Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_yunye_druzya_prirody.docx | 45.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Юные друзья природы» предназначена для обучающихся 2 класса ГБОУ «Специальная школа - интернат
с. Дмитряшевка»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа внеурочной деятельности
-Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребыванию учащихся в образовательных учреждениях .
- Приказ Минобрнауки России №373 «Об организации и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 (в ред. приказ Минобрауки России от 26.11.2010 г.)
-Письмо Минобрнауки России №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего стандарта общего образования» от 12.05.2011г.
-Письмо Минобрнауки России №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования образования детей» от 11.12.2006 г.
- Закон Российской Федерации "Об образовании" ( с изменениями и дополнениями)
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены -----Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
-СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены ---Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
-Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
-Календарный учебный график ГБОУ « Специальная школа – интернат с. Дмитряшевка» на 2014 -2015 уч.год
- Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с.Дмитряшевка Хлевенского района» (редакция 12.05.2014 г.).
Цель программы - экологическое образование детей посредством раскрытия творческих возможностей школьников; пробуждение осознанного понимания доброго, красивого, нравственного.
Задачи программы:
активизация познавательной деятельности младших школьников;
расширение экологических представлений младших школьников;
углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников "первичный срез" экологии как науки;
более полная реализация воспитательного и развивающего потенциала природоведческих знаний. Обеспечение более надежных основ экологической ответственности младших школьников;
развитие коммуникативных способностей (в опыте коллективной и групповой работы);
формирование творческого отношения к явлениям, происходящим в окружающем нас мире;
организация творческой деятельности в формировании экологической культуры;
воспитание доброжелательного отношения к окружающей среде и друг к другу, т.е. воспитание экологически грамотной личности;
обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, развитие навыков практической и исследовательской деятельности;
учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовывать поисковые экспедиции, команды, отряды;
передавать свои накопленные знания младшим школьникам, выступать с докладами, рефератами перед младшими школьниками, обучать их разгадыванию кроссвордов.
Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.
Общая характеристика внеурочной деятельности
В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.
Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление программы состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе, стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.
Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем села, создает оптимальные условия для творческого развития учащихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов.
В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.
Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста ( 2 класс) и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.
"Юные друзья природы" – программа , которая способствует развитию нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто новое, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии.
Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.
Материал внеурочной деятельности предусматривает знакомство воспитанников с определенным кругом знаний о растительном и животном мире, которые постепенно расширяются и углубляются. Учащиеся знакомятся с домашними животными и культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания, значением для человека, некоторыми сельскохозяйственными профессиями. Проводятся практические работы по уходу за животными, размножению комнатных растений и уходу за ними, экскурсии в хранилища, пасеки, оранжереи и др.
Внеурочная деятельность нацелена на овладение навыками исследования сезонных изменений в природе, знаниями об особенностях живой природы родного края, законов об охране природы, Красной книги. В процессе деятельности "Юных друзей природы" младшие школьники учатся находить взаимосвязи в природе. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, почвами, водоемами, лесами, лугами, зелеными насаждениями, особо охраняемыми растениями и животными. Почти в каждой теме уделяется внимание вопросам охраны природы. Расширяются представления об экологическом равновесии объектов природы и гибельных последствиях нарушения природных связей.
Предусмотрены практические работы по сбору лекарственных растений, подкормке птиц, посадке деревьев.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа внеурочной деятельности "Юные друзья природы" рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю , 35 занятий в год.
Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.
- Развитие творческих способностей в формировании образов "живой природы".
- Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности.
- Развитие навыков исследовательской деятельности.
- Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.
Методы обучения и развития творческих способностей.
- Групповой метод.
- Индивидуальная работа.
- Использование игровых форм.
- Использование наглядных пособий.
- Общение с "живой" природой.
- Метод экскурсионной и практической деятельности.
В конце обучения учащийся должен знать:
понимание современных проблем окружающей среды;
овладение основами классификации растительного и животного мира края;
умение анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе;
овладение основами навыками по уходу за растениями и животными;
расширение первоначальных экологических представлений, понятий.
биологические и экологические особенности растений и животных;
посевной и посадочный материал, способы размножения растений, требования к условиям их выращивания, посева;
основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний;
основные биологические, экологические связи в природе, взаимодействие природы и общества;
правила безопасности труда.
В конце обучения учащийся должен уметь:
применять экологические, биологические знания на практике;
изготовлять наглядные пособия, информационные листы и т.п.;
работать с дополнительной литературой, схемами, таблицами;
наблюдать, зарисовывать, составлять схемы;
воспроизводить информацию изучаемых областей знаний с помощью
научно – популярной литературы и средств массовой информации;
применять правила безопасности труда.
Виды оценки результативности учебных знаний.
Для оценки результативности учебных знаний применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование с учащимися.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование, соревнования.
В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.
Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, ролевые игры, экскурсии, рейды на природу и т.п..
Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся.
Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы
В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил:
- не навязывать готового решения;
- не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
- подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем;
- предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.
Все перечисленные методы организации творческой работы внеурочной деятельности "Юные друзья природы " способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.
Содержание.
- Введение. Круг экологических проблем. Разнообразие природы родного края.
Беседы о наиболее актуальных проблемах окружающей среды в Липецкой области. Дневник экологических наблюдений. Круг задач на учебный год. Инструктаж по ТБ. Задачи внеурочной деятельности "Юные друзья природы ".
- Какие бывают животные. Животные родного края.
Знакомство с домашними животными. Условия содержания домашних животных. Проведение викторины "Знаю каждого соседа". Знакомство с животными заповедника Липецкой области. Охрана животных .
3.Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной.
Обитатели живого уголка. Условия содержания животных. Проведение практических работ: уход за домашними животными. Проведение литературного конкурса "Мой самый любимый на свете, домашний питомец родной". Знакомство с представителями домашних животных летнего и осеннего периодов. Составление карты села. Конкурс "Летом, осенью одни, все животные мои". Конкурс "Турнир домашних животных".
4. Птицы Липецкой области.
Знакомство с птицами Липецкого края . Неделя наблюдений за птицами. Перелетные птицы края. Охрана птиц . Проведение Дня птиц. Конкурс поделок "Моя синичка в надежных руках".
- Растения в твоем доме.
Разнообразие комнатных растений. Требования комнатных растений к условиям жизни. Знакомство с правилами ухода. Проведение практических работ. Экскурсия в сад.
- Зеленые насаждения Липецкого края.
Декоративные травянистые растения. Распознавание древесных пород по коре и древесине, распознавание кустарников и трав. Практические работы: распознавание древесных и кустарниковых пород в зеленых насаждениях, посадка деревьев и кустарников, разбивка клумб.
- Природа живая и неживая.
Знакомство с неживой природой осени, зимы, весны. Грибы и их роль в лесу. Мхи и лишайники, влияние на лишайники загрязненности воздуха. Пауки и их роль в снижении численности комаров и мух. Насекомые, приносящие ущерб человеку. Значение снегового покрова для растений и животных. Деревья лиственные и хвойные, их отличительные признаки зимой. Роль муравьев в снижении численности насекомых, опасных для леса. Особо охраняемые насекомые края. Практические работы. Проведение экскурсий.
- Разнообразие природы родного края.
Знакомство с природой Липецкого края. Реки, озера, пруды, болота края, их значение. Леса Липецкого края. Основные древесные породы. Животные леса. Деревья и кустарники в зеленых насаждениях. Виды особо охраняемых растений и животных края. Лесные ремесла. Практические работы. Экскурсии.
- Особо охраняемые территории Липецкого края. Город Липецк . .
Заповедники и парки края. Заповедник « Галичья Гора». Эколого-просветительская деятельность школьников.
10. Заключительный урок
Список рекомендованной литературы.
- Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с.
- Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1999 - 120 с.
- Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.
- Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.
- Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.
- Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001 - 186 с.
- Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. - М.: Высшая школа, 1992 - 243 с.
- Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1996 - 190 с.
- Поплянова Е.М. А мы на уроке - играем: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1994 - 227 с.
- Рахманов А.И. Птицы - наши друзья: учеб. пособие. - М.: Росагропромиздат, 1989 - 286 с.
- Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. - Арзамас: Ирис, 2000. - 113 с.
Материально-техническое обеспечение кабинета
Стол ученический – 8
Стул ученический – 16
Стол учительский – 1
Стул учительский – 1
Тумбочки - 2
Шкафы секционные – 3
Доска классная – 1
Экран – 1
Ноутбук –1
Проектор-1
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование темы, раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение. Круг экологических проблем. Разнообразие природы родного края. | 1 | 1 | - |
2 | Какие бывают животные. Животные родного края. | 3 | 2 | 1 |
3 | Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной. | 7 | 4 | 3 |
4 | Птицы Липецкого края | 4 | 2 | 2 |
5 | Растения в твоем доме. | 1 | 1 | |
6 | Зеленые насаждения Липецкого края. | 2 | 1 | 1 |
7 | Природа живая и неживая | 10 | 6 | 4 |
8 | Разнообразие природы родного края. | 5 | 3 | 2 |
9 | Особо охраняемые территории Липецкого края. Город Липецк. | 1 | 1 | |
10 | Заключительный урок | 1 | 1 | |
Итого Итого: | 35 часов | 35 часов | 14 |
Календарно-тематическое планирование занятий
внеурочной деятельности «Юные друзья природы»
2 класс
№ занятия | Тематическое содержание | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
План | Факт | |||||
1 | Введение. Круг экологических проблем. Разнообразие природы родного края. | 1 | т | |||
Какие бывают животные. Животные родного края - 3 часа | ||||||
2 | Знакомство с домашними животными. Условия содержания домашних животных. | 1 | т | |||
3 | Знакомство с животными заповедника. Охрана животных. | 1 | ||||
4 | Проведение викторины «Знаю каждого соседа». | 1 | п | |||
Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной-7часов | ||||||
5 | Обитатели живого уголка. Условия содержания животных. | 1 | т | |||
6 | Знакомство с представителями домашних животных летнего и осеннего периода. | 1 | ||||
7 | Уход за домашними животными. | 1 | т | |||
8 | Проведение литературного конкурса «Мой самый любимый на свете, домашний питомец родной…» | 1 | п | |||
9 | Составление карты села. | 1 | п | |||
10 | Знакомство с представителями домашних животных зимнего и весеннего периода. | 1 | т | |||
11 | Конкурс «Летом, осенью одни, все животные мои…». Конкурс «Турнир домашних животных». | 1 | п | |||
Птицы Липецкой области – 4часа | ||||||
12 | Знакомство с птицами Липецкого края | 1 | ||||
13 | Перелетные птицы края. | 1 | ||||
14 | Неделя наблюдений за птицами. Конкурс поделок «Моя синичка в надежных руках». | 1 | п | |||
15 | Охрана птиц .Викторина. | 1 | п | |||
Растения в твоем доме – 1час | ||||||
16 | Разнообразие комнатных растений. Требования комнатных растений к условиям жизни.Проведение практических работ. Экскурсия в сад | 1 | п | |||
Зеленые насаждения Липецкого края- 2часа | ||||||
17 | Декоративные травянистые растения. | 1 | ||||
18 | Распознавание древесных пород по коре и древесине, распознавание кустарников и трав. | 1 | п | |||
Природа живая и неживая – 10 часов | ||||||
19 | Знакомство с неживой природой осени, зимы, весны. | 1 | ||||
20 | Грибы и их роль в лесу. Мхи и лишайники, влияние на лишайники загрязненности воздуха. | 1 | т | |||
21 | Насекомые, приносящие ущерб человеку. Особо охраняемые насекомые края. | 1 | п | |||
22 | Пауки и их роль в снижении численности комаров и мух. | 1 | т | |||
23 | Роль муравьев в снижении численности насекомых опасных для леса. | 1 | т | |||
24 | Деревья лиственные и хвойные, их отличительные признаки зимой. | 1 | п | |||
25 | Значение снегового покрова для растений и животных. | 1 | т | |||
26 | Экскурсия «Птицы перелетные и зимующие». Практическая работа: подкормка птиц. Следы зверей. | 1 | п | |||
27 | Птицы леса. Звери края | 1 | т | |||
28 | Цветение сада. Понятие об опылении растений. Насекомые опылители и их охрана. | 1 | т | |||
Разнообразие природы родного края – 5 часов | ||||||
29 | Знакомство с природой Липецкого края. | 1 | ||||
30 | Леса Липецкого края. Основные древесные породы. | 1 | т | |||
31 | Лесные ремесла | 1 | ||||
32 | Животные леса. Деревья и кустарники в зеленых насаждениях. | 1 | п | |||
33 | Виды особо охраняемых растений и животных края. | 1 | п | |||
Особо охраняемые территории Липецкого края. Город Липецк – 1 час | ||||||
Заповедник «Галичья гора» | 1 | |||||
34 | ||||||
35 | Заключительный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог".
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 кл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог.
Программа по организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Эколог» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов, является механизмом расширения знаний о родном крае, ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках кружка "Юный эколог" ФГОС...
Программа по внеурочной деятельности "Юные друзья природы"
Учащимся младшего школьного возраста будет интересно узнать о природе родного края....