1

10

Заключительный урок

1

1

Итого

Итого:

35 часов

35 часов

21

14

                                   Календарно-тематическое планирование занятий

                                внеурочной деятельности «Юные друзья природы»

2 класс

№ занятия

     Тематическое       содержание

Кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

1

Введение.

Круг экологических проблем.

Разнообразие природы родного края.

  1

т

                           

                                Какие бывают животные. Животные родного края - 3 часа

   2

Знакомство с домашними животными. Условия содержания домашних животных.

  1

т

3

Знакомство с животными заповедника. Охрана животных.

  1

4

Проведение викторины «Знаю каждого соседа».  

  1

п

    Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной-7часов

5

Обитатели живого уголка. Условия содержания животных.

  1

т

6

Знакомство с представителями домашних животных летнего и осеннего периода.

  1

7

 Уход за домашними животными.

  1

т

8

Проведение литературного конкурса «Мой самый любимый  на свете, домашний питомец родной…»

  1

п

9

Составление карты  села.

  1

п

10

Знакомство с представителями домашних животных зимнего  и весеннего периода.

  1

т

11

Конкурс «Летом, осенью одни, все животные мои…». Конкурс «Турнир домашних животных».

  1

п

                                           Птицы  Липецкой области – 4часа

12

Знакомство с птицами Липецкого края

 1

13

Перелетные птицы края.

  1

  14

Неделя наблюдений за птицами. Конкурс поделок «Моя синичка в надежных руках».

  1

п

15

Охрана птиц .Викторина.

  1

п

                                                  Растения   в твоем доме – 1час

16

Разнообразие комнатных растений. Требования комнатных растений к условиям жизни.Проведение практических работ. Экскурсия в  сад

  1

п

                                               Зеленые насаждения Липецкого края- 2часа

  17

Декоративные  травянистые растения.

   1

  18

Распознавание древесных пород по коре и древесине, распознавание кустарников и трав.

   1

п

                                                       Природа живая и неживая – 10 часов

19

Знакомство с неживой природой осени, зимы, весны.

  1

20

Грибы и их роль в лесу. Мхи и лишайники, влияние на лишайники загрязненности воздуха.

  1

т

21

Насекомые, приносящие ущерб человеку. Особо охраняемые насекомые края.

  1

п

22

Пауки и их роль в снижении численности комаров и мух.  

  1

т

23

Роль муравьев в снижении численности насекомых опасных для леса.

  1

т

24

Деревья лиственные и хвойные, их отличительные признаки зимой.

  1

п

25

 Значение снегового покрова для растений и животных.

  1

т

26

Экскурсия «Птицы перелетные и зимующие». Практическая работа: подкормка птиц. Следы зверей.

  1

п

27

Птицы леса. Звери края

  1

т

28

Цветение сада. Понятие об опылении растений. Насекомые опылители и их охрана.

  1

т

                                         Разнообразие природы  родного края – 5 часов

29

Знакомство с природой Липецкого  края.

  1

30

Леса Липецкого края. Основные древесные породы.

  1

т

  31

Лесные ремесла

  1

32

Животные леса. Деревья и кустарники в зеленых насаждениях.

  1

п

33

Виды особо охраняемых растений и животных края.

  1

п

                      Особо охраняемые территории Липецкого края. Город Липецк – 1 час

Заповедник «Галичья гора»

  1

34

35

Заключительный урок

  1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.

Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"

рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках кружка "Юный эколог" ФГОС...

Программа по внеурочной деятельности "Юные друзья природы"

Учащимся младшего школьного возраста будет интересно узнать о природе родного края....