Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружка «Тайны природы» в 3 классе
(нравственно – экологическое направление).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское бюджетное общеобразовательное учреждение г. Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №29»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Рассмотрено» | «Утверждено» |
Руководитель МК Т.Д. Якименко | ЗД поУВР Т.А.Бондарь | Педагогическим советом | Директор Л.А.Новикова |
Протокол № | Протокол № | Приказ № | |
от « »___ 2014 | от « »___ 2014 | от « »___2014 | от « »___ 2014 |
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружка «Тайны природы» в 3 – б классе
(нравственно – экологическое направление).
Количество часов по учебному плану
В год: 34
В неделю: 1
Программу составила учитель ГБОУ СОШ №29:
Якименко Тамара Дмитриевна
г. Севастополь
2014- 2015 уч. год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Экологическое воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритета. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Программа кружка «Тайны природы» разработана в целях сохранения природы и экологического воспитания учащихся. Она поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины, получить все необходимые знания по экологии и о природе родного края, а проведение различных внеклассных мероприятий будут способствовать изучению экологических проблем Крыма и путей их решения, воспитанию бережного отношения к природе, любви и бережному отношению ко всему живому.
Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
- Учить детей быть ответственными за свои поступки.
- Формировать культуру поведения в природе.
- Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей. Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
-Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 раздел – « Введение в экологию»
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – « Волшебный мир»
В этом разделе программы дети знакомятся с изменениями, происходящими в окружающем мире как независимо от людей, так и по их воле, выявление взаимосвязи происходящих изменений как позитивного, так и негативного характера.
3 раздел – « Тайны птичьего царства»
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 раздел – « О чем шепчут деревья ? »
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Как помочь дереву перезимовать? Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – « Загадки животного мира»
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина, Н.Сладкова, учащиеся познакомятся с обитателями зоопарка, отправятся в заочное морское путешествие
6 раздел – « Природа в нашем доме»
Наблюдение за домашними животными, их правильным питанием и уходом. Мы в ответе за тех, кого приручили. Рассказы детей на основе наблюдений. Составление именной книги – копилки с именами – кличками своих домашних питомцев. Можно посоревноваться в сборе кошачьих имен и т.д. Комнатные растения, домашние животные – им особое внимание, но не только! Дети учатся ухаживать, приносить кому-то пользу, заботиться. Борьба с « сорными» словами. Общение семьи с природой.
7 раздел – « Красота спасет мир»
Что доброго способен внести каждый из нас в окружающий мир? Деятельность заключается в ряде творческих конкурсов, конкурсов рисунков, стихов, учиться видению природы у художников, поэтов, композиторов. Мир моих увлечений. Изготовление книжек – малышек о природе.
8 раздел – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с лекарственными растениями края, лесным календарем, экологическим светофором, жалобной книгой живой природы, зеленой арифметикой. Данная информация поможет развивать мышление, память, воображение, научит сопереживать.
9 раздел – « Возьмемся за руки».
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- Основы экологической культуры.
- Некоторые особенности природы своего края.
- Основные признаки времен года.
- Значение природы для человека.
- Группы растений и животных.
- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
- Правила поведения в природе.
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Учащиеся должны уметь:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
- Подкармливать птиц в простейших кормушках.
- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Тематическое планирование кружка « Тайны природы».
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
Введение в экологию. | 4 ч | |||
1. | Экскурсия в парк. | 1 | - учиться видеть прекрасное в природе; - наблюдать за сезонными изменениями; - развивать наблюдательность | 05.09 |
2. | Осенняя выставка « Люблю я пышное природы увяданье». | 1 | - знакомиться с осенними приметами; - стараться увидеть отличительные признаки осени; - демонстрировать свои таланты | 12.09 |
3. | Беседа « Охрана недр края». | 1 | - предоставлять материал о природных богатствах природы края; - выявлять отрицательные признаки влияния человека в недра Земли; - повторять экологические правила | 19.09 |
4 | Утренник « Праздник осени». | 1 | - раскрывать таланты и творческие способности перед родителями и учащимися начальных классов; - развивать речь и память | 26.09 |
Волшебный мир. | 3 ч | |||
5. | Знакомство с экологическим рассказом « Воскресенье в лесу». | 1 | - обсуждать поведение героев рассказа в гостях у леса; - оценивать свое поведение в лесу | 03.10 |
6. | Живые барометры. | 1 | - находить информацию об интересных растениях - предсказателях погоды; - учиться определять поведение домашних животных на природные аномалии, стихийные бедствия; - учиться бережному отношению друг к другу | 10.10 |
7. | Викторина « Все обо всем». | 1 | - учиться находить правильные ответы на вопросы из области экологии; - развивать любознательность, стремиться узнавать больше интересного из жизни природы | 17.10 |
Тайны птичьего царства. | 3 ч | |||
8. | Урок-радиопередача « Птицы – наши друзья». | 1 | - предоставлять дополнительную информацию из жизни птиц; - развивать умение слушать; - понимать значение птиц в природоведческой цепи | 24.10 |
9. | Смелые перелеты. | 1 | - учиться характеризовать перелетных птиц и понимать их значимость в природе; - знакомиться с интересными фактами из жизни птиц; - повторять правила поведения в природе | 07.11 |
10. | Экскурсия в парк « Устроим птичью елку». | 1 | - развешивать кормушки и понимать их значение для жизни птиц в зимнее время; - наблюдать в природе за поведением птиц и следить за их посещением птичьей «столовой» | 14.11 |
О чем шепчут деревья? | 3 ч | |||
11. | Лес « сердится ». | 1 | - характеризовать причины « обиды» леса на жизнедеятельность человека; - учиться передавать настроение природы на рисунке; - развивать фантазию, творческое воображение | 21.11 |
12. | Мой дом на дереве. | 1 | - знакомиться с жителями деревьев и причинами их расселения на деревьях; -получать дополнительную информацию об их жизнедеятельности, опасностями; - воспитывать бережное отношение к детенышам животных | 28.11 |
13. | « Легкие» нашей планеты. | 1 | - рассказывать о лесных массивах и понимать важность леса для жизнедеятельности человека; - оформлять листовки «Береги лес»; - повторять правила поведения человека в лесу | 05.12 |
Загадки животного мира. | 3 ч | |||
14. | Путешествие к острову «Морского дьявола». | 1 | - знакомиться с жизнью и проблемами морских животных; - выявлять причины отрицательного воздействия человека на загрязнение Мирового океана | 12.12 |
15. | Животные зоопарка. | 1 | - путешествовать (виртуально) в «город» животных; - знакомиться с животными – «иностранцами» и условиями их жизни в нашей стране; - познакомиться с правилами ухода и содержания животных зоопарка; - уважительно относиться к труду работников зоопарка | 19.12 |
16. | Рыбьи « прогнозы ». | 1 | - понимать причины гибели рыб в морях и океанах; - выпускать листовки «Помоги морским обитателям»; - развивать любознательность | 26.12 |
Молчаливые соседи. | 3 ч | |||
17. | Беседа «Верные друзья». | 1 | - готовить сообщения о собаках – помощниках людям – инвалидам; - учиться быть толерантными, терпеливыми, вежливыми; - учиться отвечать за свои поступки | 16.01 |
18. | Жизнь обитателей аквариумов. | 1 | -знакомиться с жизнью обитателей аквариумов условиями их содержания; - проявлять ответственность по отношению к домашним любимцам | 23.01 |
19. | Смешные истории. | 1 | -учиться пересказывать, правильно говорить, передавать свои эмоции с помощью связной речи; - понимать юмор | 30.01 |
Природа в нашем доме. | 4 ч | |||
20. | Лучший знаток народной медицины. | 1 | - представлять лекарственные растения и уметь находить их в природе; - разгадывать загадки | 06.02 |
21. | Выставка « Мир моих увлечений». | 1 | - принимать активное участие в выставке; - понимать значение «хобби» в жизни человека»; - интервьюировать родителей о роли «хобби» в их жизни | 13.02 |
22. | Лесной календарь. | 1 | - характеризовать времена года, месяцы; - знать русские народные названия месяцев; - характеризовать месяцы по временам года | 20.02 |
23. | История каменной соли. | 1 | - знать характеристику происхождения каменной соли, ее свойствами и методах добычи; - совершенствовать умение применять на практике полученные знания | 27.02 |
Красота спасет мир. | 3 ч | |||
24. | Весна в поэзии, картинах и музыке. | 1 | - учиться у художников, поэтов, композиторов эстетическому видению природы; - раскрывать свои таланты на практике | 06.03 |
25. | Выставка рисунков « Бал весенних цветов». | 1 | - развивать познавательный интерес; - воспитывать бережное отношение к природе; - проявлять творческие способности | 13.03 |
26. | Конкурс рисунков «Хоровод берез». Березкины слезки. | 1 | - изготавливать рекламные листовки об угрозе березовой роще; - представлять значение березы – символа России для нашей Родины; - воспитывать патриотические чувства к своей Родине | 20.03 |
Человек - часть природы. | 4 ч | |||
27. | Экология устами младенца. | 1 | - представлять взаимосвязь человека и природы, об ответственности за мир природы; - учиться выполнять законы природы; - воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром; - развивать активность и самостоятельность | 03.04 |
28. | Экскурсия « По тропинке в парк пойдем». | 1 | - учиться видеть прекрасное рядом; - наблюдать за изменениями в окружающем мире с приходом весны; - развивать воображение, фантазию | 10.04 |
29. | Экологическая профессия. | 1 | - узнавать о профессиях, связанными с природой, оберегающими ее; - самостоятельно подготавливать сообщения о людях этих профессий; - тренироваться в оценке разного рода воздействий человека на природу | 17.04 |
30. | Экодесант « Укрась клумбу». | 1 | - проявлять такие качества, как трудолюбие, взаимовыручка, дружба, необходимые в выполнении общего дела; - воспитывать уважительное отношение к труду | 24.04 |
Возьмемся за руки. | 4 ч | |||
31. | История белого колокольчика. | 1 | - вызывать интерес к потребности в новых знаниях; - собирать информацию о численности исчезающего растения ландыша; - выпускать листовки с обращениями к тем, кто ими торгует; - бережно относиться к растениям леса | 01.05 |
32. | Разноцветная река. | 1 | - знакомиться с источниками загрязнения водоемов; - вырабатывать правила поведения на водоеме; - стремиться к экономному расходованию питьевой воды | 08.05 |
33. | Путешествие капельки воды. | 1 | - разрабатывать предупреждающие знаки по утечке питьевой воды и устанавливать их в школьной столовой, у водопроводных кранов в школе; - следить за рациональным использованием воды; - самостоятельно находить информацию о запасах пресной воды на планете | 15.05 |
34. | Игра « Звездный час». | 1 | - подводить итоги своей деятельности; - учиться оценивать свои достижения и достижения других ; - соблюдать правила совместной работы | 22.05 |
Итого: | 34 ч |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ,
Для педагога:
- Цветкова И.В. «Экология для начальной школы». Игры и проекты. Ярославль. «Академия развития»,2005 г.
- Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. « Нестандартные и интегрированные уроки». М.: Вако, 2004 г.
- Плешаков А.А. Атлас-определитель « От земли до неба».М.: Просвещение, 2009 г.
- Троицкая Н.Б. «Нестандартные уроки и творческие занятия», М.: Дрофа, 2008 г.
- Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Для учащихся:
- Что такое? Кто такой? М.: Педагогика –Пресс, 1993 г.
- Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
- Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. Животные./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
- . Сухин И.Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. М.: Новая школа, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/30/picture-104100.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-561663-1420901693.jpg)
Программа внеурочной деятельности кружка «Этика. Азбука добра» духовно-нравственной направленности
Программа кружка составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-589270-1423412364.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» в 3 классе (научно – познавательное направление).
Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Занимательная математика» в 3 классе(научно – познавательное направление)....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/04/picture-27094-1493895331.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности «Мои первые исследования»
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности«Мои первые исследования»Пояснительная записка Новые стандарты образования предполагают внесение значительных измене...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/02/picture-1418483-1662116099.jpg)
Программа внеурочной деятельности (кружка) «Тайны русского языка» 1-4 классы.
Программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/15/picture-1021620-1521140219.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Открываем тайны слова» 3 класс
В материале представлена программа учебного курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Открываем тайны слова" для 3 класса...